Способах исследования освещения исторических фактов научного познания
Павел Плахин запись закреплена
Кафедра истории и политологии
Тесты по отечественной истории
Дидактическая единица
1. Теория и методология исторической науки
2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – сер. XV вв.
3. Образование и развитие Московского государства
4. Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв.
5. Российская империя во II половине XIX – начале XX вв.
6. Россия в условиях войн и революций (1914 – 1922 гг.)
7. СССР в 1922 – 1953 гг.
8. СССР в 1953 – 1991 гг. Становление новой российской государственности
(1992 -1999 гг.)
Отечественная история
V1: Теория и методология исторической науки
I:
S: Метод движения мысли от частного к общему (к выводам) и наоборот получил название ________ и ________:
-: математизации истории
+: дедукции
+: индукции
-: историзма
I:
S: Формационному подходу к изучению и изложению истории не соответствует утверждение о:
-: прогрессивности исторического развития
-: единстве человеческой истории
+: прерывности исторического процесса
-: прохождении всеми странами одних и тех же ступеней развития
I:
S: Две составляющие прогностической функции исторического знания заключаются в том, что история позволяет:
+: строить прогнозы на будущее
-: аккумулировать духовные ценности и достижения человечества
-: формировать права и обязанности личности
+: обосновать перспективы развития тех или иных процессов современности
I:
S: В.Н. Татищев является основоположником:
-: антинорманнской теории
-: советской исторической науки
+: дворянской исторической науки
-: норманнской теории
I:
S: Одним из видных представителей цивилизационного подхода к истории является:
-: К.Маркс
-: Н.М. Карамзин
+: О. Шпенглер
-: С.М. Соловьев
I:
S: Методологией называется:
-: научная дисциплина о закономерностях исторического развития
-: теория научного исследования
+: теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания
-: научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
I:
S: М.В. Ломоносов является основоположником:
-: норманнской теории
-: советской исторической науки
-: дворянской исторической науки
+: антинорманнской теории
I:
S: Н.М. Карамзин является автором труда:
-: «История России с древнейших времен»
+: «История государства Российского»
-: «Курс русской истории»
-: Русская история с древнейших времен»
I:
S: Методологией называется:
+: учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания
-: Научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
-: умение выстроить события в хронологической последовательности
-: совокупность статистических методов исследования
I:
S: Сравнительно-историческим методом сопоставляются одновременные или разновременные явления, что получило название ________ и _________ сравнение:
-: временное
+: диахронное
-: хронологическое
+: синхронное
Источник
Учебные материалы
Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.
К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:
- Принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой.
- Принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости.
- Принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей.
- Принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.
Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.
В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические подходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.
Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.
Теологический или богоцентрический подход имеет два основных направления:
- религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);
- религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Блаватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).
В последнее время теологический подход, идеалистический по своей сути, получает все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.
Субъективизм – методологическое направление, игнорирующее объективный подход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Исторический процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.
Представителями субъективизма были философы Д. Беркли (1685-1753), И.Г. Фихте (1762-1814), Д. Юм (1711-1776).
Географический детерминизм абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689-1755) – основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития.
Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838-1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанический – после открытия Америки.
Эволюционизм как методологический подход оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана. Согласно их взглядам, существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов – следствие разных ступеней их эволюции. Движущая сила эволюции человеческого общества – совершенствование психики.
Марксизм как философское направление оформился в середине – II половине XIX в. Его основоположниками были немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они обосновали доктрину исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история – это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба – двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.
Центральное место в социально-экономической схеме марксизма занимают так называемые общественно-экономические формации – ступени в историческом развитии общества, определяемые способом производства и производственными отношениями, которые обусловливаются уровнем развития производительных сил. Марксисты выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга.
Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. Он декларирует единство исторического процесса и заданность его конечной цели – создание единого общества всеобщего благоденствия.
Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.
Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой цивилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.
В первой половине XX в. теоретически оформился цивилизационный подход к истории. Основоположником принято считать Освальда Шпенглера (1880-1936), немецкого философа-культуролога.
В фундаментальном труде «Закат Европы» (1922 г.) он представлял историю человечества как панораму замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. О. Шпенглер выделил 8 культур: египетскую, майянскую, греко-римскую, византийскую, арабскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, западноевропейскую.
