Способом закрепления принципов административного права является

Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

• определяют юридическую природу административного права;

• закрепляются в административно-правовых нормах;

• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

• обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.

Источник

Административно-правовое регулирование: понятие и элементы механизма, стадии и способы, принципы

Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования – это структура административно-правовых средств, которые оказывают влияние на управленческие отношения, тем самым опосредуют их с задачами государства и общества.

Общее значение механизма административно-правового регулирования является правовым инструментом. Характер используемых методов – административно-правовой. Механизм имеет влияние над руководящими отношениями. Его основной целью является решение проблем государства, также он стимулирует субъекты руководящих отношений, увеличивает рост правосознания и политической культуры субъектов управленческих отношений. Эта система административно-правовых средств заручилась необходимой поддержкой государства.

Устройство структуры административно-правовых средств – это основа организационной власти и организационно-правовых норм. Порядок осуществления – через эти же нормы и управленческие отношения.

Стадии и способы административно-правового регулирования

К стадиям относятся:

  • упорядочение руководящих аспектов (публикация нормативно-правовых актов, содержащих систему административного права);
  • создание, уточнение и осуществление персональных прав и административных обязанностей;
  • охрана персональных прав и обеспечение юридических обязательств при ущемлении прав и свобод в сфере управления, в случае возникновения спора по вопросу права.

Способы регулирования можно разделить на четыре вида:

  • требовательный (императивный, влиятельный) – метод влияния, не терпящий каких-либо отступлений от правил правовых предписаний;
  • самостоятельный (диспозитивный) – метод влияния, позволяющий участникам управленческих отношений регламентировать совместную жизнедеятельность в рамках, которые определены законом;
  • рекомендательный – метод влияния, рекомендующий участникам, осуществляющим управление, наиболее подходящий тип поведения с точки зрения действующего законодательства;
  • поощрительный – метод влияния, который обещая и ободряя определенный образ действий, стимулирует субъекты управленческих отношений. При наличии факта определенных заслуг производит поощрение.

Замечание 1

Основные замыслы и руководящие начала, лежащие у истоков управленческого права и характеризующие его суть, образуют основу публичного права, которая определяет юридическую сущность административной власти и фиксируется в нормах административного права. При создании очередных норм, публичного права, она служит методом устранения пробелов в последнем, а также является целью для конституции. Принципы административного права определяются уровнем становления общества и государства.

Читайте также:  Стиль это совокупность характерных черт приемов способов особенностей творчества

Принципы административного права

К ним относятся следующие:

  • принцип демократии (народовластия) проявляется в сфере правотворчества и правореализации. В первом случае его проявления можно наблюдать в широкой возможности участия граждан в создании административных правовых норм. Участие может быть как прямым (референдум), так и опосредствованным (через органы государственной и муниципальной власти). В варианте правореализационной деятельности данный принцип находится под контролем и в подчинении правоприменительных органов для общественного управления;
  • принцип законности. Участники, осуществляющие управление обязаны беспрекословно и четко придерживаться норм Конституции, законов и основанных на них предписаний субъектов правотворчества, содержащих юридические нормы. А также должны точно соблюдать основы сходства правовых актов, содержащих правовые нормы Конституции с основами и нормами международного права и международным договорам РФ;
  • принцип обоюдной ответственности государства и личности заключается в том, что лицо, нарушившее правила поведения (которые регулируют отношения в отрасли госуправления), привлекается к юридической ответственности, а также может быть подвержен другим мерам государственного принуждения. В случае подобного правонарушения со стороны органов государства, применяется тот же принцип. И должностные лица привлекаются к юридической ответственности;
  • принцип федерализма используется федеральными и региональными органами исполнительной власти посредством закрепления определенных норм, а также с целью создания их совместного ведения;
  • принцип гуманизма. Проявляется в юридическом признании преимущества общественных идеалов. Качество управленческих отношений оценивается степенью закрепления и обеспечения прав и свобод человека;
  • принцип справедливости. Обязательное соответствие поведения участника, осуществляющего управление и результата, являющийся исходом этого поведения;
  • принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. В гражданском населении РФ, вне зависимости от происхождения, положения в обществе, религии представителя, все одинаково равны перед законом и правоприменителем. Никакие обстоятельства, связанные с признаками принадлежности, не могут являться причиной ущемления прав человека.

