Невербальное общение: жесты, мимика, поза
Невербальные средства – мимика, выражение глаз или губ, поза и жесты руками – позволяют выразить то, что скрывает человеческая речь. Для того, чтобы лучше читать людей, понимать их поступки и даже просчитывать некоторые действия наперед, достаточно внимательно следить за жестикуляцией при разговоре.
Тот, кто желает скрыть некоторую информацию, не высказывая ее, непременно выдаст себя с головой в жестах или выражении лица.
— прищуренные глаза выкажут недоверие, а открытый взгляд – любопытство и заинтересованность;
— скрещенные на груди руки – зажатость;
— постоянные прикосновения к собеседнику – внутреннюю неуверенность.
1. Жесты — способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жестов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалистов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытянутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановиться, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вторичного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного языка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые распространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, понимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика — способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.
Мимика как способ общения присутствует и у высших животных – человекообразных обезьян. Однако хотя их гримасы порой и похожи на человеческие, но выражают зачастую другие смыслы. К примеру, оскал, который мы могли бы посчитать улыбкой, у обезьян выражает угрозу. Обезьяна попросту поднимает десны и демонстрирует клыки. Точно так поступают многие млекопитающие – собаки, тигры, волки и так далее. Кстати, такой же знак угрозы видимо, был свойственен когда-то и человеку – у некоторых первобытных народов оскал также является не только улыбкой, но и знаком угрозы или ожесточения. Клыки для них подсознательно еще являются боевым оружием. Да и в нашей культуре хранится память именно о таком значении этой гримасы: фразеологизм показать зубы означает «продемонстрировать некую угрозу или сопротивление».
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетничают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Прямой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного человека. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни. В животном мире и у первобытных народов прямой взгляд в глаза часто является вызовом. Известно, к примеру, что гориллы терпят людей возле себя, но при этом человек не должен глядеть вожаку в глаза, поскольку вожак воспримет это как претензию на его статус, на лидерство в стаде. Были случаи, когда самец гориллы нападал на телеоператора, воспринимая блеснувший объектив телекамеры как прямой взгляд в глаза, как вызов. И по сей день прямой взгляд в глаза считается смелым, открытым; известно также, что люди отводят глаза, когда робеют или не уверены в себе.
3. Положение тела — способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек напряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. Например, известен феномен личного пространства, который в европейской культуре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личностями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть маркером, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собеседников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старается сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.
Источник
База данных анимированных жестов их параметров и характеристк
Актуальность решаемой проблемы
В настоящее время в России проживает несколько миллионов глухих и плохо слышащих людей, использующих в процессе коммуникации жестовую речь. При этом большинство нормально слышащих людей не знает языка жестов. Это обстоятельство создает большие трудности в процесс общения их с людьми, имеющими ограничения по слуху. Возможно, справиться со сложившейся ситуацией позволит создание системы автоматического сурдоперевода (САС).
Принцип работы системы автоматического сурдоперевода заключается в распознавании динамических жестов человека, ввод которых осуществляется посредством видеокамеры (аналогично человеческому зрению). Для правильной работы, САС нуждается в предварительной настройке своих параметров. Процесс такой настройки называется обучением и состоит в обработке специально отобранных видеофрагментов, которые составляют базу данных обучающих образов системы автоматического сурдоперевода — 3D моделей жестов рук.
В работе представлены видеофайлы жестов, относящихся к области информационных технологий, которые используются сурдопереводчиками в учебных заведениях с техническим уклоном, изучение которых будет полезно всем пользователям с ограниченными возможностями по слуху. В числе пользователей могут быть как глухие люди, так и слышащие, желающие освоить жестовый язык глухих, а также он может использоваться работниками социальных и других служб в изучении жестового языка.
В настоящее время, в России уже издано несколько словарей жестового языка в печатном варианте. Но природа жестового языка требует большей наглядности в изображении знака-символа. Бумажные словари, при всей их полезности, не могут отразить все особенности выполнения отдельных жестов и помочь в составлении фраз на ЖЯ. Появление мультимедийных средств дало возможность, используя технику видеозаписи, создавать обучающие курсы жестового языка, в которые включаются уже не только отдельные понятия (жесты), но и образцы фраз и диалогов.
