Способами улучшения эмоционального климата семьи можно назвать

Психологический климат в семье

Динара Денисова
Психологический климат в семье

Все начинается с семьи.

Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.

Так для благоприятного психологического климатахарактерны следующие признаки:

2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,

3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе — Я-Концепция, — где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. — писал он. — Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.

Детей учит то, что их окружает.

•Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;

•Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

•Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;

•Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

•Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;

•Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;

•Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;

•Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;

•Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;

•Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

«Мама, это ты?» Психологический рассказ В детстве эти края Ему всегда напоминали кадры из фильма «Женя, Женечка и Катюша». Или наоборот, Он всегда в этом фильме вспоминал родные.

Дидактическое пособие «Психологический мини-уголок» Направленность: эмоциональное развитие детей Цель: нормализация эмоционального состояния детей Задачи: — обучать детей способам снятия негативных.

Физкультурно-психологический досуг «Наш цирк» Предварительная работа: Чтение стихов о цирке. Беседы о цирке с показом иллюстраций. Прослушивание песен о цирке: «Цирк Шапито», «Клоун.

Психологический тест для дошкольников «Моя семья» Дети с интересом относятся к тестированию. Для них тесты – новый вид увлекательной игры. Пока ребенок увлечен этой игрой, психолог проводит.

Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!» Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: 1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия.

Психологический уголок доверия , в нашем Центре организовала психологический уголок доверия для родителей. Стенд описан подробной информацией, которой пользуются родители.

Психологический уголок в группе Задачи психологического уголка в группе: — снять психологическое напряжение, усталость; -помочь успокоиться; -снять агрессивное состояние;.

Эколого — психологический проект «Мир прекрасный и удивительный» Вид проекта: познавательно – творческий. Длительность проекта: долгосрочный (с 24 февраля по 24 декабря 2016г). Возрастная группа: старший.

Эколого-психологический тренинг «Мы — гусеницы» Эколого — психологический тренинг «Мы — гусеницы» Цель игры: Знакомить детей с разными насекомыми, с их образом жизни в природе, с их.

Эколого-психологический тренинг «Прогулка в лес» Эколого – психологический тренинг «Прогулка в лес» Цель – используя дополнительный материал, расширять природоохранительный кругозор и.

Источник

5 советов, как наладить психологический климат в семье

Простые условия, которые избавят от одиночества и других деструктивных проявлений в отношениях

Погода в доме — важнейшее условие гармоничных отношений. От психологической атмосферы зависит эмоциональное здоровье всех членов семьи. Это не само собой разумеющиеся вещи: как и физическое здоровье, эмоциональное состояние требует внимания и заботы, иначе оно распространится на всех участников семейных отношений и приведет уже к глобальным проблемам и осложнениям.

Эмоциональное здоровье дает нам силы справиться с любыми переменами, тревогами, страхами и определяет степень удовлетворенности жизнью. InStyle дает несколько векторов, как выработать этот иммунитет в семье.

Читайте также:  Вывих бедра способы лечения

Откройтесь друг другу

Открытость, доверие и абсолютная прозрачность в отношениях двух людей — это незыблемый фундамент, необходимый для прочности всей конструкции под названием «семья». Быть совершенно откровенным и доверять свойственно не каждому из нас. Сейчас приятно говорить о необходимости личного пространства для комфортного общения и построения отношений. Но ведь это совсем не противоречит открытости — она как раз и позволяет почувствовать эмоциональные границы друг друга и рождает духовную близость.

Прийти к этому не так сложно, как может показаться. Для начала заведите традицию делиться за ужином впечатлениями дня вроде игры «Белое и черное»: пусть каждый из вас расскажет, что было плохого и хорошего сегодня. Дальше попробуйте начать комментировать какие-то ситуации, произошедшие с партнером, и прислушиваться к его словам. Не забудьте поблагодарить друг друга за доверительный разговор, умение выслушать и ценные советы. Будьте искренни, не скупитесь на улыбки и объятия — все это невероятно вас сблизит.

