Способами унификации национальных законодательств являются выделить 3 правильных ответа

Унификация, сближение национальных законодательств

В-пятых, наблюдается усиление влияния внешнего фактора на развитие национальной (внутригосударственной) системы, унификация, сближение национальных законодательств. С середины XX в. активно идет процесс унификации, сближения национальных законодательств, что означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработки единообразных норм правового регулирования определенных общественных отношений.

В одних сферах сближение происходит быстрее. Значительные успехи достигнуты в области унификации торгового права — вексельного, чекового, патентного, антитрестовского законодательства, статуса торговых товариществ, договоров перевозки грузов, пассажиров и др. В других сферах — в политической, социально-культурной (государственное право, земельное, семейное, наследственное право) — сближение происходит более медленно и не столь масштабно ввиду стремления государств сохранить свое национально-историческое своеобразие.

Унификация права происходит посредством заключения международных договоров (конвенций) и включения унифицированных норм во внутреннее (национальное) законодательство. Например, страны, подписавшие и присоединившиеся к Женевской вексельной 1930 г. и Женевской чековой 1931 г. конвенциям, ввели у себя вексельные и чековые законы соответствующего содержания. Сближение права разных стран осуществляется без специального намерения, как бы стихийно, путем добровольного одностороннего заимствования (рецепции одним государством отдельных институтов, норм другого государства. Например, институт доверительной собственности англо-американского права воспринят правом Японии, Мексики и многих других стран.

Унификация может происходить в масштабах всего мира и в рамках отдельных регионов — группах стран со сходными экономическими, политическими, природными условиями, имеющие тесные гражданские и торговые связи, единую религию. Римский договор 1957 года о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) возложил на страны-члены ЕЭС обязанность унифицировать и сближать свое национальное законодательство в той мере, в какой это необходимо для функционирования «Общего рынка».

Унификация права в ЕЭС осуществляется двумя путями: 1) посредством заключения международных договоров и соглашений между странами-членами ЕЭС (например, Люксембургская конвенция о «патенте сообщества» 1975 г.); 2) органы ЕЭС издают нормативные акты, которые непосредственно действуют, применяются и подлежат принудительному исполнению внутри каждого государства, входящего в ЕЭС.

Стирание границ между публичным и частным правом

В системе права западных стран также происходят изменения. Расширение вмешательства государства в экономику сопровождается усилением публичных начал в частном праве — гражданском и торговом. В сфере регулирования имущественных отношений неизмеримо возрастает роль административного нормотворчества, предписаний императивного характера, исходящих от органов государственного управления экономической.

Все это приводит к стиранию границ между публичным и частным правом, к образованию новых комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы частного и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны: трудовое право (совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере найма и использования рабочей силы), сельскохозяйственное право, право промышленной собственности, авторское, транспортное, лесное, горное, страховое, международное частное право. Некоторые исследователи считают указанные отрасли к частному праву. Тем не менее, деление права на публичное и частное продолжают существовать.

Бурное развитие науки способствовало возникновению и выделению в самостоятельную отрасль космического права, воздушного права, компьютерного права.

Роль международного права повышается. Современное международное право представляет собой систему юридических норм, создаваемых государствами для регулирования отношений между ними и другими участниками международного общения, в целях обеспечения международного мира и сотрудничества.

Особенностью современного международного права является появление в нем совокупности ном, регулирующих сотрудничество государств в области прав человека. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему (1976 г.). Международное право все более отчетливо подразделяется на международное публичное, частное право, международное экономическое, морское, воздушное, космическое, гуманитарное право.

Источник

Унификация законодательства.

Унификация законодательства – процесс создания единообразных, одинаковых норм, направленных на решение одних и тех же задач, посредством заключения международных договоров. В редких случаях является следствием целостной рецепции действующих в зарубежных странах нормативных правовых актов.

