Способами внедрения информационной системы являются

Организация процессов производства информационных систем. Часть 4. Внедрение информационной системы

IX Внедрение информационной системы

Нет ничего труднее, опаснее и неопределённее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по новому.
Н. Макиавелли

И вот интересная и насыщенная творчеством, прожектерством, креативом и созиданием часть в проекте подходит к концу. Начинаются суровые будни защиты своего решения в реальной атмосфере конкретного предприятия, и что не мало важно, все также в рамках действующего законодательства.

Для начала реализованный продукт необходимо развернуть на оборудовании, уготовленном для организации его опытной эксплуатации.

1. Развертывание системы на площадке опытной эксплуатации

В соответствии с спроектированной технологической архитектурой, отраженной в документации, закупается серверное, коммуникационное и прочее оборудование, а также системное ПО. Компоненты информационной системы монтируются в единый программно-аппаратный комплекс, на площадках, на которых планируется его промышленное использование.

Ввиду того, что в крупных проектах, задействовано большое количество оборудования на котором ПО разбросано по нодам, узлам и даже облакам, то этот процесс необходимо сопровождать полномасштабным документированием. Например, в техдокументацию включаются таблицы с адресами серверов, рабочих мест, способов доступа и т.п. Для визуального представления используются диаграммы компонентов, дающие понимание расположения узлов сети, распределения компонентов их взаимодействия и т.п. А ведь еще должны быть определены мероприятия, регламентирующие всевозможные изменения в инфраструктуре, позволяющие устранить последствия отказов различных элементов системы.


Рисунок 19. – Пример технического описания этапа внедрения

Это все чрезвычайно важно, поскольку следующим этапом на этих эксплуатационных площадках начнет толкаться множество специалистов команды внедрения и поддержки, и они не должны каждый раз выуживать необходимую для работы информацию из разных, пускай даже информированных источников. А потому, документация должна поддерживаться в актуальном состоянии и меняться одновременно с изменениями в настройках системы, изменениями архитектурного решения и т.п.

Нелишне на «боевых» площадках для промышленной эксплуатации системы, разворачивать и тестовые стенды, имитирующие работу, приближенную к реальной. Ну вдруг еще будут замечания, требующие выпуска новых релизов. Все конечно профессионалы, ответственные люди и всякое такое, но все же обновления лучше сперва погонять на тестовом стенде. Так на всякий случай.

Между тем 90% времени уже пролетело…

2. Обучение персонала заказчика работе с информационной системой

Как уже неоднократно упоминалось, в больших проектах особое внимание уделяется качеству документации, включая и инструкции пользователей системы. Чаще всего инструкции пользователей делятся на сегменты по видам деятельности, специализации и т.п. Это позволяет акцентировать внимание в документе на важные моменты и не грузить пользователей ненужной для них информацией.

Поскольку в обучении может быть задействовано значительное количество различных сотрудников заказчика, которые в свою очередь, для обеспечения непрерывности деловых процессов не могут обучаться в одно и то же время, которые должны обучаться различным функциональным обязанностям и по прочим уважительным причинам, необходимо тщательно планировать процесс подготовки персонала. Также полезно разбивать обучающихся на группы по категориям, требующим использование различных подходов и глубины обучения, исходя из уровня их первоначальной подготовленности. В итоге, составленный план-график обучения должен быть согласован со всеми заинтересованными лицами, и утвержден руководством заказчика, как обязательный к исполнению.

А мы на этапе проектирования предупреждали, что обучение персонала заказчика не только очень ответственная задача, но еще и очень трудоемкая…

3. Выявление недостатков и дефектов информационной системы

Очень часто в больших проектах, тестирование финального релиза не позволяет выявить все проблемные места решения. Причиной тому могут быть: огромные объемы данных на деле в «боевых» условиях, проявление уникальных сочетаний бизнес правил в реальных деловых процессах, особенности работы конкретного оборудования, специфические сочетания компонентов системы, балансирование нагрузки между распределенными узлами и т.п.

Зачастую ситуация еще осложняется тем, что внедрение новых систем на начальных стадиях ни в коей мере не отменяет необходимость производить работы на старых системах. То есть пользователи дублируют данные в обоих системах. Иногда требуется миграция существующих актуальных данных из устаревших хранилищ в новые, а структура и формат информации обычно весьма и весьма отличаются. Например, если в новой структуре данных не хватает информации для заполнения обязательных реквизитов, они заполняются какими-то данными назначенными «по умолчанию», а потом уже корректируются вручную пользователями. И это только малая толика того, с чем приходится сталкиваться в реальных проектах.

