- Почему мы «ведемся» на уловки мошенников?
- Можно ли обмануть быстрые займы
- Зачем обманывают МФО
- 4 схемы обмана МФО
- Классификация схем обмана компаний займов
- Обман на этапе одобрения заявки
- Мошенники или плохая память заемщиков?
- Что проверяют МФО
- Что произойдет, если не рассчитываться с МФО
- Как законно не платить по займу
- Доказать, что МФО нарушает закон
- Доказать несостоятельность сделки с МФО
- Пройти процедуру банкротства
- Как не довести до суда
- Комментарии: 2
Почему мы «ведемся» на уловки мошенников?
За 2020 год телефонные и интернет-мошенники заработали на россиянах около 150 миллиардов рублей. Часть этой суммы — 66,5 миллиарда — люди добровольно отдали якобы работникам финансовых организаций. И это только приблизительные цифры, потому что далеко не всегда пострадавшие сообщают об обмане.
Рассказываю, почему методы мошенников до сих пор работают, и на что обратить внимание при общении с ними.
В 2020 году всплеск активности финансовых мошенников пришелся на первую волну коронавируса и на повторный рост заболевания в конце осени–начале зимы. Это неслучайно — активизация таких преступлений происходит на фоне общей неопределенности. Некоторые люди плохо понимают, что происходит: они встревожены, переживают за свое будущее и свои накопления. Мошенники используют тревожную ситуацию в своих целях — при общении с потенциальными жертвами применяют несколько психологических триггеров.
Угрожают безопасности . У людей есть базовые потребности, одна из них — безопасность. Если человека беспокоит его финансовая ситуация, мошенникам легче его зацепить. Например, все сбережения семьи лежат на депозите. Когда курс рубля растет, а ставки по вкладам уменьшаются — супруги испытывают беспокойство. И тут одному из них звонят из банка: «Только что с вашего счета была списана крупная сумма. Вы должны сказать нам номер карты и секретный код, чтобы мы остановили мошенников». Такая фраза молниеносно попадает в зону тревоги и без того обеспокоенного человека. Под влиянием эмоций он легко может поддаться на обман.
В обществе есть стереотип, что жертвами становятся только пенсионеры или неустроенные одинокие люди. На самом деле жертвой может стать кто угодно. Но есть люди, которые находятся в зоне риска. Они попадают туда, если их базовые потребности неудовлетворены и они находятся в постоянном стрессе.
Например, человеку не хватает денег, и он переживает из-за этого. Или у него проблемы в семье, и ему не хватает внимания и заботы. Его недооценивают на работе, или ему не хватает похвалы и признания. Все это погружает человека в состояние хронического стресса, поэтому общение с другим человеком может его легко затянуть и стать для него важным. Моя практика показывает, что жертвами становятся люди, которые длительное время находятся в состоянии беспокойства.
Манипулируют потребностью поступать хорошо. Когда интернет-мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях и обманывают людей, они манипулируют базовой потребностью — поступать хорошо.
Например, на странице вашего друга появился пост, что его мама попала в аварию. Ему нужны деньги на операцию, иначе мама умрет. Чтобы вы не успели связаться с другом или критически проанализировать ситуацию, мошенники создают дефицит времени — пишут, что деньги нужны срочно, и счет буквально идет на часы. Вы хотите помочь и перечисляете другу деньги. Потом оказывается, что аккаунт взломали, с мамой все хорошо, а ваши деньги — у мошенников.
Перегружают информацией. В течение одной–двух минут человеку сообщают больше трех фактов, на которых ему необходимо сконцентрировать внимание. Но психика человека устроена таким образом, что ему сложно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Он чувствует себя неуверенно, поэтому более подвержен давлению со стороны.
Например, лжесотрудник банка говорит: «С вашей карты в данный момент идет перевод денежных средств на имя Николая Иванова из Новосибирска, а так же подана заявка на кредит на сумму 300 000 ₽ и есть запрос на смену номера телефона». Затем резко переводит разговор и начинает спрашивать про остатки денег на счетах и депозитах, расспрашивает про карты других банков. Человек начинает судорожно вспоминать, сколько денег у него на карте, кто из его близких живет в Новосибирске и кто мог запросить смену номера. Когда мошенник предлагает перевести деньги с карты на «внутренний счет банка», человек часто легко соглашается, потому что ему предложили «решение» проблемы.
