Способом решения проблем экстерналий является

Типовые решения проблемы экстерналий

Рынки с негативными экстерналиями перепроизводят продукты с точки зрения общественного блага. Когда трансакционные и координационные издержки не позволяют рынкам решить эти проблемы по­средством переговоров заинтересованных сторон, необходимо государственное вмешательство для выравнивания предельных общественных выгод и издержек.

Теоретически налог на экстерналию способен поднять себестоимость единицы выпускаемой продукции до уровня предельных общественных издержек, тем самым интернализируя экстерналию. Производители поставлены перед выбором: на сколько сократить предложе­ние, чтобы снизить налоговые платежи. Если для всех участников рынка налог одинаков, отрасль в целом сокращает объем экстерналий с наименьшими издержками для общества.

Проблема практического применения налогов на экстерналий в том, однако, что государство ограничено в информации о реальном размере общественных выгод и издержек. Если бы государство действительно имело такую информацию в полном объеме, оно могло бы решить про­блему экстерналий более простым путем прямого регулирования уров­ня производства, не обращаясь к фискальному механизму.

Несмотря на эти ограничения, следует иметь в виду потенциальную эффективность такого механизма: 1) низкие издержки — сравнительно с механизмом стандартов и другими альтернативами; 2)инновации — налоги побуждают производителей к инновациям, пока предельные издержки новых технологии не сравняются с предельными выгодами экономии на налогах; 3) информационные требования — производители получают стимулы иметь адекватную информацию; 4) ненавязчивость — государственное вмешательство минимально; 5) административная эко­номия — требует минимального административного вмешательства; 6) трансакционные издержки — экономия на многочисленных скрытых издержках бюрократического регулирования, таких как переговоры и лоббирование.

Косвенные налоги на товары (акцизы) представляют собой другой механизм интернализации последствий продажи товаров с негативными экстерналиями: алкоголь, табак и пр. Основная проблема здесь — своеобразное раздвоение сознания, вытекающее из противоречия ме­жду сокращением потребления и увеличением налоговых поступлений: теоретически цель акцизов — снизить потребление «социально вред­ных» товаров, однако на практике она зачастую подменяется целью увеличения бюджетных доходов.

Количественное регулирование является одним из альтернативных инструментов интернализации негативной экстерналии. Хотя количественное регулирование менее гибко и в целом менее эффективно, чем аналогичные рыночные стимуляторы, оно обычно обеспечивает большую определенность конечного результата и, следовательно, может быть предпочтительно в ситуации, когда цена ошибки слишком велика. Например, если полагаться на рыночные стимулы в таком критическом вопросе, как выбросы озоноразрушающих газов, то недооценка ценовой эластичности спроса может в последующем резко увеличить издержки и трудности достижения исходной цели.

В развитых индустриальных странах количественное регулирование загрязняющих выбросов часто принимало форму спецификации технологий, отвечающих экологическим стандартам. Негативным последствием такой практики может быть снижение эластичности, в том числе замедление ввода новых производственных мощностей с пониженным выбросом вредных веществ (если регулирование применяется не избирательно в отношении устаревших и передовых производств: все предприятия обязаны установить однотипные дорогостоящие очист­ите фильтры). Одним из проявлений скрытых дефектов такого рода регулирования является стремление к ренте (фирмы, которым проще приспособиться к стандартам, могут лоббировать ужесточение регули­рования, с тем чтобы навязать конкурентам диспропорциональные из­держки и ограничить доступ на рынок новых участников).

Когда мы имеем дело с позитивной экстерналией, один из способов увеличить предложение товара — дать прямые субсидии производите­лям этого товара. Субсидия на единицу продукции побуждает произ­водителя увеличивать выпуск данной продукции, преодолевая недопредложение, вызванное экстерналией, и увеличивая тем самым обще­ственное благосостояние. Налоговые освобождения производителя, рассмотренные в связи с проблемой об­щественных благ, применяются также в качестве инструмента интернализации позитивной экстерналии.

Следует отметить, что субсидирование отдельных отраслей крайне неэффективно в случае, когда эти отрасли упадочные, и принимаемые меры лишь замедляют уход из отрасли нерентабельных компаний.

