Способности определяют способы поведения человека

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

Марья Азизян
Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

3. Общие и специальные способности.

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные, которые в свою очередь могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общее способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества,как: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

Специальные способности- это качество обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развития чувствительность рук.

К числу общих способностей человека с полным основанием можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы трудно жить среди себе подобных. Например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме было бы невозможно. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Специальные способности органические связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развития специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определённые требование к общим, и к специальным способностям. И поэтому нельзя узко профессионально развивать личность, её способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общее и специальные способности. Следовательно, указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

4. Развитие и измерение способностей.

Способности изучает в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерение и тестирование. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.

Способности- такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умение и навыком.

Развитие способностей происходит поэтапно:

1. Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимся образцами деятельности и общения.

2. Творчески, обеспечивает создание нового, оригинального.

Рубенштейн сформулировал основное правило развития способностей человека, развития способностей совершается по спирали, реализация возможности, которое представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности- это базовая понятия, единицы анализа, элементы структуры.

Функциональный подход рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи.

В настоящее время нет методик с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этап развития человека. Б. М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем,что : способность есть индивидуальное свойство, которое различна проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерить, успех также можно измерять. Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология.

Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона. Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие степень выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом.

5. Интеллектуальные и творческие способности.

Интеллект- это глобальная способность действовать разумно, рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта G и S. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой для оценки и диагностики и генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест “Прогрессивные матрицы” Д. Равена, тест интеллекта Кэттела.

Терстоунт выделил семь первичных умственных потенций:

1. Счетную способность, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость, с корой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, то есть способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность предоставлять себе различные предметы и формы в пространства.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связанны друг с другом, что говорит о существование единого генерального фактора.

Творческие способности это дар, который требует постоянной работы усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями.

Читайте также:  Ноутбук асус меню выбора способа загрузки

Под творческими способностями мы понимаем совокупность и особенность личности, характеризующая её готовность к творческой деятельности.

Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей. По мнению Р. Стеренберга и Г. Азейнка чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека и наоборот.

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего.

Особенности творческих способностей.

Творческие способностиможно условно разделить на следующие виды:

Творческие способностиможно разделить на три основных типа:

• Те, которые именно служат созиданию;

• Другие, которые умеют соединить образованное;

• А так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что- просто получается хорошо. Именно поэтому современное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность не имея возможности выплеснуть то, чем одарено не живет настоящей жизнью, а проживает.

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от.

Как развивать творческие способности ребёнка дома Как развивать творческие способности ребенка дома? 1) Окружающий мир Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом,.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

Развиваем творческие способности посредством изодеятельности Как вовлечь ребенка в сотворчество и побудить в нем желание заниматься изодеятельностью? Творческая деятельность возникает не мгновенно,.

Источник

Характер и способности

Урок 3. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Характер и способности»

Каких только не существует способов, чтобы определить характер человека и его способности!

Хочешь узнать свой IQ? Это сокращение от английского «intelligence quotient» — уровень интеллекта.

Нет проблем! Ответь за 30 минут на 40 вопросов теста Ганса Айзенка, например, и можешь прикинуть, насколько ты близок к первой десятке самых интеллектуальных людей. Там собралась отличная компания. Австралийский математик Теренс Тао уже в возрасте 2 лет мог складывать и отнимать, умножать и делить числа. У него рекордный на сегодняшний день IQ — 230. Сэр Эндрю Уайлс — тоже математик, тот, который доказал великую теорему Ферма. Джеймс Вудс, американский актёр. Один из учредителей компании Майкрософт Пол Аллен. Венгерская «чудо-девочка» Юдит Полгар, получившая звание гроссмейстера шахмат уже в 15 лет. Из россиян в этот почётный список попал Гарри Каспаров, который в своё время стал самым молодым чемпионом мира по шахматам.

С помощью других тестов, психологических, можно узнать свой тип темперамента, наличие склонностей к какому-либо виду деятельности. Или определить, есть ли у вас чувство юмора.

Но про нас, как оказывается, могут рассказать не только тесты. Наши ладони, глаза, шея и другие части тела «выдадут» окружающим кучу информации о том, упрямы мы или склонны к компромиссам, мужественны или трусливы, грубые циники или робкие романтики.

Наш характер определяет позу которую мы принимаем во сне, цвет, который предпочитаем, обувь, которую носим.

Верим ли мы в эффективность этих и других методик или нет, с одним утверждением, несомненно, согласимся: характер и способности в значительной мере определяют жизнь человека, направление и степень успешности его деятельности, отношения с другими людьми.

Читайте также:  Выращивание картофеля гидропонным способом

Характером принято называть совокупность устойчивых психологических черт, духовных свойств человека, которые определяют его поведение, проявляются в его действиях. Обратите внимание на слово «устойчивых». Если кто-то, попав в стрессовую ситуацию, грубит окружающим, это ещё не значит, что этот кто-то — хам по своей натуре, и не уважает других людей.