Сближение национальных законодательств и в прошлом и сегодня проявляется также посредством влияния законов одной страны на разработку, принятие и реализацию законов другой страны. При этом важно, как отмечает Ю.А.Тихомиров, чтобы подготовка и принятие близких по предмету и методам правового регулирования актов не вела к прямому подражанию и копированию “чужих юридических текстов”, с одной стороны, и к давлению на правотворчества инстранного государства – с другой”.2 “Правовое сотрудничества и суверенитет государств в правовой сфере, — отмечает автор, — остаются доминантами современного развития”.3

Процесс сближения национальных законодательств означает:

1) выработку общего курса правового развития;

2) осуществление мер по преодолению правовых различий;

3) принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил.

Интенсивность сближения зависит от сфер государственной жизни и специфики национальных законодательств.

Так в сферах производственных, торговых отношений, в сфере экологии сближение происходит быстрее, поскольку отражает большую степень однородности регулируемых общественных отношений и их меньшую политизированность.

В других сферах, таких как политической, социально-культурной, сближение происходит более медленно и не столь масштабно, в силу того, что государства стремятся сохранить свое национально-историческое своеобразие и обеспечить свободу действий суверенной государственной власти.

Сближение национальных законодательств ведет к установлению:

— рекомендательных норм и т.д.

«Сближение законодательства» – это понятие, означающее общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений.

В компаративистике и в практике межгосударственных отношений используется также такой термин, как «гармонизация законодательства». В документах и материалах Европейского союза понятия «сближение законодательства» и «гармонизация законодательства» нередко применяются как равнозначные.

Согласованное правовое развитие государств, по мнению Ю.А.Тихомирова, можно рассматривать применительно к четырем направлениям и формам проведения:

1) определение государствами общего курса в данной сфере, направления, этапов, способов сближения;

2) согласование общих подходов, концепций развития национальных законодательств;

3) принятие модельных законодательных актов;

4) унификация законодательства, когда разрабатываются и вводятся в действие общеобязательные единообразные юридические нормы (правила).1

В рамках каждого из названных направлений используются следующие правовые акты:

В первых двух – программы, планы, модельные акты и т.д.

В третьем – научные концепции и т.д.

В четвертом – общие нормы, правовые стандарты и т.д.

Их юридическая силанеодинакова, т.к. они могут быть:

Юридические средства при помощи которых достигается сближениеи гармонизациязаконодательств:

1) общий или распространяемый юридический режим (инвестирования, налогообложения);

2) признаваемый равный объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей);

3) единые стандарты (экологической безопасности и др.);

4) выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

5) признание юридических документов (дипломов об образовании и т.д.);

6) введение упрощенного порядка (приобретение гражданства и т.д.);

7) договоры о правовом сотрудничестве;

8) соглашения о правовой помощи;

9) общее правовое пространство (для координации деятельности в сфере науки, техники, образования);

10) равная юридическая сила субъектов;

11) процедуры согласования юридических актов;

12) общее признание международно-правовых документов (деклараций, пактов, конвенций);

13) распространение санкций и др.

Для достижения этой цели римский Договор 1949г. предусматривает две группы положений:

1) принципы, которые страны-участницы должны соблюдать (принципы свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы);

2) меры, обеспечивающие и облегчающие реализациюназванных принципов путем установления общих норм и гармонизации национальных законодательств;

Римский Договор дает характеристику сфер, охваченных гармонизацией.

— В области таможенного права – слияние воедино таможенных территорий, установление таможенного тарифа.

— Вопросы налогооблажения (ст.95 и 99). Предусматривается гармонизация косвенного налогооблажения, что явилось основой формирования единой системы обложения налогом на добавленную стоимость.

— Гармонизация национальных законодательств (ст.100, 100А). Расхождения должны быть устранены в той мере, в какой они препятствуют нормальному функционированию Общего рынка. (Это ликвидация препятствий для свободного перемещения товаров и факторов производства, устранение необходимости пограничного контроля, ликвидации национальных границ внутри Сообщества.

— В сфере безопасности труда (ст.118). Создание единой правовой базы путем соблюдения минимума стандартных требований по безопасности труда.

Экологическая политика (ст.130) – принятие общих правил в экологической сфере лишь в случаях их более эффективности по сравнению с национальными.

Процессы гармонизации и сближения национальных законодательств характерны для государств Европейского союза (ЕС), целью которого является создание единого рынка, хозяйственного пространства (полная и реальная свобода факторов производства, товаров и услуг).