Однако, жестовые словари, выполненные в виде упорядоченных видеофрагментов, представляющих как отдельные жесты жестового языка, так и их различные комбинации: образцы фраз, диалоги, другие тексты, записанные с помощью демонстраторов (лиц, знающих жестовый язык), имеют ограниченную возможность развития, т. к. пополняться они могут только с помощью тех же демонстраторов жестов, которые работали над их первой версией. Кроме того, такие словари имеют определенные ограничения в использовании их для синтеза словосочетаний и целых предложений жестового языка.
Использование же средств компьютерной анимации, позволяет не только программно компоновать соответствующий жест в режиме реального времени, но и учитывать при этом предшествующее положение рук, головы и туловища персонажа, что позволяет формировать запись “связного текста” жестовой речи произвольной длительности.
Таким образом, настоящий проект соответствует современным требованиям и по своей функциональности актуален и социально важен.
Целью работы является создание базы данных анимированных жестов их параметров и характеристик.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: провести анализ предметной области; разработать базу данных анимированных жестов; создать примеры анимированных жестов.
Анализ предметной области
Понятие жестового языка
В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное (речь) и невербальное (жесты). Из двух видов межличностной коммуникации невербальная коммуникация является более древней, а вербальная – наиболее универсальной.
Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки глухих представляют собой язык тела, которое достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение.
Язык тела включает жесты – способ знакового использования рук. Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или маловыразительны: тренеры во время гонок сообщают промежуточные результаты лыжнику или конькобежцу, слов было бы просто не слышно. Но особый случай – языки глухих. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой – это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих.
ЖЯ глухих замещает обычный язык. Минимальной единицей языка считается хирема, аналог фонемы в словесном языке. ЖЯ не совпадает с национальным. Так Амслен (American Sign Language) близок языку глухих Франции, но не является родственным языку глухих Англии.
Невербальным средствам для глухих соответствуют немануальные (взгляд, выражение лица, движение головы и тела), мимика иногда выполняет смыслоразличительную роль. Существует жестовый вариант общенационального языка, в нём слова звукового языка заменяются жестами родного, в случае отсутствия – дактилируются, передаются побуквенно пальцевой азбукой.
Жест представляет собой определённое телодвижение, особенно движение рукой, сопровождающее речь для усиления её выразительности или заменяющее её. В жестовом языке, жест является аналогом слова в звуковых языках, представляя собой интуитивно выделяемую единицу жестовой речи. В западной лингвистике понятия жест — единица жестовой речи и жест — элемент жестикуляции терминологически разграничены как sign и gesture соответственно.
В жест обязательно входит информация о свойствах участников и действиях, описывающих перемещение или расположение объекта в пространстве. Подобные жестовые конструкции не фиксируются в словарях, они каждый раз изобретаются заново и могут никогда не встретиться вновь.
Учёными-лингвистами доказано, что на уровне слова есть много общего между звуковыми и жестовыми языками. С другой стороны, жест обладает уникальными свойствами, для описания которых неприменимы методы, разработанные на основе изучения звуковых языков, к которым можно отнести, например, критерий фиксированного порядка грамматических элементов для определения грамматического слова: грамматические элементы в жесте производятся не последовательно, а одновременно. В силу того, что у говорящего на жестовом языке есть в распоряжении не один речевой тракт, а две руки, он, в принципе, может производить два слова одновременно. Данный процесс подчиняется специфическим ограничениям, так как одновременное выполнение двух полноценных слов в жестовом языке требовало бы высокой концентрации и координации движений говорящего и больших затрат на понимание у адресата. Примеры одновременного выполнения двух различных жестов не отличаются разнообразием. Однако они типичны.
Существуют две наиболее распространённые формы «одновременного» показа двух слов. Первая – это синхронизация двух рук при перечислении (одна «перечисляет» объекты, другая показывает числа и меняет форму – показывает новое число – только когда первая рука заканчивает очередной жест: важно, что руки не двигаются одновременно). Вторая форма – «расщепление» двуручного жеста (как правило, обозначающего объект): после выполнения жеста одна из рук сохраняет форму данного жеста и остается неподвижной, а другая рука продолжает выполнять новые жесты. Выделяя жест в потоке жестовой речи, им можно считать такую последовательность: задержка руки – движение – задержка [1]
Анализ дактильных азбук
Создатели первых дактильных алфавитов и их преемники стремились выбрать такие конфигурации пальцев и руки (рук), чтобы дактилемы напоминали буквы. Поэтому естественно, что, анализируя способы воспроизведения в дактильной азбуке алфавитов национальных языков, исследователи стремились положить в основу своего описания «принцип сходства». Но применяются и другие критерии. Так, классификация дактилем, предложенная Гейльманом, основывается на использовании трех критериев (рис.1.).
