Способ земледелия когда вырубали деревья пни сжигали использовали пашню несколько лет

Способ земледелия когда вырубали деревья пни сжигали использовали пашню несколько лет

Вопрос:

В чём состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой? В чём состоит преимущество трёхполья перед двупольем?

Подробный ответ:

Переложная система требует меньших трудовых затрат, поскольку для сева зерновых не требуется вырубать лес и сжигать пни, как при подсечно-огневой. Использовались эти системы в разных территориально-климатических условиях. Однако, и при той и другой системе земля истощалась быстро.

При системе трехполья сохранялись все преимущества двуполья, но в ней предполагался еще и сев озимых зерновых на третьем поле, что позволяло снимать урожай озимых немного раньше, чем яровых. Кроме того трехполье — более эффективная форма рациональной организации землепользования. Система трёхполья делала землю более плодородной и повышала урожайность.

Подсечно-огневая система – способ подготовки почвы для земледелия, который использовали для создания пахотных угодий на территориях, занятых лесом. Прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок.

Переложная система – способ ведения земледелия, применявшийся в благоприятных для сельского хозяйства условиях – в степной и лесостепной полосе. Плодородные участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения почвы, после чего люди переходили к обработке новых участков. Истощенная земля не обрабатывалась 20-30 лет до восстановления плодородия.

Двуполье – система ведения земледелия, при которой засеивалась только половина пашни, а вторая распахивалась и оставлялась «отдыхать» на год.

Трёхполье – система ведения земледелия, при которой треть полей засевали весной (яровой хлеб), треть – осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар (отдыхать).

Источник

Режущий и прожигающий — Slash-and-burn

Подсечно-огневое земледелие — это метод земледелия, который включает вырубку и сжигание растений в лесу или лесной местности для создания поля, называемого свиденом . Метод начинается с вырубки деревьев и древесных растений на участке. Поврежденную растительность , или «косую черту», ​​затем оставляют сушиться, как правило, непосредственно перед самым дождливым периодом года. Затем биомасса сжигается, в результате чего образуется богатый питательными веществами слой золы, который делает почву плодородной , а также временно уничтожает виды сорняков и вредителей . Примерно через три-пять лет продуктивность участка снижается из-за истощения питательных веществ вместе с нашествием сорняков и вредителей, в результате чего фермеры покидают поле и переезжают на новый участок. Время, необходимое для восстановления свидета, зависит от местоположения и может составлять от пяти до двадцати лет, после чего участок можно разрезать и снова сжечь, повторяя цикл. В Бангладеш и Индии эта практика известна как джхум или джхум .

Подсечно-огневая обработка — это разновидность сменного земледелия , сельскохозяйственная система, при которой фермеры регулярно перемещаются с одной обрабатываемой площади на другую. По приблизительной оценке, от 200 до 500 миллионов человек во всем мире используют косую черту. Подсечно-огневые работы вызывают временную вырубку лесов . Пепел от сгоревших деревьев помогает фермерам, обеспечивая почву питательными веществами. При низкой плотности населения этот подход очень устойчив, но метод не масштабируется для больших человеческих популяций.

Аналогичный термин assarting , который является вырубка лесов, как правило (но не всегда) с целью сельского хозяйства. Ассартизация не включает сжигание.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Исторически подсечно-огневое культивирование практиковалось во многих странах мира. Огонь использовался охотниками-собирателями еще до изобретения сельского хозяйства и используется до сих пор. Вырубки, образовавшиеся в результате пожара, были сделаны по многим причинам, например, для того, чтобы дать новый рост охотничьим животным и продвинуть определенные виды съедобных растений.

Во время неолитической революции группы охотников-собирателей приручили различные растения и животных, что позволило им осесть и заниматься сельским хозяйством, которое давало больше пищи на гектар, чем охота и собирательство. Некоторые группы могли легко сажать свои посевы на открытых полях по долинам рек, но у других были леса, покрывающие их земли. Таким образом, со времен неолита подсечно-огневое земледелие широко использовалось для расчистки земель, чтобы сделать их пригодными для выращивания сельскохозяйственных культур и домашнего скота.

Большие группы, бродящие по лесам, когда-то были распространенной формой общества в доисторические времена Европы . Большая семья сожгла и возделывала свои подсобные участки, засеяла одну или несколько культур, а затем перешла к следующему участку.

Техника

Подсечно-огневые поля обычно используются и принадлежат семье до тех пор, пока почва не истощится. На этом этапе права собственности прекращаются, семья очищает новое поле, и деревьям и кустарникам разрешается расти на прежнем поле. По прошествии нескольких десятилетий другая семья или клан могут затем использовать землю и потребовать права узуфрукта . В такой системе, как правило, нет рынка сельскохозяйственных земель, поэтому земля не покупается и не продается на открытом рынке, а земельные права являются традиционными.

Читайте также:  Способы картографических изображений географических объектов

При подсечно-огневом земледелии леса обычно вырубают за несколько месяцев до засушливого сезона. «Слэшу» дают высохнуть, а затем сжигают в следующем засушливом сезоне. Образовавшаяся зола удобряет почву, а на сгоревшем поле в начале следующего сезона дождей засаживают такие культуры, как рис, кукуруза, маниока или другие основные продукты. Когда-то эта работа выполнялась с использованием простых инструментов, таких как мачете , топоры , мотыги и лопаты .