Отдельная тема — интеграционные решения, в которых может происходить сбои в цепочке, использующей различные компоненты, разработанные двумя, тремя и больше командами. Найти виноватых в этой ситуации крайне сложно, поскольку дефекты чаще всего возникают на стыке интеграционных элементов, из-за выявленных в ходе внедрения несоответствий. И тут важно не искать виновных для наказания, а быстро и конструктивно договориться о совместных уступках разработчиков стыкуемых компонентов, и эффективно решить проблему.

Читайте также:  Мысок носка спицами ленточный способ

Учитывая все вышеперечисленное, этап опытной эксплуатации, чаще всего, насыщен эмоциональными всплесками и взаимными претензиями, как между командами разработчиков, так и с заказчиками. В этом случае очень важна роль архитекторов и системных аналитиков, которые должны оперативно локализовать проблему, предложить ее решение и согласовать его со всеми заинтересованными лицами. Для выполнения подобных работ требуется помимо основных профессиональных навыков, еще и обладание талантом переговорщика, и знанием основ менеджмента.

А тем временем мы достигли дна, отведенного для проекта времени…

4. Согласование изменений в процессе внедрения информационной системы

Если работа некоторых функциональных модулей информационной системы критически не соответствует потребностям и ожиданиям заказчика, и найдены решения по преодолению этих проблем, то необходимо их зафиксировать и согласовать с заказчиком.

Этап согласования нового решения очень важен, как минимум по двум причинам.

Во-первых, если объем реализации изменений превысит суммы, заложенные на подобные риски в плане проекта, то необходимо либо заключать дополнительные соглашения, либо команда исполнителей будет работать в убыток. Зачастую исполнителей призывают по-быстрому сделать изменения, а мол учтем их и рассчитаемся за работы по ним потом, одним пакетом. Но по факту же такие случаи, обычно приводят, к тому, что заказчик опосля напрочь забывает свои обещания, а выполненные работы объявляет — исправлением исполнителями своих собственных ошибок.

Во-вторых, любые изменения одних компонентов системы могут повлечь за собой неизбежное изменение взаимозависимых компонентов, что требует тщательного анализа и, возможно, перепроектирования целой цепочки подсистем. В противном случае неизбежно возникновение дефектов в работе системы в целом. Проявляться это может например, в отказе работы модуля смежной команды исполнителей, и заказчик уже их объявляет халтурщиками и бракоделами. Правда конечно всплывет, но осадчик останется.

И вот перефразируя Ежи Леца: «Когда мы достигли дна отведенного времени, снизу постучались . »

Поскольку время просрочено, необходимо договариваться с заказчиком, и убеждать его, что он в проекте тоже был не подарок, и часть вины лежит именно на нем.

5. Доработка информационной системы по итогам опытной эксплуатации

Если в ходе опытной эксплуатации принимаются и согласуются решения о внесении изменений в разработанный программно-аппаратный комплекс, то на основании их выставляются задачи исполнителям по их реализации. Процесс, описанный в разделе Часть 3. Реализация проектного решения повторяется. Но…

Если на стадии проектирования системы мы обсуждали отрицательное влияние полномасштабного использования методологии Scrum (1) в больших проектах, то на данном этапе она подходит как нельзя лучше. Особенно это ощутимо в проектах в которых продукт, переданный заказчику, не устраивает его по большей части показателей. Иными словами, пора поддаться панике и очень быстро, «сломя голову» вносить изменения в продукт, который уже эксплуатируют.

Собственно говоря, наступил момент, когда актуальны следующие условия:

  1. Заказчик уже начал реально работать с системой, у него для этого выделено время, и он теперь наглядно представляет, что же ему действительно необходимо. Соответственно он готов плотно работать с командой исполнителей и у него есть в этом критическая необходимость;
  2. Документация большей частью уже готова и ее изменение и дополнение может вестись уже не так оперативно, а оформляться постфактум по результатам успешной реализации.
  3. Доработки большей частью происходят в отдельных модулях, подсистемах, контурах, у которых есть конкретная команда исполнителей, отвечающая за сегмент. Поэтому общение пользователей с разработчиками уже локализовано, легко установить качественную обратную связь;
  4. Доработки и исправления необходимо выполнять очень оперативно, небольшими очередями с передачей результата заказчику, который в них кровно заинтересован;

Очень важно, чтобы в конечном итоге, проектная документация была приведена в полное соответствие с нововведениями, и команда могла легко отыскать в ней актуальное решение для анализа и проектирования последующих изменений.