Замечание 2

Существует два способа фиксирования принципов административного права в законодательстве: текстуальный и смысловой. Первый закрепляется в определенной статье нормативно-правового акта. А второй (смысловой) выделяется из подтекста нормативно-правового акта.

Значение всех вышеперечисленных принципов заключаются в следующем:

  • выявляют суть административного права;
  • являются целью субъектов правотворческой деятельности;
  • выступают опосредованием корректировки недочетов в праве;
  • благодаря им повышается результативность реализации норм административного права.

Источник

Административное право. Учебник

Подготовлен в соответствии с современной концепцией административного права на основе новейших нормативных правовых актов. Рассматриваются основы административного права, его ведущие институты: предмет и система, отраслевое и государственное управление и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разобраться в процессах, происходящих в России. Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами административного права.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и ее место в системе отраслей права
  • Глава 2. Административное право и его роль в формировании правового государства и гражданского общества
  • Глава 3. Административно-правовое регулирование, принципы административного права, его нормы и отношения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Учебник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Административно-правовое регулирование, принципы административного права, его нормы и отношения

3.1. Механизм административно-правового регулирования. Принципы административного права

Механизмом административно-правового регулирования выступает совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.

Элементы административно-правового регулирования:

— принципы административного права;

— нормы административного права;

— акты официального толкования норм административного права;

— акты применения норм административного права;

Принципы административного права основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.

демократизм нормотворчества и реализация права. В правотворчестве он проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля;

равенство граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности;

взаимная ответственность государства и личности. Юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью;

федерализм. Определение компетенции органов власти России и субъектов Федерации в установлении совместного ведения;

Читайте также:  Способы измерения времени проект

гуманизм. Юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений;

законность. Точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности;

справедливость. Требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат.

В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права: во-первых, текстуальный, когда принцип закреплен в конкретной статье закона, и, во-вторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

3.2. Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Они устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность; регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

— определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

— определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

— административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

— с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование иных общественных отношений (финансовых, земельных, трудовых и др.);

— административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза содержит указание на фактические условия ее реализации, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.

Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.

Административно-правовые нормы по разным основаниям классифицируются на виды.

По конкретному содержанию общественных отношений административно-правовые нормы подразделяются:

— на общие — нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);

— особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

Административно-правовые нормы по предмету регулирования классифицируются:

— на материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т. е. фактически их административно-правовой статус;

— процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются:

— на обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

— запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий, бездействия, подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);

— дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

— стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование);

— рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату отмечают нормы, регламентирующие:

— организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. разных звеньев аппарата государственного управления;

— административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

— вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

— административно-правовой статус общественных объединений;

— отдельные стороны функционирования разных коммерческих структур;

— административно-правовой статус гражданина.

По пределу действия административно-правовые нормы разделяют на три вида:

1) по территориальному масштабу деятельности — территориальные (действуют в границах государства, государственно-территориальных образований, например нормы КоАП — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории) и межтерриториальные (действуют в границах нескольких административно-территориальных образований, например акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

2) по действию во времени — срочные (определен срок действия) и бессрочные (без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом);

Читайте также:  Способы распространения информации обществознание

3) по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

Наконец, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные.

3.3. Способы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.

Различают два основных способа реализации административно-правовых норм — исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.

Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

3.4. Административные правоотношения: классификация и содержание

Административно-правовые отношения это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Административно-правовые отношения по своей сути неоднородны, что дает нам возможность классифицировать их по следующим основаниям.

По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

— материальные — общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права;

— процессуальные — складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

— вертикальные правоотношения, в которых один из участников подчинен другому. Возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Могут возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;

— горизонтальные правоотношения, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, последние делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Они называются деликтами.

По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

Особенности, свойственные административно-правовым отношениям:

— урегулированы именно нормами административного права, а не какой-либо иной отрасли права;

— возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни — в сфере государственного управления;

— одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. В управленческих отношениях налицо соподчиненность воль;

— могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе либо самих их участников, либо третьих лиц, в них не участвующих. Согласия или желания второй стороны на возникновение административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против его воли (например, наложение административных наказаний, ликвидация или реорганизация структурных звеньев);

— споры рассматриваются и разрешаются, как правило, в административном, т. е. во внесудебном порядке. Основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности;

— невыполнение обязанностей стороной влечет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Источник

Оцените статью
Разные способы