- Карл Маркс: О значении способа производства в жизни общества
- Исторический материализм К.Маркса. 8. Понятие способа производства и общественно экономической формации
- Капиталистический способ производства (марксистская теория) — Capitalist mode of production (Marxist theory)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Синопсис
- Отличительные характеристики
- Резюме основных различий
- Происхождение
- Определение структурных критериев
- Государственно-капиталистическая интерпретация
- Гетеродоксальные взгляды и полемика
Карл Маркс: О значении способа производства в жизни общества
Одна из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания, мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности — прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.
Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:
- без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;
- способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;
- способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;
- материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.
К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего, человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К.Маркса о производительных силах: «К.Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности» Всеобщие производительные силы характеризуются двумя моментами:
- это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда,
- это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества.
Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения — это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.
Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.
Философские проблемы собственности вызывают самые ожесточенные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность — это добро или зло?
Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются общественная и частная собственность. Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности лучше. Приведем два характерных мнения, отражающих позиции противоположных лагерей, на которые разделились мыслители по отношению к собственности.
Источник
Исторический материализм К.Маркса. 8. Понятие способа производства и общественно экономической формации
Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIXв была концепция материалистического понимания истории, сформулированная К.Марксом. Замысел Маркса, представленный в таких его ранних работах, как «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Немецкая идеология» (1846), отличает стремление создать «действительную» науку об обществе, основанную на изучении практической деятельности людей и отвергающую философские рассуждения как умозрительные и абстрактные. В этом отношении проект Маркса похож на позитивистский проект Конта, но в отличие от Конта Маркс полагал, что не идеи «управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ.
Общество Маркс трактовал как систему отношений, характер которой определяется способом производства материальных условий жизни людей. Под способом производства Маркс понимал исторически складывающийся комплекс, включающий производительные силы – применяемые ресурсы и технологии и производственные отношения – формы собственности и организации труда. Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии. Вся совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую систему, называется у Маркса общественной формацией. Материалистическое понимание истории заключается в открытии последовательности сменяющих один другой способов производства и, следовательно, формаций как типов общественного устройства. В работе «К критике политической экономии» (1859) Маркс выделил азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, которые образуют основу соответственно четырех общественно-экономических формаций.
Знание закономерности социально-исторического развития нужно было Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Концепция такого преобразования изложена в «Манифесте коммунистической партии» (1848), автором которого был не только и не столько Маркс, сколько его друг Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) схематизировал и популяризировал идеи Маркса. Усилиями Энгельса, редактировавшего и издававшего рукописи Маркса, комментировавшего его труды и развивавшего его критику капитализма, марксизм был превращен в утопическую концепцию «научного социализма». Это доктрина, согласно которой современное, т.е. капиталистическое, общество с неотвратимостью закона развивается в направлении нарастания противоречия между «общественным характером труда» и «частным характером присвоения его результатов» и нарастания классового антагонизма между рабочими и предпринимателями. Разрешением главного противоречия современного общества должен стать революционный переворот, который неизбежно совершит организованное рабочее движение.
Энгельс стремился доказать, что идеи Маркса позволяют раскрыть не только законы развития капиталистического общества, но и вообще все законы бытия и мышления. В таких работах Энгельса, как «Анти-Дюринг» (1878), «Диалектика природы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) марксизм представлен как всеохватывающая система знания, в которую входят натурфилософия, история, политическая экономия, научный социализм.
9. Понятие идеологии в социальной теории Маркса
В марксизме идеология рассматривалась как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее под маской общечеловеческого интереса. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845—46) и позднейших работах под Идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов; 2) соответствующий этой концепции тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; 3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность. Таким образом, действительность предстаёт в Идеологии в искажённом, перевёрнутом виде, и Идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «. на почве действительной истории. ». Методы научного анализа и критики Идеология даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания. Она обладает не абсолютной, а лишь относительной самостоятельностью.
В развитии Идеологии накапливается определённый запас понятий и представлений — мыслительный материал, и каждая новая Идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей Идеологии. Поэтому в сфере Идеологии существует преемственность, и влияние новых социально-экономических условий состоит в том, что они определяют направление и способ изменения имеющегося мыслительного материала. Анализ реального исторического процесса показывает, что идеологические иллюзии — не просто случайные заблуждения, что Идеология выполняет определённые социальные функции, вырабатывая соответствующие интересам того или иного класса типы мышления и поведения или даже программы социального действия.