Ст.220 предусматривает в будущем создания единого свода законов в четырех основных областях.

Основное правило гармонизациив ЕС – осуществление в той лишь мере в какой это необходимо для функционирования Общего рынка.

Исключениесоставляет то обстоятельство, что в некоторых секторах было сочтено необходимым создать набор точных правил для выработки единой политики:

— единая сельскохозяйственная политика;

— единая территориальная политика.

В остальных секторах экономики единообразные правила принимаются только там,где это необходимо для ликвидации препятствийна пути свободного движения факторов производства и продуктов, либо устранения факторов, нарушающих конкуренцию.

Например, более упрощенныедокументы принимаются по отношению к техническим стандартам. Стандарты не устанавливаются на уровне Сообщества. Законодательные акты ЕС лишь фиксируют требуемые цели безопасности и качества.

Специальные органы ЕС признают эквивалентность стандартов, действующих во всех странах.

Законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС включают четыре вида актов (с разным объемом и характером правового воздействия):

конвенция – установление международного обязательства. Страны приводят свое законодательство в соответствие с ней;

модельный закон – правовой документ, который рекомендуется государством для принятия в качестве их национального закона. В отличии от конвенциион не требует от государства уведомления органа, такого как депозитарий, или других государств, которые могли принять его;

модельное положение для конвенции;

рекомендации по законопроектной работе (1985г. комиссия ЕС – рекомендации о доказательственной силе ЭВМ).

Источник

1. Унификация права в СНГ и ЕврАзЭС: имеющиеся проблемы и подходы к их решению.

СНГ (Содружество независимых государств) — межгосударственное объединение, образованное Беларусью, Россией и Украиной в декабре 1991 г. после распада СССР.

Тогда же к Соглашению о создании СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

В 1993 г. участником СНГ стала Грузия, в этом же году был принят Устав СНГ.

Про актуальную ситуацию с членством в СНГ:

  • Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ, а секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что страна начинает процесс выхода из Содружества Независимых государств.
  • Грузия: 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
Читайте также:  Способы избавления от заеды

Кто в итоге на настоящий момент является членами СНГ:

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

(всего 9 государств)

Наибольшее влияние на унификацию права оказывают СНГ и ЕврАзЭС.

10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана,Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.

В рамках СНГ (подробнее — см. вопрос 1 билета 17).

Задача сближения национального законодательства государств — участников СНГ была поставлена уже в первых документах этого интеграционного объединения.

Унификация изначально стала рассматриваться как необходимое условие формирования общего экономического пространства.

В 1992 г. было заключено Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств — участников СНГ и приняты Основные направления сближения национальных законодательств государств — участников СНГ.

В Уставе СНГ, принятом в 1993 г. , была четко обозначена необходимость взаимной правовой помощи и сотрудничества в различных сферах правовых отношений (ст. 2). Однако механизмы унификации в Уставе СНГ не были четко обозначены .

В ст. 20 Устава в качестве основного средства унификации указаны только многосторонние и двусторонние договоры о правовой помощи.

  1. Государства — участники СНГ заключили несколько таких договоров. Основными из них являются :

А) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанное 20 марта 1992 г. в Киеве ( Киевское соглашение 1992 г. );

Б) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в Минске ( Минская конвенция 1993 г. );

В) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 7 октября 2002 г. в Кишиневе ( Кишиневская конвенция 2002 г. ).

  1. Большое значение также имеет Московская конвенция о защите прав инвестора 1997 г.

Межпарламентская ассамблея (СНГ) — модельные акты

Важнейшим органом СНГ, обеспечивающим всю эту деятельность, является Межпарламентская ассамблея (далее — МПА).

ЛИКБЕЗ по органам СНГ:

  1. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ
  2. Совет глав правительств
  3. Межпарламентская ассамблея

и проч. (органов этих очень много)

В ст. 8 Соглашения 1992 г. о Межпарламентской ассамблее государств — участников СНГ определено, что этот орган принимает свои решения в форме заявлений, обращений, рекомендаций, предложений и разрабатывает рекомендательные законодательные акты.

