Способ звуко буквенный разбор

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «СПОСОБ»

В слове сп о́ соб:
1. 2 слога (сп о́ -соб);
2. ударение падает на 1-й слог: сп о́ соб

1) Транскрипция слова «сп о́ соб»: [сп о́ съп].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
с [с] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
п [п] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о [ о́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 20.
с [с] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о [ъ] гласн., безударный ; ниже см. § 48.
б [п] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова звонкая парная оглушается (см. § 80). На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

6 букв, 6 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) в ы́ дан (произносится [в ы́ дън]), выбрана (произносится [в ы́ брънъ]), вытаскал (произносится [в ы́ тъскъл]), раб о́ тал (произносится [раб о́ тъл]), по заб о́ рам (произносится [пъ- заб о́ ръм]), на заб о́ рах (произносится [нъ-заб о́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-заб о́ ръми]), кор о́ ва (произносится [кар о́ въ]), о́ кна (произносится [ о́ кнъ]), дел а́ (произносится [д е́ лъ]), в ы́ жал (произносится [в ы́ жъл]), по л у́ жам (произносится [па-л у́ жъм]), в л у́ жах (произносится [в-л у́ жъх]), за л у́ жами (произносится [за-л у́ жъми]), л у́ жа (произносится [л у́ жъ]), в ы́ царапал (произносится [в ы́ църъпъл]), к у́ рица (произносится [к у́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па- у́ лицъм]); б) в ы́ нос (произносится [в ы́ нъс]), в ы́ брос (произносится [в ы́ бръс]), г о́ лову (произносится [г о́ лъву]), н а́ голову (произносится [н а́ -гълъву]), н а́ дом (произносится [н а́ -дъм], у́ зок (произносится [ у́ зак]), за д о́ мом (произносится [за-д о́ мъм]), на ст а́ ром (произносится [на-ст а́ ръм]), за кан а́ вой (произносится [зъ-кан а́ въй]), с е́ но (произносится [с е́ нъ]), д е́ ло (произносится [д е́ лъ]), мн о́ го (произносится [мн о́ гъ]), н а́ до (произносится [н а́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 80. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например:

Читайте также:  Федеральные стандарты способов ведения бухгалтерского учета

на месте б: [хлеп], [дуп], [гроп], [клуп], [груп], [г о́ луп ❜ ], [вглуп ❜ ], [драп ❜ ];

на месте в; [нраф], [зал и́ ф], [ул о́ ф], [праф], [слоф], [кар о́ ф], [узн а́ ф], [стал о́ ф], [плад о́ ф]; [кроф ❜ ], [л ❜ уб о́ ф ❜ ], [броф ❜ ], [аст а́ ф ❜ ], [пригат о́ ф ❜ ];

на месте г: [с ❜ нек], [пир о́ к], [сап о́ к], [вдрук], [крук], [плук], [шак], [пам о́ к], [прадр о́ к], [л ❜ ок], [слок]; [нок], [дук] (род. п. мн. ч. от нога, дуга);

на месте д: [нар о́ т], [сат], [склат], [хот], [сут], [брет], [л ❜ от]; [бар о́ т], [вот], [бет] (род. п. мн. ч. от борода, вода, беда); [мет ❜ ] (медь), [л е́ б ь т ❜ ] (лебедь), [л о́ шът ❜ ] (л о́ шадь), [с ❜ ат ❜ ] (сядь);

на месте ж: [нош], [муш], [чиш], [стриш], [гараш]; [луш], [стуш] (род. п. мн. ч. от лужа, стужа); [рош] (рожь), [лош] (ложь), [дрош] (дрожь), [нар е́ ш] (нар е́ жь), [нам а́ ш] (нам а́ жь);

на месте з: [грус], [нав о́ с], [мар о́ с], [глас], [влес] (влез), [внис]; [кос], [рос], [лос] (род. п. мн. ч. от коза, р о́ за, лоз а́ ); [лес ❜ ] (лезь), [гр ❜ ас ❜ ] (грязь), [врос ❜ ] (врозь).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

Фонетический разбор слова — «Способ» (звуки и буквы)

способ — слово из 2 слогов: спо-соб. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [спосап]

с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
п — [ п ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ о ] — гласный , ударный
с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
б — [ п ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 6 букв и 6 звуков.

Цветовая схема: с п о с о б

Нужен разбор с ударением на другой слог?

Поставьте ударение, кликнув на нужной гласной. Страница обновится и дополнится новым разбором.
сп о ́ с о ́ б

Морфологический разбор слова «способ»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,

Начальная форма: способ

Звуко-буквенный разбор слова «способ»

Транскрипция: [спо́сап]

Количество слогов (2): спо — соб

Переносы: спо — соб

Значение слова «способ»

Способ

сп о соб, способа, муж.

