- 10 видов психологического влияния
- Прямое убеждение
- Внушение
- Заражение
- Самопродвижение
- Пробуждение импульса к подражанию
- Формирование благосклонности
- Принуждение
- Просьба
- Деструктивная критика
- Манипуляция
- 5.2. Конструктивное психологическое влияние
- Аргументация
- Новости синтона
- Подпишитесь на нашу рассылку!
- Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению
- Понятие психологически конструктивного влияния
- Технические средства влияния и противостояния влиянию
- Формы воздействия на группы людей
- Изменение самооценки людей в группе
- Верность своему слову
- Поощрение движений в верном направлении
- Согласие в целях
- Успешное влияние
10 видов психологического влияния
Как воздействовать на человека? Как убедить его сделать то, что вам нужно? Как сформировать у него определённое настроение? В этом материале вы познакомитесь с десятью видами психологического влияния. Они помогут вам не только в «нападении», но и в защите от разного рода воздействий. Итак, как перестать поддаваться влиянию и научиться влиять самому?
Прямое убеждение
Это воздействие посредством аргументирования точки зрения, которую мы хотим привить человеку. При этом он осознаёт, что вы воздействуете на него. С помощью убеждений вы можете изменить намерения, решения, суждения человека и т.п.
Внушение
Это неаргументированное влияние на человека. При внушении человек некритически воспринимает всё, что ему говорят, вследствие чего усваивает любые установки и убеждения, которые вы хотите ему навязать.
Обычно внушение происходит вне сознательного контроля реципиента. Например, вы говорите: «Каждый образованный человек должен сходить на эту выставку», но при этом прямо не обращаетесь к человеку, на которого влияете (допустим, намеренно говорите об этом по телефону так, чтобы он был рядом и слышал).
Человек не понимает, что вы воздействуете конкретно на него, поэтому не пытается «защищаться».
Заражение
Заражением называют передачу своего эмоционального состояния или своих установок другим людям. Самый яркий пример – смех. Есть даже выражение «заразительный смех». Но это работает и с другими состояниями.
Например, если человек долго находится в обществе, которое имеет определённое убеждение, то со временем он тоже его перенимает, «заражается» им.
Самопродвижение
Самопродвижение – это открытое объявление своих целей и предоставление доказательств своей компетентности.
Подобное проявляется, когда человек, например, говорит, что он имеет большой опыт в управлении персоналом и именно поэтому главой отдела нужно назначить его, а не кого-то другого.
Пробуждение импульса к подражанию
Это вызывание у другого человека желания быть похожим на вас. Вы ведёте себя таким образом, чтобы тот, на кого вы хотите повлиять, начал подражать вам.
Допустим, вы создаёте себе образ успешного человека, вас берут в пример, на вас ориентируются. Тогда вы можете что угодно выдать за причину своего успеха и люди будут делать это, то есть подвергнутся влиянию.
Формирование благосклонности
Вы можете оказывать психологическое влияние на человека, если вызовите у него чувство благосклонности или даже привязанности.
Например, вы можете оказать ему услугу, дать ценный совет или просто дружелюбно общаться. Какой способ влияния вы бы не выбрали для использование, формирование благосклонности всегда вам поможет.
Принуждение
Влияние с использованием угроз, психологического давления и т.п. В том числе это шантаж и обещание каких-либо благ за подчинение вашей воле.
Просьба
Да, иногда можно оказать нужное вам воздействие, просто попросив человека. Помните, что ваша просьба должна быть мотивирована. Почему человек должен сделать то, о чём вы говорите? Какую он выгоду получит от этого? Не ждите этих вопросов, а сразу давайте ответы на них.
Деструктивная критика
Психологическое влияние оказывается путём высказывание негативных суждений в адрес того, на кого вы хотите повлиять. Также это может быть осмеивание, осуждение или ругань.
Подобное отнимает у человека веру в себя, заставляет его тратить большое количество сил на борьбу с отрицательными эмоциями, делает его более уязвимым.
Манипуляция
Это скрытое воздействие. Это определённые приёмы, целый арсенал техник, которые помогают влиять на волю, психическое и эмоциональное состояние человека.