Рисунок 20. – Этап внедрения информационной системы

6. Передача информационной системы в промышленную эксплуатацию

Когда в ходе опытной эксплуатации решены все спорные вопросы и недоразумения по поводу того как должна функционировать внедренная система, и насколько она соответствует договору на ее разработку, стороны подписывают акты о выполнении контракта. Заказчик осуществляет полный расчет за выполненные работы. Договор на разработку и внедрение информационной системы может считаться выполненным.

Внедрение переходит в фазу промышленной эксплуатации. Эти взаимоотношения чаще всего юридически регулируются уже отдельным договором или дополнительным соглашением на сопровождение промышленной эксплуатацией системы. В рамках этого контракта могут происходить профилактические работы по диагностике работы компонентов системы, их взаимодействия, устранение мелких сбоев и т.п.

7. Резюме раздела

Этап внедрения информационной системы, являет собой момент истины всего процесса ее производства и ознаменует старт самого тяжелого периода для всех участников проекта. Он может включать в себя следующие активности:

  1. Развертывание системы на площадке промышленной эксплуатации, включая поставку оборудования, установку системного ПО, установку актуального релиза внедряемой системы и т.п.;
  2. Обучение пользователей работе с системой, включая администраторов, специалистов по обслуживанию оборудования и т.п.
  3. Выявление и устранение недостатков и дефектов, выявленных в ходе опытной эксплуатации.
  4. Согласование изменений в работе системы и приведение ее к соответствию контрактным обязательствам;
  5. Подписание документов о выполнении договорных обязательств. Произведение полного расчета за выполненные работы;
  6. Ввод системы в промышленную эксплуатацию;

Источник

Эффективность внедрения информационных систем. Опыт практика

У меня есть многолетний опыт внедрения и последующего сопровождения информационных систем на различных предприятиях. Опыт, в большинстве случаев, был успешным – но здесь я хочу побеседовать, в первую очередь, о причинах, ведущих к неудаче в этом деле, предостеречь вас от возможных ошибок. Я означу собственный метод внедрения, который я использовал неоднократно и который помогает избежать большинства из них.

Читайте также:  Способ обналичить материнский капитал без покупки жилья

Первая и самая главная причина провала: некорректно поставленная цель для информационной системы.

Это один из основных вопросов для любого проекта вообще. Заказчик зачастую выбирает цель, которая не имеет к информационной системе никакого отношения, или же зависит от нее незначительно. Примеры: увеличение продаж, занятие большей доли рынка, создание другой культуры управления предприятием и т. д. Но если компания производит товар, спрос на который падает – как тут поможет информационная система? Проблему здесь должно решать подразделение маркетинга. Если нужно изменить культуру предприятия – это вопрос управления персоналом и генерального директора. У некоторых, однако, теплится надежда, что стоит отдать деньги за информационную систему — и проблемы, связанные с организаций бизнеса, решатся сами собой. Обещания продавцов, «впаривающих» дорогие, иностранного производства, многократно проверенные и построенные на «лучших мировых бизнес-практиках» системы лишь укрепляют эту веру. Но на деле компания с неэффективным стилем управления останется неэффективной, только уже с информационной системой. Если на вашу продукцию упал спрос, он тоже не изменится никак. Правда, информационная система позволит вам быстро и точно подсчитать убытки, в том числе и от ее внедрения.

Корректно поставленная цель внедрения информационной системы — залог успеха этого внедрения. Правильны цели, связанные с обработкой информации: хранение, поиск данных, задачи, связанные с расчетами, группировкой, анализом. При внедрении системы все это требовать меньше времени. Помните, однако, что ускорение неудачных процессов приведет к еще более неудачному результату для компании, чем было бы без системы.

Вот один из недавних случаев на переговорах с заказчиком. Заказчик хочет сменить систему конфигурирования изделия, надеясь, что это упорядочит работу производства. С его слов, новая система должна предоставить только ограниченный выбор доступных опций изделий. Тогда производству и отделу согласования будет проще работать, появится набор стандартных решений. У заказчика, однако, уже есть конфигуратор. Сразу возник вопрос: зачем менять? Ответ потрясающий: другой конфигуратор «заставит нас работать правильно», создать необходимую документацию на изделие, изменить схемы обработки заказов и скорректировать культуру работы с заказчиком. Получается, менеджеры понимают, в чем проблема, но расписываются в собственном бессилии изменить ситуацию и перекладывают трудности по реорганизации бизнес-процессов на подразделение, которое за это не отвечает. Как правило, такой проект завершается крахом или затягивается на долгие годы.