МПА СНГ разработала более 200 модельных законодательных актов .

Это модельные кодексы и модельные законы, относящиеся к различным областям правового регулирования: гражданское, административное, уголовное, таможенное, процессуальное право.

МПА СНГ разрабатывает также рекомендательные акты , в которых содержатся пожелания по сближению законодательства государств-участников, в частности рекомендации по гармонизации законодательства:

  • в сфере функционирования финансовых рынков,
  • по совершенствованию национальных законов об авторском праве и смежных правах
  • общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций

Проблемы и расхождения

Несмотря на то, что в основе коллизионного права этих государств лежат нормы раздела VII «Международное частное право» Модельного гражданского кодекса для государств — участников СНГ , в развитии законодательства государств-участников по МЧП имеются расхождения.

В Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане, Таджикистане нормы о МЧП содержатся в соответствующих разделах гражданских кодексов .

В Азербайджане, Грузии, Украине приняты законы о МЧП .

В настоящий момент унификация международного частного права в СНГ происходит в противоречивых условиях. С одной стороны, довольно значительное развитие получила договорная база правовой помощи. С другой стороны, развитие национального коллизионного права не происходит согласованно. Коллизионные нормы договоров о правовой помощи между государствами — участниками СНГ не регулируют многие вопросы, оставляя место для применения коллизионных норм государств-участников, предусматривающих разные правила .

Особенности/проблемы унификации в рамках СНГ

  1. на момент распада Советского Союза в советских социалистических республиках действовало единообразное законодательство. На базе Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в союзных республиках были введены в действие соответствующие республиканские кодексы. По многим вопросам действовали единые союзные акты .

После распада Советского Союза новые независимые государства стали формировать национально-правовые системы, ориентируясь на свои специфические интересы и приоритеты. В итоге за период самостоятельного существования право государств — участников СНГ приобрело различия . Таким образом, унификация права в регионе СНГ происходит в условиях соотношения центробежных и центростремительных тенденции .

  1. унификация в регионе СНГ происходит на фоне разноуровневой и разноскоростной интеграции. Государства, входившие ранее в состав СССР, создали целый ряд институционных и договорных механизмов, предусматривающих унификацию. Поэтому нередко по одному и тому же вопросу имеется несколько унификационных инструментов, принятых разными интеграционными объединениями .
  2. основными способами унификации в регионе СНГ является заключение МД и совершенствование национального права на основе модельного законодательства , разработанного международными организациями.

Данные способы характерны для универсального уровня сотрудничества. Пример ЕС свидетельствует, что унификация права в ходе тесного экономического сотрудничества должна осуществляться более быстрыми темпами и поэтому осуществляется преимущественно через принятие органами интеграционного объединения юридически обязательных предписаний. Унификация и гармонизация прав стран — членов ЕС осуществляется в первую очередь через формирование вторичного права.

Страны региона СНГ также участвуют в региональной экономической интеграции. Однако в настоящий момент органы созданных этими странами интеграционных объединении не обладают полномочиями принимать акты, аналогичные по своеи правовои природе директивам и регламентам ЕС . В результате, несмотря на довольно активную работу органов СНГ, ЕврАзЭС и других интеграционных объединений, созданных в регионе СНГ, по унификации, национальные законы содержат значительные различия.

  1. сотрудничество стран региона СНГ преимущественно направлено на решение экономических проблем .

Поэтому значительная унификация осуществляется по вопросам таможенного, транспортного, налогового, банковского регулирования.

Сотрудничество по сближению правового регулирования семеиных, наследственных отношении, обязательств из причинения вреда, интеллектуальнои собственности пока не получило значительного развития .

  • планируется по типу ЕС, но пока ничего особо нет
  • Минская, Киевская, Московская

Проблемы: Конвенции устарели, политические проблемы – выход из К.

Проблемы: планируется глобальная унификация, проблемы как в ЕС. Чтобы не прийти к тому, что было в СССР (никто не хочет оказаться под каблуком у России).

