- Способ абсолютных разниц
- Способ абсолютных разниц как разновидность метода элиминирования
- Методика способа абсолютных разниц
- Готовые работы на аналогичную тему
- Метод абсолютных разниц и другие способы экономического анализа
- Экономический анализ. Способ цепных подстановок
- Экономический анализ. Метод абсолютных разниц
- Метод абсолютных разниц. Пример
- Показатели
- Плановый показатель
- Фактический показатель
- Отконение плюс или минус
- Способ относительных разниц и интегральный
- Способ абсолютных разниц. Пример. Формула расчета в Excel
- Способ абсолютных разниц как разновидность метода элиминирования
- Сущность способа абсолютных разниц
- Назначение и сфера применения способа абсолютных разниц
- Способ абсолютных разниц детерминированного факторного анализа
- Порядок и алгоритмы расчета влияния факторов этим способом
- Факторный анализ методом абсолютных разниц
- Пример применения способа абсолютных разниц
Способ абсолютных разниц
Вы будете перенаправлены на Автор24
Способ абсолютных разниц как разновидность метода элиминирования
Факторный анализ предполагает выявление факторов, влияющих на результирующий показатель, и определение степени их влияния. Одним из наиболее распространенных приемов определения степени влияния является элиминирование.
Элиминирование – это логический прием, позволяющий устранить влияние ряда факторов, выделив один фактор в качестве объекта изучения.
Сущность элиминирования состоит в следующем. Допустим, построена модель, в соответствии с которой результирующий показатель зависит от трех факторов. На практике все факторы могут меняться одновременно; может меняться два (а третий оставаться неизменным); может меняться лишь один (два остаются неизменными). Изменение факторов может обуславливать как рост показателя, так и его уменьшение. При этом изменение факторов может быть однонаправленным и разнонаправленным (например, численность персонала увеличилась – это должно способствовать увеличению выпуска, производительность труда снизилась – приводит к снижению выпуска, число рабочих дней увеличилось – способствует увеличению). При элиминировании последовательно рассматривается изменение только одного фактора (все остальные факторы предполагаются постоянными).
Метод абсолютных разниц (абсолютных отклонений), наряду с методом цепных подстановок, методом относительных отклонений и некоторыми другими, является способом осуществления элиминирования.
Методика способа абсолютных разниц
Способ абсолютных разниц применяется для определения степени влияния факторов на результирующий показатель в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях.
Мультипликативной называют модель, в которую факторы входят как члены произведения: $Y = a · b · c$.
Аддитивной называют модель, в которую факторы входят как члены алгебраической суммы (т.е. со знаком плюс или минус): $Y = a + b — c$.
Мультипликативно-аддитивная модель является смешанной моделью, объединяющей мультипликативную и аддитивную модели: $Y = a · (b + c)$.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, использование метода абсолютных разниц ограничено, он применим не для всех моделей. Но в силу распространенности моделей, для которых он предназначен, а также простоты самого метода, он широко применяется в анализе хозяйственной деятельности.
Сущность метода абсолютных разниц состоит в том, что величина влияния фактора определяется как произведение абсолютного прироста переменного фактора (анализируемого на данном шаге) на плановую (базовую) величину расположенных справа от него факторов и фактическую величину расположенных слева факторов.
Алгоритм расчета для мультипликативной модели, содержащей 4 фактора:
Определяем абсолютные отклонения каждого из факторов (отклонение фактического значения от планового):
Вычисляем влияние изменение факторов на результат:
Таким образом, на каждом шаге в произведении один из плановых показателей заменяется на абсолютное отклонение, а абсолютное отклонение, использованное на предыдущем шаге – на фактическое значение.
В смешанных моделях (мультипликативно-аддитивных) расчет производится несколько иначе. При вычислении влияния факторов, входящих в алгебраическую сумму, другие входящие в эту сумму факторы полностью исключаются из рассмотрения.
