- Значение слова «скорочтение»
- скорочте́ние
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Скорочтение
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Выступление на ГМО начальных классов по теме»» Применение новейших техник скорочтения, методов запоминания и активного воспроизведения информации для формирования активной читательской компетентности учащихся начальной школы.»
- Занятие по программе «Скорочтение». Тема занятия «Понятие скорочтение» (9-10 лет)
Значение слова «скорочтение»
- Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту, по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378) при среднем проценте усвоения 52. Под скорочтением понимают способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, целый ряд научных исследований доказывает, что это невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик. Существуют способы скорочтения, позволяющие достичь и более высоких скоростей, более 1000 слов в минуту, однако это вызывает очень значительное снижение понимания материала и скорее подходит под термин «просмотр», нежели «чтение». Тем не менее, для многих видов литературы, не требующих усвоения подробностей, скорочтение вполне подходит. Скорочтение также играет важную роль в увеличении производительности труда в некоторых отраслях, например, для управленческого персонала.
Считается, что некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.
скорочте́ние
1. способность читать (усваивать текстовую информацию) со скоростью выше обычной
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прилагать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Скорочтение
Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту, по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378) при среднем проценте усвоения. Под скорочтением понимают способность чтения в 3—4 раза быстрее средней скорости, максимально примерно до 600 слов в минуту. Несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, целый ряд научных исследований доказывает, что это невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик. Существуют способы скорочтения, позволяющие достичь и более высоких скоростей, более 1000 слов в минуту, однако это вызывает очень значительное снижение понимания материала и скорее подходит под термин «просмотр», нежели «чтение». Тем не менее, для многих видов литературы, не требующих усвоения подробностей, скорочтение вполне подходит. Скорочтение также играет важную роль в увеличении производительности труда в некоторых отраслях, например, для управленческого персонала.
Считается, что некоторые люди могут овладеть способностью скорочтения без специальной подготовки, освоив способы быстрого чтения интуитивно.
В основах скорочтения лежат, в частности, исследования французского врача-офтальмолога Эмиля Жаваля. В 1878 году он обнаружил, что глаза совершают короткие движения (скачки) с короткими остановками (фиксации). Во время чтения одной строки глаза останавливаются 3—4 раза, а не на каждом знаке. Исследование показало, что поле зрения человека шире, чем считалось ранее. В 1894 году в печати появились статьи о преимуществах скорочтения. С распространением массового образования интерес усиливался.
Первый курс скорочтения был организован в Сиракузском университете США в 1925 году.
В 1940-х популярны были аппаратные способы повышения скорости чтения, в частности с помощью тахистоскопа. Скорость чтения существенно увеличивалась, однако результаты были неустойчивыми.
В 1958 году появился способ «Динамического чтения», разработанный учительницей Эвелин Вуд.
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ СКОРОЧТЕНИЯ
Подавление субвокализации — внутреннего проговаривания читаемого текста; выработка навыка распознавания слов прямо по их визуальному типографическому образу, минуя внутреннее звуковое распознавание. Для подавления субвокализации обычно применяются методики, направленные на отвлечение внимания во время чтения.
Устранение «регрессий» — возвратных движений глаз при чтении, перечитывания предложений и абзацев. Данный навык тесно связан с развитием памяти.
Расширение поля зрительного восприятия. Существуют специальные упражнения (например, с таблицами Шульте), направленные на улучшение периферического зрительного восприятия. Благодаря этому навыку за одну остановку взгляда тренированный читатель может охватить большее количество слов, вплоть до целой строки. Чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость. При тренировке быстроты чтения необходимо учиться воспринимать строку текста за всё меньшее и меньшее количество переводов взгляда. Вначале удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста.
Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.