Другим крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк и общественный деятель Арнольд Тойнби (1889-1975). Основной труд «Постижение истории» (в 12 томах) он начал издавать в 1922 г. В центре его учения – локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.
В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.
Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед.
Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.
В России у истоков цивилизационного подхода стоял Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), философ, естествоиспытатель и социолог. Основной труд «Россия и Европа» был издан в 1869 г.
Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.
Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах
Источник
Отечественная история тесты с ответами
Тестовые задания
по дисциплине «Отечественная история».
I.Вводная тема
1. Исторический источник это:
А) произведение созданное человеком, продукт культуры
Б) реконструкция прошлого исследователями
В) сохранившийся документ о событиях прошлого
Г) летописные свидетельства о событиях прошлого
2. Установите хронологическую последовательность основных видов исторических источников:
А) письменные 3
Б) вещественные1
В) изобразительные 2
Г) технотронные 4
3. Установите последовательность деятельности видных дореволюционных историков:
А) В. Ключевский 4
Б) С. Соловьев 3
В) М. Карамзин 2
Г) В. Татищев 1
4. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I:
А) Ключевскому В.О.
Б) Татищеву В.В.
В) Ломоносову М.В.
5. Учебный процесс в Высшей школе России представляет изучение студентами дисциплин следующих направлений _обще-образ., спец-образ., обще-профессиональн.____________________________.
6. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:
А) методологией
7. Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен:
А) летописцем Нестором
Б) немецкими учеными, работавшими в России, — Миллером и Байером
В) М.В. Ломоносовым
Г) древнегреческим историком Геродотом
8. Первая «берестяная грамота» была найдена в :
Б) Новгороде
9. Установите соответствие между названиями теорий развития исторического процесса и их содержанием:
1. формационный А,Б
А) развитие человечества определяется уровнем производительных сил и производственных отношений
2. цивилизационный В
Б) классовая борьба – движущая сила развития общества
3. историко–антропологический Г
В) особенности развития общества определяются своеобразным единством сторон его жизни
Г) проблематикой исторических исследований является человек в его естественном окружении
Д) прогресс человечества определяет технологическое развитие
Е) предметом изучения истории является движение человека к Богу
10.Установите соответствие историков и проблем их исследования:
1. Янин А.Л. А
А) древнерусское государство IX-XI вв.
2. Кобрин В.Б. Б
Б) монголо–татарское иго
3. Юрганов А.Л. Б
В) период феодализма в России
4. Зимин А.А. В
Г) происхождение русского государства
5. Миллер Г.Ф., Байер Г.З. Г
11. Установите соответствие видов источников, характерных для определенных периодов истории России:
А, Б, В 1. XI–XVII вв.
А) берестяные грамоты
Г, Д, Е, Ж 2. конец XVII-XVIII вв
Д) художественная литература
Е) научные сочинения
Ж) периодическая печать
12. Великий русский ученый XVIII века, противник норманской теории:
А) М. Ломоносов
13. Укажите соответствие между историком и его трудом:
Б 1) Карамзин Н.М.
А 2) Ключевский В.О.
В 3) Покровский М.Н.
А) « Курс русской истории»
Б) «История Государства Российского»
В) «История науки и борьбы классов»
14. Создателем формационного подхода был:
А) К. Маркс
15. Создателями цивилизационного подхода были:
А) К. Маркс, Ф. Энгельс
Б) А. Тойнби, Н. Данилевский
В) Г. Байер, Г. Миллер
Г) В. Кобрин, А. Зимин
16. Марксистский подход в истории человеческого общества определяет ________ общественно-экономических формаций:
А) 5
17. Подход в соответствии с которым исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций получил название:
Б) марксистский
18. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
А 1) социальная память
В 2) прогностическая
Б 3) воспитательная
А) способ идентификации и организации общества и личности
Б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
В) предвидение будущего
19. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
Б 1) познавательная
В 2) прогностическая
А 3) воспитательная
А) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
Б) выявление закономерностей исторического развития
В) предвидение будущего
20. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением:
В 1) сравнительный
А 2) типологический
Б 3) проблемно-хронологический
А) классификация исторических знаний, событий, объектов
Б) изучение последовательности исторических событий во времени
В) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени
21. Познавательная функция исторического познания заключается в:
А) выработке научно обоснованного политического курса
Б) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
В) выявление закономерностей исторического развития
Г) идентификации и ориентации общества, личности
22. Ретроспективный метод изучения истории заключается в:
А) описании исторических событий и явлений
Б) классификации исторических явлений, событий, фактов
В) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события
Г) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени
23. Наукой которая не относится к вспомогательным историческим дисциплинам является:
Б) социология,политология
24. Проблемно-хронологический метод изучения истории заключается в:
А) изучение последовательности исторических событий во времени
Б) описании исторических событий и явлений
В) классификации исторических явлений, событий, фактов
Г) выявление закономерностей исторического развития
II. Древнерусское государство.
1. Прочтите отрывок из документа и укажите пропущенное имя князя, о котором идет речь.
«В этом году сказала дружина князю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы — наги; пойди, князь, с нами за данью, тогда и ты добудешь и мы». И послушал их , пошел к древлянам за данью. Древляне же, услышав, кто идет опять, так подумали со своим князем Малом: «Если повалится волк к овцам, то унесет все стадо».
В) Игорь
2. Первым из киевских князей принял титул князя всех князей (великого князя):
А) Олег
Г) Владимир Святой
3. В IX—X вв. центром объединения русских земель становится:
А) Киевское княжество
Б) Московское княжество
В) Смоленское княжество
Г) Новгородская земля
4. В летописи «Повесть временных лет» датой образования древнерусского государства считается:
А) 860 г.
Б) 862 г.
5. Городское население Древней Руси называлось:
Б) посадским
6. Согласно летописным свидетельствам, Рюрик правил во второй половине IX в. в (во):
В) Новгороде
7. В Киевской Руси рядовичем называли:
А) рядового дружинника
В) наемного работника
Г) пленника, обращенного в рабство
8.Древнерусское государство можно характеризовать как:
В) раннефеодальное
9. Древнерусские летописи связывали начало государственности на Руси с:
А) крещением Руси
Б) призванием варягов
В) борьбой княжеских династий
Г) усилением славянских племенных союзов.
10. «Полюдьем» в древности называли:
А) вечевые сходы
Б) сбор князем дани с подвластных ему земель
В) племенное ополчение
Г) княжеский суд над общинниками
11. Укажите соответствие между именами князей и совершенными ими походами на Византию:
имена князей события
- Олег А А) 907, 911
- Святослав В Б) 941, 944
- Игорь Б В) 967-971
12. Упорядочение сбора дани, установление уроков и погостов связано с именем:
Б) княгини Ольги
В) Ярослава Мудрого
Г) Дмитрия Донского
13. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий:
2 А) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой 945
4 Б) разгром половцев Владимиром Мономахом
3 В) крещение Руси 988
1 Г) поход Олега на Киев 882
14. Каково было главное направление деятельности князя Святослава Игоревича:
А) внутреннее преобразование страны
Б) военные походы, внешняя политика
В) распространение христианства
Г) установление экономических связей
15. Позже других событий произошло:
А) крещение Руси 988
Б) съезд русских князей в Любече 1097
В) восстание древлян, убийство князя Игоря 945
Г) поход Олега на Византию 907,911
16. Точкой отсчета существования Древнерусского государства считается:
А) призвание Рюрика
Б) поход Олега на Киев
В) поход Олега на Византию
Г) введение христианства
17. Хронологические рамки существования Киевской Руси:
Г) 882-1132
18. Орган феодальной демократии Киевской Руси:
Б) вече
Г) Боярская дума
19. Для какого времени справедливо название русского государства «Киевская Русь»:
Б) IX – XII вв.