В целях контроля правильности вычислений необходимо проверить, чтобы сумма изменений, обусловленных каждым из анализируемых факторов, была равна общему изменению результирующего показателя. В выводах указывается, какое влияние (по направлению и объему) оказал каждый фактор.
Источник
Метод абсолютных разниц и другие способы экономического анализа
В любом предприятии все выполняемые процессы взаимосвязаны между собой. Именно поэтому в экономическом анализе исследуется степень воздействия различных факторов на величину экономических показателей. Определить степень их воздействия помогут разные аналитические способы оценки: цепные подстановки, метод абсолютных разниц и другие. В настоящей публикации мы подробнее рассмотрим второй способ.
Экономический анализ. Способ цепных подстановок
Подобный вариант оценки основан на расчете промежуточных данных исследуемого показателя. Он проходит путем замены данных плановых на фактические, при этом изменяется только один из факторов, остальные исключаются (принцип элиминирования). Формула для расчета:
Здесь показатели по плану – фактические данные.
Экономический анализ. Метод абсолютных разниц
Рассматриваемый вид оценки основан на предыдущем варианте. Разница заключается лишь в том, что нужно найти произведение отклонения исследуемого фактора (D) на плановое или фактическое значение другого. Более наглядно демонстрирует метод абсолютных разниц формула:
Метод абсолютных разниц. Пример
Имеется следующая информация о предприятии:
- планируемый объем произведенных товаров равен 1,476 млн руб., фактически — 1,428 млн руб.;
- площадь для производства продукции по плану составляла 41 кв. м, по факту — 42 кв. м.
Необходимо определить, как повлияли различные факторы (изменение размера площади и величины выработки на 1 кв. м) на объем созданных товаров.
1) Определяем выработку продукции, приходящейся на 1 кв. м :
1,476 : 41 = 0,036 млн руб. – планируемое значение.
1,428/42 = 0,034 млн руб. – фактическая величина.
2) Для решения задачи заносим данные в таблицу.
Показатели
Плановый показатель
Фактический показатель
Отконение плюс или минус
Объем произведенных товаров (млн руб.)
Площадь для производства товаров
Величина вырабатываемой продукции на 1 кв. м, млн руб.
Найдем изменение объема произведенных товаров от площади и выработки, применяя метод абсолютных разниц. Получаем:
ya’= (42 – 41) * 0,036 = 0,036 млн руб.
yб’= 42 * (0,034 — 0,036) = — 0,084 млн руб.
Общее изменение объема продукции составляет 0,036 – 0,084 = -0,048 млн руб.
Отсюда следует, что за счет увеличения площади для производства продукции на 1 кв. м объем изготовленных товаров увеличился на 0,036 млн руб. Однако из-за снижения выработки на 1 кв. м данное значение уменьшилось на 0,084 млн руб. В целом на предприятии объем произведенных товаров в отчетном году снизился на 0,048 млн руб.
Вот по какому принципу работает метод абсолютных разниц.
Способ относительных разниц и интегральный
Данный вариант применяется в том случае, если в первоначальных показателях имеются относительные отклонения факторных значений, то есть в процентном соотношении. Формула для расчета изменения каждого показателя:
Интегральный метод исследования факторов опирается на особые законы (логарифмические). Результат вычисления определяется при помощи ПЭВМ.
Источник
Способ абсолютных разниц. Пример. Формула расчета в Excel
В данной статье рассмотрим способы применения метода абсолютных разниц в финансовом анализа.
Способ абсолютных разниц как разновидность метода элиминирования
Сам по себе термин «элиминирование» (лат. eliminare — изгонять) имеет несколько значений. В экономике при анализе он означает устранение, исключение показателей, факторов (расчетов, проч. составляющих), которые не имеют отношения к анализируемому явлению.
На практике элиминирование применяется как логический прием (метод), который в процессе исследований позволяет опустить несколько факторов, выделив при этом один, нужный, изучаемый. Особенность этого приема как раз в том и состоит, что в центре исследования оказывается изменение одного конкретного фактора, а остальные при этом не меняются, константны. Это позволяет выяснить именно его степень воздействия на итоговый показатель.