Даже если предположить, что специалисты-информационщики знают, как следует изменить бизнес-процессы (с логикой у нас порядок), у них все равно нет нужного административного ресурса, да и ожидаемый результат зависит, в первую очередь, не от программного обеспечения. Здесь явно путается следствие и причина. Допустим, есть предприятие А с информационной системой ABC. Предприятие работает стабильно, нет авралов, неразберихи, заказы выполняются в срок, есть планомерная деятельность отлаженного механизма. Можно сделать вывод, что все хорошо благодаря системе ABC, но это 100% не так. Наличие системы ABC у предприятия A, кончено же, вносит свой вклад в бизнес, но не является ключевым. Если руководство некоего предприятия Б решило внедрить у себя систему ABC в надежде, что после ее внедрения предприятие Б тоже будет работать так же, как A, его ждет сюрприз. Деньги будут потрачены, но ожидаемый эффект не наступит, т.к. методика работы на предприятии Б не изменится.

Эффективные цели

Повторюсь – цели, которые я считаю эффективными при внедрении информационной системы, связаны с ускорением существующих бизнес-процессов или созданием новых для обработки данных. Не стоит перекладывать на информационную систему задачи других подразделений, особенно без права влиять на эти процессы.

Внедрение информационной системы позволяет запустить бизнес-процессы, которые прежде не имели права на существование из-за неприемлемых сроков выполнения. Более того, я считаю, что запуск новых бизнес-процессов — обязательное условие для успешного внедрения системы. Очевидно, если раньше мы использовали напильник для выполнения работ, а теперь у нас станок, это будет другой процесс. Если планирование было налажено плохо, станок, из-за своей производительности, принесет компании еще больший убыток.

Итак, с целями мы определились, теперь осталось правильно составить техническое задание.

Техническое задание

Это вторая по важности составляющая успеха при внедрении информационной системы. Напомню, эффективная цель – ускорение бизнес процессов, которых может быть еще не существует. Заказчик только в общих чертах понимает, что ему нужно. Хорошим вариантом считается уже на первых этапах работы составить подробное многостраничное ТЗ. Это работает, особенно для исполнителя по контракту. Заказчик все подписывает, не до конца понимая, что именно сделает исполнитель. А между тем, за каждое новое поле или форму, не записанные в ТЗ, исполнитель запросто попросит с заказчика еще денег. В итоге заказчик получит процесс с неполными или избыточными данными, хотя формально контракт был выполнен в точном соответствии с требованием. Заказчик будет недоволен и во второй раз к этому исполнителю не обратится.

Получается, что не заказчик подписал неподходящее ТЗ, а исполнитель разработал и предложил совсем не то – не угадал, о чем мечтал заказчик. Замечаете парадокс? Исполнитель сам для себя пишет ТЗ, но при этом должен угадать, чего на самом деле хочет заказчик. В принципе, это возможно (для участников шоу «Битва Экстрасенсов»), но маловероятно. У меня был опыт создания подробных ТЗ, которые на этапе внедрения претерпевали изменения порядка 30%. Обычная история: в процессе работы над проектом у заказчика появлялись новые идеи, их приходилось учитывать, отказываясь от предыдущих решений. Потому я не сторонник очень подробных ТЗ. Они отнимают много времени, а в итоге будут скорректированы на этапе опытной эксплуатации и внедрения. Если не сделать корректировку, можно испортить отношения с заказчиком. При попытке сослаться на подробное ТЗ в ответ вы услышите – «ну, вы же специалисты, должны были сами все знать заранее».

Читайте также:  Как сделать наклейки без двухстороннего скотча способы

Я считаю, в ТЗ должны быть отражены только общие блоки работ с описанием ожидаемых результатов. Пусть оно достаточно точно описывает, что хочет получить заказчик, и что должен сделать исполнитель. Корректировка ТЗ неизбежна из-за того, что при появлении нового инструмента у заказчика обязательно появятся новые бизнес-процессы. Попытка сохранить прежние бизнес-процессы приведет к провалу проекта. Конечно, не все старое отметается полностью, оно корректируется в соответствии с возросшими возможностями предприятия при наличии информационной системы. Максимум, на чем должно останавливаться ТЗ – списки документов для обработки системой с их образцами. Таким образом, составленное ТЗ не изменится по части общих требований, фактически оно будет уточняться в процессе внедрения, вплоть до конкретных полей и процессов. При этом исполнитель в любом случае знает ожидаемый объем работ. Для успешного проекта требуется 1-2 итерации: внедряется определенный объем выполненных работ, и по результатам заказчик согласовывает коррекцию с исполнителем. Время, которое можно было потратить на излишнюю детализацию ТЗ, гораздо эффективнее использовать для итерационных корректировок системы в соответствии с результатом тестовой эксплуатации.