Не случайно, рассказывая о чьих-то поступках, мы иногда употребляем такие характеристики: «Такое поведение для него (или для неё) не характерно». Или, наоборот, характерно. Вообще, слово «характер», в буквальном переводе на русский язык с греческого, означает «отличительная черта», «примета», «знак», «печать», «чеканка».

Иногда возникает вопрос о том, можно ли поставить знак равенства между понятиями «характер» и «личность». Здесь нужно обратить внимание на то, что под личностью мы понимаем совокупность социально значимых качеств человека. Характер же составляют не только эти его черты, но и те, которые в социальном смысле являются нейтральными. Можно ли считать проявлением личности сентиментальность, например, или склонность к романтике? Ну, если только с большой натяжкой.

Даже в нашей обыденной речи эти термины употребляются с разными прилагательными, входят в состав разных словосочетаний. Мы говорим о выдающейся, творческой, яркой или серой, бесцветной личности. Для характера используем другие эпитеты: мягкий, железный, тяжёлый или золотой. Выдающаяся личность вполне может обладать скверным характером. Многие считают, например, что очень тяжёлым человеком был выдающийся русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Это абсолютно не мешает признавать его произведения классикой мировой литературы. Крут характером был и Иван Петрович Павлов. Но в истории он на века остался как гениальный физиолог, первый русский нобелевский лауреат. Точно также оценку личности преступника, безжалостно убивавшего людей, не изменит тот факт, что он трогательно любил свою собаку.

То есть проявлением личности человека является то, что он создал, «сотворил». Если результаты его деятельности сохранят значение для последующих поколений, то они будут оценивать именно их, личность создателя. Характер же человека более важен для тех, кто живёт рядом с ним: членов семьи, друзей, коллег. Именно они ежедневно сталкиваются с нашими устойчивыми психологическими чертами и свойствами. Для наших близких наш характер может быть гораздо более значим, чем наша личность.

Черты характера можно разделить на несколько групп.

В отношении к другим мы можем быть общительными или замкнутыми, вежливыми или грубыми, говорить им правду или чаще лгать. Сюда же отнесём и такие качества как коллективизм, индивидуализм, эгоизм.

Отношение к самому себе характеризует чувство собственного достоинства, скромность (или, наоборот, высокомерие), самокритичность, требовательность к себе или завышенная самооценка.

Отношение к своей деятельности выражается в трудолюбии или лени, аккуратности или небрежности, ответственности или недобросовестности.

Некоторые качества человека могут рассказать об отношении к собственности: экономность, бережливость или расточительность, щедрость или жадность. Последняя пара, пожалуй, многое прояснит и по поводу отношения к окружающим.

К эмоциональным чертам и моральным чувствам можно отнести сентиментальность, страстность или бесстрастность (холодность), оптимизм, жизнерадостность, патриотизм, гуманность.

Выделяют черты характера, определяющие познавательную деятельность. У человека может быть теоретический или практический склад ума. Иметься или не иметься в наличии такие качества, как аналитичность, гибкость, логичность мышления.

Стержнем характера часто называют волевые качества. Что можно к ним отнести? Целеустремлённость, настойчивость, смелость, самообладание, самостоятельность в принятии решений. Выраженность этих черт свидетельствует о сильном характере, отсутствие — о слабом, о неумении преодолевать возникающие трудности.

Черты характера связаны друг с другом, зависят друг от друга. Например, если человек общителен, вполне закономерно ожидать от него дружелюбия, доверия к другим. Мужественные, смелые люди чаще всего проявляют инициативу, настойчивы, самостоятельны.

Иногда в человеке сосуществуют противоположные качества. Тогда его поведение достаточно сложно предсказать. Поступки определяются ведущими чертами характера. Представьте себе человека, готового жертвовать собственными интересами ради интересов других людей, бескорыстно помогать им, альтруиста. Но альтруиста робкого, нерешительного. Как он будет действовать, зависит от того, какие именно качества являются ведущими, определяющими. Если нерешительность, то его искреннее желание помочь так и останется только желанием.

Ну, скорее всего, он ещё постарается найти оправдание своему бездействию. Или замучает себя бесплодным самоедством. Если ведущая черта — альтруизм, то сомневаясь, колеблясь, человек, тем не менее, начнёт действовать. Поступать в соответствии с известной народной мудростью: «Лучше пожалеть о том, что сделал, чем сокрушаться по поводу того, чего не сделал».

Вы видите, как много черт характера мы назвали? А сколько ещё остались неназванными! Они могут быть очень развиты или полностью отсутствовать, могут проявляться в той или иной степени. Поэтому по праву можно сказать, что характер каждого человека уникален и неповторим. Можно, разумеется, выделить определённые типы характеров. Например, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предложил деление людей по их психологическим типам на интровертов и экстравертов: направленных, преимущественно, «внутрь себя» или на внешний мир.