В начале общения мошенник резко погружает жертву в стресс. Это может быть тревога или паника — взломали личный кабинет, списали деньги или другая тревожная ситуация. А может, наоборот, — удивление или радость — вы выиграли миллион, получили наследство от богатого дядюшки. Затем мошенник предлагает решить стрессовую ситуацию, общаясь с позиции заботы, оказывает персональное внимание человеку. Его задача — пообещать жертве вознаграждение больше причиненного стресса.
Многие люди в состоянии беспокойства попадаются на уловки мошенников, потому что у них отключается критическое мышление и на передовую выходят эмоции.
Действуют вопреки общепринятым убеждениям. У обычного социально адаптированного человека есть убеждение, что есть вопросы, в которых нельзя обманывать, например, здоровье или смерть близких. Мошенники подобных принципов не придерживаются — они спокойно и цинично манипулируют такими вещами: придумывают кучу болезней ребенку, несколько десятков раз «хоронят» живых родителей или просят деньги на операцию мужу после аварии, когда мужа и в помине нет.
Когда человек читает сообщение о горе знакомого или незнакомого человека, он примеряет ситуацию на себя и спешит помочь, потому что уверен — такими вещами не шутят.
Есть несколько правил, которые помогут защититься.
1. Отойдите от стереотипного мышления. Мошенники это не всегда бритоголовые головорезы или лгуны с бегающим взглядом. Среди них много обычных мужчин и женщин с типичной внешностью. И эти люди могут хладнокровно зарабатывать на самых неприкосновенных для вас вещах — здоровье и благополучии родных и близких. Относитесь критически к их словам и старайтесь всесторонне проанализировать ситуацию, прежде чем соглашаться с их предложением.
2. Доверяйте первоначальным ощущениям . Если у вас появилось сомнение, не старайтесь сразу же от него избавиться. Скорее всего, этому есть неосознанная причина. Чтобы избежать проблем, используйте негласное правило — любые сомнения только в пользу. Доверять нужно прежде всего себе.
3. Разберитесь со стрессом. Если чувствуете, что уже долгое время находитесь в состоянии стресса, постарайтесь найти причины и снизить градус беспокойства. Чем дольше будете переживать, тем более легкой добычей можете стать для мошенников. Человек в состоянии беспокойства становится менее внимательным к окружающим условиям, он легко пропускает явные признаки мошенничества. И, наоборот, человека сложно ввести в стресс, если у него все хорошо в жизни.
4. Обращайте внимание на искусственно созданный дефицит. Например, вы слышите от банковских мошенников, что нужно перевести деньги как можно быстрее, иначе завтра их могут украсть. Или прямо завтра нужно забрать выигранный миллион, а то он достанется другому счастливчику. Не спешите — сначала проверьте информацию и только потом принимайте решение. Если звонят из банка, скиньте звонок и перезвоните на горячую линию, номер которой указан на сайте банка или на банковской карте.
5. Сделайте себе памятку. Чтобы не растеряться от внезапного звонка, сделайте себе памятку и повесьте ее на видное место, например, на холодильник или положите в кошелек. В ней перечислите, какую информацию нельзя сообщать другим людям: пин-код карты, CVC-код, одноразовые коды подтверждения операций, смс и пуш-уведомления, называть информацию о ваших родственниках. Время от времени перечитывайте памятку, чтобы освежить в памяти принятые установки.
6. Выдерживайте паузу. Перед тем как предпринять важное действие, возьмите паузу. Мошенники будут подгонять, давить на срочность — не поддавайтесь. Их задача — заставить вас действовать в моменте эмоционального напряжения, ваша задача — спокойно обдумать и перепроверить информацию.
7. Перехватывайте инициативу. Это совет для людей, которые могут включиться в процесс и отразить словесный натиск. Разговор мошенников очень хорошо поставлен, в нем нет больших пауз. Чаще всего они используют в разговоре скрипты, где расписаны разные сценарии развития разговора. Если резко вклинитесь в разговор с нетривиальным вопросом, то сумеете вывести мошенника за привычные рамки общения. Чем более неуместный вопрос зададите, тем вернее собьете его с толку. Например, вопрос о погоде или о его здоровье вряд ли предусмотрен скриптом. Мошенник растеряется и прервет разговор.
8. Подключайте к разговору третьих лиц. Если во время звонка с вами рядом есть кто-то из знакомых, привлеките его к разговору. Мошенник задает вам вопрос, а вы адресуйте его человеку рядом. Как правило, к такому коллективному обсуждению мошенник не готов и прекращает общение.