Не забывайте благодарить

В семье эмоциональная щедрость приветствуется только в том случае, если она имеет добрые намерения. Мы привыкли критиковать друг друга, если нам что-то не нравится, зато, когда нам угождают, мы принимаем это как данность. Нужно уметь быть благодарным за все то хорошее, что делает для нас любимый человек. Это невероятная подпитка для отношений. Одарите партнера похвалой, благодарностью, признанием в любви и увидите, что он готов ради вас даже на большее, чем вы ожидали. Благодарность — лучшее удобрение для отношений.

Учитесь смотреть в одну сторону

Антуан де Сент-Экзюпери очень верно определил: «Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении». Пары, где у обоих свои интересы и увлечения, встречаются нечасто. Собственно, общность интересов не влияет на эмоциональный климат в семье. Куда важнее иметь общие цели, систему ценностей и взгляд на вещи. Иначе вы будете заниматься перетягиванием каната, как лебедь, рак и щука в небезызвестной басне. Двое людей объединяются и создают семью не для того, чтобы усложнить себе жизнь, а, наоборот, чтобы сделать жизненный путь легче и приятнее. Однако это возможно только в том случае, если вы выбрали одну дорогу.

Поддерживайте близких

Почему при благоприятном психологическом климате в семье нам кажется, что мы способны свернуть горы и мы не пасуем перед страхами? Благодаря тому, что чувствуем поддержку. Отношения, в которых нет поддержки, это как стул без спинки: вроде ты сидишь на нем, но опоры не чувствуешь и боишься расслабиться. Это к слову о том, что нужно смотреть в одну сторону. Если у партнера возникли проблемы или неприятности, мы не можем абстрагироваться и заняться своими делами, наслаждаться своими успехами и взлетами. Поддержка, пусть даже словесная, чрезвычайно важна, в противном случае оба становятся очень одиноки, находясь в отношениях. Единственным логичным выходом из этого одиночества становится расставание: какой смысл быть вместе, если духовно вы уже очень далеки друг от друга?

Сопереживайте эмоциям друг друга

Способность к эмпатии по большому счету, скорее, врожденная черта характера. Однако прийти к осознанной эмпатии, умению тонко реагировать и уважать чувства близких, где-то пропускать их через себя, по силам каждому. Понимание эмоций и переживаний партнера, готовность прийти на помощь, поддержка, доверие и духовная близость — это всё взаимосвязанные вещи, без которых невозможны гармоничные отношения в семье.

Когда в отношениях есть все, о чем мы говорили, появляются гармония, ощущение внутреннего счастья и истинной свободы. Иначе и быть не может, ведь ваша пара — словно единый организм, в котором все действует слаженно.

Источник

Условия, методы создания благополучного психологического климата в семье и организация оптимального общения

Тема: «Условия, методы создания благополучного психологического климата в семье и организация оптимального общения»

1.1 Понятие психологического климата

1.2 «Общение» — понятие и функции

1.3 Условия формирования благоприятного психологического климата в семье

1.4 Условия формирования благоприятного психологического климата в семье

Список использованной литературы

Конец XX — начало XХI столетия отмечен повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребёнка. Внимание учёных объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института.

Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, растет доля неполных семей. Семейные отношения чутко реагируют на кризисные процессы в экономической и социальной жизни страны. Семья- это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями.

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья играет огромную роль, как в жизни отдельной личности, так и всего общества.

Семейное неблагополучие — это такие особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, особенности взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание и другие).

Совершенно очевидно, что невозможно абсолютно бесконфликтное развитие любой семьи. Ведь любое новое возникает через отрицание старого, через отражение этого отрицания в сознании людей со всеми вытекающими отсюда страстями, эмоциями, приписыванием мотивов.