Читайте также:  Ретинола ацетат способы применения

А немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер описал три типа характера: шизотимики, иксотимики и циклотимики.

Первые — серьёзные, замкнутые, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям жизни. Вторые — тоже не любят перемен, при этом спокойны, сдержаны, практичны и стремятся к власти над другими. Ну, а третьи — общительны, эмоциональны, им как раз очень нравятся перемены.

А от чего же зависит характер человека? Он рождается с определённым характером или те или иные качества формируются в процессе его жизни? Характер — биологическое или социальное свойство человека? Существуют разные подходы и объяснения.

Кречмер связывал каждый из выделенных типов характера с тем или иным типом телосложения. Как вы понимаете, это генетически обусловленная вещь. Астеники — худые, с длинными конечностями и слабо развитой мускулатурой — по его классификации, шизотимики. Атлетическому типу — высоким широкоплечим людям с крепкими костями и мускулами — соответствует иксотимический характер. Ну, а люди пикнического телосложения — среднего роста, склонные к полноте, с короткой шеей и большой головой — циклотимики.

Многие исследователи склонны отождествлять тип характера с типом темперамента. Вы ведь помните эти четыре типа — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Темперамент мы также наследуем по биологической программе.

Если согласиться с подобной точкой зрения, то и предъявлять какие-то особые требования к поведению людей, к собственным поступкам, не приходится: что ж тут поделаешь, вот уродился с таким характером. Но наш жизненный опыт подсказывает, что чего тут не хватает, какие-то факторы не учитываются. И в самом деле, типов телосложения только три, типов темперамента только четыре, а разновидностей характеров — огромное множество. Все знакомые вам худые граждане замкнуты и упрямы? Все полные эмоциональны и обожают перемены? Люди с одним и тем же типом темперамента могут по-разному действовать в одной и той же ситуации, ставить разные цели, достигать их разными способами.

Темперамент и другие врождённые физиологические и психические характеристики человека являются своеобразной «почвой», на которой «вырастают» черты и свойства характера.

С самого первого дня жизни маленького человечка на формирование его характера начинает влиять отношение к нему его родителей, обстановка, в которой он растёт. От всего этого зависит, разовьются ли в ребёнке доброта, отзывчивость, общительность. Самый значительный вклад в формирование характера вносит период с 2-3 до 9-10 лет.

В этом возрасте дети — активные перениматели. Они копируют поведение взрослых и своих сверстников. Если какая-то подхваченная черта будет подкреплена, то закрепится в характере. И невинный обман, больше похожий на фантазирование, станет привычной лживостью, парочка удовлетворённых пустых капризов может превратиться в эгоизм, неудачи в учёбе, не решённые благодаря помощи и поддержке со стороны, приведут к неверию в свои силы. Трудолюбие, аккуратность, настойчивость, ответственность формируются, если есть с кого брать пример, если их проявления поддерживаются.

В подростковом возрасте развиваются (или не развиваются) волевые качества человека. Ну, а юность — пора формирования важнейших убеждений.

Разумеется, характер человека меняется в течение всей его жизни. Психиатры, кстати, утверждают, что если это не так, если никаких изменений вообще не происходит, то, скорее всего, речь идёт о патологии. Но, тем не менее, те, кто знал человека в школьные годы, скорее всего не увидят в его характере чего-то уж совсем принципиально нового, встретившись через много лет.

Многое из того, что мы говорили о характере, можно отнести и к способностям человека. Каждый из нас рождается с задатками к определённому виду деятельности. Они связаны с особенностями нашей телесной организации, двигательной системы, работы полушарий головного мозга, органов чувств, со скоростью и силой нервных процессов. На основе задатков формируются способности. Они бывают общими и специальными. Общие необходимы для успешности в любой сфере: память, внимание, общий уровень интеллекта, наблюдательность, обучаемость, способность совершать точные движения… Специальные — музыкальные, художественные, математические, технические или организационные. Будут ли эти способности развиваться, зависит от социальных условий и от усилий самого человека. Если вы не собираетесь использовать какие-то данные вам матушкой-природой задатки, то так задатками они и останутся. И наоборот, отсутствие ярко выраженных способностей достаточно часто может быть компенсировано упорным трудом и настойчивостью.

Высокий уровень развития способностей, который позволяет создавать нечто оригинальное, называют талантом. Высший уровень их развития, когда речь идёт о создании чего-то принципиального нового в той или иной сфере деятельности, того, чего никто до этого не делал — это гениальность. Есть очень интересная характеристика таланта и гениальности: «Талант — это попадание в цель, в которую никто не может попасть, а гениальность — попадание в цель, которую ещё никто не видит».

Источник

Оцените статью
Разные способы