- Панорамная фотосъемка
- Судебно-оперативная фотография
- Материал из CrimLib.info
- Содержание
- Виды судебно-оперативной фотографии
- Методы судебно-оперативной фотографии
- Панорамный метод
- Линейная панорама
- Круговая панорама
- Ярусная панорама
- Измерительная (метрическая) съёмка
- Фотосъемка с линейным масштабом
- Фотосъемка с глубинным масштабом
- Фотосъемка с квадратным масштабом
- Фотография с различных ракурсов
- Репродукционная съёмка
- Опознавательная съёмка
- Стереоскопическая съёмка
- Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)
- Приёмы судебно-оперативной фотографии
- Ориентирующая съёмка
- Обзорная съёмка
- Узловая съёмка
- Детальная фотосъемка
Панорамная фотосъемка
При производстве многих следственных действий возникает необходимость в фотофиксации объектов, расположенных на больших пространствах или имеющих значительную протяженность (например, участки дороги, здания, сооружения). Вместить такие объекты в один фотографический кадр невозможно, либо они оказываются запечатленными в очень мелком масштабе, не позволяющем воспринять по фотоснимку их криминалистически значимые участки и детали. В таких случаях прибегают к методу панорамирования.
Он состоит в том, что объект фотографируют по частям таким образом, чтобы последующий кадр являлся продолжением предыдущего. Для этого на каждом следующем снимке захватывается небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на соседних снимках дважды фиксируется один и тот же ориентир. Такие сопряженные ориентиром снимки просто и удобно монтируются в фотопанораму. В результате получается развернутый фотоснимок, на котором объект запечатлен полностью и в достаточно крупном масштабе.
Фотопанорамирование широко используется в следственной практике. Необходимость в нем возникает в тех случаях, когда: 1) нужно запечатлеть обширное пространство, в границах которого находятся объекты, имеющие важное криминалистическое значение (например, место крушения железнодорожного состава, падения вертолета); 2) при фотографировании нельзя выбрать точку съемки, с которой весь объект помещался бы на одном кадре (например, труп потерпевшего, лежащий в канализационной трубе); 3) объект нужно сфотографировать так, чтобы все его особенности были запечатлены в достаточно крупном масштабе. Панорамный, т.е. скомпонованный из нескольких, снимок не только передаст общий вид объекта, но и позволит воспринять все его криминалистически значимые детали, которые остаются неразличимыми на фотографии, отпечатанной с одиночного кадра.
Панорамная съемка — последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок-панораму. В подобной съемке возникает необходимость, когда не удается полностью запечатлеть интересующий объект с помощью широкоугольного объектива, невозможно отойти на достаточно далекое расстояние от фотографируемого объекта или нежелательно получить снимок со значительным уменьшением (по А.В. Дулову).
Панорамная фотосъемка — это последовательная съемка объекта с помощью обычного фотоаппарата на нескольких взаимосвязанных кадрах. Изготовленные затем фотографии соединяются в общий снимок — панораму. Этот метод применяется для съемки при заданном масштабе объектов, не помещающихся в обычном кадре, например, больших по протяженности участков местности, высоких строений, следов протекторов автотранспортных средств и т. п. (по А.Г. Филиппову и А.Ф. Волынскому).
Различаются три основные разновидности панорамной съемки.
А). Линейная панорама.
Этим методом фотографируют такие криминалистические объекты,
которые имеют значительные линейные разрезы или располагаются по линии относительно друг друга.
На линейную фотопанораму обычно запечатлевают объекты, расположенные в горизонтальной плоскости. Иногда так фотографируют и в вертикальном направлении. Тогда фотоаппарат при съемке последовательно перемещают в точки, расположенные по вертикали. Например, при съемке многоэтажного здания следователь или криминалист, работающий по его поручению, делает последовательные кадры, переходя с этажа на этаж в доме напротив. Если же здание фотографировать с одной статичной точки, постепенно «задирая» объектив камеры, то на «вертикальной» панораме здание будет иметь форму пирамиды, поскольку расстояние до снимаемых участков будет постоянно увеличиваться, а масштаб изображения, соответственно, уменьшаться. Криминалистическая ценность такой панорамы, конечно, невелика.