10 октября 2014 года главы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана в Минске подписали документы о ликвидации Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года . К середине 90-х гг. стало очевидным, что не все государства — участники СНГ готовы идти по пути последовательной интенсификации экономического сотрудничества. Более тесная экономическая интеграция развивается между РФ, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.

Развитие сотрудничества между этими странами привело к созданию ЕврАзЭС.

Основными договорами, лежащими в основе создания ЕврАзЭС, являются:

  1. Соглашение о Таможенном союзе (далее — ТС) от 6 января 1995 г.;
  2. Соглашение о ТС от 20 января 1995 г .;
  3. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г. ;
  4. Договор о ТС и Едином экономическом пространстве (далее — ЕЭП) 1999 г. ;
  5. Договор об учреждении ЕврАзЭС 2000 г.

В ЕврАзЭС основным органом, разрабатывающим рекомендации по унификации права, является межпарламентская ассамблея: МПА .

Согласно ст. 7 МПА ЕврАзЭС :

а) рассматривает вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства государств-членов,

б) исследует проблему приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Основными средствами унификационной деятельности МПА ЕврАзЭС являются:

  • основы законодательства;
  • типовые проекты законодательных актов;
  • рекомендации по гармонизации (сближению, унификации) законодательств.

МПА ЕврАзЭС уже разработала проекты данных актов во многих областях, в частности:

  • концепции Основ пенсионного законодательства ЕврАзЭС,
  • законодательства о здравоохранении,
  • об образовании

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

  • Белоруссия (с 1 января 2015 года), (9 481 000 чел. на 1 января 2015 года).
  • Казахстан (с 1 января 2015 года), (17 417 447 чел. на 1 января 2015 года).
  • Россия (с 1 января 2015 года), (146 270 033 чел. на 1 января 2015 года).
  • Армения (со 2 января 2015 года), (3 010 600 чел. на 31 декабря 2014 года).
  • Киргизия (с 14 мая 2015 года), (5 874 100 чел. на 1 ноября 2014 года).

++ на всякий случай напишу о Союзном государстве

Договор о создании Союзного государства 1999 г.

  • был заключен в развитие интеграционных отношений Российской Федерации и Республики Беларусь.

В ст. 2 Договора сказано, что одной из основных целей является формирование единой правовой системы демократического государства .

Для создания единого экономического пространства в Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство , регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.

К совместному ведению Союзного государства и государств-участников в ст. 18 Договора отнесена задача гармонизации и унификации законодательства государств-участников.

К исключительному ведению Союзного государства отнесено (ст. 17) :

  • создание правовых основ общего рынка,
  • единых систем хозяйствования
  • единого законодательства об иностранных инвестициях.

дновременно с Договором о создании Союзного государства была принята Программа действий по реализации его (т.е договора о создании союзного гос-ва) положений , в которой содержится регламентация содержания, этапов и сроков унификационных мероприятий.

Несмотря на то, что требования данной Программы не в полной мере выполнены, развитие правового регулирования в государствах-участниках в значительной степени осуществляется согласованно.

Так, в настоящий момент унификация ставок и тарифов таможенных пошлин достигла порядка 96%.

Важное место в сотрудничестве Российской Федерации и Республики Беларусь занимают вопросы по сближению правового статуса российских и белорусских граждан на своих территориях.

2. Материально-правовые вопросы касательно физических лиц в МЧП.

Статус физических лиц в МПЧ следует рассматривать в трёх планах:

  1. коллизия юрисдикций
  2. коллизия законов
  3. материально-правовой (о чем мы здесь и говорим)

0. Международные акты и общие принципы российского регулирования

С позиции МЧП к физическим лицам относятся все люди, участвующие в международных частных отношениях.

Для международного частного права характерна дифференциация физических лиц на категории :

  1. отечественные (собственные) граждане данного государства,
  2. иностранные граждане,
  3. лица без гражданства,
  4. беженцы.

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства определяется на основе принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства либо места жительства и права страны пребывания.

Следует отметить, что в качестве тождественного понятию «иностранный гражданин» часто используется понятие «иностранец». Однако термин «иностранец» имеет и более широкое понимание, согласно которому охватывает как граждан иностранных государств, так и лиц, не являющихся гражданами ни одного из государств, лиц без гражданства.