Поверхностное чтение, просматривание — это умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте, обладающем малой информативной плотностью. Для развития этого навыка применяется конспектирование, составление блок-схем, карт памяти, а также упражнения по угадыванию смысла всего предложения при прочтении лишь его части. Этот навык является самым сложным в освоении, поскольку затрагивает сразу многие познавательные процессы.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Выступление на ГМО начальных классов по теме»» Применение новейших техник скорочтения, методов запоминания и активного воспроизведения информации для формирования активной читательской компетентности учащихся начальной школы.»
Выступление на ГМО учителей начальных классов
Тема: « Применение новейших техник скорочтения, методов запоминания и активного воспроизведения информации для формирования активной читательской компетентности учащихся начальной школы. »
Дата выступления: 09.01.2019 г.
Подготовила: учитель начальных классов
Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения .
Если адаптировать это определение под учащихся начальной школы, то оно скорее примет несколько иную формулировку. Скорочтение- это восприятие текстовой информации,, понимание(осознание), запоминание и активное использование полученной информации.
Чтобы правильно и быстро читать важно владеть некоторыми техниками чтения, а чтобы эту информацию запоминать и использовать- нужно владеть приемами запоминания .
Но не все так банально и просто. Показал ребенку прием- и все получилось. Практика показывает, что для некоторых ребят не все так просто. Поэтому, развивая детей в данном направлении полезно учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Важно заинтересовать детей.
Работая с учениками я обычно начинаю урок с разминки артикуляционного аппарата. Далее читаем, учим скороговорки и чистоговорки.
Поскольку необходимо развивать ребенка целостно, приступаю к активизации работы обоих полушарий коры головного мозга. Этому как нельзя лучше способствует, например раскрашивание картинок не рабочей рукой ( у левшей- правой, у правшей- левой) Достаточно редко встречаются среди детей амбидекстры (они работают двумя руками одновременно). «Разгоняя», «разогревая» мозговую деятельность обоих полушарий подключаю отработку быстрого письма.
Далее переходим к работе с таблицами Шульте, тренируя и расширяя поле зрения ребенка.
Следующим этапом идет чтение слоговых таблиц. Сложность таблиц (слоги, слова) зависит от уровня подготовленности обучающихся. Прекрасный материал для этих целей, например , «Дидактический материал для развития техники чтения» Г.Г. Мисаренко .
Работаем с информацией. Это и поисковое чтение, и использование приема антиципации ( с детьми, которые уже читают безошибочно, но медленно).
Для развития памяти ребят я использую различные приемы запоминания. Это и мнемотехника, и разбиение на группы предметов (слов) абсолютно не связанных между собой- развитие зрительной памяти, развитие наглядно-образной памяти и мышления. Это могут быть различные геометрические фигуры разных цветов, форм и размеров, пресекающиеся , вписанные друг в друга и пр. Работаю над пересказом текста, используя метод «Марка Твена». Дети схематически изображают прочитанный текст несколькими маленькими рисунками, а затем, закрывая глаза ,представляя свое творение, пересказывают текст. Такой вид работы любим детьми и весьма полезен и плодотворен.
Запоминается ка взрослым, так и детям то, что ярко, смешно, неожиданно. Подключаю для этого задания для развития эмоционального интеллекта. Обычно детям нравятся картинки с животными и различные подписи к ним.
Особенно любим детьми метод запоминания слов в строгой последовательности, это, так называемый метод Цицерона, или Римская комната. Использую этот метод так же в словарных диктантах на уроках русского языка.
Уделяя внимание вышеизложенным методам и приемам 2-3 раза в неделю можно добиться хороших результатов у детей при чтении, запоминании и активном использовании информации. Эти задания не только развивают скорость чтения, внимание и память, но и готовят детей ко взрослой жизни, где объемы информации (особенно в современном) мире особенно велики, а времени для ее обработки бывает всегда так недостаточно…
Надеюсь, что мой опыт окажется вам полезен.
Источник
Занятие по программе «Скорочтение». Тема занятия «Понятие скорочтение» (9-10 лет)
Конспект занятия по программе «Скорочтение»
Тема занятия : «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Школа безопасности. Понятие скорочтение».