К. Маркс и Ф. Энгельс не применяли термин «Идеология» к собственной системе воззрений, но они характеризовали марксизм как научную теорию социализма, органически связанную с освободительной классовой борьбой пролетариата.
Научная социалистическая Идеология противостоит реакционной Идеология буржуазии, оправдывающей и обосновывающей необходимость сохранения и укрепления капитализма. В столкновении этих Идеология отражается классовая борьба пролетариата против буржуазии, противоположность социальных систем капитализма и социализма.
В эксплуататорском обществе революционная Идеология завоёвывает влияние в острой борьбе с господствующими в данном обществе идеями.
10. Социально-экономические классы, классовая борьба и теория социальной революции.
У Маркса нет строгого, раз навсегда данного определения социального класса.
Активно участвуя в классовой борьбе своего времени, Маркс прежде всего был ее теоретиком. Одних призывов к борьбе, пусть самых горячих и искренних, недостаточно: пролетариат не может победить иначе, полагал Маркс, чем узнав, в чем заключается его миссия — всемирно-исторический смысл его классовой борьбы.
С одной стороны марксизм формулирует лозунги в классовой борьбе, а с другой он — учение о неизбежности прекращения классовой борьбы и устранении классовых различий. Некоторые критики марксизма обращают внимание на одну сторону этого учения, а другие — на прямо противоположную. У Маркса человеческая история делится на три главных этапа: первобытное бесклассовое общество, затем период цивилизации со свойственной ей ожесточенной классовой борьбой, которая движет общество вперед, и в конце концов появляется бесклассовое общество на основе завоеваний и достижений цивилизации — науки, искусства, высокоразвитой техники.
По мнению Маркса, исторический процесс и лежащая в основе его борьба классов одновременно и стихиен, то есть совершается так же независимо от нашего сознания и желания, как падает камень, — и имеет смысл, цель, причем, отнюдь не прозаическую. И тому, доказывает Маркс, существуют многочисленные примеры и подтверждения.
Рабочий класс (люди, живущие продажей капиталисту своей рабочей силы, в том числе своих знаний) вынуждает в борьбе за свои права капитал продвигаться все дальше и дальше — вплоть до того, что устраняется сам капитал, как в свое время был устранен феодализм. Разумеется, этот переход совершается только в результате социальной революции. «Основным капиталом» становится сам человек — его свободное развитие, физическое и духовное, оказывается главным условием высокоразвитого производства. Частную собственность заменяет общественная, ставящая всех в равное отношение к средствам производства. Тем самым устраняется деление общества на классы.
[ Предельная основа (базис) общества — материальное производство (совокупность производительных сил и производственных отношений). Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.
Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.
Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил (совокупность труда, техники и человека с его навыками).
Труд – основа человеческой жизни, благодаря ему люди выживают. Это процесс между человеком и природой. В процессе труда складываются производственные отношения между людьми и, как следствие, общественная жизнь.
Производительные силы определяют производственные отношения, следовательно, определяют и экономическую, культурную, духовные сферы. Совокупность всего этого является общественно-экономической формацией(тип общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). То есть способ производства лежит в основе каждой общественно-экономической формации. ]
Источник
Капиталистический способ производства (марксистская теория) — Capitalist mode of production (Marxist theory)
В критике политической экономии Карлом Марксом и последующем марксистском анализе капиталистический способ производства относится к системам организации производства и распределения внутри капиталистических обществ . Частное зарабатывание денег в различных формах (аренда, банковское дело, купеческая торговля, производство с целью получения прибыли и т. Д.) Предшествовало развитию капиталистического способа производства как такового. Собственно капиталистический способ производства , основанный на наемном труде и частной собственности на средства производства и на промышленных технологиях, начал быстро развиваться в Западной Европе после промышленной революции , позже распространившись на большую часть мира.
Капиталистический способ производства характеризуется частной собственности из средств производства , извлечения прибавочной стоимости по владеющему класса с целью накопления капитала , заработной платы на основе труда и, по крайней мере, насколько товары обеспокоены, будучи консалтингового .
СОДЕРЖАНИЕ
Синопсис
« Способ производства » (нем. Produktionsweise ) означает просто «особый способ производства», который можно определить с точки зрения того, как оно организовано в обществе и какие виды технологий и инструментов используются. При капиталистическом способе производства:
- Как вводимые ресурсы, так и выпуск продукции в основном являются товарами и услугами, находящимися в частной собственности и приобретаемыми на рынке.