Прием элиминирования используется в разных способах факторного детерминированного анализа:
- абсолютных разниц;
- интегральном;
- индексном;
- относительных разниц;
- цепных подстановок.
Таким образом, пользуясь приемом элиминирования (исключения), выясняют степень воздействия факторов на изменение анализируемого итогового показателя. По принципу действия данного приема выделяют каждый из них отдельно и изучают, измеряют его влияние.
Сущность способа абсолютных разниц
Иногда этот способ называют еще и способом абсолютных отношений (и даже отклонений), как бы приравнивая разницы к отклонениям. Но наиболее распространенным и понятным в экономическом обиходе названием признается все же способ именно «абсолютных разниц».
Подчеркнем, он используется для целей выяснения степени воздействия отдельно взятых факторов на изменение (прирост) анализируемого итогового показателя. Величина такого воздействия выясняется путем умножения абсолютного прироста конкретного фактора на базисную величину тех факторов, которые находятся справа, и на фактическую величину фактора, находящегося слева.
В рамках применения способа абсолютных разниц последовательно:
- Выстраивают соответствующую модель анализируемого итогового показателя.
- Выясняют абсолютное изменение каждого фактора (напр., фактического от планового).
- Производят необходимые расчеты для определения степени воздействия факторов на итоговый показатель (в зависимости от типа модели).
Проверяют правильность действий путем сопоставления суммы изменений каждого фактора и общего изменения анализируемого показателя. При точных расчетах они должны совпадать. Подводя итоги после расчетов, следует сделать выводы о том, какое воздействие проявил каждый из них.
Назначение и сфера применения способа абсолютных разниц
Не случайно зачастую этот способ соотносят со способом цепных подстановок. Кстати, и тот, и другой выдает идентичные результаты. Способ абсолютных разниц многие даже называют упрощенным вариантом цепных подстановок. Он также относительно прост в расчетах, но все же менее многофункционален и ограничен в применении. Для него характерно:
- Использование по большей части в анализе хозяйственной деятельности (АХД).
- Наибольшая отдача, эффективность применения при наличии абсолютных отклонений по показателям в отправных данных.
Важно! Отличительной особенностью «абсолютных разниц» является возможность их использования только в моделях мультипликативных и смешанных типов.
Мультипликативная модель – это значит, что результативный анализируемый показатель (П) значится как произведение ряда факторов (Ф): П = Ф1 * Ф2 * Ф3 и т. д.
Смешанная (комбинированная) модель, допускаемая при «абсолютных разницах» – это комбинация из разных видов моделей типа П = (Ф1 – Ф2) * Ф3 и Ф1 * (Ф2 – Ф3). Т. е. смешанная модель в этом случае = мультипликативная + аддитивная модель. В последней, аддитивной, анализируемый показатель может значиться как сумма либо вычитание факторов.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Способ абсолютных разниц детерминированного факторного анализа
Следует напомнить, что «абсолютные разницы» – это лишь один из способов, применяемый при решении задач детерминированного факторного анализа. И используют его исключительно для моделей мультипликативного и комбинированного типа, обозначенных выше.
Кратко о факторном анализе: отличается многомерностью, обладает статистическим характером. Объединяет разные методы оценки, исследований, цель которых – выяснение степени влияния конкретных факторов на итоговые анализируемые показатели.
Детерминированный анализ (как составная часть факторного) – это специальная методика. Ее цель – изучить степень воздействия факторов, которые именно функционально связаны с итоговым показателем. Функциональность такой связи подразумевает, что рассматриваемый показатель представлен в виде умножения, деления либо алгебраической суммы изучаемых факторов.
К сведению, наряду с достаточно жесткой детерминированной, используется и стохастическая методика факторного анализа. Причем вторая, стохастическая, считается в некоторой степени дополнением, углублением первой. Она применяется там, где нужно исследовать сложные факторы и невозможно выстроить детерминированную модель.
