Социальные идеи Древности
Культура Древнего мира богата социальными идеями. Как на Древнем Востоке, так и в Древней Греции, и в Древнем Риме интерес к социальным процессам, принципам организации и изменения как общества в целом, так и отдельных его сфер был чрезвычайно высок.
В Древнем Китае в середине — второй половине I тысячелетия до н. э. существовал ряд философских школ, основным предметом интереса которых были вопросы совершенствования социальной организации.
К числу этих школ можно отнести конфуцианство, моизм, легизм и даосизм.
Основоположником конфуцианства был мудрец Конфуций (551—479 гг. до н. э.) Взгляды Конфуция отличались традиционализмом и консерватизмом. Идеал социального устройства Конфуций видел в идеализированном прошлом, а неурядицы общественной жизни современного ему Китая объяснял отступлениями от принципов, по которым жили предки.
Конфуций считал, что государство должно быть построено по модели семьи, но семьи, где действует жесткая иерархия: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Во главе государства должен стоять правитель, прислушивающийся к мнению мудрых и высоконравственных «благородных мужей» — аристократов.
Аристократизм и традиционализм учения конфуцианцев вызывал возражения у философа Мо-цзы(ок. 479—400 гг. до н. э.) и его последователей. Мо-цзы проповедовал принципы «всеобщей любви» и равенства людей независимо от их происхождения как основу благополучия общества. Любопытно, что вводить «всеобщую любовь» Мо-цзы предполагал как убеждением, так и принуждением. Последнее предполагало разработку такой системы наград и наказаний, при которой «любить» людей было бы выгодно, а «не любить» — невыгодно.
Представители легизма, классиком которого считался Шан Ян(390—338 гг. до н. э.), полагали, что в государстве должно действовать непререкаемое главенство законов. Закон должен был устанавливаться высшим правителем, власть которого была абсолютной. Изданный правителем закон нельзя было обсуждать, причем не только ругать, но и хвалить. За обсуждение, а тем более нарушение закона должно было следовать жестокое наказание. Легисты считали, что надежнее всего управлять государством, полагаясь на страх людей перед наказанием. Для предотвращения нарушения закона легисты поощряли доносительство, отдавая доносчику имущество и должности провинившегося. Легисты считали ненужными и даже опасными для государства ученость и искусство. Шан Ян предлагал сжечь все книги, а когда легисты пришли к власти, они казнили множество ученых. Основной принцип политической теории легистов Шан Ян выразил так: «Если народ обессилен — государство могущественно, когда же народ могущественен — государство бессильно».
Если конфуцианцы были традиционалистами-консерваторами, монеты — своеобразными древнекитайскими «социалистами», легисты — тоталитаристами, то представители еще одной философской школы — даосизмапредставляли собой первых анархистов и критиков цивилизации. По мнению даосов, чем меньше правитель вмешивается в дела подданных, тем лучше и спокойнее они живут. Идеалом даосов было не служение сильному государству с могущественным правителем во главе, а «недеяние», пассивное созерцательное существование на лоне природы, без ненужной роскоши, без войн и конфликтов, сопровождающих развитие всякой цивилизации.
В китайской истории в полной мере «всерьез и надолго» не были воплощены принципы ни одной из этих школ, но, взаимодействуя и переплетаясь, они заложили фундамент китайской социальной мысли и политической идеологии, и по сей день оказывающей влияние на жизнь китайского общества и государства.
В Древней Греции социальные проблемы стали предметом интереса достаточно рано. Это неудивительно, ведь постоянная неудовлетворенность условиями своего социального бытия заставляет людей искать пути совершенствования общественных (экономических и политических) отношений, создавать проекты идеального государственного устройства.
Хотя первые попытки обсуждения социальных проблем были заметны в поэмах Гомера(VIII в. до н. э.) и у ранних античных философов, по-настоящему проблемы человека и общества стали предметом интереса древнегреческих мудрецов в V в. до н. э., начиная с софистов и Сократа(ок. 470—399 гг. до н. э.).
Софисты — наемные учителя красноречия и философии, которых современники критиковали за то, что они брали плату за свои услуги — тогда это было не принято. В среде софистов активно развивались этика, политическое учение, риторика, рассматривались вопросы религии, эстетики и т. д. Одним из наиболее известных софистов был Протагор, в центр своего философского учения ставивший человека. Протагор говорил так: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Это означало, что истина, добро и зло относительны. Критерием их различения становится человек. Что признается конкретным человеком хорошим для него, то и является хорошим для данного конкретного человека. Это совсем не препятствует тому, что кто-то может признать для себя хорошим нечто совершенно противоположное. Если бы Протагора спросили: холодный или теплый ветер дует сейчас, он бы, вероятно, ответил: «Кому холодно, он холодный, кому нет — теплый» 1 . ( 1 См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность. СПб., 1997. С. 56.)