Альтернативное решение проблемы позитивной экстерналии — субсидирование спроса, имеющее целью увеличить потребление определенных благ посредством снижения их стоимости для конечных потребителей. Обоснования соответствующих государственных программ обычно смешивают аргументы экономической эффективности и социальной справедливости. При этом распределительный аргумент сам по себе в данном случае достаточно слаб, потому что любой реципиент предпочел бы субсидии в денежном выражении. Более убедителен ар­гумент так называемой социальной полезности определенных благ, об­ладающих свойствами позитивной экстерналии либо информацион­ной асимметрии.

Существует два основных метода субсидирования спроса: субсидии в натуральной форме (ваучеры) и персональные налоговые освобождения.

Субсидии в натуральной форме представляют собой форму прямого обеспечения потребителей теми или иными благами. Правительство может закупать продовольствие и распределять его напрямую. Если субсидии в натуральной форме достаточно велики и при этом пред­принимаются необходимые усилия для предотвращения оборота суб­сидируемых продуктов на черном рынке, потребление субсидируемых продуктов может значительно превышать соответствующий уровень при эквивалентной субсидии в денежной форме. Одно из обоснований такого рода субсидий в натуральной форме (больших и нетоварных) в том, что доноры извлекают пользу из специфической структуры по­требления реципиентов; другой вариант — налогоплательщики полу­чают позитивную экстерналию от осознания того, что реципиенты по­требляют определенные блага (например, многие позитивно оценива­ют тот факт, что дети из бедных семей получают достаточное питание). Различные исследования выявляют позитивные экстерналии, связан­ные с потреблением жилищных, образовательных, медицинских услуг.

Одна из наиболее известных и крупных программ субсидирования потребления в развитых индустриальных странах — Американская программа продуктовых карточек (ваучеров), позволяющих реципиен­там приобретать продукты на рынке; программа рассчитана на всех, кто удовлетворяет определенным требованиям в отношении дохода. Такой же характер имеют жилищные субсидии (на строительство или арендную плату); напротив, программы государственного (муници­пального) жилья демонстрируют пример прямого предоставления по­требителям определенных благ.

Система ваучеров позволяет потребителям приобретать товарные «родукты по сниженным ценам (обычно ваучеры распространяются среди определенной категории потребителей по ценам ниже номинала, а затем уплачиваются за товары по номиналу). Если ваучеры распространяются в фиксированных количествах бесплатно, тогда они идентичны фиксированным натуральным субсидиям (карточкам).

Ваучеры применяются также для субсидирования таких благ, как начальное и среднее образование, детские сады и ясли, жилье. Одно из обоснований государственной поддержки образования состоит в том, что люди не интернализируют все выгоды от своей образованности, другие также имеют выгоды от того, что вокруг них больше образованных граждан и наемных работников. Многие, однако, видят в государственной поддержке образования проявление дефектов госрегулирования, выражающихся в нееэластичности и неконкурентности, а также в информационной асимметрии (потребители не могут адекват­но оценить качество получаемого образования).

Налоговые освобождения. Обычно применяются для стимулирования индивидуального спроса на жилье, образование, медицинское обеспе­чение и детские сады. Другие налоговые освобождения стимулируют спрос на блага, производимые определенного рода неприбыльными организациями, такими, как благотворительные, культурно-просвети­тельские, общественно-политические организации. Налоговые освобо­ждения — значительный источник субсидий в США, ФРГ, Великоб­ритании, Японии и Канаде.

Критики считают, что налоговые освобождения менее предпочтительны, чем прямые субсидии, по двум причинам. Во-первых, психологически наличие налоговых освобождений не принимается общественным сознанием с той же ясностью, как наличие прямых субсидий. Во-вторых, налоговые освобождения известны своими дистрибутивными искажениями: люди с высоким достатком получают гораздо более ощутимую выгоду от налоговых освобождений, чем люди с низким достатком, которые платят небольшие налоги или не платят их вовсе. Эти диспропорции особенно заметны при прогрессивной шкале налогообложения. (Так, в 1985-м финансовом году в США более 1/2 от 250 млрд. долл. налоговых освобождений доходов физических лиц пришлись на 1/5 семей с высокими доходами.