1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. Работа производится следующим способом. Существуют разные способы. Никакими способами его не удалось убедить. «. История развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства. » История вкп(б) .

2. Материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар.). Не осталось никаких способов к жизни.

Источник

Порядок фонетического разбора слова

Фонетический разбор слова — что это значит

Фонетический разбор слова — это анализ произношения слова: составление транскрипции, характеристика звуков речи и способов их передачи на письме.

Грамотный фонетический разбор должен показать:

  • из каких звуков состоит слово;
  • какой звук является ударным;
  • как характеризуется каждый звук по глухости-звонкости, твердости-мягкости, имеются ли пары по этим показателям;
  • как звуки переданы на письме, совпадает ли количество звуков и графических символов для их передачи — букв;
  • делится ли слово на слоги.

Звуко-буквенный анализ слова позволяет определить, насколько хорошо усвоен раздел «Фонетика», развит ли у ученика фонематический слух (умение вычленять отдельные звуки из слов в потоке речи) и может ли он не механически, а осознанно применить свои знания о звуках. Алгоритм действий несложен. Каждый этап полного фонетического разбора важен и не может быть пропущен.

Порядок фонетического разбора

  1. Произнести слово и внимательно выделить каждый звук, который слышится при произнесении.
  2. Сделать транскрипцию слова — запись в квадратных скобках звучания слова, т.е. всех звуков, из которых оно состоит с пометками возле мягких согласных.
  3. Определить, сколько слогов в слове.
  4. Обозначить ударение.
  5. Соотнести каждый звук с его графическим обозначением (буквой) — выписать буквы столбиком, а рядом — звук/звуки, соответствущие им в данном слове.
  6. Охарактеризовать каждый звук:
  • гласный — согласный;
  • гласный: ударный — безударный;
  • согласный: твердый — мягкий парный/непарный, глухой — звонкий парный/непарный.

7. Определить количество звуков и букв и сделать вывод об их соотношении.

При выполнении фонетического разбора важно помнить:

  • разбираются именно звуки, а не буквы;
  • один звук может быть передан несколькими буквами, и наоборот, одна буква может обозначать несколько звуков;
  • звуки делятся на группы в зависимости от произношения, а буквы не произносятся, они являются лишь графическими символами звуков, которыми мы пользуемся в речи, поэтому буквы относят к гласным и согласным лишь условно;
  • нет звуков Е, Ё, Ю, Я, после согласных им соответствуют звуки [э, о, у, а]; в начале слова, после гласных и после разделительных знаков — йотированные [йэ, йо, йу, йа];
  • парность-непарность звука не является его отдельной характеристикой — звук может быть парным по твердости-мягкости, но непарным по глухости-звокости, а может вообще не иметь пары ни по одной характеристике;
  • сонорные [м, н, л, р, й] и их мягкие пары — это согласные звуки, которые произносятся с участием голоса, в отличие от других согласных;
  • мягкость непарного мягкого согласного обозначать необязательно.
Читайте также:  Самый легкий способ нарисовать мишку

Образец письменного фонетического разбора

Осы так и вьются над поляной.

вью́т-ся 2 слога [вйуца]

в [в’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.

ю [й] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.

[ц] — согл., глух. непарн., тверд. непарн.

6 букв, 5 звуков

Мело, мело по всей земле.

ме-ло́ 2 слога [м’ило]

м [м’] — согл., звонк. сонорн., мягк. парн.

л [л] — согл., звонк. сонорн., тверд. парн.

о [о] — гл., ударный

4 буквы, 4 звука

Бабушка накинула плед на плечи.

плед 1 слог [пл’эт]

п [п] — согл., глух. парн., тв. парн.

л [л] — согл., звонк. сонорн., мягк. парн.

е [э] — гл., ударный

д [т] — согл., глух. парн., тверд. парн.

4 буквы, 4 звука

Образец устного фонетического разбора

В слове вьются 6 букв и два слога, первый слог вьют — ударный.

Буква В соответствует звонкому, мягкому согласному звуку [в’]. Имеет глухую пару [ф] и твердую пару [в].

Буква Ь не обозначает звука, но указывает, что последующая буква Ю дает два звука. Это разделительный Ь.

Буква Ю соответствует двум звукам: [й] и [у]. Звук [й] согласный, мягкий непарный и звонкий непарный. Звук [у] гласный, ударный.

Буквы Т и С обозначают согласный звук [ц]. Он всегда твердый и всегда глухой.

Буква Я соответствует одному звуку [а]. Это гласный безударный звук.