С хорошим материалом по манипуляции людьми вы можете ознакомиться по ссылке.
Предупреждён – вооружён. Используйте эти знания и не поддавайтесь влиянию.
Источник
5.2. Конструктивное психологическое влияние
Конструктивное влияние соответствует правилам поведения, обхождения (этикета), принятым в обществе, и субъективным критериям нравственности, справедливости, благородства конкретного человека. Оно осуществляется на основе законов уважения, внимания и почтения к другим людям, поэтому требует высокого уровня психологической культуры. В литературе при обозначении конструктивного влияния используются синонимичные термины: «цивилизованное», «развивающее», «личностно-ориентированное», «дружественное» и т.д.
Конструктивное влияние – это влияние прежде всего словом, открытое и открыто адресованное интеллектуальным возможностям человека. Конструктивное влияние способствует сохранению и развитию дела, деловых отношений, личностной целостности участников. Это влияние свободно от силовых и обманных приёмов, поэтому не вызывает у людей эмоциональных всплесков, волнений и страха. Особенностью конструктивного влияния является то, что оно строится на основе добровольного согласия.
Способамиоказания конструктивного психологического влияния являются:
Аргументация
Аргументация – это высказывание и обсуждение доводов в пользу предлагаемого решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному явлению.
Необходимые условия аргументации
Цель аргументации должна быть отчётливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирована адресату, например: «Позвольте мне доказать Вам, что этого человека нецелесообразно принимать к нам на работу».
Необходимо заручиться согласием адресата выслушать аргументы, например: «Согласен ли ты выслушать моё мнение?». Если получен отказ, то дальнейшие попытки аргументации будут восприняты собеседником как принуждение.
Эмоционально уравновешенное состояние, душевная ясность. Для этого необходима большая предварительная работа. Должна быть концентрация не столько на логике построения собственного доказательства, сколько на психологии взаимодействия с адресатом. Необходимо быть убедительным для конкретного человека, а убедительность возникает в процессе взаимодействия.
Общие правила аргументации
Вежливость и корректность
При любых ответах партнёра аргументатор должен сохранять вежливость. Высказывания, принижающие личность собеседника, недопустимы. Замечания, подобные: «А я думал, ты хорошо учился в школе», ‑ манипуляции, которые нарушают эмоциональное равновесие во время обсуждения проблемы.
Простота и ясность высказываний
Все высказывания должны быть простыми, понятными, не содержащими вычурных
выражений и редко используемых или специальных терминов. Например, вряд ли удачна формулировка: «Давайте подойдём к проблеме онтологически, оставим пока в стороне её этиологический аспект». Вместо неё лучше использовать другую: «Давайте решать проблему по существу, сейчас не так важно, как она возникла».
В аргументации важно использовать язык, понятный обоим партнёрам.
Для того, чтобы удержать внимание слушающего, речь должна быть по возможности краткой. Заставлять себя слушать – почти всегда означает совершать насилие над другим человеком. Краткость – одно из выражений вежливости и уважения к собеседнику.
При доказательстве своей идеи полезно применять наглядные средства:
— предметы, образцы продукции и др.;
Все эти средства должны быть понятными, доступными для разглядывания, воображения, а если возможно, и для ощупывания.
6. Избегание чрезмерной убедительности
Чрезмерная убедительность может проявляться в прямом указании адресату на его
ошибку: «Ну, видишь теперь, где ты ошибся?». Прямое указание, замечание бросает вызов чувству собственной значимости и поэтому вызывает защитную реакцию сопротивления.
Другой вариант чрезмерной убедительности – излишнее количество аргументов.
Излишняя доказательность подозрительна.
1. Метод положительных ответов Сократа– последовательное доказательство предлагаемого инициатором решения проблемы или задачи. Каждый шаг доказательства начинается со слов: «Согласны ли вы с тем, что…».
Если адресат отвечает утвердительно, данный шаг можно считать пройденным и переходить к следующему. Если партнёр отвечает отрицательно, инициатор продолжает словами: «Простите, я не совсем удачно сформулировал вопрос. Согласны ли вы с тем, что…» и т.д. до тех пор, пока адресат не согласится со всеми шагами доказательства и с предлагаемым решением в целом.
