Итоговый тест по музыке 4 класс
Итоговый тест по музыке 4 класс с ответами. Тест включает 16 заданий с выбором ответа.
1. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником
1) П. Чайковский
2) Н. Римский-Корсаков
3) М. Глинка
2. Что такое «вокализ»?
1) хоровое произведение
2) песня без слов
3) песня для солиста
3. Кто из композиторов написал «Вокализ»?
1) С. Прокофьев
2) С. Рахманинов
3) М. Мусоргский
4. Кто из композиторов написал симфонию «Богатырская»
1) П. Чайковский
2) С. Прокофьев
3) А. Бородин
5. Когда церковь празднует память об Илье Муромце?
1) 1 января
2) 1 февраля
3) 1 марта
6. В честь, каких святых названа славянская азбука?
1) в честь княгини Ольги
2) в честь Кирилла и Мефодия
3) в честь князя Владимира
7. Когда исполняется тропарь «Христос воскресе»?
1) на Пасху
2) на Рождество
3) на Новый год
8. Какое время года звучит в музыкальном произведении «__________ песнь» П.И. Чайковского?
1) зима
2) весна
3) осень
9. Кто из композиторов написал сонату для фортепиано №8 до минор «Патетическая»?
1) Л. Бетховен
2) П. Чайковский
3) Ф. Шопен
10. Какой инструмент не входят в состав оркестра русских народных инструментов?
1) балалайка
2) виолончель
3) домра
4) баян
11. Какие музыкальные инструменты исполняют «Ноктюрн» А. Бородина?
1) виолончель
2) фагот
3) арфа
12. Назовите способ звукоизвлечения музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн»
1) стаккато
2) легато
3) тремоло
13. К какому музыкальному жанру относится мелодия С. Рахманинова «Сирень»?
1) романс
2) песня
3) опера
14. Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?
1) М. Глинка
2) М. Мусоргский
3) С. Прокофьев
15. Как звучит мелодия М. П. Мусоргского «Старый замок»?
1) завораживающе
2) шуточно
3) грустно
16. В честь кого или чего исполняется стихира?
1) в честь праздника
2) в честь русских святых
3) в честь прихожан
Ответы на итоговый тест по музыке 4 класс
1-2
2-2
3-2
4-3
5-1
6-2
7-1
8-3
9-1
10-2
11-1
12-2
13-1
14-1
15-1
16-2
Источник
Музыка. 3 класс
Конспект урока
Урок 2. «На благо Отечества. Александр Порфирьевич Бородин»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Знакомство с творчеством А.П. Бородина.
- Определение понятий: симфония, симфонический оркестр, ансамбль, квартет, камерная и симфоническая музыка, тембр, ноктюрн.
- Интервалы: октава, кварта, терция.
- Образы симфонической музыки.
Глоссарий по теме:
Квартой называют и музыкальный интервал, то есть расстояние от одного до другого звука по высоте.
Слово «кварта» обозначает «четыре». Поэтому интервал «кварта» можно построить так. Споём звукоряд от любого звука, например, «до, ре, ми, фа». Это четыре звука. Четвёртым звуком будет «фа». Крайние звуки составят кварту – «до-фа». Попробуем ещё раз: «ре, ми, фа, соль». В этом случае кварта – «ре-соль».
Увидеть кварту в музыкальном произведении очень легко: нужно просто найти два соседних звука, между которыми можно разместить ещё две ступени звукоряда.
Например, вспомним Гимн России. Он начинается с двух нот, составляющих кварту: «до-фа», ведь между «до» и «фа» можно разместить ещё две ступени (два звука – «ре» и «ми»).
Симфония – жанр симфонической музыки. Её исполняет симфонический оркестр.
Струнный квартет – жанр академической музыки, а также произведение для двух скрипок, альта и виолончели.
А.П. Бородин, композитор-классик, выразительность, интервалы, октава, кварта, терция; симфония, симфоническая музыка, ноктюрн.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Г.П. Сергеева. Музыка. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 14-19.
- Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
- Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 37-38; 132; 203-204; 258-259.