Способ абсолютных разниц используют в рамках факторного анализа в равной мере с близким ему способом цепных подстановок. Его ключевую задачу можно сформулировать так: определить разницы либо отклонения, изучив конкретные факторы и итоговый показатель. В данном случае речь идет об отклонениях от сведений предшествующего периода либо от плана.
Расчет величины воздействия факторов на показатель при применении абсолютных разниц базируется на последовательной замене:
- Сначала нормативных (согласно плану) значений факторных (независимых, характеризующих причину) показателей на их отклонение.
- Затем этих значений на фактический уровень данных показателей.
Алгоритм расчета этим способом зависит от типа модели.
Порядок и алгоритмы расчета влияния факторов этим способом
Последовательность алгоритма расчетов выстраивается в зависимости от количества факторов влияния и типа модели. Рассмотрим по-отдельности каждый вариант расчета. Сначала – для мультипликативной модели. Затем – для смешанной.
Вариант 1. Мультипликативная модель.
Расчеты для нее ведутся, как уже было описано выше, посредством умножения. Сначала выясняют абсолютную разницу (отклонения) каждого фактора, затем – воздействие изменения этих факторов на итоговый показатель. В алгоритме будут использованы:
- 3 фактора: А, Б, С;
- П – результативный показатель;
- сокращения: б – базисные значения, ф – фактические. Например: Аб – базис. значение фактора А, Аф – факт. значение фактора А и т. д.;
- сокращение аи – абсолют. изменения (Ааи – абсолют. изменения фактора А, следовательно, Баи – абсолют. изменения фактора Б и Саи – фактора С);
- Паи – общее изменение, Паи (А) – изменение результативного показателя за счет фактора А, по аналогии, Паи (Б) – за счет фактора Б и Паи (С) – за счет фактора С.
В алгоритме будут применены абсолютные изменения всех трех факторов:
- Ааи = Аф – Аб;
- Баи = Бф – Бб;
- Саи = Сф – Сб.
Схематично алгоритм расчета можно изобразить в следующей последовательности:
Пб=Аб * Бб * Сб (1)
Паи (А) = Ааи * Бб * Сб (2)
Паи (Б) = Аф * Баи * Сб (3)
Паи (С) = Аф * Бф * Саи (4)
Пф = Аф * Бф * Сф (5)
Паи = Пф – Пб = Паи(А) + Паи(Б) + Паи(С) (6)
Вариант 2. Смешанная модель прибыли от реализации товара.
В алгоритме будут использованы:
- факторы влияния: О – объем продаж, Ц – продажная цена; СТ – себестоимость 1 товара;
- модель ПР = О *(Ц – СТ);
- сокращения: аи – абсолютные изменения: ПРаи (прибыли), Оаи (объема), Цаи (продажной цены), СТаи (себестоимости);
- сокращения: пл – плановый, ф – фактический (Цп – продажная цена по плану, Цф – фактическая и т. д.);
- ПРаи (О) – изменение прибыли в зависимости от объема продаж, ПРаи (Ц) – в зависимости от цены и ПРаи (СТ) – от себестоимости.
Задача: необходимо выяснить, как каждый из названых трех факторов влияет на прибыль от продаж (ПР). Исходя из этого, выводим схему алгоритма для расчетов влияния факторов на прибыль. Она будет следующей:
ПРаи (О) = Оаи * (Цп – СТп) = (Оф – Оп) * (Цп – СТп) (1)
ПРаи (Ц) = Оф * Цаи = Оф * (Цф – Цп) (2)
ПРаи (СТ) = Оф * (– СТаи) = Оф * (– СТф – СТп) (3)
В предложенном для смешанной модели алгоритме по указанным формулам последовательно рассчитывают степень воздействия на прибыль (ПР) следующих факторов:
- Объема продаж (О).
- Продажной цены (Ц)
- Себестоимости 1 товара (СТ).