Читайте также:  Милона 14 способ применения

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Источник

Способом решения проблем экстерналий является

Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов. [c.278]

В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации. [c.278]

Далее, проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественных обычаев — внеэкономических методов решения экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и т. п. способы влияния на поведение экономических субъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы, [c.278]

Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решению проблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могут привлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты прав собственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы и продукты выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их для производства и потребления соответствующей продукции, либо продать их заинтересованным лицам. В любом случае «невидимые» прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения. [c.279]

Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства — создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее рынки, и подключить под государственным контролем рыночный механизм к решению проблемы экстерналий. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов, рынки прав на загрязнения (чаще всего на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем механизма перепродажи лицензий на загрязнения. [c.285]

В чем суть проблемы экстерналий Дело в том, что деятельность какой-либо фирмы или отдельного лица может сопровождаться ущербом или выгодой для окружающих. Если эта деятельность сопряжена с ущербом для посторонних, ее называют внешней неэкономичностью, если же, напротив, она вызывает благоприятные последствия, ее называют внешней экономией. Нередко термин внешняя неэкономичность заменяется словом загрязнение . Загрязнение в экономической теории трактуется довольно широко, не только в смысле ущерба окружающей среде, а как издержки, навязанные другим без их согласия (Хейне П. Экономический образ мышления, М., 1991. С. 398). [c.144]

Пример экстерналий, возникающих в результате курения, может быть использован для иллюстрации другого механизма контроля за внешними эффектами, а именно, общественных санкций, привития общественных ценностей. Попыткой решения проблемы экстерналий может служить золотое правило «Делай другим то, что ты хотел бы, чтобы они сделали тебе». Обратное также важно «Не делай другим того, чего ты не хотел бы, чтобы они сделали тебе». [c.210]

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЧАСТНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТЕРНАЛИЙ [c.211]

Преимущества использования государства в качестве инструмента для решения проблемы экстерналий заключаются в экономии на трансакционных издержках (нет необходимости в создании дополнительной организации для решения проблемы каждого типа экстерналий), а также в том, что государство позволяет избежать проблемы зайцев, обычно связанной с общественными товарами. Среди соответствующих отрицательных моментов находятся перечисленные нами в гл. 6 и 7 следующие факторы политический механизм — далеко не совершенное средство распределения ресурсов, поскольку он допускает манипулирование со стороны особо заинтересованных групп. Далее, любые предписания и правила, разрабатываемые в государственном секторе, должны насаждаться через государственное управление, имеющее все отмеченные ранее ограничения. [c.212]

Существуют четыре больших вида мер, решающих проблемы экстерналий с помощью государственного сектора, а именно государство может накладывать штрафы, субсидировать расходы на уменьшение отрицательных экстерналий, вво- [c.212]

Существует большое преимущество правовой системы при решении проблемы экстерналий. Вместо того чтобы полагаться на государство в недопущении появления внешних побочных эффектов, понесшая потери сторона, имеющая непосредственные законные интересы, несет ответственность за привлечение виновной стороны к ответу. Очевидно, что это более эффективно, поскольку заведомо истец лучше, чем государство, знает, что урон был нанесен. [c.225]

Вкратце, правовая система действительно создает систему, способную решать проблемы определенных категорий экстерналий. Благодаря ей существуют важные защитные меры от ряда таких экстерналий, которые не устраняются с помощью какой-то другой альтернативы, рассмотренной в этой главе. Но ограничения судебного процесса являются настолько важными, что нельзя полагаться на правовую систему при решении проблемы экстерналий в ряде более важных случаев. [c.226]

Проблема экстерналий была заложена нами уже в самом описании экономики. Использованная формализация заранее предполагает, что определенные виды соглашений между экономическими субъектами невозможны. Однако если это ограничение снять, то вполне вероятно, что произойдет самостоятельная координация участниками своих действий без вмешательства государства. О подобных ситуациях торговли экстерналиями или, иначе, включении экстерналий в рынок мы упоминали в примерах «трагедии общины» и «курильщика». О них идет речь и в следующем нестрогом утверждении, известном как «теорема» Коуза, утверждающем, что для Парето- оптимальности в определенных условиях безразлично, кому принадлежат права на экстерналий. [c.29]

Другое возможное решение проблемы экстерналии — дотации за уменьшение объема их производства ниже некоторой установленной квоты у Пусть s — ставка такого дотационного возмещения. Тогда прибыль от выпуска у1 единиц продукции в условиях дотаций приносит прибыль в размере [c.380]

При ненулевых трансакционных издержках, речь, таким образом, должна идти об оптимуме второго ранга. Если оставаться в рамках рыночного решения проблемы экстерналий — через соглашение между сторонами — желательно, чтобы права собственности [c.389]