20.Крещение Руси для основной части населения было:
Б) по договоренности
В) насильственным
Г) с согласия языческих племен
21. Русской правдой называется:
А) древнейший свод законов Руси
Б) древнейший договор Руси с Византией
В) первая древнерусская летопись
Г) литературное произведение Древней Руси
22. Города у восточных славян зарождались как центры, выполнявшие задачи:
Б) политические и хозяйственные
В) военные и религиозные
Г) политические, хозяйственные, военные и религиозные
23. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:
А) об организации похода против половцев
Б) о порядке замещения киевского престола
В) каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять Русскую землю
Г) ввести «правило Юрьева дня»
24. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:
А) Святослав Игоревич
Б) Ярослав Мудрый
В) Владимир Мономах
Г) Андрей Боголюбский
III. Русские земли в XII – XIII вв.
1. В XII в. усиление политической независимости местных князей привело к:
А) усилению обороноспособности княжеств
Б) экономическому упадку
В) прекращению феодальных усобиц
Г) возникновению феодальной раздробленности
2. Основную массу населения в крупных городах Руси к XII в. составляли:
Б) мелкие торговцы
В) бояре со своей челядью
Г) ремесленники
3. К причинам политической раздробленности Руси не относилось(ась, ись):
А) ослабление внешней опасности
Б) княжеские разделы своих вотчин между наследниками
В) перемещение торговых путей
Г) распространение языческих верований
4. Первое сражение русских дружин с монголо–татарами произошло у реки Калки в :
А) 1223 г.
5. Позже других событий произошло:
А) принятие Русью христианства 988
Б) сражение на р. Калке 1223
В) начало княжения Рюрика в Новгороде 862
Г) Невская битва 1240
6. Кто из перечисленных князей правил позже других:
А) Владимир Святой 980-1015
Б) Александр Невский 1252-1263
В) Ярослав Мудрый 1019-1054
Г) Юрий Долгорукий 1125-115…
7. Организатором всемонгольского похода на Русь был:
Г) Батый
8. Военная операция «Ледовое побоище» связана с именем:
А) Дмитрий Донской
Б) Александр Невский
В) Ярослав Мудрый
Г) Юрий Долгорукий
9. Ярлыками в Золотой Орде называли:
А) товарный знак мастера-ремесленника
Б) налоги с покоренного населения
В) грамоты на право княжения в русских землях
Г) одежду ордынской знати для официальных приемов
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
3 А) образование Золотой орды 1243
2 Б) битва на р. Сити 1238
4 В) поход хана Тохтамыша на Москву 1382
1 Г) битва на р. Калке 1223
11. Хронологические рамки монголо-татарского иго:
В) 1243-1480
12. Какое событие произошло в 1243 г.:
А) образование государства Золотая Орда
Б) битва на р. Калка
В) поход хана Тохтамыша на Москву
Г) Невская битва
13. Земельные владения феодалов на Руси назывались:
А) барщина и поместье
Б) поместье и вотчина
В) вотчина и оброк
Г) оброк и барщина
14. Повинности зависимых крестьян назывались:
А) вотчина и барщина
Б) барщина и оброк
В) оброк и полюдье
Г) полюдье и вотчина
15. Первое упоминание о Москве в летописи:
Б) 1147
16.Князь Владимиро-Суздальской земли, захвативший Киев и ставший Великим князем Киевским:
А) Андрей Боголюбский
Б) Юрий Долгорукий
В) Александр Невский
Г) Всеволод Большое гнездо
17.Организатором похода русских князей против половцев в 1111 г. был:
А) Владимир Мономах
Б) Андрей Боголюбский
В) Юрий Долгорукий
Г) Александр Невский
18.Главным должностным лицом в новгородском управлении был:
А) посадник
19. Соотнесите имена князей и земли в которых они правили:
имена земли
- Александр Невский В А) Галицко-Волынское княжество
- Ярослав Осмомысл А Б) Владимиро-Суздальское княжество
- Всеволод Большое гнездо Б В) Новгородская боярская республика
- Иван Калита Г Г) Московское княжество
20.В Новгородской боярской республике высшая власть принадлежала:
А) Боярской думе
Г) вечу
21.Период русской истории с начала XII в. по первую половину XIII в. получил название:
А) феодальная раздробленность
Б) смутное время
Г) монголо-татарское иго
22. Начало политической раздробленности принято отсчитывать со смерти:
А) Всеволода Большое гнездо
Б) Мстислава Великого
В) Андрея Боголюбского
Г) Владимира Святого
23.Баскачество было отменено в :
А) во второй половине XIII в.
Б) в начале XIV в.
В) во второй половине XVI в.