Согласно этой классификации, например, русская, испанская и другие дактильные азбуки являются одноручными, копирующими (т. е. стремящимися к сходству дактилемы с буквой) и буквенными, английская — двуручной (кроме буквы С), копирующей и буквенной. А вот китайский дактильный алфавит в этой классификации определяется как комбинированный, вариантный и совмещённый. Дело в том, что современный китайский дактильный алфавит представляет собой как бы два набора дактилем: первый набор для согласных начального слога, второй набор — пальцевые обозначения конечных слогов [9].
Рисунок 1. Классификация дактилем по И.Ф. Гейльману
Структура и функции дактильной речи
Система жестового общения глухих, имеющая сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: разговорную и калькирующую, помимо этого, важное место в жестовом общении глухих занимает движение рук, представляющее собой особую кинетическую систему. Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира, а буквы алфавитов национальных языков. Буквы при этом сами служат для названия этих явлений, так как они являются элементами слов (единиц письменной речи). Следовательно, по структуре движение рук – это речь при помощи жестовых обозначений букв, иначе говоря, обозначения обозначений. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка (русского, английского и т. д.). Таким образом, движение рук – своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции движения рук довольно широки – от общения слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих до участия в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи ЖР.
Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведённый пальцами руки (рук). В этом значении слово употребляется в высказываниях: «русская дактилология – одноручная», «английская дактилология – двуручная» и т. п. Во-вторых, говоря о значении термина в предложении, имеют в виду не алфавит, а общение при помощи ручной азбуки, т. е. дактильную речь [11].
Разработка базы данных анимированных жестов
Ввиду специфики решаемой задачи, разрабатываемая база данных анимированных жестов построена на основе жестовых образов предметной области «Информатика и вычислительная техника». Кроме того, учитывалась проблемная ориентированность данной работы, которая включает в себя информационную технологию, подразумевающую автоматизированный процесс создания анимированных жестов. Автоматизация в данном случае означает возможность конструирования соответствующего жеста из отдельных типовых элементов, созданных ранее. Таким образом, в качестве информационного наполнения базы данных принято решение использовать жестовые образы слов дактильного алфавита.
В таблице 1 представлен список анимированных жестов базы данных. Таблица 1 Набор обрабатываемых жестов
№ | Название | Фрагмент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Массив | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Цикл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Байт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Модем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Экран | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Файл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Сервер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Бит | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Сеть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Память |
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор жеста | ID | INTEGER | PRIMARY KEY AUTOINCREMENT |
Название | NAME | VARCHAR(20) | |
Описание | DESCRIPTION | VARCHAR(1024) | |
Видеофрагмент | VIDEO | VARCHAR(1024) | |
Графическое изображение | PICTURE | BLOB |
Таблица 2.2 Параметры атрибутов таблицы LOCATION_LIST – Список локализаций
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY AUTOINCREMENT |
Идентификатор жеста | GESTURE | INTEGER | FOREIGN KEY |
Идентификатор локализации | LOCATION | INTEGER | FOREIGN KEY |
Таблица 2.3 Параметры атрибутов таблицы LOCATION – Локализация
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY |
Название | NAME | VARCHAR(20) |
Таблица 2.4 Параметры атрибутов таблицы ARMMOVE_LIST – Список направлений движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY AUTOINCREMENT |
Идентификатор жеста | GESTURE | INTEGER | FOREIGN KEY |
Идентификатор направления движения | ARMMOVE | INTEGER | FOREIGN KEY |
Таблица 2.5 Параметры атрибутов таблицы ARMMOVE – Направление движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY |
Название | NAME | VARCHAR(20) |
Таблица 2.6 Параметры атрибутов таблицы TRAJECTORY_LIST – Список видов траекторий движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY AUTOINCREMENT |
Идентификатор жеста | GESTURE | INTEGER | FOREIGN KEY |
Идентификатор траектории движения | TRAJECTORY | INTEGER | FOREIGN KEY |
Таблица 2.7 Параметры атрибутов таблицы TRAJECTORY – Вид траектории движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY |
Название | NAME | VARCHAR(20) |
Таблица 2.8 Параметры атрибутов таблицы DIRECTION_LIST – Список направлений движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY AUTOINCREMENT |
Идентификатор жеста | GESTURE | INTEGER | FOREIGN KEY |
Идентификатор направления движения | DIRECTION | INTEGER | FOREIGN KEY |
Таблица 2.9 Параметры атрибутов таблицы DIRECTION – Направление движения
Атрибут | Название атрибута в БД | Тип | Особые свойства |
Идентификатор | ID | INTEGER | PRIMARY KEY |
Название | NAME | VARCHAR(20) |
Рисунок 2. Структурная схема базы данных
Набор признаков, описывающих структурные элементы жеста, а также перечень вспомогательных модификаторов представлены в таблицах 3.1.