9. Наблюдайте за его поведением. Этот совет актуален, если вы общаетесь с мошенником лицом к лицу. Обратите внимание на выражение его глаз. Например, человек рассказывает о своем горе или о потере. Но при этом у него холодный взгляд, и он внимательно наблюдает за вами — это повод прекратить беседу.
10. Обратите внимание на речь. При общении с мошенником по телефону, понаблюдайте за его речью. Если человек говорит гладко, без запинки, а его речь похожа на выученный урок, то, возможно, он подготовил ее заранее. В реальности люди так не разговаривают, у них проскальзывают слова-паразиты, и они делают паузы.
11. Следите за новостями о мошенничестве. Сейчас СМИ стараются подробно описывать, какие методы используют мошенники, как ведут беседу, какие ситуации «разыгрывают» при общении. Часто подобная информация появляется в соцсетях. Пользователи охотно делятся ситуациями, в которые недавно попали.
Источник
Можно ли обмануть быстрые займы
Ежегодно компании микрозаймов фиксируют снижение количества мошенничеств в своей сфере. Но единичные случаи до сих пор случаются. Добропорядочные заемщики редко пытаются обманывать МФО по собственной воле. Однако некоторые граждане невольно становятся соучастниками. Они ведутся на посулы злоумышленников или участвуют в нелегальных схемах за обещанный процент.
О том, можно ли обмануть быстрые займы, как пытаются провести МКК или кинуть онлайн МФО, и чем чреваты такие действия, расскажет сервис Бробанк.
Зачем обманывают МФО
Главная цель обмана МФО – получить деньги, но не вернуть их. В сети до определенного времени было размещено много информации о том, что компании микрозаймов выдают кредиты всем подряд. Изначально деньги можно было взять без каких-либо проверок или запросов кредитной истории, без проверки платежеспособности и даже без паспорта. Такие условия создали прекрасное поле для мошеннических схем. Поэтому и законодатели и сами МФО решили снизить риски невозврата выданных займов.
Теперь процедура проверки потенциальных заемщиков в МФО мало чем отличается от банковской. Условия для выдачи займов по-прежнему остаются лояльнее, чем при оформлении кредитов, но запрашиваемые у будущего клиента сведения почти такие же, как при выдаче экспресс-кредитов.
Выданные займы в несколько тысяч рублей не стоят того, чтобы безвозвратно испортить свою кредитную историю или будущую жизнь. МФО найдут способы взыскать задолженность, а на восстановление кредитной истории и доверия могут потребоваться годы.
4 схемы обмана МФО
Чаще всего преступники или недобросовестные заемщики используют 4 схемы обмана МФО:
- Подделка документов. Злоумышленники делают поддельный паспорт, оформляют на него сим-карту для телефона, регистрируют адрес электронной почты. После этого ищут МФО, которая предъявляет меньше всего требований к заемщикам. Дистанционно подают заявку и также удаленно получают деньги. Но современные методики проверки заявок и документов в МФО улучшились, и количество заявок по поддельным документам стало маловероятно.
- Заем по паспорту другого лица. В этом случае документ не поддельный, а настоящий. Это может быть паспорт постороннего человека или даже родственника. Если речь идет о злоумышленниках, то они заранее изучают данные о своей жертве, ее доходах и кредитной истории. Когда сведения собраны, документ украден, то они также подают онлайн-заявку в МФО и получают деньги. После этого, как правило, от ненужного паспорта избавляются. Чтобы такая схема не срабатывала, с 2018 года введено ограничение для заявок на сумму сверх 15 000 рублей. Если заявка превышает установленный лимит, то заемщиков идентифицируют дополнительными способами.
- Подделка первоначальных условий договора. МФО до выдачи займа высылает заемщику договор на предварительное ознакомление с условиями кредитования. Некоторые мошенники умело исправляют пункты соглашения, а потом доказывают в суде свою непричастность. Однако рассчитывать на такой способ обмана МФО бесперспективно, сотрудники компании внимательно перечитывают договора и выявляют подлог до выдачи денег.
- Невыплата задолженности. Деньги оформляют реальные люди, с настоящими документами, а потом целенаправленно игнорируют требования МФО и не возвращают займы. Иногда они меняют место жительства, номер телефона, адрес электронной почты и не выходят на связь с кредитором. Чаще всего к такой схеме замешаны финансово безграмотные лица, которые не знают об ответственности, которая грозит должнику, в том числе и уголовной.
