Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми потребностями
Елена Фиклеева
Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с особыми потребностями
Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он развивается в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела ребёнка и даёт возможность познавать форму, величину, плотность, упругость и шероховатость, холод или тепло, характерные для предмета. Иначе говоря, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемым человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры.
Сложность и особенность коррекционно-педагогической работы развития тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в том, что данная категория детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему миру и стремления к тактильному обследованию предметов.
У ребёнка с нарушениями тактильного восприятия нарушается и формирование представлений о своём теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Могут формироваться страхи и нарушение поведения. В случаях, когда ребёнок не получает необходимой информации из окружающей среды, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события. В таких случаях ребёнок либо «уходит в себя» и «закрывается» от окружающего мира, никак не проявляя интерес к нему, что выражается в полной пассивности и внешней отрешённости ребёнка, либо любое тактильно-двигательное воздействие воспринимает, как слишком сильное и непереносимое, что проявляется в повышенной эмоциональной и двигательной активности.
Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи по развитию тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями находящихся на первом этапе развития: 1) вызвать у детей интерес к жизни, к окружающей действительности, к предметному окружению через развитие систем и органов восприятия; 2) создать предметно-развивающую среду; 3) развивать и обогащать тактильно-двигательный опыт детей во время проведения всех режимных моментов (во время занятий и игр, во время проведения гигиенических процедур и купания, во время раздевания и одевания, во время прогулки, во время приёма пищи); 4) обучать способам обследования предметов; 5) побуждать к целенаправленным действиям и координации движений; 6) развивать общую и тонкую моторику; 7) формировать представления о своём теле; 8) разнообразить жизнь детей, наполнить новыми красками жизни; 9) развивать осознание своего «я».
В своей работе по развитию тактильно-двигательного восприятия мы в основном использовали метод тактильной стимуляции. Занятия тактильной стимуляцией с детьми относительно просты, благодаря этому они легко включаются в коррекционно-развивающие занятия и повседневную жизнь детей.
Работа по тактильно-двигательной стимуляции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями предназначена для детей, у которых самостоятельная тактильно-двигательная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.
Для игр и занятий мы использовали следующие материалы.
Природные материалы: семена фасоли, кукурузы, сухие листья различных деревьев, траву (верхушки, кору, шишки, жёлуди, веточки, цветы, пучки травы, перья, мох и др.
Упаковочные материалы: верёвочки, крышки, бечёвочки, гофрированный картон, пенопласт, картонные коробки, полиэтиленовые пакеты с пузырями, папиросная бумага, фольга, ленты, целлофан, упаковочная бумага и др.
Бытовые мелочи: мех, губка, шерсть, кожа, замша, войлок, линолеум, цепочки, бусы, кружево, зубные щётки, расчёски, пуховки, кисточки и др.
Специально были изготовлены следующие пособия. Паучок, с лапками из материалов различной фактуры; утёнок, с лапками из поролона (во время занятия их можно намочить); лягушонок, с лапками из целлофана (холодные и гладкие лапки); рукавички, в виде котёнка, мышонка; ёжик, с иголками из щётки для чистки одежды; гусеницы и бабочки, из материалов различной фактуры и другие.
Проводя анализ результатов работы по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей со сложными психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что необходима систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний и тактильного опыта детей. Поэтому, опираясь на работы Л. С. Выготского, И. А. Соколянского, Т. И. Обуховой, Т. В. Лисовской, Э. Г. Пилюгиной был составлен перспективный план занятий. Согласно ему занятия проводятся один раз в неделю. Так же были разработаны и систематизированы игры на развитие тактильно-двигательного восприятия детей со сложными психофизическими нарушениями.
В первый раздел включены игры, определяющие тактильную стимуляцию. Такие,как: «Мягкий котёнок», «Дождик», «Паучок» и др. Во второй – игры на развитие ощущения положения тела в пространстве. Такие,как: «Я тебя люблю», «Повернулись», «Полетели» и др. В третий – игры на развитие мелкой моторики. Такие,как: «Наши пальчики», «Поймай птичку», «Червячки» и др.
Планируя работу, мы учитывали, что стимуляция тактильно двигательного восприятия проходит через все режимные моменты и все виды деятельности детей. Ребёнок познаёт окружающий мир не только во время специализированных игр и занятий, но и во время проведения гигиенических процедур и купания, и во время одевания и раздевания, и во время приёма пищи, и во время прогулки.
Таким образом, благодаря проведённой работе, заметно улучшились все показатели сенсомоторного развития детей, что подтверждает эффективность сочетания выбранных форм и методов работы с детьми со сложными и множественными психофизическими нарушениями
«Тактильные дощечки» Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» направлено на развитие тактильных ощущений. Они способствуют речевому, зрительному,осязательному.
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного воспитания Задача детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного.
Источник
Способами развития тактильно двигательного восприятия являются
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Развитие восприятия у ребенка. Развитие органов чувств у ребенка. Развитие тактильного восприятия у ребенка. Как развитие тактильного восприятия влияет на развитие интеллекта.
Статья:
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Тактильная дорожка
(для детей от 1 года)
Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.
Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.
Домашняя песочница
(для детей от 2,5 лет)
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.
Мешочки с зерном
(для детей от 6 месяцев)
Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.
Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.
Шершавый коврик «Правая и левая рука»
(для детей с 3 лет)
Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.
На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.
Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.
Лоскутки
(для детей с 3 лет)
М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
Фигурки Равиццы (для детей с 3 лет)
Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.
В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.
С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Источник