Способов построения сюжета возраст детей

Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.

Елена Ягудина
Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.

Сюжетно — ролевая игра — ведущая деятельность дошкольника

Дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет — совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. внутренняя жизнь проявляется в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре.

Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Особенности ролевой игры дошкольника

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек («Я — космонавт», «Я- мама», «Я- доктор», но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним.

Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим.

Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвёртая — читать детям книжки и заниматься с ними и пр.

Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре).

Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.

Характер игровых действий

Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3 – 4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4 -5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3 -4 взаимосвязанных действий/ дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5 – 6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6 – 7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество).Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Условия и способы развития сюжетно — ролевой игры у дошкольников.

Читайте также:  Способ нарезание многозаходной резьбы

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.

Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.

4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей

Прямые приемы руководства : ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:

На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

6. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:

Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно — ролевой игры.

Распределение ролей. Педагог должен, стремится удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре:

а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!» рапорт о выполненном поручении);

б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива

в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе не разрушая игровой ситуации;

г) в ходе сюжетно — ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;

д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Читайте также:  Пена очиститель салтон способ применения

«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей. Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе. Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Источник

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»

Екатерина
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения»

«Основы сюжетосложения»

Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере (память, внимание, мышление и тд, так как в процессе игры развиваются все познавательные процессы, речь, социально – коммуникативное развитие.

В связи с этим, возникла необходимость развития этого аспекта основной деятельности детей дошкольного возраста.

Сл 3 Диагностика:

Метод -наблюдение за игрой детей (что смотрела в игре) :

В целом, компоненты игры сформированы, но выявляются следующие трудности в развитии основ сюжетосложения:

— Трудности на этапе возникновения замысла: однообразие сюжетов.

— не умение детей использовать элементы игры в воображаемом плане;

— Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию взаимоотношений;

— Ролевой диалог беден;

— Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель;

— Нет вариативности в использовании ролей.

Сл 4 Метод- педагогическое наблюдение

Вставить диаграммы, круги Сентябрь 2017, 13 воспитанников

Частично сформировано — Кол-во детей. проценты

Проблемы развития – кол-во детей, проценты.

Сл 5 Цель: Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов.

Совместное сюжетосложение – это более сложный способ построения игры.

• Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре,

• Развивать умение выстраивать новые сюжетные линии в процессе игры;

• Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

СЛ 6 Интеграция образовательных областей

Развитие основ сюжетосложения процесс интегративный, где реализуются все задачи образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие – здесь происходит развитие и совершенствование всех компонентов игры. (Любая игра имеет тему, в соответствии с темой, строится сюжет, третьим элементом в строении игры становится роль, содержание игры, игровой материал и игровое пространство, ролевые и реальные отношения).

Познавательное развитие происходит на этапе знакомства со сказкой, умение детей складывать разный сюжет сказки и складывать их в один сюжет, взаимодействие персонажей сказки (диалоги, поступки, выражение отношений между персонажами).

Физическое развитие. Здесь дети учатся передавать мимику, движения соответствующие выбранному герою, так, что бы он был узнаваем окружающими детьми. Могут изменять присущие литературному герою основные черты, меняя их в соответствии с изменением сюжета.

Речевое развитие. Особое внимание необходимо уделять речевому опосредованию деятельности детей с ЗПР. От них нужно требовать обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречвление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности. Развивается умение строить сложноподчиненные предложения, развивается лексическая сторона речи, происходит обогащение словарного запаса.

Художественно – эстетическое развитие. Сюда включены игры – драматизации, именно в них раскрывается творческий потенциал ребенка. Формируется умение передавать свои впечатления в художественно – творческой деятельности (рисование, аппликация, лепке).

Сл 7 Принципы использования сюжетосложения, как основного приема развития у детей игровых умений и навыков

Принцип учета индивидуальных

Принцип системности;(от простого к сложному)

Принцип последовательности;(Начало игры, сюжет, роли, выстраивают действия, поведение)

Принцип интегративности;(СК р. Осуществляется не только в игре но и во всех видах детской деятельности – конструирование, математика, подвижные игры)

Принцип поддержания детской инициативы. (способствовать расширению форм, создание условий)

Сл 9 Методы и приемы:

Работу обучению сюжетосложениюя провожу в несколько этапов:

— Подготовительный – знакомство со сказкой, её героями, рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев; прием группового обсуждения, который организует взрослый.

— вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение (здесь можно использовать мнемотехнику);

— создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов – заместителей, игрушек – самоделок, поделок, обучение игровых действий с ними.

Сл 10 Основной этап Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. сначала играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки.

На данном этапе используется ряд приемов:

«Придумывание конца сказки» опираясь на смысловые опоры, уже знакомые детям сюжеты (мнемотаблицы);

Введение проблемной ситуации: на что направлено

Новый персонаж сказки.

