Материя: способ существования и формы
Движение— всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.
В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.
Развитие — это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитиехарактеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это — всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогрессобычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.
Пространство и время являются формами бытия материи. В истории науки известны две концепции пространства и времени:
1) субстанциальная — время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался И. Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности;
2)реляционная — пространство и время — это формы существования материальных объектов, точнее, формы координации материальных объектов и их состояний, таким образом, присущее всем вещам и явлениям. Пространство выражает координацию существующих объектов относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Время — форма координации материальных объектов через последовательность и длительность.
Итак, с реляционных позицийвремя— это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство —форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.
Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, то есть неотъемлемых свойств.
Атрибутивные свойства пространства:
1) протяженность, то есть рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;
2) непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке, и прерывность, которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;
3) трехмерность, которая носит всеобщий характер. Хотя в физике существуют теории, пытающиеся доказать многомерность пространства, в частности речь идет об одиннадцатимерном пространстве. На что скептики возражают, что остальные семь являются невидимыми пространственными изменениями и, вследствие этого, абстрактными.
Атрибутивные свойства времени:
1) длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;
2) необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.
Пространство и время характеризуются следующими свойствами: объективность и всеобщность, которые означают, что ничто не может существовать вне пространства и времени. Очевиден тот факт, что все процессы социальной жизнедеятельности, сама жизнь человека или любого другого живого существа, а так же природные процессы протекают во времени и создают ощущение некоего общего течения времени. Также очевидно, что каждое материальное образование имеет свое самостоятельное течение времени, живет своей жизнью, которая обусловлена своими законами движения и развития.
Прерывность и непрерывность, когда речь идет о конкретных телах и объектах, пространство и время прерывно, то есть, конечно, а в случае существования множественности объектов, пространство и время непрерывно.
Идея способности материи к самоорганизации давно высказывалась учеными и философами разных поколений. Еще в 17 веке Б. Спиноза указал на внутреннюю активность как свойство, присущее материи.
Только лишь в 20 веке, с появлением таких наук как теория организации, кибернетика, синергетика данное свойство материи получило детальное изучение. Было выяснено, что самоорганизация проявляет себя посредством саморегуляции и саморазвития. Саморазвитие — это отбор, накопление и упорядочивание информации, что приводит к возникновению новых структур.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные проблемы онтологии?
2. Как определить бытие и небытие?
3. Каковы различия между обыденной и научной картиной мира, философской и религиозной?
4. Как соотносятся категории «бытие», «материя», что их объединяет и в чем различие?
5. Существует ли развитие и как его понимать?
6. Можно ли говорить, что пространство и время объективны?
7. Назовите монистические и плюралистические концепции бытия.
8. Каковы основные формы движение материи?
9. Перечислите главные онтологические категории?
10. Каковы основные черты современного бытия?
Источник
Способы существования материи.
Материя — объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них.
Нас окружает множество предметов, процессов, свойств и отношений. Некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Мыслители назвали их первоматерией.
Развитие представлений о материи включает следующие этапы:
1) Понимание материи как субстрата. Характерен для древнегреческой философии. Субстрат – это общая материальная основа вещей, т.е. это совокупность материальных элементов, взаимодействие которых обусловливает многообразие вещей и их свойств.
2) понимание материи как субстанции. Такое понимание характерно для Нового времени XVII – XVIII вв..
Уровни организации материи:1.субэлементарный 2. элементарный – включает в себя физический вакуум, а также элементарные частицы, базовые частицы – это кварки и лептоны. 3. Атомарный 4. Молекулярный 5. уровень макротел (это всё, что нас окружает) 6. Планеты 7. Плазма 8. Звёзды 9. планетные системы 10. Галактики 11. системы галактик 12. Метагалактики.
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами.
Атрибутами материи являются: движение, пространство, время.
1. Движение — любое взаимодействие, а также изменение состояния объектов, вызванные этим взаимодействием. Движение и материя взаимозависимы и существовать без друг друга не могут. Движение есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Абсолютного покоя не существует.
Покой – движение, при котором внешние изменения не происходят, только внутренние процессы.