Чтобы получить качественные панорамные снимки подобных объектов, необходимо соблюдать следующие правила (правила съёмки методом линейной панорамы):
1.Съёмку проводят с нескольких точек, расстояние от которых до снимаемого объекта одинаково (А1 = А2 = А3).
Прежде всего, нужно определить линию съемки, по которой будет идти фотографирующий при фиксации отдельных кадров. Линия эта должна быть параллельна фронтальной плоскости фиксируемых объектов. При таком подходе возможны минимальные перспективные искажения, не влияющие на восприятие.
Однако параллельность не всегда удается выдержать. В некоторых случаях наличные условия вынуждают следователя перемещаться относительно снимаемых объектов под некоторым углом. Тогда линейная панорама приобретает незначительные перспективные отклонения, которые при условии верного выбора точек съемки не препятствуют адекватному восприятию запечатленного и его криминалистически значимых особенностей.
2. Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.
3. При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (в точках А1, А2 и А3 фотоаппарат должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). В каждой последующей точке съемки нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта.
4. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.
Б). Круговая панорама.
В следственной практике часто возникает необходимость сфотографировать криминалистические объекты, Расположенные в пространстве по некоторой дуге. В таких ситуациях прибегают к изготовлению круговой панорамы. Здесь тоже снимают серию фотографических кадров, но в отличие от линейной панорамы, фотографирующий при съемке остается на одном месте, а каждый последующий кадр запечатлевает после поворота камеры на определенный угол в горизонтальной плоскости.
В результате монтажа получается развернутый панорамный снимок объектов, расположенных по дуге окружности. Угол поворота фотокамеры контролируется по видоискателю с учетом некоторого несовпадения полей зрения его и объектива при выборе секторов, дублирующих друг друга на соседних кадрах и облегчающих монтаж круговой панорамы.
Изготовление доброкачественной круговой панорамы существенно упрощается применением штатива, имеющего специальную поворачивающуюся головку. Она обычно снабжена угловой шкалой, поэтому при съемке достаточно правильно определить угол поворота камеры при запечатлении второго кадра. Последующие кадры снимают после поворота фотокамеры на такой же угол. Посредством круговой панорамы можно получить снимок, развернутый по окружности на 180 и даже 360°. Следует, однако, учитывать, что поскольку камера при съемке остается на одном месте, то разноудаленные от нее объекты фиксируются в неодинаковых масштабах. Это может повлиять на правильное представление о сфотографированных предметах. Поэтому снимать круговую панораму лучше со сравнительно больших расстояний до запечатлеваемых объектов.
Очень важно правильно определить и выдерживать границы между кадрами. Каждый последующий кадр должен иметь общую границу с предыдущим и несколько перекрывать его. Для этого в каждый последующий кадр, во избежание пропусков при монтаже, необходимо включать часть объекта, запечатленную на предыдущем кадре (10—15% площади изображения). Тогда на соседних кадрах будут повторяться части пограничных объектов. Они-то при последующем монтаже панорамного снимка и послужат ориентирами, позволят точно состыковать отдельные кадры, например, методом наложения совпадающих участков один на другой. Следует стремиться к тому, чтобы площадь повторяющихся пограничных изображений была минимальной. Здесь фотографирующему поможет определенный практический навык.
Трудности и ошибки при фотопанорамировании происходят из-за того, что угол обзора видоискателя, через который ведется композиционное построение кадра, всегда несколько меньше угла зрения объектива. Неопытный следователь обычно оценивает ширину пограничного сектора без учета этой погрешности видоискателя. Вследствие этого пограничное изображение занимает в кадре значительное место. В конечном итоге смонтированный панорамный снимок состоит из серии фотографий, причем некоторые из них по своей площади оказываются вполовину, втрое, а то и вчетверо меньше фотографического кадра. В таком панорамном снимке много лишних стыковых линий, затрудняющих восприятие полезной информации. В результате снижается доказательственное значение запечатленных; сведений, поскольку могут возникнуть предположения о монтаже панорамы из отдельных фотоизображений, не связанных между собой единым временным промежутком съемки; а также неэкономно расходуются фотографические материалы, впустую тратятся силы и время.