При отрицательных внешних эффектах МЕВ О и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так [c.278]

При положительных внешних эффектах МЕС О и МРС = MS , поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково [c.278]

Тем не менее многие экстерналий существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналий не будут устранены. К такому же результату ведет слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия. [c.281]

Читайте также:  Способы защиты прав участников договора

Теорема Коуза, изложенная в его статье Проблема социальны издержек (1960), относится к числу наиболее общих положений но вой институциональной теории. Она посвящена проблеме внешня эффектов (экстерналий). Так называют побочные результаты любо деятельности, которые касаются не непосредственных ее участнике а третьих лиц. [c.664]

Рынок, как было показано в предыдущих главах раздела Микроэкономика , представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка (см. гл. 15). Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, как отмечалось ранее (см. гл. 4, 5, 9), институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов. Важнейшим из институтов и является государство. Остановимся на рассмотрении указанных проблем подробнее. [c.358]

Несовершенства рынка, которые мы рассматривали, не являются взаимоисключающими. Проблемы, связанные с информацией, нередко частично объясняются отсутствием рынков. В свою очередь и экстерналии часто возникают в связи с отсутствием рынка если бы можно было установить плату за использование мест рыбной ловли, если бы существовал рынок для приобретения прав на ловлю рыбы, тогда не было бы чрезмерных уловов. Общественные товары иногда рассматриваются как экстремальный случай экстерналии, при котором другие получают пользу от произведенного мною определенного товара, равную моей. Действительно, большинство недавних исследований в области безработицы делает попытку связать ее с одним из других недостатков рынка. [c.84]

Это может быть приблизительно переведено на язык экономики следующим образом «Создавай положительные экстерналии» и «не создавай отрицательных экстерналий». Когда мы были детьми, нам внушали, что некоторые наши действия, такие как громкий разговор за обеденным столом, оказывают на других воздействие, за которое нам не приходится платить, по крайней мере непосредственно в форме денежной компенсации. Однако существуют другие санкции, которые могут применяться. Родители пытаются внушить детям поведение в «общественно приемлемых рамках», включая порождение положительных экстерналий и избежание отрицательных. Хотя такие попытки иногда приносят успех в устранении многих отрицательных экстерналий на уровне семьи, они оказываются менее успешными в решении проблемы многих типов экстерналий, которые возникают в современном обществе даже угроза штрафа в 200 дол. за мусор может оказаться недостаточной, чтобы заставить людей убрать за собой в общественном парке. Невозможно полностью полагаться на общественные механизмы воздействия для ограничения экстерналий. [c.211]

Изначально существуют три причины, объясняющие необходимость государственного вмешательства. Первая касается проблемы общественных товаров, которая рассматривалась в гл. 5. Многие (но далеко не все) экстерналии влекут за собой обеспечение общественными товарами, такими как чистый воздух или чистая вода. В частности, исключение кого-либо из пользования преимуществами, даваемыми этими товарами, может быть дорогостоящим. Когда некурящие объединяются, чтобы компенсировать курящим запрет на курение, для любого некурящего есть смысл утверждать, что ему безразлично, курят ли другие. Он постарается быть зайцем за счет усилий других некурящих, направленных на то, чтобы заставить курящих не курить. [c.211]

Перед тем как сравнить достоинства этих альтернативных мер, нам следует опровергнуть общепринятое ложное суждение, заключающееся в том, что никогда не следует позволять индивидууму или фирме создавать отрицательные экстерналии для других. Например, иногда утверждается, что фирме никогда не следует загрязнять воздушную и водную среду. С точки зрения большинства экономистов, такая максималистская позиция не имеет смысла. Безусловно, существуют общественные затраты, связанные с загрязнением (или с любыми другими отрицательными экстерна-лиями), но эти затраты не бесконечны. Они конечны. Существует некая денежная сумма, которую люди были бы готовы получить в качестве компенсации за проживание, подвергаясь воздействию более загрязненного водного и воздушного пространства. Таким образом, нам нужно взвесить затраты и преимущества, связанные с контролем над загрязнением, точно так же, как это необходимо в случае любой другой экономической деятельности. Проблема рынка состоит не в том, что результатом его деятельности является загрязнение. Безусловно, существует общественно эффективный уровень загрязнения. Трудность заключается в том, что фирмы не умеют принять во внимание общественные издержки, возникающие в результате создаваемых ими экстерналии (в нашем случае загрязнения), и как результат весьма возможен неоправданно большой уровень загрязнения. Так как государство не имеет возможности полностью исключить загрязнение, его задача состоит в том, чтобы помочь частному сектору достичь общественно эффективного уровня загрязнения, заставить людей и фирмы непременно учитывать воздействие своей деятельности на других. [c.213]