На уроке мы узнаем отличительные черты симфонической и камерной музыки;
научимся определять на слух музыкальные инструменты;
сможем представить себя музыкантами оркестра.
Основное содержание урока
На этом уроке мы услышим музыку, которая дышит раздольем бескрайних равнин, удалью русских витязей, задушевностью народных песен с их щемящей, трогательной ноткой. Эта музыка расскажет нам о народе русском и его истории. И, конечно, о его героях. Посмотрите и послушайте фрагмент первой части симфонии № 2 композитора А. Бородина. Кто исполняет эту симфонию? Какой она носит характер? Вспомните героя русских былин и сказаний. Поразмышляйте, соответствует ли музыка симфонии герою, представленному в видеофайле.
«Симфония» — в переводе означает — созвучие. Еще её сравнивают с большой книгой, рассказывающей языком музыки свои события, истории, она рисует нам образы героев, их характеры. В творчестве Александра Порфирьевича Бородина большое место занимает симфония, созданная на былинных образах, примерах героизма русских богатырей, служивших Отечеству. Стройность звучания струнных инструментов, красивые мелодии заставляют увидеть богатство и красоту родных краев. Посмотрите и послушайте фрагмент первой части симфонии № 2 композитора А. Бородина. Кто исполняет эту симфонию? Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медными духовыми инструментами. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. В ней бесконечно древние, былинные интонации. Симфония названа «Богатырской» неслучайно. Произведение воспевает могущество Родины и русского народа. Музыкальные образы симфонии тесно связаны с литературными и живописными. «Богатырскую симфонию» мы можем сравнить с картиной русского художника Виктора Васнецова «Три богатыря». Представьте себя дирижёром. Давайте продирижируем начало симфонии. Над симфонией Бородин работал несколько лет, завершена она была в 1876 году.
Послушайте ещё одно музыкальное произведение композитора Бородина и определите настроение и лад, в котором оно написано. Возможно, кто-то из вас услышит сколько звучит инструментов? Прозвучал «Ноктюрн», — пьеса, воспевающая красоту ночной природы. Слово «ноктюрн» — французское, переводится как «ночной». Лирическое настроение «Ноктюрна» А.П. Бородина передаёт минорный лад, неспешное движение прекрасной задумчивой мелодии. Вы, несомненно, услышали, что прозвучало несколько струнных музыкальных инструменттов. Какие струнные музыкальные инструменты смычковой группы вы знаете? Безусловно, это:
В исполнении «Ноктюрна» А.П. Бородина участвовали две скрипки, альт и виолончель. Такой состав исполнителей называется квартет. Как вы думаете, почему? Сколько в нём звучащих инструментов? И басня Ивана Андреевича Крылова тоже называется «Квартет». Догадались, почему?
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет
Кварта — историческое значение
Четыре музыканта играют в квартете на четырёх струнных смычковых музыкальных инструментах. Четыре музыкальных инструмента одного семейства, но по тембру они разные. В музыке есть еще одно похожее слово, обозначающее «четыре», — это интервал «Кварта». Что такое интервал мы уже с вами говорили – «количество ступеней от нижней ноты до верхней». Значит, в кварте сколько ступеней? Конечно, четыре! Всеми нами любимый Гимн России начинается с этого интервала — кварта.
Мы убедились, что в квартете небольшое количество музыкантов, а музыка, исполняемая небольшим количеством музыкантов называется камерная. Сегодня инструментальная музыка предстала перед нами в двух видах:камерная и симфоническая. А бывают и оркестры, в котором исполнителей не так много, как в симфоническом оркестре. Такой небольшой оркестр называют камерным оркестром. Тембровое звучание инструментов симфонического оркестра гораздо мощнее и разнообразнее звучания камерного. Симфонический оркестр отличается от камерного своими размерами и типом исполняемой музыки. Мы познакомились с камерной и симфонической музыкой Александра Порфирьевича Бородина. И теперь, мы знаем, что она обладает огромным богатством музыкальных красок и образов: от лирических до героических.
Разбор типового тренировочного задания
Послушайте два произведения А. Бородина. Из предложенных вариантов музыкальных характеристик выберите ту характеристику, которая соответствует образу прозвучавшего произведения.