«Иллюстрация сказки». После обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать иллюстрации к ней. Хорошо было бы взрослым нарисовать еще и свои рисунки. После рисования можно будет обсудить рисунки. Только делать это надо не сразу, а, например, на следующий день. В перерыве, можно внимательно рассмотреть рисунки ребенка и выяснить, все ли там нормально или есть что-то настораживающее. В дальнейшем можно попросить ребенка самостоятельно рассказать сказку по имеющимся рисункам.

«Драматизация сказки». Начинаем с того, что раздаем роли, при этом можно давать роли и игрушкам, в случае если их некому играть. Затем выстраиваем сказочное пространство – обозначаем, где будет дом, где будет лес и т. д. Когда все готово, начинаем рассказывать сказку и исполнять роли. В роли режиссера может выступать как взрослый, так и ребенок.

«Чудеса в решете». После прочтения сказки, ребенку предлагается найти в ней различные чудеса, обсудить их значение. Выяснить, к чему приведет отсутствие того или иного чуда в сказке. Поразмышлять о том, что в реальной жизни может означать это волшебство

Читайте также:  Волновой способ метания ножей

«Сказка наоборот». Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.

«Сказка в заданном ключе».Сказка придумывается в заданном ключе: а) в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет; б) сюжет сказки как бы перемещается в другое время и пространство; в) ребенку предлагается сюжет, который он завершает по собственному усмотрению; г) рассказывая сказку, предложите ребенку помочь главному герою найти решение проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей, при этом сначала этот прием используют для знакомых сказок, а затем – для вновь придуманных сюжетов.

«Событийная цепочка».Ребенку предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.

«Письмо сказочному герою». Ребенку предлагается написать письмо своему любимому герою, поделиться с ним своими впечатлениями, пожеланиями, просьбами.

«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д. …» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

«Салат из сказок»

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д.Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Здесь игра полностью или частично сопровождается взрослым 6 он берет на себя определенную роль, создает проблемные ситуации, помогает их разрешению, вности в игру атрибуты (предметы – заместители, помогает создать обстановку и т. д.

— Сл 11самый сложный этап – самостоятельная игра детей. Здесь педагог является «консультантом», он может помочь детям, если сюжет исчерпал себя, при решении конфликта, развития диалога героев.

Цель: Поддерживать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка); подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.

Методы и приемы:

Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры);

Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в

игре, разъяснение, совет в ходе игры, предложение новой темы игры и др.).

Как изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?

*Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.

*Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п.

*часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей.

*намечают дальнейшее направление сюжетосложения.

*Игра развертывается в группах до 3—4 человек,

*причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.

*Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дети с ЗПР привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но возвращаясь к уже придуманному сюжету, необходимо стремиться к тому, что бы они варьировали его, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи.

Еще одним направлением работы в плане преемственности по формированию сюжетосложения у детей ЗПР, была работа с родителями воспитанников. Задача которого направлена на просвещение родителей по повышению педагогической грамотности в отношении игры в общем, и как ее компонент – сюжетосложение.

В частности, были проведены родительские собрания с включением мультимедийных презентаций, на которых был показан пример развития игры на основе отдельно взятой сказки и сюжетно – ролевой игры, где рассказывалось, как по способам усложнения, изменения, а может и упрощения сюжета можно развивать обогащать знания детей.

Родители помогали и оснастить предметно – пространственную среду (уголок ряженья, маски, атрибуты для СРИ).

Проведена выставка рисунка по любимой сказке, где ребенок затем рассказывал отрывок из нее, показывал главного персонажа, рассказывал об основных его качествах и т. д., что позволяло в дальнейшем проигрывать вместе с детьми этот отрывок применяя в частности и основы сюжетосложения.

Все это поспособствовало тому, что интерес родителей к игре, как к способу повысить общее развитие своих детей значительно возрос, что и отразилось на более успешном освоении сложными игровыми навыками у детей.

В результате проведенной работы по формированию навыка сюжетосложения в ролевой игре с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР удалось повысить творческое воображение. Повышение творческого воображения в ролевой игре произошло за счет созданными нами педагогическими условиями, при которых дети смогли раскрепоститься и проявить инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учётом мнения партнёров по игре. Созданное нами игровое пространство не ограничивало, а наоборот, способствовало проявлению всех компонентов творческого воображения в сюжетно-ролевых играх детей.

Оценка динамики проведенной работы осуществлялась по выделенным нами количественно-качественным критериям.

— динамика уровней творческого воображения, как у отдельного ребенка, так и в целом по группе;

— динамика преобразования игровых умений детей.

— особенности творческого воображения в ролевой игре до и после начала обучения сюжетосложению;

Данные, полученные в ходе экспериментальной деятельности, показали положительную динамику повышения уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре способом сюжетосложения. Среднее повышение уровня сюжетосложения в ролевой игре в группе составило — 40%, уровень игровых умений в сюжетно-ролевой игре – 72%.

Источник

Оцените статью
Разные способы