Наивно полагать, что кредиторы «забудут» или «простят» долги. У МФО такие же методы возврата выданных займов, как и у банков, поэтому ситуацию можно довести как минимум до суда, как максимум до тюрьмы.
Классификация схем обмана компаний займов
Все схемы обмана компаний быстрых займов можно поделить на 2 группы – с участием заемщика и без него:
Обман МФО с участием заемщика | Обман МФО без участия заемщика |
Введение заемщика в заблуждение. Жертву обманным путем принуждают оформить банковскую карту, а затем ее крадут и используют для своих целей. При этом не забывают «позаимствовать» паспортные данные и сим-карту. | Причастны сотрудники кредитного учреждения. Чаще всего мошенники покупают базы персональных данных россиян. На их открывают дебетовые карты. От их имени подают онлайн-заявки. Вывод средств полученных займов проводят через карты платежных сервисов Яндекс.Деньги или Киви, которые оформлены на подставных людей. |
Лжемошенничество. Заемщик оформляет заем по своим документам. Затем заявляет о краже или утере паспорта, подает жалобу в прокуратуру, Центробанк. Также обращается в БКИ с целью оспорить данные, отраженные в его кредитной истории. Доказать лжемошенничество достаточно сложно, потому что заемщик при предъявлении неоспоримых доказательств ссылается на собственную забывчивость и забирает заявления. | Используют технические устройства и графические редакторы для подделки документов и фотографий банковской карты. Если замешан банковский сотрудник, то он может инициировать выпуск виртуальных карт. На нее впоследствии поступают деньги, которые пересылают дальше по счетам подставных лиц. |
Отдельная группа мошенничеств связана с участием родственников и близких лиц заемщика. Согласно судебной практике доказать свою непричастность владельцу карты очень сложно. И, даже если это на самом деле так, значит, жертва допустила компрометацию секретных сведений — пин-кода карты или данные от входа в интернет-банк.
Злоумышленники наблюдают за жертвой заранее. Находят родственников, которых легко подкупить – подростков или тех, кто злоупотребляет спиртным или наркотиками. Они за определенную плату принимают личное участие в схеме либо крадут карту, персональные сведения и предают их злоумышленникам.
Обман на этапе одобрения заявки
Некоторые заемщики МФО реально не могут вносить долги по взятым на себя обязательствам. Но встречаются и те, кто целенаправленно не платит. Чаще всего второй вид должников с самого начала знают, что не будут возвращать выданные им деньги.
Попытки целенаправленного обмана МФО на этапе заполнения анкеты пресекают сотрудники и скорринг-системы. Все заявки, которые поступают в микрокредитную компанию проходят предварительную обработку. Даже случайная ошибка приводит к отказу, тем более, если замечен подлог или явная ложь.
Интересный факт: 30% заемщиков, получивших отказ с первого раза, пытаются взять заем другими способами, большинство из которых выходят за рамки законных. Потенциальный клиент МФО, который выдает себя за другого человека, понесет наказание. Причем отказ в выдаче займа – это наименьшее из зол. Слишком высока вероятность, что подлог будет раскрыт, и гражданина привлекут к ответственности, по статье мошенничество.
Мошенники или плохая память заемщиков?
Самое большое количество обращений в ЦБ с жалобами на мошенничество при получении микрозаймов пришлось на конец 2018 года. Но, как показали результаты проверок, только каждое пятое из поданных обращений относилось к мошенничеству.
Некоторые клиенты полагают, что если они подавали заявку онлайн и их не видели в лицо, то можно срыть факт, что они действительно воспользовались заемными деньгами. Но обман легко раскрыть. Для этого:
- запрашивают паспортные данные и выясняют, что документ не был потерян и до сих пор действует;
- проводят идентификацию клиента;
- проверяют путь выдачи займа и зачисления средств на банковскую карту, принадлежащую заемщику;
- доказывают операцию снятия или расчета по карте.
После разбирательства 4 из 5 лиц, обратившихся по факту мошенничества с их персональными данными, признают, что они «забыли», что сами брали деньги. Нередки ситуации, когда выясняется, что заем получили не мифические мошенники, а родственники или знакомые, у которых был доступ к документам и картам гражданина.