- Производство осуществляется для обмена и обращения на рынке с целью получения от этого чистого дохода.
- Владельцы средств производства (капиталисты) — это господствующий класс ( буржуазия ), которые получают свой доход от прибавочного продукта, производимого рабочими и свободно присваиваемого капиталистами.
- Определяющей чертой капитализма является зависимость значительной части населения от наемного труда; в частности, рабочий класс ( пролетариат ) не владеет капиталом и должен жить, продавая свою рабочую силу в обмен на заработную плату.
Капиталистический способ производства может существовать в обществах с различными политическими системами (например, либеральная демократия , социал-демократия , фашизм , коммунистическое государство и царизм ) и наряду с различными социальными структурами, такими как трайбализм , кастовая система , аграрное крестьянское общество , городское индустриальное общество и постиндустриализм . Хотя капитализм существовал в форме торговли, банковского дела, аренды земли и мелких производств на предыдущих этапах истории, он обычно был относительно второстепенным и второстепенным по сравнению с доминирующими формами социальной организации и производства с преобладающей системой собственности. коммерция в четких рамках.
Отличительные характеристики
Капиталистическое общество олицетворяет так называемый кругооборот товарного производства, MCM ‘, и аренду денег для этой цели, когда совокупность рыночных субъектов определяет денежную цену M, входящего труда и товаров, а M’ — ударную цену C, произведенный рыночный товар . Он сосредоточен на процессе M → M ‘, «зарабатывании денег» и обмене ценностями, который происходит в этот момент. M ‘> M — это условие рациональности капиталистической системы и необходимое условие для следующего цикла накопления / производства. По этой причине капитализм — это «производство для обмена», движимое желанием личного накопления денежных поступлений в таких обменах при посредничестве свободных рынков. Сами рынки управляются потребностями и желаниями потребителей и общества в целом в форме буржуазного государства. Эти желания и потребности были бы (в социалистическом или коммунистическом обществе, предусмотренном Марксом, Энгельсом и другими) движущей силой, это было бы « производство для использования ». Современная мейнстримная (буржуазная) экономика, особенно связанная с правыми, считает, что « невидимая рука », благодаря немногим большему, чем свобода рынка, способна привести общественное производство в соответствие с этими потребностями и желаниями.
«Капитализм» как эта деятельность по зарабатыванию денег существовал в форме торговцев и ростовщиков, которые действовали как посредники между потребителями и производителями, занимающимися простым товарным производством (отсюда и ссылка на « торговый капитализм ») с самого начала цивилизации. Особенностью «капиталистического способа производства» является то, что большая часть вводимых ресурсов и выпуска продукции поставляется через рынок (т. Е. Они являются товарами), и, по сути, все производство осуществляется в этом режиме. Например, при процветающем феодализме большая часть или все факторы производства, включая труд, полностью принадлежат феодальному правящему классу, и продукты также могут потребляться без какого-либо рынка, это производство для использования внутри феодальной социальной единицы и для ограниченная торговля.
Это имеет важное последствие: вся организация производственного процесса видоизменяется и реорганизуется, чтобы соответствовать экономической рациональности, ограниченной капитализмом, что выражается в ценовых отношениях между затратами и выпусками (заработная плата, не связанные с рабочей силой факторные затраты, продажи, прибыль). а не более широкий рациональный контекст, с которым сталкивается общество в целом. То есть весь процесс организован и перестроен, чтобы соответствовать «коммерческой логике». Другими словами, накопление капитала определяет экономическую рациональность капиталистического производства. В период расцвета капитализма они не действуют в противоположных направлениях, и поэтому капитализм действует как прогрессивная сила (например, против феодализма). На последних стадиях капитализм как способ производства достигает полного господства на планетарной основе, и ему нечего преодолевать, кроме самого себя, окончательное (для него капитализм, рассматриваемый как гегелевский процесс , а не как историческое развитие как таковое) отрицание всего сущего. отрицание, постулируемое ортодоксальным марксизмом .