Есть еще один вариант составления ТЗ: в нем декларируется конечная цель заказчика. И тут вы можете сразу заметить противоречия с предыдущем написанным тестом. Это случай составления проекта, в котором информационная система является только частью. У меня был опыт внедрения комплексной системы управления компаний, где основная сумма по контакту выплачивалась в случае, если заказчик получит увеличение оборота в два раза. Спрашивается, это как? Ответ прост: цели заказчика — автоматизация и оптимизация бизнес процессов копании, ускорение процесса работы с клиентами, точный учет затрат по контрактам, точный расчет бонусов менеджерам, участвующим в контрактах, финансовое планирование. Исходя из того, что все эти задачи не были решены, я подписал контракт. К сожалению, достигнуть 100% увеличения объема оборота у заказчика за 1 год не удалось, но 83% тоже хорошо. Мое вознаграждение было выплачено пропорционально.

Следующим важным документом для успешного выполнения работ является план-график работ.

План-график работ

План-график — документ, содержащий план конкретных работ, в котором описаны действия, которые должны выполнить как заказчик, так и исполнитель. План-график нужен для оперативного контроля за работой обеих сторон. Как правило, в нем перечисляются все системы и подсистемы со своими процессами, документами, отчетами, которые будут разработаны и внедрены. К примеру: действия заказчика, связанные с организацией рабочих мест, прокладкой коммуникаций, обучением персонала и т.д. На каждом пункте плана-графика может быть проставлена цена и длительность, это дает возможность делать взаиморасчеты между исполнителем и заказчиком. Работы, конечно, могут идти параллельно. Хорошо использовать диаграммы Ганта или что-то аналогичное, но не обязательно.

Запуск системы в работу

Запуску системы предшествует тестирование исполнителем системы на примерах заказчика. После получения положительных результатов начинается работа по реальному внедрению и запуску системы. Если опытная эксплуатация делается только на опытных примерах без участия рядовых исполнителей заказчика, без использования реальных задач, она не достигнет поставленной цели. Целью же является сбор замечаний, которые необходимо устранить для перевода в промышленную эксплуатацию. Данный этап правильнее было бы назвать расширенным тестированием с привлечением исполнителей заказчика. Реальная опытная эксплуатация начинается после внедрения системы при участии, как минимум, 50-70% процентах рабочих мест.

Персонал проходит обучение, для пользователей составляются краткие инструкции. Этот этап может длиться от нескольких минут до нескольких недель. Хорошо работают методы экстремального программирования, когда поступившие замечания от сотрудников исполнителя сразу устраняются квалифицированными разработчиками заказчика, желательно на месте у заказчика. Тем самым за одну, максимум две недели можно решить основную массу проблем, связанных с запуском и адаптацией системы. Без масштабного запуска с неукоснительным требованием руководства заказчика введение в эксплуатацию может затягиваться на долгие месяцы. Если нет жесткого требования руководства, люди будут работать по-старому. При любых нововведениях у людей лишь возникнет ощущение, что им кто-то мешает жить.

После этапа опытной эксплуатации сразу следует промышленная. Отличие между ними только в количестве замечаний, которые должны быть устранены, и в отсутствии критических проблем, при наличии которых эксплуатация становится невозможной.

В итоге мы получаем такие этапы запуска и внедрения системы:

  • Тестирование с привлечением сотрудников заказчика на реальных примерах;
  • Опытная эксплуатация с немедленным устраняем возникающих проблем;
  • Промышленная эксплуатация.

Этот метод был проверен мной многократно на предприятиях различных масштабов. Сотрудники компании заказчика в некоторые моменты испытывают дискомфорт, как и сотрудники исполнителя. Но, к счастью, дискомфорт этот быстро сходит на нет, и предприятие переходит в планомерную работу при конструктивном подходе к решению возникающих задач.

Источник

Оцените статью
Разные способы