Из этого следует, что и общественные отношения должны оцениваться с точки зрения того, хорошо ли при них человеку, и оцениваться они должны самим человеком, а не кем-то — за него. Иными словами, не кто-то один решает, что хорошо для всех остальных, а каждый имеет право сам решать, что для него хорошо, а что — нет. Очевидно, что такая позиция соответствовала принципам демократического общества, формировавшегося тогда во многих греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах.
Иной была позиция Сократа. Он был убежден, что существует истина сама по себе, не зависящая от того, что тот или иной человек думает о ней. Эта истина доступна мудрецам. Добро и зло также объективны, и только мудрец способен познать, что такое добро само по себе, т. е. добро для всех, если даже с этим кто-то не согласен.
Позиция Сократа была развита в работах его учеников, наиболее известным из которых был великий древнегреческий философ Платон(ок. 428—347 гг. до н. э.).
В учении Платона наш мир (мир, который окружает нас) — подобие некоторого «занебесного» мира идей — совершенных образцов вещей, по которым Демиург (Творец) создал его. Высшая идея в иерархии образцов — идея блага. Соответствием этой идеи, ее воплощением на земле, высшей справедливостью должно стать идеальное государство, разработке концепции которого Платон посвятил одно из важнейших своих произведений — диалог «Государство».
По мнению Платона, в душе человека есть три начала: вожделеющее, страстное и разумное. Преобладание в конкретном человеке соответствующей части души предопределяет ту общественно необходимую функцию, которую он обязан выполнять. В совершенном государстве Платона есть три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми, по характеристикам души предназначенными к выполнению конкретной функции.
Первый (низший) класс образуется людьми, в которых преобладает вожделеющее начало души. Они предназначены для обеспечения материальных потребностей общества. Это класс крестьян, ремесленников, купцов. Представители низшего класса могут создавать семьи и владеть собственностью. Но они обязаны подчиняться высшим классам. Основная добродетель людей низшего класса — умеренность.
Второй класс составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. Это стражи, воины. Они выполняют функции защиты государства. Стражами могут быть как мужчины, так и женщины. Но стражи не могут иметь семьи или обладать собственностью. Дети и имущество у них общие. Основная добродетель стражей — мужество.
Высший класс в платоновском государстве образуют правители — философы. У философов преобладает разумная часть души. Философ — тот, кто знает идеи, и прежде всего идею блага. А значит, он предназначен для того, чтобы повелевать, ибо ему известно, что есть добро, а что — зло. Все граждане государства должны беспрекословно выполнять указания философов. Как и стражи, философы лишены семьи и собственности, вся жизнь их посвящена служению истине и государству. Основная добродетель философов — мудрость.
Итак, каждый класс выполняет определенную функцию, вся жизнь людей посвящена государству. Государство, возглавляемое философами, полностью контролирует и регламентирует жизнь людей. Недаром платоновское идеальное государство часто называют первой тоталитарной утопией.
Платон не ограничился описанием совершенного государства, он критически разобрал различные современные ему формы государственного устройства, рассматривая их как большее или меньшее удаление от своего идеала.
Среди «дурных» форм государства «лучшей» Платон считает так называемую тимократию — общественный строй, основанный на честолюбии. На смену тимократии приходит олигархия — власть богачей. Олигархия вырождается в демократию, к которой Платон относился весьма негативно. Демократия дурна потому, что означает разгул свободы, каждый действует по собственному усмотрению, не заботясь о благе государства, к власти отнюдь не всегда приходят достойные. Демократия плоха еще и потому, что легко вырождается в тиранию. Как утверждал Платон, «из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство» 1 . (Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 320). Ведь власть в обществе, где забывают о государственном благе и где правят недостойные, легко может сделаться добычей удачливого и дерзкого тирана, умеющего управляться с толпой.
«Государство» — не единственное сочинение Платона, посвященное проблемам человека и общества. В различных диалогах, в частности в «Законах» и «Политике», содержится множество этических, политических, эстетических идей.
Учение Платона подверглось критике и переосмыслению в трудах его ученика Аристотеля(ок. 384—322 гг. до н. э.).
Аристотель считается систематизатором классического периода греческой философии, и это действительно так. В его системе были представлены все разделы и направления древнегреческой философской мысли. Значительное место в трудах Аристотеля занимает социальная проблематика. У него есть отдельные произведения, посвященные этике (учению о морали), политике (учению о государственном устройстве), эстетике (учению о прекрасном). В трудах Аристотеля можно найти интересные для того времени экономические идеи.
В этике Аристотеля развивается учение о достойной жизни. Достойная жизнь — это жизнь в соответствии с добродетелями. Только если человек добродетелен — он счастлив, осуществляется как человек.