Итак, мы установили, что в случае отрицательных экстерналий распределение ресурсов, эффективное по Парето, достигается не за счет предписаний и субсидий, а благодаря системе штрафов. С другой стороны, разные системы имеют существенно различные распределительные последствия. Интересы фирм (и их потребителей и рабочих) существенно больше затрагиваются штрафами, чем предписаниями или выгодами от субсидий. Хотя те, кто выгадывает от системы штрафов, могли бы в принципе выплатить компенсацию тем, кто теряет, но на деле компенсации встречаются редко. Именно благодаря потенциально большим различиям в распределительных последствиях разных программ возникали большие разногласия относительно необходимой системы контроля за загрязнением. Существуют и другие проблемы 1) альтернативные способы контроля имеют разные трансакционные издержки, обусловленные их осуществлением 2) для их эффективного выполнения требуется различный объем информации 3) их функционирование различается в случае вариативных или неопределенных издержек и выгод 4) они регулируются тем, насколько просто политическое манипулирование ими в интересах определенных групп. [c.221]

Существуют несколько важных ограничений частных решений проблем экстерналий. Мы придали особое значение двум проблемам общественных товаров и трансакционных издержек. [c.226]

Читайте также:  Способы подачи блюд с рыбы

Существуют и другие экстерналий, связанные с процессом образования студенты учатся друг у друга, хорошие студенты получают больше от общения с другими хорошими студентами, чем от общения с плохими. Эти экстерналий имеют важные последствия для такого вопроса, как должны ли студенты оцениваться по способностям Должны ли создаваться специальные школы для особо одаренных Эти проблемы важны не только при обсуждении того, как следует организовать государственные школы, но и при оценке предложений о большем выборе родителей, особенно через государственную поддержку частных школ. [c.353]

Миграция и локализация неэффективности могут рассматриваться как особо важный класс экстерналий. Люди, решая переехать в какую-либо общину, приносят с собой как издержки, так и выгоды. Они могут увеличить базу налогообложения, но также могут привести к увеличению спроса на общественные услуги и переполнению (например, дорог и парков). Поскольку во многих случаях они не платят за издержки и им не компенсируют пользу, которую они «даруют», вряд ли эффективны «решения о местожительстве». Многие страны, сильно обеспокоенные проблемой чрезмерной плотности населения в крупных городах (Лондоне, Париже, Мехико), разработали политику децентрализации, чтобы достичь более эффективной схемы размещения населения. [c.598]

Еще одно затруднение связано с тем, что соглашения трудно достижимы тогда, когда тех, кто мог бы заплатить за увеличение или уменьшение интенсивности экстерналии, много, причем экстерналии на них действуют не выборочно, а на всех сразу. В этом случае возникает проблема общественного блага, которая рассматривается в следующей главе. [c.30]

Даже когда права собственности на общий ресурс не даются одному индивидууму, рынок мог бы найти эффективный способ решения проблемы экстерналий. Владельцы нефтяных скважин часто объединяются для совместного производства, уменьшая таким образом вероятность того, что будет буриться слишком много скважин1. Рыбаки, пользующиеся одной и той же территорией, могут прийти к соглашению об ограничении рыбной ловли для предотвращения избыточной ловли. [c.210]

Деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике связана с проблемой, получившей название внешних эффектов, или экстерналий. Особое внимание этому уделялось еще в работах А. Маршалла, А. Пигу в начале XX в., не обходит вниманием этот вопрос и современная экономическая мысль в странах Запада (П. Самуэль-сон, П. Хейне, Р. Коуз и др.). [c.144]