Наводку на резкость при панорамной фотосъемке нужно производить с обязательным использованием шкалы глубин резкости так, чтобы при фотографировании последующих кадров исключалась надобность в повторной фокусировке объектива. Несоблюдение этой рекомендации ведет к получению изображений неодинакового масштаба, что затрудняет монтаж фотопанорамы. Выдержку при круговом панорамировании определяют отдельно для каждого направления съемки, но с таким расчетом, чтобы все негативы были одинаковой плотности. Отдельные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совмещаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали. Время экспозиции при печати всех составных кадров панорамы подбирают так, чтобы фотоснимки имели одинаковую плотность. Монтируют панораму, накладывая совмещаемые участки изображений, после чего ее склеивают и обрезают по краям. Составляющие панораму снимки печатают с одной экспозицией, а проявлять их рекомендуется все сразу для получения одинаковой плотности кадров.
Правила съёмки методом круговой панорамы.
1. Съёмку методом круговой панорамы проводят с одного места.
2. Фотосъемка осуществляется со штатива или (если его нет) с устойчивой жесткой опоры (на практике с руки), при съёмке последующего кадра фотоаппарат поворачивается вокруг своей оси.
3.Каждый последующий кадр захватывает часть предыдущего (10 – 15 %), которая позволяет затем произвести монтаж полного изображения.
4.При кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки (при фотосъёмке с руки при повороте фотоаппарата (смена кадра) нельзя поднимать или опускать фотоаппарат он должен быть на одном уровне относительно линии горизонта). При каждом повороте фотоаппарата нужно следить, чтобы задняя стенка камеры была параллельна плоскости снимаемого объекта.
5. Условия съёмки всех кадров должны быть одинаковыми, снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Судебно-оперативная фотография
Материал из CrimLib.info
Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.
Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.
Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.
Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.
Содержание
Виды судебно-оперативной фотографии
Виды судебно-оперативной фотографии — совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов
Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:
По объекту съёмки:
1) фотосъёмка живых лиц;
2) фотосъёмка трупов;
4) фотосъёмка вещественных доказательств;
5) фотосъёмка документов.
Методы судебно-оперативной фотографии
Методы судебно-оперативной фотографии — совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам
Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:
Панорамный метод
Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок — панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.
Различают следующие виды панорамы:
Линейная панорама
1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;
2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;
3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;
4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться «внахлёст»;
5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.
Круговая панорама
Ярусная панорама
Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.
Измерительная (метрическая) съёмка
Фотосъемка с линейным масштабом
Для данного метода существуют следующие правила:
1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;
2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;
3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.
Фотосъемка с глубинным масштабом
Для данного метода существуют следующие правила:
1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);
2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом — для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.
Фотосъемка с квадратным масштабом
Фотография с различных ракурсов
При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.
При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.
Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.
Репродукционная съёмка
В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.
Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:
2 – осветитель заполняющего света,
3 – осветитель узконаправленный,
4 – осветитель инфракрасный,
5 – держатель линеек,
6 – светильник ламповый,
7 – держатель предметов [1]
Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.
Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.
Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.
Опознавательная съёмка
В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.
Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).
Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.
При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет — обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.
Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.
Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.
Стереоскопическая съёмка
Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.
Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.
Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)
Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка — это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы — более 10 мегапикселей.
Приёмы судебно-оперативной фотографии
Приёмы судебно-оперативной фотографии — это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.
Ориентирующая съёмка
Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.
Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.
Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?
Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).
Обзорная съёмка
Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.
Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?
Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом
Узловая съёмка
Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.
Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.
Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.
Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?
Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.
Детальная фотосъемка
Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.
При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:
1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;
2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;
3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;
4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.
Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?
Источник