Слово вьются произносится с помощью 5 звуков, записывается с помощью 6 букв: Ь не имеет звукового значения, буква Ю обозначает два звука, сочетание букв ТС имеет одно звуковое значение.

Приложение: звуки русского языка

Звонкие и глухие согласные
звонкие б б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’ л л’ м м’ н н’ р р’ й’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ц ч’ щ’

Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Источник

Звуко-буквенный разбор слова

Звуко-буквенный или фонетический разбор слова нередко вызывает трудности у школьников. Основы звуко-буквенного анализа закладываются еще при обучении чтению. И если ребенок пропустил или не усвоил эти основы – в дальнейшем ему будет сложно.

Понять звуко-буквенный разбор важно еще в начальной школе, потому что дальше он не меняется, хотя задания остаются во всех классах. И та информация, которая используется во процессе фонетического разбора, очень нужна для понимания правил орфографии.

Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка

В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.

Первое – все звуки делим на гласные и согласные.

Гласные звуки: все, что надо о них знать

Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.

Гласных звуков в русском языке всего 6 – [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.

И вроде бы, где здесь «засада»? Буква А обозначает звук [а], буква О – звук [о]. Но не все так просто. Школьник должен учесть, что гласные могут быть ударными и безударными. Последние встречаются в безударном слоге. И если в безударной позиции стоит О, то она обозначает звук [а]. Э в безударной позиции произносится как [и]. Буквы А, У, И в безударном положении своего качества не меняют.

Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим [ы]. Например, в слове «машина» буква И обозначает звук [ы]. Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.

Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.

Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет [й], а дальше идет соответствующий гласный: Я – [а], Ю – [у], Ё – [о], Е – [э]. Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук [и].

Читайте также:  Способы поддержки детской инициативы 6 7 лет

Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный [й] не появляется.

Согласные звуки

Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.

«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук [б], а во втором – [б’]. Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху».

Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.

Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий [щ’] смягчает идущий перед ним Н.

Именно поэтому в процессе звуко-буквенного разбора следует несколько раз произнести слово вслух, внимательно прислушиваясь к его звучанию. Это поможет избежать ошибок.

Глухие и звонкие согласные

Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.

То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук [п]. Мы пишем ДУБ, а произносим [дуп]. Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук [з]. Проверьте, произнесите это слово вслух.

Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.

И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».

Отличие глухих и звонких согласных – в наличии голоса. Звонкие состоят из голоса и шума, глухие – только из шума.

Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.

Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим [ф].

Наиболее распространенные ошибки звуко-буквенного разбора

Иногда школьники считают, что глухой парой звонкой согласной Г является Х.

Так происходит часто у выходцев из южных регионов, где звук Г произносят не так, как в литературном языке. Правильное произношение – это «взрывной» Г, то есть корень языка смыкается полностью с верхним небом. И поток воздуха резко «разрывает» эту преграду. Вместо этого в диалектном варианте встречает «щелевой» звук, когда не образуется полной «смычки», а между языком и небом остается щель, через которую идет поток воздуха. И в «глухом» варианте, то есть произнесенный без голоса, этот звук дает [х]. Это ошибочный вариант, связанный с неправильным произношением. Литературная «пара» — Г-К.

Школьники часто забывают, что в безударной позиции О, Э, Е меняют свое качество.

Именно поэтому надо учиться не просто действовать по правилам, а слушать и слышать звуки речи.

Это важный навык, который помогает не только правильно делать звуко-буквенный разбор, но и отрабатывать правильное произношение. Последнее помогает еще и при изучении иностранных языков.

Порядок звуко-буквенного разбора

Звуко-буквенный разбор слова удобно делать по схеме.

  1. Написать слово
  2. Разделить его на слоги и записать количество слогов.
  3. Если слогов больше одного, поставить ударение.
  4. Теперь ниже выписываем по одной букве и рядом – тот звук, который эта буква обозначает.

Если буква обозначает два звука – от нее ставится два тире и каждый звук пишется на отдельной строке.

  1. Даем характеристику гласных звуков. Сначала пишем, что звук гласный. Потом, через запятую, ударный или безударный. Ударный гласный в слове один, тот, на который мы поставили ударение. Остальные – безударные. Если в слове один гласный – то он всегда ударный.
  2. Даем характеристику согласных. Они могут быть глухие или звонкие, твердые или мягкие. То есть каждый согласный звук имеет три характеристики: согласный, глухость-звонкость, твердость-мягкость.
  3. Считаем количество букв и звуков и записываем на верхней строке – рядом с разбираемым словом или ниже, подведя горизонтальную черту.

Итак, мы научились делать звуко-буквенный разбор осмысленно. Оказывается, он совсем не так страшен. И часто помогает понять, где именно в слове могут возникнуть сложности правописанию.

Источник

Оцените статью
Разные способы