И все-таки, даже при ясной договоренности относительно прав частной собственности, проблема отрицательных внешних эффектов может быть не решена, но уже не с точки зрения экономики. Думается, что не во всем можно согласиться с П. Хейне. Так, в уже упоминавшейся гл. 13, посвященной экстерналиям, П. Хейне отмечает Загрязнение — это не материальное явление. Если каждый сш ласен, что все лица действуют в рамках своих прав, загрязнения быть не может . (П. Хейне. Экономический образ мышления, М., 1991. С. 399, 400). Да, если людям заплатить, они согласятся жить вблизи аэродрома или глотать отравленный воздух из труб сталеплавильного завода. К сожалению, человек нередко неразумен и жаден, и за деньги готов на многое. Но неужели у людей, живущих вблизи экологически вредных объектов (хоть им и заплатили за это) не наступят объективные отрицательные изменения в состоянии их здоровья Неужели это — не материальное явление Кто знает, сколько найдется людей, которые согласились бы за высокую зарплату жить и работать в зоне радиоактивного заражения Распределение прав частной собственности может решить многие проблемы, но в некоторых случаях, видимо, государственного вмешательства не избежать. Если деятельность какого-либо предприятия может грозить необратимыми изменениями в здоровье человека, животном и растительном мире, все-таки государственные штрафы, санкции да и просто запрещение деятельности этого предприятия становится неизбежностью. Конечно, общество может не получить какой-то необходимой продукции, но приходится выбирать дополнительное количество каких-то товаров или вырождение и генетическая дегенерация какой-то части населения. Рынок может многое, но не все. Проблемы справедливости, нравственности, физического здоровья и многие другие компоненты цивилизованной жизни можно решить лишь при взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования. [c.147]

Проблема производителей-безбилетников , как и проблема дистрибьюторов-безбилетников , связана с возможностью одних агентов Рынка получать положительные экстерналий в результате усилий других. Легко предположить ситуацию, когда дистрибьютор реализует товар двух или более производителей. Реклама товара одного из производителей — независимо от того, кто конкретно расходует деньги на рекламные кампании, — служит продвижению на рынок товаров всех производителей. При этом конкурентным преимуществом — за счет более низких издержек, — пользуется тот из них, чьи расходы на рекламу наименьшие. Помимо рекламы, поведение безбилетников со стороны производителей возможно в области обучения персонала дистрибьютора и покупателей пользованию продуктом (например, компьютерным обеспечением). Решение проблемы безбилетников со стороны производителей возможно благодаря системе исключительного дилинга (ex lusive dealing), — что ограничивает возможность конкурирующих производителей пользоваться мощностями дистрибьютора, в том числе созданными благодаря затратам другого производителя. [c.137]

К числу общих положений новой институциональной теории относи см так называемая теорема Коуза , изложенная пего статье Проблема отиальных издержек (1960). Теорема посвящена проблеме внешних (ффектов (экстерналий). Так называют побочные результаты любой дея-И иыюсти, которые касаются не непосредственных ее участников, а тре-п.нх лиц. [c.199]

Права собственности — основные понятия. Абсолютные и относительные права собственности. Контроль над правами собственности. Возникновение и изменение прав собственности. Экстерналии и интернализация внешних воздействий. Трагедия альмен-ды — социальная значимость прав собственности. Институциональные решения проблемы использования общественных благ. Теории возникновения прав собственности. [c.88]

Укажем на два вида рыночных решений этой проблемы, которые отличаются распределением прав собственности. Как мы видели при рассмотрении экстерналий (и увидим в дальнейшем при обсуждении равновесия Линдаля), назначение индивидуализированной цены для каждого потребителя обеспечивает Парето-оптимальность равновесия. Близкий аналог индивидуализированной платы за коллективное благо — ценовая дискриминация (англ, dis rimination — неодинаковое отношение) при продаже монопольных продуктов. Если производитель точно знает предпочтения каждого потребителя (и умеет предотвращать воровство — несанкционированное копирование), то монопольное равновесие с индивидуальными ценами окажется Па-рето-эффективным. При этом цены должны различаться не только в зависимости от потребителя, но и в зависимости от количества, купленного потребителем (индивидуальная цена на каждую единицу блага). Для коллективных благ характерно наличие больших капитальных затрат (англ, lump-sum osts) и небольших затрат на обеспечение потребления их дополнительным субъектом (например, издержки копирования информации). Обычное для конкурентных рынков установление цены по предельным издержкам здесь невозможно, поскольку не будут окупаться капитальные затраты. Таким образом, рынок благ коллективного потребления имеет тенденцию к монополизации — уменьшается количество фирм и увеличиваются их размеры, так что каждая отдельная фирма получает возможность влиять на цену. Это позволяет проводить ценовую дискриминацию — назначать разные цены для разных потребителей. [c.398]

Источник

Оцените статью
Разные способы