П р и м е ч а н и е. Задавать иные вопросы, кроме вопроса «Согласны ли Вы…», не рекомендуется. Особенно опасны вопросы: «А почему Вы не согласны?» или «Почему Вы возражаете против очевидных вещей?».
2. Метод двусторонней аргументации‑ открытое предъявление как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения, дающее адресату понять, что инициатор влияния сам видит ограничения этого решения.
Партнёру предоставляется возможность самому взвесить аргументы «за» и «против».
Источник
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению
Очевидно, проблема влияния из морально-этической плоскости рассмотрения должна быть переведена в психологическую. С психологической же точки зрения будет логичнее говорить не о том, кто имеет право влиять, а кто — нет (так как каждый имеет право), а о том, насколько конструктивны разные способы взаимовлияния, то есть о том, насколько они полезны и созидательны для его участников.
Понятие психологически конструктивного влияния
По нашему мнению, психологически конструктивное влияние должно отвечать следующим критериям:
оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений;
оно психологически корректно (грамотно, безошибочно);
оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
Психологически конструктивное противостояние влиянию также обязано соответствовать этим трем критериям.
Психологически правильной будет такая попытка влияния, в которой, во-первых, учитываются психологические особенности собеседника и сложившейся ситуации и, во-вторых, используются верные психологические приемы воздействия.
По своей сущности влияние и противостояние влиянию являются двумя сторонами единого процесса взаимодействия, поэтому следует говорить о взаимном психологическом влиянии.
Для того, чтобы признать влияние психологически конструктивным, необходимо соответствовать всем трем приведенным выше критериям. Так, по всей видимости, психологически правильным может быть и деструктивное влияние на другого человека. Поэтому понятия психологической конструктивности и психологической корректности являются перекрещивающимися, но не совпадающими.
Если оказываемое влияние соответствует критериям психологической конструктивности, у адресата есть два пути: либо поддаться влиянию, либо конструктивно противостоять ему корректными психологическими способами.
Привычнее сказать «уступил дурному влиянию», чем «уступил хорошему влиянию». Дурному влиянию «поддаются», а хорошее влияние «оказывают«.
Первый путь может показаться проявлением слабости.
Но исследования показывают, что важным умением руководителя в современной западной деловой культуре считается гибкость, умение поддаваться влиянию и менять свое поведение и мнение.
Способность поддаться конструктивному влиянию является признаком того, что более важна направленность на задачу, чем сиюминутное стремление доказать свою собственную значимость.
Результативное выполнение задачи будет больше способствовать подтверждению собственной значимости, чем упрямство и несгибаемость в споре.
Когда аргументы собеседника нас убеждают, мы просто соглашаемся с ним, не используя методы контраргументации. Если его цели и запросы, а также демонстрируемый им уровень компетентности нас устраивают, мы не препятствуем его самопродвижению, а просто принимаем его на работу. Подобным образом мы можем согласиться быть зараженными чужим энтузиазмом или добровольно начать копировать в чем-то профессионала высокого класса.
Успешного влияния на некую группу людей проще всего достичь, вступая во взаимоотношения с теми из нее, кто пользуется уважением и авторитетом.
И наоборот, если оказываемое влияние не отвечает нормам психологической конструктивности, то правильным будет только один путь — дать ему отпор психологически конструктивными способами.
В таблице отражена попытка определить степень конструктивности разных видов влияния и видов противостояния влиянию.
Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности — неконструктивности
Характеристика к «ветруктивно-
вид влияния при условии, что вы ясно и четко сформулировали собеседнику цель вашего воздействия
Характеристика конструктивности — неконструктивности
Конструктивный вид влияния при условии, что вы не использовали обманные трюки и сказали о своих истинных целях и желаниях
Спорный вид влияния; внушение всегда является проникновением через «черный вход *
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение
Деструктивная критика Манипуляция Принуждение Игнорирование
Спорный вид влияния — невозможно определить, принесет ли пользу адресату заражение данным чувством или состоянием и именно в настоящий момент
Конструктивная критика Энергетическая мобилизация Уклонение
Манипуляция Принуждение Игнорирование
Спорный ВИД ВЛИЯНИЯ’ может применяться в воспитании детей и при
передаче уроков мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу
Творчество Конструктивная критика Уклонение
Деструктивная критика Игнорирование
6л а го-склонности
Спорный вид влияния: лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией
Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация
Спорный вид а-шя-ння; в отечественной культуре считается разрушительным для того, кто просит, в западной — оправданным
Деструктивная критика Игнорирование
Спорный вид влияния; считается подходящим для некоторых педагогических, политических систем и в аварийных ситуациях
Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование
Неконструктивный вид влияния
Ответная деструктивная критика Манипуляция
Неконструктивный вид влияния
Конструктивная критика Конфронтация
Встречная манипуляция Деструктивная критика
Процесс взаимовлияния — это столкновение двух или более воль, которые осознано или бессознательно борются за уподобление себе, своим планам, целям, желаниям, чувствам и действиям других людей, их планов, целей и т. д. При этом симметрия уподобления здесь не всегда обязательна. Например, вполне достаточно уподобить чувства или действия другого человека нашим замыслам, но в этом случае совсем необязательно, чтобы его замыслы были тождественны нашим.
Особенность психологически конструктивного влияния состоит в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их обоюдного согласия.
Технические средства влияния и противостояния влиянию
В данной главе мы рассмотрим такие психологические средства влияния, как средства убеждения, контраргументации и конфронтации.
Техника убеждения и контраргументации
Для того чтобы убеждение было действительно конструктивным, оно должно соблюдать следующие условия.
Во-первых, инициатор должен сам четко осознать цель своего убеждения и открыто сообщить ее адресату. Например: «Мне хотелось бы доказать вам преимущества новых методов работы» или «Разрешите мне доказать вам, что этого человека не следует увольнять с работы».
Если вы начнете приводить свои доводы, не осознав до конца своей собственной цели и (или) не озвучив ее адресату, он может предположить, что ваше воздействие является манипуляцией.
Во-вторых, перед тем как предпринять попытку убеждения, следует получить согласие адресата спокойно вас выслушать. Например, если на наш вопрос: «Согласны ли вы выслушать мои доводы?» — он отвечает: «Сейчас я очень занят. Лучше будет, если вы обратитесь ко мне через час», то продолжать свою аргументацию в этот момент будет некорректно, и это будет осознаваться вашим собеседником как принуждение. Кроме того, постоянный ответ «потом», если он повторяется многократно, может говорить о том, что вас пытаются игнорировать. Если вы столкнулись с этим, то следует сначала преодолеть игнорирование, а затем, если это удалось, перейти к убеждению. Главная проблема заключается в том, что убеждение является конструктивным способом влияния, но не всегда в достаточной степени сильным и действенным. Оно требует эмоционального спокойствия и душевной ясности. А для их достижения иногда требуется значительная предварительная подготовка. Немаловажное значение при этом имеет концентрация, но не столько на построении своих доводов и доказательства, сколько на психологии общения с адресатом.
Следующие техники аргументации являются наиболее действенными:
метод положительных ответов.
Невозможно быть убедительным для всех. Но можно быть убедительным для какого-то конкретного лица. Убедительность — это то, что образуется в процессе взаимодействия.
Контраргументация также требует эмоционального спокойствия. Если человек излишне разгорячился во время озвучивания своих доводов, его адресату следует для начала получить согласие себя выслушать. Начинать контраргументацию, не получив его, не имеет смысла, так как услышать и воспринять контраргументы можно только по собственной воле.
Если вы вынудили их выслушать, то это уже не контраргументация, а принуждение, и эффект от него будет соответствующий.
Верная и логически выстроенная контраргументация может быть психологически ошибочной и потому недейственной. Основной возможной ее ошибкой обычно является излишняя убедительность. Если доводы оспаривающего очевидны, это говорит о том, что наше мнение было неверным или ничего не стоило. То, что нужно признать собственную ошибку или неверность своих рассуждений, задевает во многих людях чувство собственной значимости и приводит к усилению потребностей внимания, власти и мщения. В результате он может попытаться изменить предмет разговора, перейти к деструктивной критике, излишнему увеличению времени дискуссии и т. д.