Музыка мелодичная, спокойная, звучит в исполнении струнного квартета
Музыка яркая, героического характера, звучит призывно, исполняет симфонический оркестр.
Название файла с изображением к вопросу:
Название файла с аудио / видео к вопросу:
А. Бородин Симфония №2 «Богатырская»
Исполнитель: Симфонический оркестр.
Звук в формате MP3.
Продолжительность 00:00-00:25 сек.
Название файла с аудио / видео к вопросу:
А. Бородин. «Ноктюрн» из квартета №2
Исполнитель: Струнный квартет.
Звук в формате MP3.
Продолжительность 00:00-00:25 сек.
Музыка яркая, героического характера, звучит призывно, исполняет симфонический оркестр.
Музыка мелодичная, спокойная, звучит в исполнении струнного квартета.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Симфония № 2 носит название «Богатырская».
Разбор типового контрольного задания
Найдите кварту среди представленных интервалов.
Название файла с изображением к вопросу:
Название файла с аудио / видео к вопросу:
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Интервалы от ноты «до»: «до-ре» – секунда, «до-ми» – терция, «до-фа» – кварта, «до-до» — октава.
Источник
Конспект урока по музыке для 6 класса «Творчество А. Бородина»
Творчество А. П. Бородина
Задачи: познакомить с музыкальным творчеством композитора, пробудить интерес к музыке, развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся, развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения
Оборудование: портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.
Развитие вокально-хоровых навыков
Изучение нового материала
Учитель : Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель. Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке. В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…” Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.
31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы. Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте. Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”, в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора. Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты. В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины. К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.
Учитель: Какие черты характера вы угадываете в человеке, сочетавшем в себе и любовь к музыке, и интерес к науке?
Ответ учащихся: Талантливость, ум, образованность, любознательность, любовь к труду…
Учитель: Всё это так, Бородин был именно таким выдающимся человеком. Благодаря этим качествам русская интеллигенция заслужила уважение не только в России, но и во всём мире.
Музыкальная страничка: по ходу повествования учитель музыки исполняет фрагмент до-диез минорного вальса Шопена (после слов “произведения Шопена”) и фрагмент Марша Мендельсона (после слов “они поженились”).
Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.
В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.
Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.
Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”.
Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты. Его мы и послушаем в исполнении учителя музыки.
Музыкальная страничка: учитель просит ученика прочитать на фоне музыки текст: “Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,
Ф. Тютчев.
Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.
Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.
Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря” (ученикам показывается фотография картины). Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?
Музыкальная страничка: звучит короткий фрагмент симфонии № 2.
Ответ учащихся : Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…
Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.
Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.
Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.
Учитель просит ученика прочитать стихотворение композитора:
Я спросил у свободного ветра:
“Что мне делать, чтоб быть молодым?”
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым”.
Л спросил у могучего моря:
“В чём великий завет бытия?”
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца:
“Как мне вспыхнуть светлее зари?”
Ничего не ответило солнце.
Но душа услыхала: “Гори!”
Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.
Песни и романсы Бородина на стихи знаменитых поэтов.
Музыкальная страничка: учитель исполняет песню-романс “Красавица-рыбачка” на слова Г. Гейне.
Опера “Князь Игорь”.
В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.
В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.
Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина – опера “Князь Игорь”, являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера “Князь Игорь” развивает традиции эпической оперы Глинки “Руслан и Людмила”. Либретто оперы написал сам композитор Бородин. Источником для либретто послужил замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Ученицы вместе с учительницей исполняют хор половецких девушек-невольниц:
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом.
Негой воздух полон,
Там под говор моря,
Дремлют горы в облаках.
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.
Там так ярко солнце,
Сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня.
Ты туда и улетай!
Учитель: Вы познакомились с оперой “Князь Игорь” великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Это одно из известнейших произведений русской культуры, эпос, повествующий об исторических событиях нашей страны, происходивших в далёком прошлом.Б. В. Асафьев говорил: “Князь Игорь” – опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание – послушать фрагменты музыкальных произведений
Источник