Но до сих пор встречаются реальные случаи обмана МФО. Так летом 2019 года было проведено расследование по факту выдачи микрозаймов на имена как минимум 10 граждан, которые не имели к этому отношения. В ходе дела выяснилось, что займы оформлял сотрудник банка, которому были доступны все персональные сведения физических лиц, на них он и «вешал» долги. Суммы были незначительны, максимум до 7,5 тысяч рублей, но невольным «заемщикам» от этого не легче. Пострадавшим в этой и других подобных ситуациях грозит:
- порча кредитной истории;
- судебные разбирательства;
- работа по восстановлению финансовой репутации;
- обращения с Бюро кредитных историй для внесения изменений и изъятия недостоверных данных;
- вероятное общение с МФО по факту наступления просрочки и даже разбирательства с коллекторами.
Кроме физических лиц страдают и МФО – им приходится списывать задолженность, если граждане доказывают свою непричастность к получению денег. Поэтому они в первую заинтересованы в проверке потенциальных заемщиков на всех этапах выдачи займа.
Что проверяют МФО
При подаче заявки до 15 тысяч рублей МФО проверяют минимальный набор сведений:
- данные из паспорта – иногда скан-копия, иногда ручной ввод;
- СНИЛС;
- электронную почту;
- номер банковского счета или данные пластиковой карты;
- мобильный телефон, куда будет отослано смс-подтверждение при получении займа.
Действительность паспортных данных проверяют через базы данных ГУВМ МВД. Также проверку делают через Систему межведомственного электронного взаимодействия и подают запрос в Бюро кредитных историй.
Главная опасность в том, что мошенники смогут завладеть всеми реальными данными граждан. Поэтому большинство МФО запрашивают селфи потенциального заемщика с паспортом в руках. Но даже здесь возможны два риска:
- подбор человека со схожей внешностью человека на фото в паспорте;
- реальное фото жертвы из соцетей с небольшим использованием фотошопа злоумышленниками.
Однако системы анализа заемщиков научились распознавать поддельные и обработанные в фотошопе снимки. Следы корректировок фотоснимка могут найти даже непрофессионалы при помощи специальных программ.
Телефон сверяют с данными в БКИ или у сотового оператора. Иногда МФО проверяет заемщика другим способом – звонит по указанному в заявке номеру телефона и задает несколько коротких вопросов. Например, кто вы по гороскопу или в какое время года вы родились. Как правило, мошенники не успевают сориентироваться и не могут отвечать быстро. При малейшем подозрении у сотрудника МФО им отказывают в выдаче займа.
Микрофинансовые компании обращают особое внимание, на какую банковскую карту запрашивают зачисление займа. Наибольшее доверие заслуживают именные карты, где совпадает имя и фамилия потенциального заемщика. В ближайшем будущем, возможно, введут биометрическую идентификацию заемщиков или с помощью видеосвязи.
Тщательная проверка помогает минимизировать риски и «непричастным» клиентам и самим МФО. Чем легче микрокредитным компаниям сверять личности заемщиков, тем сложнее мошенникам обманывать онлайн займы, а значит, пострадает намного меньше добропорядочных граждан.
Что произойдет, если не рассчитываться с МФО
Любого заемщика МФО, который нарушает взятые на себя долговые обязательства, ждут неприятности:
- передача сведений о просрочках в Бюро кредитных историй;
- регистрация паспортных данных лица в черном списке МФО, для дальнейшего ограничения выдачи денег при возможном повторном обращении;
- продажа долга коллекторам, которые будут максимально настойчивы при возврате задолженности;
- обращение микрокредитной компании в суд за взысканием задолженности с клиента;
- продажа или арест имущества судебными приставами для продажи с аукциона в счет погашения долгов;
- ограничение выезда за пределы страны, при вынесенном судебном решении и передаче дела в ФССП;
- уголовная ответственность, если будет доказан факт использования поддельных документов и предоставления ложных сведений при подаче заявки на заем.
Поэтому не стоит целенаправленно скрываться, менять номера, выкидывать сим-карты или паспорт. Информация о просрочках и накопленных долгах никуда не денется. Негативная кредитная история помещает не только получить кредит в будущем, но и устроиться на хорошую работу, а также приведет к проблемам при оформлении страховок.
Как законно не платить по займу
В некоторых ситуациях можно вполне легально не платить по взятым займам. Но они не относятся к тем, когда заемщики целенаправленно скрывались от МФО и пытались незаконно присвоить деньги микрокредитной компании.
Доказать, что МФО нарушает закон
Нарушения в работе МФО могут касаться всей деятельности компании или конкретно условий договора:
- Можно не отдавать деньги компаниям, которые не прошли регистрацию в государственном реестре МФО.