Выделяются принципы взаимосвязи уровней бытия и форм движения.
— Каждому уровню бытия соответствует своя форма движения.
— Между всеми формами движения существует генетическая связь. Из низших форм формируются высшие, но при этом высшие не есть сумма низших.
Понятие «движение» всегда связано с понятием «развитие».
Развитие — качественно необратимое целенаправленное изменение чего либо.
Выделяют следующие направления развития: прогресс, регресс, круговорот.
Прогресс — развитие от простого к сложному с неизбежным усовершенствованиям первоначального объекта.
Регресс — это такой тип развития, когда происходит переход от сложного к простому с явной утратой уровня совершенства.
Круговорот — это развитие, которое не предусматривает качественных изменений.
2. Пространство – форма бытия материи, отражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в материальной системе.
3. Время – универсальная характеристика бытия – природного и социального. Разделяют время хронос и время человеческого бытия. Время социального бытия формируется и трансформируется человеческим сознанием.
В философии времяпонимается как атрибут материи, выражающий длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие время всегда связано с понятием пространство следующим образом: в понятии «пространство» находит отражение структурная координация длительности сменяющих друг друга объектов в один и тот же момент времени. В понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Время по-разному представлено на разных уровнях материи.
Уровниматерии | Неорганическаяприрода | Органическаяприрода | Социальнаяприрода |
Субмикроэлементарный | Биологический, макромолекулярный | Индивид | |
Микроэлементарный | Клеточный | Семья | |
Ядерный | Микроорганический | Коллективы | |
Атомарный | Органы и ткани | Большие социальные группы, классы и нации | |
Молекулярный | Организм | Государствоилигражданскоеобщество |
В органической природе проявляется биологическое время, которое позволяет приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.
Социальное пространство наделено особым социальным временем, которое понимается как мера изменчивости социальных процессов, при этом устанавливается следующая закономерность: оно ускоряется от эпохи к эпохе.
Существует физическое время, цель которого — сохранение стабильности системы на всех уровнях.
Несмотря на различия, все виды времени постоянно взаимодействуют.
Источник
Способами существования материи являются
Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)
Что такое бытие?
Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.
Какие виды бытия существуют?
В философии различают бытие как объективную и субъективную реальности.
Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.
Субъективная реальность — это сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвязаны. Субъективная реальность отражает объективную реальность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.
Какие уровни бытия выделяются в философии?
В философии различают актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие.
Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов.
Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.
Какие формы бытия существуют?
В философии различают природное и социальное бытие.
Какие концепции бытия существуют?
В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием понимают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существующих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.
Что такое субстанция?
Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.
Субстанция в обычном понимании — синоним материи и вещества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые меняются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.
В философии субстанция трактуется по-разному, в соответствии с разным видением мира. В монистическом учении основой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым началом всех явлений.
Наряду с монистическими толкованиями в философии существуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и духовное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.
Что такое материя?
Материя — это вещество. В материализме материя понимается как основа всей действительности.
Понятие материи возникло в то время, когда древнегреческие мыслители пытались объяснить единство мира.
Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и в сознании. Материя не существует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.
Каким образом человек может познать материю?
Материя существует в бесчисленном множестве конкретных форм, и познать ее можно только через познание отдельных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.
Какую структуру имеет материя?
Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархическом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни организации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.
Каким образом существует материя?
Длительное время считалось, что материя — некое застывшее образование, из которого возникают вещи. В ходе развития философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.
Какие формы движения материи существуют?
Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение.
Что является началом всякого превращения?
Основой и началом всякого превращения является самодвижение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.
Как понимают пространство и время в философии?
В философии сложились два подхода в толковании пространства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).
Субстанциональный подход в общем виде был сформулирован еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материальных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, неизменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в которой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божественного первотолчка»).
Что такое реляционный подход?
Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его развивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил название реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».
Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?
Пространство и время в диалектическом материализме воспринимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.
Пространство — форма существования вещей, их структурность и протяженность.
Время — форма протекания всех механических, органических и психических процессов. Время характеризует взаимодействие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для пространства это гомогенность (однородность), изотропность (одинаковость свойств) и кривизна; для времени — однородность.
Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.
Источник