Аристотелю принадлежит и развитое учение о государстве, которому посвящена его знаменитая «Политика». Аристотель считает, что подлинно человеческое состояние — это состояние политическое: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое» 2 . Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб, или человек, не имеющий достаточного достатка (а значит, и досуга) для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель оправдывает рабство и частную собственность.
Предлагается философом и классификация форм государственного устройства на базе двух основных критериев:
2. Во имя чего правит: во имя общего блага или собственных интересов.
В результате получилось три хороших формы и три дурных. Хорошие: монархия (правит один, но во имя всеобщего интереса); аристократия (правят немногие, но во имя всеобщего интереса); полития (правит большинство во имя общего интереса). Дурные: тирания (правит один во имя собственного интереса); олигархия (правят немногие во имя собственных интересов); демократия (правит большинство во имя собственных интересов). В наибольшей степени Аристотель симпатизировал политии, но как наилучшей из реально возможного. Предлагал Аристотель и свой проект идеального государства. Платон выстраивал формы государственного устройства в единую линию от лучшего к худшим, показывая, как одна перетекает в другую. Аристотель критикует эту схему, показывая, что в реальности дело обстоит сложнее. Так, если Платон считал, что демократия переходит в тиранию, то Аристотель полагал, что она чаще переходит в олигархию.
В целом, в отличие от теоретической и идеалистической теории Платона, социальное учение Аристотеля было более реалистичным, теснее связанным с реальными обстоятельствами и потребностями общественной жизни Древней Греции.
Начиная с IV в. до н. э. греческая мысль больше интересуется проблемами этики, чем политики. Эти проблемы разрабатываются в учениях стоиков, скептиков, эпикурейцев.
Если Платон и Аристотель в области социальных проблем придерживались линии, основоположником которой был Сократ, то Эпикур(341—270 гг. до н. э.) отстаивал ряд принципов, близких социальным идеям софистов.
Эпикур считал, что высшее благо для человека — удовольствие. А удовольствие достигается не в служении государству, не в активной политической деятельности, а в спокойной созерцательной жизни, посвященной общению с друзьями и познанию истины. Любой закон, считал Эпикур, может быть справедлив, только если он приносит людям пользу. Само возникновение общества и государства Эпикур связывал с потребностями людей, считал его искусственным, основанным на «договоре» между людьми.
Следовательно, по мнению Эпикура, не человек существует для блага государства, а государство для человека.
Древний Рим был более практичен, чем Древняя Греция. Создав грандиозное государство, правовую систему, развивая некоторые экономические идеи, составляя исторические трактаты, в области социальной теории римляне сделали не так уж много.
Итак, в Древнем мире интерес к социальным проблемам был достаточно велик. Что отличало социальную мысль Древнего мира?
Во-первых, обособление социальной проблематики в качестве особой сферы интереса в рамках философии.
Во-вторых, единство практических и теоретических интересов. Древние мыслители стремились не только создать теоретические модели или открыть чистую истину, но и решить реальные проблемы. Это относится даже к наиболее утопичным из проектов «идеальных государств». Социальные теории призваны были сориентировать людей в общественной жизни: человеку — указать способ достойного существования, а обществу — предписать наилучшее устройство.
В-третьих, постепенно формируются структура социального знания и его проблематика. К концу античной эпохи уже существуют в качестве отдельных дисциплин этика, политика, эстетика, риторика и т. д. Самостоятельность обретают экономические и правовые учения.
В рамках каждой из этих дисциплин формируются определенные группы проблем. Так, в рамках политики — это проблемы происхождения государства, классификации государств, поиск наилучшей формы государственного устройства, определение человеческих качеств, необходимых для успешной политической деятельности в условиях соответствующего государства, и т. д.
В-четвертых, складываются определенные традиции в решении этих проблем. Мыслители не просто высказывают свои идеи, но учатся у своих предшественников, критически разбирают их учения, стремятся показать ошибки и противоречия, рационально обосновывают собственные утверждения, сопоставляя их с реальными фактами.
Контрольные вопросы:
1. Какие основные социально-политические школы Древнего Китая вы помните и в чем состояла суть их учений?
2. Какова разница между социальным учением софистов и Сократа?
3. Какие основные классы и по какому критерию выделял Платон в своем идеальном государстве?
4. Справедливо ли называть Платона предтечей фашизма и тоталитаризма?
5. Вспомните схему смены форм государственного устройства, предлагаемую Платоном.
6. Какие типы государств и по каким признакам выделял Аристотель?
7. В чем было основное отличие этики Эпикура от социальных учений Платона и Аристотеля?
8. Каковы особенности развития социальной мысли в Древнем мире?
Источник