Г) в начале XV в.
- Первой из русских княжеств подверглась удару монголо-татарских захватчиков:
А) Рязанское
IV. Образование единого Российского государства в XIV—XV вв.
1. Основной причиной возвышения Московского княжества в XIV в. было:
А) выгодное географическое положение
Б) покровительство ордынских ханов
В) введение единой для всей Руси монеты
Г) поддержка новгородцев
2. Главными соперниками московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение в XIV в. были правители:
А) Тверского княжества
Б) Новгорода Великого
В) Рязанского княжества
Г) Переяславского княжества
3. В результате Куликовской битвы:
А) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель
Б) была уничтожена Золотая Орда
В) Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды
Г) был положен конец зависимости Руси от Золотой Орды
4. Объединение русского государства происходило на основе:
А) экономической консолидации
Б) политических компромиссов
В) социальных движений
Г) насильственного присоединения
5. К социальным предпосылкам формирования единого российского государства относятся:
А) превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы против ордынского ига
Б) углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства
В) потребность служилого дворянства в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу
Г) потребность землевладельцев в закрепощении рабочих рук
6. Освобождение русских земель от золотоордынского ига произошло после:
А) «Стояния на Угре»
Б) Куликовской битвы
В) битвы на реке Шелонь
Г) взятие Казани
7. Укажите два фактора экономического развития Новгородской республики:
А) торговля со степными племенами
Б) экономические связи с Прибалтикой
В) создание мануфактурного производства
Г) создание ремесла
8. Какое из названных событий прошло в XV в.:
А) поход на Русь Хана Батыя
Б) Куликовская битва
В) стояние на реке Угре
Г) присоединение к России Казанского ханства
9. Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского перед Куликовской битвой:
А) Сергий Радонежский
Б) Митрополит Петр
В) Патриарх Никон
10. Первый общерусский судебник был принят в княжение:
Б) Дмитрия Донского
Д) Ивана III 1497
11. Установите соответствие между именами князей и событиями связанными с периодом их правления:
имена князей события
- Иван III В А) 1327
- Дмитрий Донской Б Б) 1380
- Иван Калита А В) 1480
- Александр Невский Г Г) 1242
12. Расположите имена князей в хронологической последовательности их жизни и деятельности:
1 А) Иван Калита 1325-1340
2 Б) Дмитрий Донской 1359-1389
4 В) Иван III 1462-1505
3 Г) Василий II 1425-1462
13. Монголо-татарское иго (выберите все правильные ответы):
А) способствовало развитию торговли
Б) изменило состав русской знати
В) подавляло православную церковь
Г) способствовало формированию новой знати
14. Тверское и Новгородское княжества были присоединены в правление:
Б) Дмитрия Донского
В) Ивана III
Г) Ярослава Мудрого
15. Первый московский князь, претендовавший на титул «великого князя всея Руси»:
А) Иван Калита
Б) Дмитрий Донской
В) Юрий Долгорукий
Г) Александр Невский
16. В отрывке из сочинения историка Н. М. Карамзина:
«Несмотря на коварство, употребленное князем к погибели опасного совместника, московитяне словили его благость, и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних», —речь идет князе:
А) Иване Калите
Б) Иване Грозном
В) Андрее Боголюбском
Г) Ярославе Мудром
17. Политика Ивана III привела к усилению:
А) феодальной раздробленности
Б) власти удельных князей
В) централизации страны
Г) влияния церкви
18. В 1327 г. крупное восстание против ордынского баскака Чолхана вспыхнуло в:
А) Твери
Г) Великом Новгороде
19. Какое из названных событий произошло в XIV в.:
А) Невская битва
Б) сражение на р. Калке
В) стояние на р. Угра
Г) Куликовская битва
20.Окончательное присоединение Новгорода к Москве состоялось при:
В) Иване III
21. Герб с двуглавым орлом появился в России при:
А) Дмитрии Донском
Б) Семене Гордом
В) Иване III
22. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:
А) соседская община
Б) хутор и отруб
В) поместье
23. В 1497 г. единое судопроизводство в Московском государстве установил документ, называвшийся ___судебник__________________________.
24. Последний крупный поход из Золотой Орды на Русь совершил хан:
Источник