Читайте также:  Способ магнитно абразивной обработки

а) Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека .

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в:

  • Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.,
  • Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.,
  • Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативном протоколе к нему,
  • Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.,
  • Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г .

Лица без гражданства (апатриды) — это лица, которые не являются гражданами какого-либо государства в силу его закона.

Основы правового положения лиц без гражданства закреплены в:

  • Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г.
  • Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.
  • Конвенции направлены на улучшение правового положения апатридов, сокращение случаев безгражданства.

Договаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает или в котором этот воздушный корабль зарегистрирован.

Если закон Договаривающегося государства предусматривает утрату гражданства вследствие заключения брака, узаконения признания или усыновления, то утрата гражданства ставится под условие приобретения другого гражданства.

Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение делает его апатридом.

Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установили принял, согласно которому все люди должны пользоваться основными правами и свободами без какой бы то ни было дискриминации.

Конвенция о статусе апатридов 1954 г. направлена на обеспечение апатридам возможно более полного пользования основными правами и обязанностями. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ ( п. 6 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданствеРоссийской Федерации» ).

б) Российское законодательство исходит из следующих основных принципов правового положения иностранцев :

  • принцип предоставления иностранным гражданам на территории Российской Федерации национального режима ;
  • принцип равенства иностранных граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий;
  • в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, в Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения ( реторсия );
  • использование иностранными гражданами своих прав в Российской Федерации не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

1. Материально-правовое регулирование правового положения ФЛ

Российское материальное право определяет все иные вопросы .

Например, заключение и исполнение договора на территории РФ регулируется российским правом.

3.1. В отношении материальных прав и обязанностей ФЛ действует национальный режим .

Национальный режим – это приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства к собственным гражданам. Это основной правовой режим, определяющий в демократических государствах положение иностранцев и апатридов в стране пребывания.

Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Абз.4 п. 1 ст. 2 ГК РФ

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер ,

он предоставляется иностранному гражданину в каждом конкретном случае без требования взаимности. Однако существуют исключения из общего правила.

Так, требование взаимности закреплено в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст.1336,1341,1409 ГК РФ).

Взаимность — применительно к материально-правовым полномочиям ФЛ. Предоставление иностранным лицам определенных прав и обязанностей может быть поставлено в зависимость от того, предоставляются ли российским гражданам эти права и обязанности другим государством. Ранее было в отношении ОСАГО. Сейчас сохраняется в законе о космической деятельности, в законе о племенном животноводстве и интеллектуальной собственности.

Россия признает право на товарный знак при условии, что российским гражданам также разрешается в этом государстве.

Виды взаимности: (презюмируется)

  • Формальная взаимность — как бы обмен национальными режимами между государствами под условием, что его гражданам предоставляется национальный режим. Неравенство прав — в каждом государстве свои собственные правила и свой национальный режим. То есть приравнивает иностранных лиц к своим собственным. По сути, это национальный режим.
  • Материальная взаимность — предоставление прав иностранцам под условием предоставления точно такого же объема прав. То есть право россиянина приобретать оружие на территории США ставится в зависимость от права гражданина США приобретать оружие на территории России . Это механизм ограничения прав для иностранных граждан.

Содержание правоспособности иностранных граждан , так же как и российских граждан, состоит в том, что они:

  • могут иметь имущество на праве собственности;
  • наследовать и завещать имущество;
  • заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
  • создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  • совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
  • избирать место жительства;
  • иметь права авторов произведении науки, литературы и искусства, интеллектуальной деятельности;
  • иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ст. 18 ГК РФ).

1.1. Ограничения правоспособности иностранных граждан (и лица без гражданства) могут быть установлены ФЗ.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин не имеет права :

  1. находиться на государственной или муниципальной службе;
  2. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
  3. быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  4. быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  5. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  6. заниматься иной деятельностью или замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Установлен также перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу (Постановление Правительства РФ от 11 октября 1992 г. № 755).

К таковым относятся:

  1. объекты и организации ВС РФ, других войск и военных формирований;
  2. структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведении, составляющих государственную тайну, ОГВ;
  3. организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, сооружение, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделии.