- Не надо возвращать деньги тем МФО, которые продали долги коллекторам, которым вы уже возместили все свои долги.
- На законных основаниях можно не возвращать штрафы и проценты, которые были начислены по тем соглашениям, которые не подписывал заемщик. То есть при изменении условий кредитования микрофинансовой компанией в одностороннем порядке.
- Можно доказать нарушение прав заемщика, если в договоре займа нет сведений о сумме и процентной ставке на первой странице.
Взятую в долг сумму придется все равно вернуть, но если доказать свою правоту, то можно уменьшить итоговую переплату.
Доказать несостоятельность сделки с МФО
В некоторых ситуациях клиенты настаивают на том, что МФО нарушили другие нормы законодательства, при выдаче займов:
- Подписание договора между МФО и недееспособным лицом. В этом случае закон признает заключенное соглашение ничтожным, то есть лишенным юридической силы.
- Выдача займа несовершеннолетнему лицу. Бывает так, что к оформлению займа несовершеннолетних граждан склоняют сами МФО. Тогда налицо состав преступления со стороны микрофинансовой компании, которая пыталась заработать нелегальным способом.
- Оформление займа путем обмана или заблуждения при выдаче займа. Доказать такое действие при совершеннолетнем возрасте заемщика и его дееспособности в разы сложнее. Большинство граждан самостоятельно и добровольно подписывают договора.
- Злоупотребление со стороны МФО при сложном финансовом положении заемщика и предложение заведомо кабальных условий сделки. В этом случае заемщику предстоит документально доказать наступление трудных обстоятельств. Например, справку о потере кормильца, утрату работы из-за ухудшения здоровья, получение увечья или инвалидности в период действия займа.
В некоторых перечисленных ситуациях МФО подают иск в суд первыми, но это не должно пугать. Надо подать встречный иск на приостановление начисление комиссий и пеней на время суда. Вернуть основную сумму долга придется во всех перечисленных случаях, суд может избавить только от уплаты штрафов и неустоек.
Пройти процедуру банкротства
Если денег на погашение займа действительно нет, ликвидных активов тоже, а накопленные долги превышают 0,5 млн рублей, то можно начать процедуру личного банкротства. При этом последний срок выплаты по долгам должен превышать 3 месяца, а своих доходов и имущества у заемщика должно быть меньше, чем обязательств перед кредиторами.
При этом не стоит думать, что можно набрать кучу кредитов и займов, а затем их спишут и жизнь начнется с чистого листа. Это не так. Для физических лиц, которые обанкротились, установлен ряд ограничений:
- повторная процедура банкротства невозможна в течение ближайших 5 лет;
- запрещено занимать руководящие и материально-ответственные должности в государственных и коммерческих компаниях сроком до 3-х лет;
- нельзя стать учредителем на протяжении трех лет;
- другие кредиторы не будут выдавать взаймы.
Если гражданин захочет обмануть суд и кредиторов и попытается провести процедуру фиктивного или преднамеренного банкротства, ему грозит административная и уголовная ответственность. Кроме того, таким лицам запрещено в ближайшие 5 лет обращаться за проведением личного банкротства. Поэтому следует быть осторожными и не пытаться ввести в заблуждение ни кредиторов, ни суд.
Как не довести до суда
Если денег на выплату займа нет, разумнее не обманывать МФО, а оповестить ее о возникших проблемах сразу. Это поможет избежать накопления долгов и просрочек. Некоторые компании быстрых микрозаймов предлагают пролонгацию, рефинансирование или реструктуризацию долга, без негативных последствий для заемщика. Например, продлевают микрокредит еще на три месяца, за которые понадобится вносить только проценты. Другие уменьшают сумму ежемесячной выплаты до уровня, который под силу должнику на данном этапе.
МФО не будут подавать в суд на тех заемщиков, которые хоть как-то пытаются закрывать заем. Они более лояльны к тем, кто своевременно ставит в известность о возникших финансовых трудностях, и ищут совместные пути выхода из ситуации.
В некоторых особо сложных ситуациях – проблемы со здоровьем или утрата трудоспособности –МФО могут даже уменьшить процентную ставку или списать сформированную задолженность. В первую очередь кредиторы стремятся вернуть основную сумму долга, а не только заработать на процентах.
Если не предупреждать МФО, а просто не платить, начнутся звонки, для выяснения причины просрочки. Их лучше не игнорировать, а попытаться договориться на этом этапе, если не сделали этого раньше.
Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru
Комментарии: 2
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Источник