В этом контексте Маркс ссылается на переход от « формального подчинения » производства власти капитала к «действительному подчинению» производства силе капитала. В том, что он называет «специфически капиталистическим способом производства», как применяемая технология, так и общественная организация труда были полностью переработаны и перестроены в коммерческом ( ориентированном на прибыль и рыночно ) способе — «старыми способами производства» ( например, ремесла и надомная промышленность ) были полностью вытеснены тогдашним новым индустриализмом. Некоторые историки, такие как Ярус Банаджи и Николас Вроусалис , утверждали, что капиталистические производственные отношения возникли раньше капиталистического способа производства.
Резюме основных различий
В целом капитализм как экономическую систему и способ производства можно резюмировать следующим образом:
- Накопление капитала : производство с целью получения прибыли и накопление как неявная цель всего или большей части производства, сокращение или ликвидация производства, ранее осуществлявшегося на основе общих социальных или частных домашних хозяйств.
- Товарная продукция : продукция для обмена на рынке; чтобы максимизировать меновую стоимость вместо потребительной стоимости .
- Частная собственность на средства производства: владение средствами производства классом владельцев капитала, индивидуально, коллективно (см. Корпорация ) или через государство, которое служит интересам класса капиталистов (см. Государственный капитализм ).
- Примат наемного труда : около универсальности наемного труда, будь то так называемого или нет, с принудительной работой для масс сверх того , что они должны были бы поддерживать себя и полное насыщение буржуазных ценностей на всех уровни в обществе от базового перепрофилирования и реорганизация, описанная выше.
Происхождение
Маркс утверждал, что капитал изначально существовал в небольших масштабах на протяжении веков в форме купцов, аренды и ссуды, а иногда и в виде мелких предприятий с некоторым наемным трудом (Маркс также хорошо знал, что наемный труд существовал веками в скромных масштабах). до появления капиталистической индустрии). Простой товарный обмен и, следовательно, простое товарное производство, которые составляют исходную основу для роста капитала от торговли, имеют очень долгую историю. «Капиталистическая эра» по Марксу восходит к 16 веку, т.е. началась с торгового капитализма и относительно небольших городских мастерских.
Для того чтобы капиталистический способ производства превратился в особый способ производства, доминирующий над всем производственным процессом общества, необходимо было объединить множество различных социальных, экономических, культурных, технических и политико-правовых условий.
На протяжении большей части истории человечества они не складывались вместе. Существовал капитал и торговая торговля, но она не вела к индустриализации и крупной капиталистической промышленности. Для этого потребовался целый ряд новых условий, а именно особые технологии массового производства, возможность самостоятельно и в частном владении владеть средствами производства и торговать ими, класс рабочих, вынужденных продавать свою рабочую силу, чтобы заработать себе на жизнь, правовая база, способствующая развитию торговли, физическая инфраструктура, делающая возможным массовое обращение товаров, безопасность для частных накоплений и так далее. Во многих странах третьего мира многие из этих условий не существуют даже сегодня, несмотря на наличие большого количества капитала и рабочей силы — препятствия для развития капиталистических рынков являются не столько техническим вопросом, сколько социальной, культурной и политической проблемой.
Общество, регион или нация являются «капиталистическими», если преобладающим источником доходов и распределяемых продуктов является капиталистическая деятельность — даже в этом случае это еще не обязательно означает, что капиталистический способ производства является доминирующим в этом обществе.
Определение структурных критериев
Маркс никогда не давал полного определения капиталистического способа производства в виде краткого резюме, хотя в своих рукописях он иногда пытался дать такое определение.
В некотором смысле именно трехтомный труд Маркса « Капитал» (1867–1894; иногда известный под немецким названием « Капитал» ) в целом дает его «определение» капиталистического способа производства. Тем не менее, можно резюмировать основные определяющие характеристики капиталистического способа производства следующим образом:
- Средства производства (или капитальные товары) и средства потребления (или потребительские товары) в основном производятся для рыночной продажи; продукция производится с целью продажи на открытом рынке; и только через продажу продукции владелец капитала может претендовать на часть прибавочного продукта человеческого труда и получать прибыль. Точно так же производственные ресурсы поставляются через рынок как товары. Цены как на вводимые, так и на выпускаемые ресурсы в основном регулируются рыночными законами спроса и предложения (и, в конечном итоге, законом стоимости ). Короче говоря, капиталист должен использовать деньги как топливо для средств производства и труда, чтобы производить товары. Затем эти товары продаются на рынке с целью получения прибыли. Прибыль снова становится частью большей суммы капитала, которую капиталист реинвестирует, чтобы производить больше товаров и, в конечном итоге, все больше и больше капитала.