Однако многие из конфликтов отнюдь не являются необходимыми для процесса поступательного развития семьи. Некоторые из них являются надуманными, искусственно раздутыми, деструктивными. Поэтому очень важно уметь анализировать причины конфликтов. Важно помнить и блюсти интересы семьи и личности, не делать конфликтное противоборство самоцелью, снижать дезинтегрирующее воздействие конфликта на жизнь семьи, и особенно на развитие детей.

Объектом исследования является формирование благоприятного психологического климата в семье.

Предмет исследования: условия, методы формирования благоприятного психологического климата в семье.

Цель исследования: изучение влияния благополучных психологических условий, методов коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье.

Гипотеза: предполагаем, что благополучные психологические условия, методы коммуникации оказывают влияние на формирование благоприятного климата в семье, потому что они способствует развитию толерантного отношения друг к другу.

Методы исследования: теоретические — анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам исследования; эмпирические — тестирование.

Теоретические источники: работы А.В. Петровского и Н.Г. Ярошевского о сущности конфликта, Обозов Н.Н., Сысенко В.А.- факторы устойчивости брака, Голод С.И., Ковалев С.В. рассматривают психологические особенности современной семьи.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в практической деятельности лиц, интересующихся проблемами семейного благополучия.

1.1 Проблема психологического климата в психолого-педагогической литературе. Понятие психологического климата

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В российской социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. [11] Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. [24] Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат — это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

Читайте также:  Способы порядок проведения инвентаризации

Семья — это структура, состоящая из отношений «доминирования — подчинения» (власти), ответственности и эмоциональной близости. Причем, знак психической эмоциональной близости не обязательно может быть положительный. Равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета не в меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие. Все вышеприведенные факторы говорят о том, что семья — чрезвычайно сложное социально-психологическое образование, требующее комплексного рассмотрения в изучении всех ее сторон.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним — психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Значительной части семей присущ противоречивый психологический климат.

Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как общность идейно — нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, принципиальность, ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Дети в такой семье растут доброжелательными людьми, даже переходящие периоды, считающиеся сложными для подростков, в положительных семьях переживаются легче и спокойнее.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

1.2. «Общение» — понятие и функции

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и персептивную.

1.3. Психологическое равновесие в детско-родительских отношениях. Закон равновесия.

Человек – не просто биологическая сущность, а существо разумное и общественное. В ходе эволюции, по мере развития интеллекта и чувств, он научился руководствоваться не только позывами природы, но и более сложными побуждениями. Человек единственное существо, наделенное духовностью. Чем ниже уровень духовности членов семьи, тем с большей легкостью они следуют биологическому позыву.

Жизнь в семье должна быть эмоционально насыщенной и психологически комфортной. Как известно, все в этом мире стремится к равновесию. В любой семье происходит уравновешивание, но это может происходить за счет другого и в ущерб ему. Например, семья может сохранять равновесие, только за счет или во имя ребенка, а может держаться на ком-то еще из членов семьи.

В центры психолого — медико — социального сопровождения г.Москвы в основном обращаются семьи, где нарушено равновесие в общении родителя и ребенка (позиции родителя авторитарные, доминирующие, или попустительские, гиперопекающие), между членами семьи не происходит понимания. Родители, воспитывая ребенка часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получается полностью противоположная.

Неадекватное, раннее средовое усиление ведущего, пусть и природного полюса латеризации головного мозга при условии недостаточного, опять же средового, раскрытия возможностей другого полюса приводит к следующему.

При одностороннем усилении активности левого полушария мы видим напряженность психомоторных функций организма, неловкость, плохую координацию, недостаточную гибкость принимаемых решений и сомнения в правильности своих действий. Это дети, говорящие взрослыми фразами, интеллектуальные, но не способные быстро принимать решения, отказываться от второстепенного, моторно неловкие и скованные. Ввиду отсутствия непосредственности в контактах и неумения играть, принимать роли, им трудно быть долгое время в группе сверстников, к которым они относятся не по возрасту критически. В результате свои теоретические знания или «левополушарный опыт» они могут использовать только в общении со взрослыми.