Таблица 3.1 Структурные элементы жеста
Компоненты жеста | Признаки | Числовой идентификатор признака |
Локализация |
При разработке базы данных анимированных жестов использовался MySQL . MySQL – небольшой, компактный многопоточный сервер баз данных, который характеризуется большой скоростью, устойчивостью и легкостью в использовании. Одна из важных причин популярности MySQL заключается в том, что связка РНР + MySQL обеспечивает очень высокое быстродействие, которого очень трудно достичь другими средствами. Очень хорошая связь MySQL с РНР стала еще одной причиной популярности этой СУБД.
СУБД MySQL использует архитектуру клиент-сервер, и поэтому, работая с MySQL, мы работаем с двумя программами. Программа сервера БД расположена на компьютере, где хранится БД Она ждет запросы клиентов, поступающие по сети, и обеспечивает доступ к содержимому БД для извлечения информации, запрашиваемой клиентами. Клиентская программа осуществляет подключение к серверу и передает запросы ему. В общем случае клиент и сервер MySQL находятся на разных компьютерах, позволяя подключаться к серверу MySQL с любого компьютера, находящегося в сети.
Создание анимированных жестов
Разработка алгоритма синтеза анимированного изображения жеста
Рассмотрим данный алгоритм по шагам.
Шаг 1. На данном шаге алгоритма происходит загрузка фотографии руки в качестве фонового изображения окна проекции Тор .
Шаг 2. Создается простой примитив box, размеры которого соответствуют загруженному на предыдущем шаге изображению.
Шаг 3. Полученный примитив конвертируется в объект типа «Редактируемая полисетка», изменяя координаты вершин которой, формируется реалистичная форма ладони.
Шаг 4. С помощью функции «вырезать» на ладони вырезаются промежутки для пальцев.
Шаг 5. Выделяются полигоны в основании пальцев и с помощью функции «выдавить» выдавливаются пальцы и суставы.
Шаг 6. Придается форма ладони.
Шаг 7. Создается скелет руки и прикрепляется к геометрическому образу.
Шаг 8. Выбирается слово и анализируется дактильная азбука.
Шаг 9. Создается ключевая анимация.
Подробное описание алгоритма приведено в приложении 1. На рисунках 3.1 и 3.2 представлены схема алгоритма создания анимированного изображения жестового образа и схема алгоритма создания руки.
Рисунок 3.1 Алгоритм создания руки
Рисунок 3.2 Алгоритм создания видеофайла
ПО для создания руки
Для создания анимационных моделей руки использовалась полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации — Autodesk 3ds Max (3D Studio MAX). Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционной системе Microsoft Windows. 3ds Max располагает обширными средствами по созданию разнообразных по форме и сложности трёхмерных компьютерных моделей.
Видеофайлы создавались в Autodesk 3Ds Max 2010 c помощью анимации по ключевым кадрам (в процессе создания анимированного жеста формируются кадры, в которых фиксируется изменение положения пальцев и траектория движения).
Результатом выполнения данной работы является база данных, включающая 10 анимированных жестов, их параметров и характеристик. Кроме того, в процессе конструирования данных жестов была сформирована методика создания анимированного жеста руки, с использованием дактильной азбуки. С помощью средств компьютерной анимации был произведен синтез анимированных образов выбранных жестов. Путем обобщения и формализации применяемых алгоритмов была разработана информационная технология, включающая в себя несколько этапов.
В будущем планируется использовать разработанную технологию для расширения и наполнения базы данных другими жестами. Кроме того, предполагается реализация доступа к данной базе в сетевом режиме.
Источник