- Частная собственность на средства производства («частное предприятие») как эффективный частный контроль и / или юридически закрепленная собственность, в результате чего инвестиционные и управленческие решения принимаются частными собственниками капитала, которые действуют автономно друг от друга и — из-за бизнеса секретность и ограничения конкуренции — не координируют свою деятельность в соответствии с коллективным сознательным планированием. Предприятия могут устанавливать свои собственные цены на выпускаемую продукцию в рамках сил спроса и предложения, проявляемых через рынок, а разработка производственных технологий руководствуется критериями рентабельности.
- Следствием этого является наемный труд («занятость») непосредственных производителей, которые вынуждены продавать свою рабочую силу, потому что у них нет доступа к альтернативным средствам существования (кроме самозанятости или работодателей труда, если бы только они могли приобретать достаточные средства) и может получить средства потребления только посредством рыночных операций. Эти наемные работники в большинстве своем «свободны» в двойном смысле: они «освобождены» от владения производственными активами и могут свободно выбирать своего работодателя.
- Осуществляемое для рынка на основе распространения фрагментированных процессов принятия решений владельцами и менеджерами частного капитала, общественное производство опосредуется конкуренцией за право собственности на активы, политическое или экономическое влияние, затраты, продажи, цены и прибыль. Между владельцами капитала возникает конкуренция за прибыль, активы и рынки; между владельцами капитала и рабочими по поводу заработной платы и условий; и между самими рабочими по поводу возможностей трудоустройства и гражданских прав.
- Общая цель капиталистического производства под давлением конкуренции состоит в (а) максимизации чистой прибыли (или реализации чистой сверхприбыли ) в максимально возможной степени за счет сокращения производственных затрат, увеличения продаж и монополизации рынков и предложения; (б) накопление капитала для приобретения производственных и непроизводственных активов; и (c) приватизировать как поставки товаров и услуг, так и их потребление. Большую часть прибавочного продукта труда обычно следует реинвестировать в производство, поскольку рост выпуска и накопление капитала взаимно зависят друг от друга.
- Из предшествующих характеристик капиталистического способа производства возникает базовая классовая структура этого способа производства общества: класс владельцев и менеджеров частных капиталовложений в отраслях и на земле, класс лиц, получающих заработную плату, постоянный резервная армия рабочей силы, состоящая из безработных и различных промежуточных классов, таких как самозанятые (малый бизнес и фермеры) и «новые средние классы» (образованные или квалифицированные специалисты с более высокой заработной платой).
- Финансы капиталистического государства в значительной степени зависят от взимания налогов с населения и от кредитов, то есть капиталистическое государство обычно не имеет какой-либо автономной экономической основы (например, государственной промышленности или землевладения), которая гарантировала бы достаточный доход для поддержания государственной деятельности. . Капиталистическое государство определяет правовую основу для торговли, гражданского общества и политики, которая определяет общественные и частные права и обязанности, а также законные отношения собственности.
- Капиталистическое развитие, происходящее по частной инициативе, социально несогласованным и незапланированным образом, характеризуется периодическими кризисами перепроизводства (или избыточных мощностей). Это означает, что критическая часть продукции не может быть продана вообще или не может быть продана по ценам, реализующим ранее господствовавшую норму прибыли. Другой стороной перепроизводства является чрезмерное накопление производительного капитала: в производство вкладывается больше капитала, чем может быть получена нормальная прибыль. Следствием этого является спад (снижение темпов экономического роста) или, в тяжелых случаях, депрессия (отрицательный реальный рост, т. Е. Абсолютное снижение объема производства). Как следствие, возникает массовая безработица . В истории капиталистического развития с 1820 года было более 20 таких кризисов — в настоящее время недоиспользование установленных производственных мощностей является постоянной характеристикой капиталистического производства (средний коэффициент использования производственных мощностей в настоящее время обычно колеблется от 60% до 85%). ).
Изучая конкретные проявления капиталистического способа производства в определенных регионах и эпохах, можно найти исключения из этих основных определяющих критериев, но исключения подтверждают правило в том смысле, что со временем исключительные обстоятельства имеют тенденцию исчезать.