В организациях, учреждениях и на предприятиях иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленном для граждан РФ. При этом Правительством РФ ежегодно утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности .

В Земельном кодексе РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен ряд ограничений для иностранцев .

Так, в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, и уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50% , могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды .

В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» иностранные граждане могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором — российским гражданином или юридическим лицом (ст. 31).

национальный режим : вненациональный и национальный

1.2. Режим недискриминации и режим наибольшего благоприятствования (несколько слов)

В МЧП есть еще 2 режима:

  • режим недискриминации (суверенное государства может устанавливать ограничения для иностранцев но в той степени, в какой это необходимо для обеспечение интересов других лиц, обороноспособности и т.д.), то есть ограничение не должны нарушать основные права и свободы и быть чрезмерными;
  • принцип наибольшего благоприятствования (mfn) — больше применяется для ЮЛ, но для ФЛ тоже важен — если государство провозгласило этот режим для одного государства, то предоставление 3ему государству любых прав и преимуществ автоматически означает предоставление их лицам для государства с mfn.

Если национальный режим касается коммерческих и иных отношений, то mfn имеет значение в основном для торговых отношений.

Режим наибольшего благоприятствования

В области торговых отношений преимущественное значение получил режим наибольшего благоприятствования. Это значит, что одно государство в порядке международного соглашения обязуется предоставлять гражданам другого государства такой объем прав, который предоставляется или будет предоставляться гражданам третьего, «наиболее благоприятствуемого» государства.

Принцип наибольшего благоприятствования в международных торговых договорах не уравнивает иностранных граждан в правах с местными гражданами, но уравнивает в правах иностранных граждан между собой.

Суверенное государство может устанавливать ограничения для иностранцев, но в той степени, в какой это необходимо для обеспечения интересов других лиц, обороноспособности и т.д.), то есть ограничение не должны нарушать основные права и свободы и быть чрезмерными.

Режим недискриминации берет свое начало в одном из основополагающих принципов международного публичного права — в принципе суверенного равенства государств.

Суть режима не дискриминации заключается в недопустимости дискриминации иностранных лиц в зависимости от принадлежности государства их национальности к той или иной общественно-политической системе, объединению государств или по какому-либо иному признаку. Режим недискриминации не требует специального закрепления в международных договорах, заключаемых договаривающимися государствами, поскольку его правовое действие основывается на норме ius cogens международного публичного права.

Читайте также:  Изменение способа управления многоквартирным домом повестка дня

Еще 2 важных понятий: реторсии и взаимность.

а) Реторсии имеют место только в МЧП. В МЧП у него особенно наполнение, ответные ограничения, которые введены правительством России в отношении иностранных граждан (личные неимущественные и имущественные) в ответ на ограничения в отношении российских граждан другим государством. С 30го это право ни разу не использовалось. Ранее был введен запрет на платежи в пользу итальянских фирм.

Запрет на ввоз продовольствия не реторсия, такую меру нужно рассматривать с точки зрения норм ВТО и внешнеэкономического регулирования.

Реторсия — это ответ на специальные ограничения российских прав за границей (то есть только в отношении граждан России)

2 УСЛОВИЯ: ответность и соразмерность.

Статья 1194. Реторсии

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Взаимность — применительно к материально-правовым полномочиям ФЛ. Предоставление иностранным лицам определенных прав и обязанностей может быть поставлено в зависимость от того, предоставляются ли российским гражданам эти права и обязанности другим государством. Ранее было в отношении ОСАГО. Сейчас сохраняется в законе о космической деятельности, в законе о племенном животноводстве и интеллектуальной собственности.

Россия признает право на товарный знак при условии, что российским гражданам также разрешается в этом государстве.

Виды взаимности: (презюмируется)

  • Формальная взаимность — как бы обмен национальными режимами между государствами под условием, что его гражданам предоставляется национальный режим. Неравенство прав — в каждом государстве свои собственные правила и свой национальный режим. То есть приравнивает иностранных лиц к своим собственным. По сути, это национальный режим.
  • Материальная взаимность — предоставление прав иностранцам под условием предоставления точно такого же объема прав. То есть право россиянина приобретать оружие на территории США ставится в зависимость от права гражданина США приобретать оружие на территории России . Это механизм ограничения прав для иностранных граждан.