Цель занятия : раскрыть понятие скорочтение.
— определить возможности и цели занятий по программе «Скорочтение»;
— закрепить правила безопасности поведения на улице и в общественных местах.
— развивать умение слушать собеседника и задавать вопросы;
— развивать умение следовать принятым в обществе правилам поведения.
— развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Оборудование и материалы : Мяч, ноутбук, песочные часы, карточки с текстами.
1. Организация начала занятия
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Евгеньевна. Рада вас видеть на занятиях по программе «Скорочтение». Предлагаю поиграть в игру:
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи. », бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи. » и т.д.
2. Что такое скорочтение?
Как вы понимаете слово скорочтение? (Выслушать ответы детей)
Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120—180 слов в минуту, по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту.
Это навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Тут не совсем уместно слово «читать». Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль. К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Оноре Де Бальзак, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности. Можно предположить, что этот навык повлиял на их успехи в жизни.
Зачем читать так быстро?
Для чтения художественной литературой скорочтение не всегда подходит. Главная цель такой техники чтения — получить знания, усвоить смысл. Людям многих профессий приходится ежедневно обрабатывать большие объемы текстов. Юристы постоянно работают с кучей всевозможных документов, преподаватели вычитывают рефераты, курсовые работы и дипломы. А студенту с его списком литературы этот навык просто жизненно необходим. Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию.
Как научиться быстро читать и запоминать?
1. Следите за текстом.
Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой, как делали в школе. Это ускоряет процесс и помогает лучше сосредоточиться на каждом слове.
2. Не возвращайтесь к прочитанному.
Во время чтения мы часто перечитываем предложения или абзацы, которые, как нам кажется, не усвоили. Чтобы повысить скорость чтения, нужно тщательно следить за этим и стараться избегать возвращений. Иногда нам кажется, что мы не запомнили какой-то отрезок текста, но на самом деле информация усвоилась. Можно читать и одновременно помечать на полях те места, к которым следует вернуться потом. Контролируя процесс возвращений, мы будем продвигаться по тексту гораздо быстрее.
3. Не проговаривайте текст в голове.
Внутренний голос, который проговаривает читаемый текст у нас в голове, мешает ускоряться. Его можно заглушить, если во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, насвистывать или мычать.
4. Развивайте периферическое зрение
Одна из особенностей техники скорочтения — захватывать взглядом сразу несколько слов или целый абзац. Это еще называют чтением по диагонали. Чтобы быстро двигаться по тексту и выделять в нем основные слова, нужно хорошо их видеть. Для этого нужно развивайть периферическое зрение. Есть специальные упражнения для этого. На занятиях мы будем выполнять разные виды упражнений для увеличения скорости чтения.
3. Практическая работа
Цель: проверить навык чтения детей.
Каждый обучаемый получает индивидуальную карточку с текстом. Дети три минуты читают, разбирают непонятные слова и выражения в тексте. Задают вопросы преподавателю. Время вышло (3мин). Дети читают рассказы в слух.
Отметить детей, которые пользовались правилами быстрого чтения:
— следили во время чтения;
— не возвращались к прочитанному;
— не проговаривали про себя;
— старались захватить взглядом целиком слово или фразу.
«Горячая картошка» Дети становятся в круг. Под музыку передают по кругу мяч. Музыка закончилась, в чьих руках мяч, выходит из игры. Побеждает самый внимательный и ловкий.
5. Правила безопасности поведения на улице и в общественных местах.
Какие правила вы соблюдаете, когда выходите на улицу? Выслушать все ответы детей.
Какие правила нужно соблюдать в общественных местах? Что такое общественное место? Выслушать ответы детей.
Показать презентацию о правилах поведения на улице и общественных местах.
Какие правила быстрого чтения вы запомнили? Для чего нужны вам навыки скорочтения?
На следующем занятии мы будем знакомиться с видами упражнений, которые помогут нам повысить скорость чтения.
Источник