Государственно-капиталистическая интерпретация
Как уже упоминалось, Маркс никогда прямо не резюмировал свое определение капитализма, за исключением некоторых наводящих на размышления комментариев в рукописях, которые он сам не публиковал. Это привело к спорам среди марксистов о том, как оценивать «капиталистический» характер общества в отдельных странах. Сторонники теорий государственного капитализма, такие как международные социалисты, отвергают определение капиталистического способа производства, данное выше. По их мнению, провозглашенный более революционным (в том смысле, что истинным освобождением от капитализма должно быть самоосвобождение рабочего класса — «социализм снизу»), на самом деле капиталистический способ производства определяет следующее:
- Средства производства, которые доминируют над непосредственными производителями как чужеродная сила.
- Обобщенное товарное производство
- Существование наемного рабочего класса , не обладающего властью.
- Существование элиты или правящего класса, который контролирует страну, эксплуатируя работающее население в техническом марксистском смысле.
Эта идея основана на отрывках из Маркса, где Маркс подчеркивал, что капитал не может существовать, кроме как внутри властных отношений между социальными классами, которые регулируют извлечение прибавочного труда .
Гетеродоксальные взгляды и полемика
Ортодоксальные марксистские дебаты после 1917 года часто велись на русском, других восточноевропейских языках, вьетнамском, корейском или китайском языках, а диссиденты, стремящиеся проанализировать свою собственную страну независимо, обычно тем или иным образом замалчивались режимом, поэтому политические дебаты велись в основном из это западная точка зрения, основанная на вторичных источниках, а не на непосредственном опыте людей, живущих в «реально существующих социалистических странах». Эти дебаты, как правило, противопоставляют социалистический идеал плохо понимаемой реальности, т. Е. Используют анализ, который из-за такого партийного отупения и недостатков различных сторон не позволяет применить полную строгость диалектического метода к хорошо информированному пониманию таких реальных условий на месте. и прибегает к банальным формулам, одобренным партией. В свою очередь, это привело к обвинению в том, что марксисты не могут удовлетворительно определить, что такое капитализм и социализм на самом деле и как перейти от одного к другому, — совершенно не говоря уже о том, что они не могут удовлетворительно объяснить, почему социалистические революции не привели к созданию желаемого социализма. За этой проблемой утверждается следующее:
- Своего рода историзм, согласно которому марксисты имеют привилегированное понимание «марша истории» — считается, что доктрина обеспечивает истину, опережая настоящие исследования и опыт. Свидетельства, противоречащие доктрине, отвергаются или игнорируются.
- Однолинейный взгляд на историю, согласно которому феодализм ведет к капитализму, а капитализм — к социализму.
- Попытка вписать истории разных обществ в эту историческую схему на том основании, что если они не социалистические, они должны быть капиталистическими (или наоборот), или, если они ни то, ни другое, то они должны быть в переходе от одного к другому. Другие.
Утверждается, что ни одна из этих уловок не подтверждается фактами или не является научно обоснованной, и в результате многие социалисты отказались от жестких ограничений марксистской ортодоксии, чтобы по-новому проанализировать капиталистические и некапиталистические общества.
С ортодоксальной марксистской точки зрения, первое — это простое незнание или целенаправленное запутывание произведений, таких как « Критика диалектического разума» Жан-Поля Сартра и более широкой литературы, которая на самом деле предоставляет такие спецификации. Последние частично являются поверхностными жалобами, которые можно легко опровергнуть, поскольку они диаметрально противоположны хорошо известным утверждениям Маркса, Ленина, Троцкого и других, частично мелочным и избыточным повторением одного и того же и частично правдивыми наблюдениями за неполноценными и упрощенными представлениями марксистской мысли. (сторонниками марксизма). Ни исторический, ни диалектический материализм не утверждает и не подразумевает «однолинейного» взгляда на человеческое развитие, хотя марксизм действительно утверждает общую и действительно ускоряющуюся секулярную тенденцию развития, движимую в современный период капитализмом. Точно так же марксисты, особенно в период после 1917 года, напротив, особенно помнили о так называемом неравном и неравномерном развитии и его важности в борьбе за достижение социализма. Наконец, после катастрофы социализма в предыдущем столетии большинство современных марксистов изо всех сил стараются оговорить, что только независимо действующий рабочий класс может определять природу общества, которое он создает для себя, поэтому призыв к предписывающему описанию точного каким будет это общество и как оно должно вырасти из существующего классового общества, помимо сознательной борьбы масс, является невольным выражением именно той проблемы, которую предполагается решать (навязывание социальных структура по элитам).
Источник