Статья 1189. Взаимность

  1. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.
  2. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Реторсии устанавливаются только Правительством, а взаимность — ФЗ или международным договором (конституция — ограничение прав для российских граждан и иностранных только ФЗ или МД)

  1. Обратная отсылка и личный закон ФЛ (коллизионный элемент)

Статья 1190. Обратная отсылка

  1. Любая отсылка к иностранному праву в соответствии с правилами настоящего раздела должна рассматриваться как отсылка к материальному , а не к коллизионному праву соответствующей страны, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
  2. Обратная отсылка иностранного права может приниматься в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического
  1. Здесь же можно рассказать про режимы для иностранные граждане и лица без гражданства

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы (по общему правилу).

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы , не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (по общему правилу).

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

  1. Временное проживание
  • есть разрешение на временное проживание Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты , утвержденной Правительством РФ.
  • Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года .
  • Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 2003 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранные граждане разрешений на временное проживание в РФ» .
  • Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям ИОГВ субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранные граждане по его заявлению может быть выдан вид на жительство .

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранные граждане в территориальный орган ФОИВ в сфере миграции не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.

Срок действия вида на жительство (общее правило)

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет . По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, иностранного гражданина может быть продлен на пять лет.

Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Постоянно проживающий в РФ иностранные граждане обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган ФОИВ в сфере миграции по месту получения данным иностранные граждане вида на жительство.

  1. Изъятия из национального режима

Национальный режим установлен, прежде всего, ч.3 ст.62 Конституции и ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Т.е. иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ. Исключения возможны только в соответствии с ФЗ или международным договором РФ.

Но де-факто для иностранцев и лица без гражданства установлено достаточно много ограничений.

  1. Отношение иностранных граждан к избирательному праву
  • не имеют права избирать и быть избранными в ФОГВ, ОГВ субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ НО: Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и быть избранными в ОМС, а также участвовать в местном референдуме (два условия — постоянное проживание на территории данного муниципального образования и договор РФ с государством их гражданской принадлежности).
  1. Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности Иностранный гражданин не имеет права :
  1. находиться на муниципальной службе.
  2. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  3. быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  4. быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;
  5. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
  1. Отношение иностранных граждан к военной службе Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). НО:

Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в ВС РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала .

  1. Отношение иностранных граждан к праву на свободу перемещения
  • имеют право на свободу передвижения в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с ФЗ требуется специальное разрешение

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством РФ (а именно Постановлением Правительства от 2002 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в РФ иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах РФ предоставляется на основе принципа взаимности , за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

  1. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях
  • иностранные граждане пользуются правом распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ

а) Иностранец, временно пребывающий в России Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Прием на работу иностранца, временно пребывающего на территории РФ в безвизовом порядке

  • несколько проще
  • получать разрешение на привлечение таких иностранные граждане и лица без гражданства и использование не нужно

б) Иностранец, временно проживающий в России

  • иностранцам с таким статусом выдают разрешение на проживание в РФ сроком на 3 года

Если иностранец имеет паспорт, то разрешение имеет вид штампа в паспорте. Если же у иностранца нет паспорта (лицо без гражданства), то данное разрешение оформляют в виде отдельного документа.

  • нет необходимости получать ни разрешение на привлечение и использование иностранных работников, ни разрешение на работу

Важно учитывать, что временно проживающий иностранец по общему правилу имеет право работать только в том регионе, где ему разрешено проживание.

в) Иностранец, постоянно проживающий в России

  • самый упрощенный порядок приема на работу
  • можно принимать на работу без каких-либо разрешений

Будьте внимательны: подтверждением статуса постоянно проживающего иностранца будет вид на жительство .

Выдают вид на жительство территориальные органы ФМС России. Максимальный срок действия вида на жительство — пять лет . По заявлению обладателя этот срок может быть продлен на очередные пять лет.

Источник

Оцените статью
Разные способы