Факторный анализ методом абсолютных разниц
Проанализируем прибыль от реализации, используя обычную Excel таблицу и применяя метод абсолютных разниц факторного анализа. Ее образец, где указаны используемые условные данные (значения факторов по плану, по факту) и результаты расчетов по соответствующим формулам (абсолютные отклонения), приводится далее в тексте.
Фактор влияния | Значение | Абсолютные отклонения фактических значений от плановых | |
плановое | фактическое | ||
Объем продаж (тыс. тонн) | 490,10 | 480,10 | – 10 (480,10 – 490,10) |
Продажная цена единицы товара (тыс. руб.) | 40 | 40,10 | 0,10 (40,10 – 40) |
Выручка (тыс. руб.) | 19 604 | 19 252,01 | – 351,99 (19 252,01 – 19 604) |
Себестоимость продаж 1 товара (тыс. руб.) | 18 | 19 | 1 (19 – 18) |
Себестоимость продаж (ты. руб.) | 8 821,8 | 9 121,9 | 300,1 (9 121,9 – 8 821,8) |
Прибыль (тыс. руб.) | 10 782,2 | 10 130,11 | – 652,09 (10 130,11 – 10 782,2) |
Выводы о том, как перечисленные в таблице факторы, повлияли на прибыль от продаж:
- Фактический объем продаж не достиг планового. Абсолютное отклонение от него составило 10 тыс. тонн. Возможно, отчасти это вызвано повышением фактической продажной цены на 0,10 тыс. руб.
- Фактическая выручка тоже снизилась. Абсолютные отклонения показывают, что она стала меньше плановой на 351,99 тыс. руб.
- По фактической себестоимости продаж видно, что она по сравнению с плановой возросла на 300,1.
- Результатом влияния названных выше факторов стало снижение фактической прибыли на 652,09 тыс. руб.
Проводя факторный анализ, при составлении аналогичных таблиц можно взять за основу — этот шаблон в Excel.
Пример применения способа абсолютных разниц
Особенности применения данного способа рассмотрим на решении следующей условной задачи в рамках АХД. Предположим, предприятие планировало выпустить продукции на 2 млн руб., а по факту получилось – на 1,9 млн руб. Причем площадь помещений, отведенных на производство, согласно плану должно было составлять 39 кв. м., а по факту оказалось – 40 кв. м.
Задача: способом абсолютных разниц определить, как на объем произведенной продукции отразились 2 фактора:
- Изменение производственных площадей.
- Величина выработки с учетом этих площадей.
- Рассчитаем планируемое значение выработки на 1 кв. м. площади: 2 млн. руб. / 39 = 0,050 млн. руб.
- Рассчитаем фактическое значение выработки на 1 кв. м. площади: 1,9 млн руб. / 40 = 0,0475 млн руб.
- Определим изменение объема произведенной продукции в зависимости от площади и выработки. Расчет 1: (40 – 39) * 0,050 = 0,05 млн руб. Расчет 2: 40 * (0,0475 – 0,050) = – 0,1 млн руб.
- На основе данных, полученных при предыдущих расчетах, выясняем общее изменение объема произведенной продукции: 0,050 – 0,1 = – 0,05 млн руб.
Результаты проведенных расчетов показаны далее в таблице.
Показатели | Плановые | Фактические | Отклонение по объему продукции (по факторам/общее) |
Площадь производства | 39 кв. м | 40 кв. м | – |
Величина выработки на 1 кв. м | 0,050 млн руб. | 0,0475 млн руб. | – |
Объем произведенной продукции | 2 млн руб. | 1 млн руб. | – 0,1/–0,05 млн руб. |
Делаем выводы по итогам расчетов:
- Площадь производственных помещений увеличилась на 1 кв. м. За счет этого объем производимой продукции возрос на 0,050 млн руб..
- Снижение выработки на 1 кв. м на этом фоне негативно повлияло на объем – он уменьшился на 0,1 млн руб.
- На предприятии в отчетном периоде объем произведенной продукции уменьшился на 0,05 млн руб.
Источник