Например: «Я думаю, что вы правы насчет того, на Западе в настоящее время весьма распространена идея «плоской структуры» организации, когда подчиненные и начальники располагаются практически на одинаковом уровне по их возможностям оказывать влияние на стратегию фирмы. Правда, я порой думаю, подходит ли такая структура для нашей страны? Может быть, можно и не опираться на традиции? Как вы полагаете, может, это традиционное разделение на начальников и подчиненных у нас само исчезнет?»
Психологически верную контраргументацию необходимо начинать с признания правоты собеседника в чем-то, а затем мягко приступить к обсуждению ваших сомнений. Высказывание новых аргументов также должно содержать в себе элемент неуверенности.
Основной целью контраргументации является обнаружение решения проблемы, а вовсе не победа в споре с собеседником, доказательство своей силы. А потому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не достижение ощущения своей силы и значимости. Даже в том случае, когда найденное решение — это то решение, которое было первоначально вами выработано, психологически корректней выстроить беседу так, чтобы собеседник чувствовал себя не переубежденным, а принявшим это решение практически без чьей-либо помощи.
Наиболее эффективными признаны следующие техники контраргументации:
перелицовка аргументов партнера;
расчленение аргументов партнера;
встречное развертывание аргументации.
Конфронтация — это позиционная война. Первоначально конфронтацию описал Клод Стейнер, руководитель групповой терапии в Центре специальных исследований в Сан-Франциско и преподаватель Международной ассоциации анализа взаимодействий, как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ оправдан тогда, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Конфронтация может быть действенной, только если пройдена каждая из необходимых ее фаз.
Конфронтация — это достаточно сильное средство, и если адресат воздействия принимает решение его применить, он обязан быть последовательным и идти до конца.
Первая фаза конфронтации
Это я-послание об эмоциях, которые вызывает существующее поведение инициатора воздействий. Например, манипулятор (мужчина) намеренно нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы у нее возникло чувство неудобства и она быстрее выполнила его просьбу. Он пододвигает свой стул близко к ее стулу и говорит: «Выдай мне нужную справку, она мне сегодня очень нужна». Девушка-адресат должна ответить ему я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я ощущаю тревогу и дискомфорт». Если манипулятор принимает это я-послание адресата, просит прощения и отодвигается, то цель достигнута и конфронтация окончена.
Если манипулятор не выполняет просьбы, заложенной в я-послании или, выполнив, затем снова делает попытки сузить психологическое пространство адресата, то следует перейти ко второй фазе.
Вторая фаза конфронтации
Усиление я-послания. В уже описанном примере девушка-адресат делает это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение и обиду. Мне плохо, понимаешь?» Если инициатор воздействия принимает это я-послание и прекращает поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация считается успешно завершенной. Только тогда, когда он этого не делает, следует перейти к третьей фазе.
Третья фаза конфронтации
Выражение пожелания просьбы, которая может звучать так: «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я очень прошу тебя ко мне не прикасаться».
Если просьба не выполняется, нужно перейти к следующей фазе.
Четвертая фаза конфронтации
Назначение санкций. Пример: «Если ты еще раз дотронешься до меня или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, сразу же уйду, а во-вторых, каждый раз буду уходить, как только ты ко мне приблизишься». Таким образом, санкция — это угроза, а угроза является частью принуждения. Если конфронтация достигла этой фазы, нужно понимать, что вы принуждаете манипулятора сделать выбор: либо подчиниться вашим требованиям, либо отказаться от дальнейшего общения с вами. Манипулятор может ответить на это принуждение встречной конфронтацией. Вы можете пойти на переговоры и обговорить его требования.
Лишь в том случае, если манипулятор не прекращает свои действия или вы не достигли общего решения, следует перейти к последней фазе.
Пятая фаза конфронтации
Реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого общения с инициатором. Вплоть до того, чтобы порвать отношения с ним.