При одностороннем усилении активности правого полушария и недостатке возможностей левого полушария приходится убеждаться в эмотивности (повышенной эмоциональности) таких детей, предрасположенности к страхам, неустойчивости настроения и импульсивности. Преобладают и не редко все заменяют игровые интересы, спонтанное или «полевое поведение». Обычно они через некоторое время хорошо адаптируются в группе сверстников, но им, как правило, не хватает критичности и возрастного анализа своих поступков, как и усидчивости при обязательных интеллектуально насыщенных занятия.

Если оба родителя ориентированы на аналитическое, логическое восприятие (левое полушарие), то ребенок дабы уравновесить эту структуру, приобретает черты эмоционально – чувствительные (правое полушарие). Причем эти черты, при ригидности семьи усиливаются и как бы компенсируют недостающие у родителей вдвойне. Это случается в семьях, где не совершенствуется структура семьи с учетом новых обстоятельств и зрелости членов семьи. Если структура семьи негибкая и не способна приспособиться, это приходится осуществлять одному члену семьи. В данной концепции я рассматриваю семьи, которые по разным обстоятельствам не смогли сбалансировать свои отношения.

Часто происходит так, что родители с добрыми и благородными намерениями вступают со своими детьми и друг с другом во взаимоотношения, полные непонимания и эмоциональной боли, противоположные их ожиданиям. Значит, между родителями и их детьми происходит что-то, что находится вне их контроля и осознавания, и это приводит к разрыву между добрыми намерениями и тем, что получается в результате. Очень важно найти тот неадекватный момент в общении, который мешает раскрыть наиболее полно внутренний потенциал каждого ребенка достичь тех целей, которые ставят перед собой родители.

Читайте также:  Способ выражения авторской позиции это

1.4 Условия формирования благоприятного психологического климата в семье

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, взаимное доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное.

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье — чувство самооценки и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. В такой семье ощущается радость жизни. Все обитателя Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают — семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек растет, меняется, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть — признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме — это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.

Семья — сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к нему. Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т. д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Для сохранения в семье благоприятного климата нужно поддерживать на должном уровне коммуникативную сферу жизни. Общение родителей с детьми важный пункт в придании дому положительной психологической атмосферы. Главный закон — чувствовать комфорт при общении.

На формирование благоприятного психологического климата сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием психологического климата формируется личность ребенка.

Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.

Хорошее настроение родителей, их уверенность в своих силах самым благоприятным образом сказываются на качестве ухода за детьми, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Ослабление любого из компонентов этой системы приводит к ослаблению ее жизнестойкости.

Семья обеспечивает базисное чувство защищенности, обеспечивая безопасность ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых путей его исследования и реагирования. Близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Таким образом, семья с благоприятным психологическим климатом, ближайшее окружение ребенка — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. –М., 2000г. –с. 52-99

2. Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в подростковом возрасте./ Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1991, №1, с 42-48.

3. Ануашвили А.Н. Основы психологии. –М., 2001г. –с.13-39

4. Арнаутова Е.П. Повторный брак матери и ее отношения с ребенком/Семейная психология и семейная психотерапия. 1997 -№1 – с.84-94

5. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. –Владивосток, 1988г.

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. –М., 2000г.

7. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. –Екатеринбург, 1998г.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб., 1992г.

9. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. –М., 1989г.

10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.-М.,1990г.

11. Винникотт Д.В. Разговор с родителем. –М., 1995г.

12. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей/Вопросы психологии – 1984г., №1 -с. 58-66

13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М., 1995г.

14. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.-СПб., 2000г. –73-117с.

15. Юнг К.Г. Конфликты детской души. –М., 1997г. –с.185-225

Источник

Оцените статью
Разные способы