Как видите, конфронтация является методом, который требует от вас решимости идти до конца в отстаивании собственной психологической свободы, своего права противоборствовать чужому влиянию.
Проблему влияния необходимо продолжать исследовать, так как она весьма сложная и многосторонняя. Современный человек зачастую весьма страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами. Проблема имеет также важное теоретическое значение, так как влияние может рассматриваться в качестве атрибута личности, как ее неотъемлемая характеристика которая проявляется во взаимодействии с людьми.
Формы воздействия на группы людей
Чтобы быть успешным в современном мире, нужно уметь воздействовать на группы людей, особенно если вы стремитесь занять руководящий пост.
У каждой группы есть свой способ работы и свои определенные традиции, которые и управляют ее ежедневным поведением. Оказать влияние на группу людей значит изменить установившиеся в них образы поведения.
Следующие инструкции будут весьма полезны тем, кто хочет научиться оказывать эмоциональное воздействие на группы людей.
Изменение самооценки людей в группе
Силой, которая помогает свершению перемен, является понимание их необходимости. Это означает, что вы должны заставить людей переоценить их существующее положение, увидеть их недостатки и несовершенство и пожелать совершить что-то для изменения ситуации к лучшему.
Главная цель — осознание нынешнего положения и усиление желания управлять будущим.
Верность своему слову
Оказывая влияние на людей, покажите им, что вы держите свои обещания.
Поощрение движений в верном направлении
Поощрение, вознаграждение людей за то, что они совершают правильные действия, подчиняются вашему влиянию — это лучший способ поддержать их стремление двигаться в этом направлении и далее. Не забывайте о том, что вам нужно чем-то компенсировать то, что вы постоянно чего-то требуете от людей, вызывая у них отторжение в разной степени.
Согласие в целях
Группе людей необходимо знать, в чем состоит будущее, к которому они стремятся под вашим началом, и принимать участие в выборе целей изменений. Из-за чрезмерной жесткости в установлении целей может возникнуть враждебность, которая отнюдь не поможет эффективности вашего влияния.
Успешное влияние
Навыки и методы воздействия на окружающих могут быть достаточно весьма убедительными. Их можно применять как для конструктивных целей, так и для различных махинаций.
Характеристики тех, кому удается влиять на людей, могут быть сведены к следующему:
влиятельность является одним из свойств пользующихся доверием людей;
всегда следует вознаграждать положительные изменения;
наши ожидания оказывают влияние на других людей;
открытое выражение собственных убеждений укрепляет новое отношение;
следует самому соблюдать свои правила, применяемые к окружающим;
важнейшим фактором является личное взаимопонимание.
Люди, успешно влияющие на окружающих, имеют навыки успешной презентации. Кроме того, они воспринимают взгляды, мнения и другую информацию от тех, на кого желают повлиять. Так как влияние является двусторонним процессом, необходимо уметь прислушиваться к другим. Такое умение можно развить самостоятельно. Оно имеет следующие достоинства:
накапливается большое количество информации;
лучше понимаются будущие возможные успехи другого человека;
вы показываете, что цените других людей;
возможность сделать умозаключения;
умение слушать других.
Посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться.
Тот, кто действительно обладает талантом слушать других, обладает сильным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам.
Направлять свое вниание.
Следить за невербальным языком (языком тела) собеседника.
Наблюдайте за выражением лица и движениями человека, которые выражают невысказанные, но важные чувства.
3. Откладывать суждения.
Не делайте выводов и не выносите оценок до тех пор, пока полностью не поймете, каких взглядов придерживается ваш собеседник.
Не перебивать собеседника. Выражайте возникшую у вас мысль лишь после того, как человек закончит говорить.
Проверять свое понимание. Повторяйте сказанное, чтобы проверить свое понимание; если нужно, перескажите все своими словами, уточняя смысл беседы.
6. Выявлять логику высказываний.
Поймите, по какой схеме строятся высказывания собеседника, и выясните, какая логика и какие допущения содержатся в его высказываниях.
Стремитесь расширять и развивать сказанное собеседником, а не искать в нем ошибки.
Источник