Преимущества и недостатки

Эта система сельского хозяйства обеспечивает миллионы людей продуктами питания и доходом. Он был экологически устойчивым на протяжении тысячелетий. Поскольку выщелоченная почва во многих тропических регионах, таких как Амазонка, чрезвычайно бедна питательными веществами, подсечно-огневое земледелие является одним из немногих видов сельского хозяйства, которое можно практиковать в этих районах. Подсечно-огневые фермеры обычно выращивают различные культуры вместо монокультур и вносят свой вклад в повышение биоразнообразия за счет создания мозаичных сред обитания. Общая экосистема не пострадала от традиционного рубящего удара, за исключением небольшого временного участка. Подсечно-огневое земледелие можно рассматривать как форму агролесоводства .

Этот метод обычно не подходит для выращивания товарных культур. Для рубки и сжигания требуется огромное количество земли или низкая плотность населения. Когда подсечка и выжигание практикуются в одном и том же районе слишком часто из-за того, что плотность населения выросла до неприемлемого уровня, лес в конечном итоге будет уничтожен.

На региональном уровне

Южная Азия

Племенные группы в северо — восточных штатах Индии в Трипуре , Аруначал — Прадеш , Мегхалая , Мизорам и Нагаленд и бангладешских районах Рангамати , Кхаграчари , Бандарбан и Силхете относятся к подсечно-огневое земледелие , как jhum или Jhoom выращивания. Эта система включает расчистку земли путем пожара или сплошных рубок для выращивания экономически важных культур, таких как рис , овощи или фрукты на возвышенностях . После нескольких циклов плодородие земли снижается, и выбирается новый участок. Выращивание джхума чаще всего практикуется на склонах холмов, поросших густым лесом. Культиваторы срезают верхушки деревьев, чтобы солнечный свет попадал на землю, сжигая деревья и травы для получения свежей почвы. Хотя считается, что это помогает удобрять землю, это может сделать ее уязвимой для эрозии . Делают ямки для семян культур, таких как клейкий рис , кукуруза, баклажаны и высаживаются огурцы. После рассмотрения jhum ‘ S эффекты, правительство Мизорамя ввело политику , чтобы закончить этот метод в состоянии.

Америка

Некоторые американские цивилизации, такие как майя, иногда использовали эту сельскохозяйственную технику. Коренные американцы в Соединенных Штатах также использовали огонь в сельском хозяйстве и охоте .

Северная Европа

Подсечные методы использовались на северо-востоке Швеции в сельскохозяйственных системах. В Швеции эта практика известна как svedjebruk .

Заповедник Телккямяки в Каави , Финляндия, представляет собой музей под открытым небом, в котором демонстрируется подсечно-огневое земледелие. Посетители фермы могут увидеть, как люди занимались земледелием, когда подсечно- огневые работы были нормой в Северном Савонском регионе Восточной Финляндии, начиная с 15 века. Ежегодно площади заповедника сжигаются.

Svedjebruk

Svedjebruk sviða , что означает «сжигать». Эта практика зародилась в России в районе Новгорода и была широко распространена в Финляндии и Восточной Швеции в период средневековья. Он распространился на запад Швеции в 16 веке, когда король Густав Васа призвал финских поселенцев мигрировать туда, чтобы помочь расчистить густые леса. Позже, когда финнов преследовали местные шведы, сельское хозяйство svedjebruk было распространено беженцами в восточную Норвегию в восточной части Солёра , в районе, граничащем со Швецией, известном как Finnskogen («Финские леса»).

Эта практика также распространилась на Новую Швецию в Северной Америке. Усиленный использованием огня в сельском хозяйстве и охоте коренными американцами , он стал важной частью новаторства в Америке.

Описание процесса

Svedjebruk включал в себя удаление кольца коры вокруг ствола хвойных деревьев, таких как сосна или ель, или их вырубку, позволяющую им высохнуть, поджигание засохшего леса и выращивание сельскохозяйственных культур на плодородной, покрытой пеплом почве. Полученный пепел был очень плодородным, но только в течение короткого периода времени. Первоначально поляну засевали под рожь, как только зола полностью осела и достаточно остыла. Когда пошел дождь, он завалил рожь пеплом. Рожь прорастала и росла обильно, от 25 до 100 стеблей (или соломинок), на каждом из которых было несколько зерен.

Требовалось всего два инструмента: топор и серп. Топор рубил деревья, чтобы начать цикл. Когда рожь созрела, ее собирали серпом , который мог проникать среди камней и пней туда, где коса была бы неэффективной.

На второй и третий год поля засевали репой или капустой . Затем его могут выпасать в течение нескольких лет, прежде чем ему разрешат вернуться в лес.

Читайте также:  Сколько нужно соли для засолки помидор холодным способом
Сведебрук культура

Svedjebruk требовал ежегодно рубить новый лес и сжигать новый участок. Перед повторением цикла необходимо было дать на бывших полях зарастить лесом в течение 10–30 лет. В результате жилища часто находились за много километров от полей. Кроме того, поскольку этот процесс требовал больших затрат человеческих ресурсов, большие семьи, как правило, работали вместе и жили компактными сообществами.

Svedjebruk фермерства подход требует большой площади. Когда леса было много, финны были очень зажиточными людьми. По мере роста населения и введения ограничений на лес, который можно было сжечь, становилось все труднее. К 1710 году, во время конфликта со Швецией, из-за их подозрительной лояльности норвежские власти рассматривали возможность изгнать их из приграничной зоны, но не сделали этого, потому что считалось, что они были слишком бедны, чтобы выжить в случае выселения.

Исследовать

Этот тип сельского хозяйства не одобряется многими организациями, занимающимися вопросами развития или защитниками окружающей среды, при этом основные выдвигаемые альтернативы — это переход на более интенсивные , постоянные методы ведения сельского хозяйства или содействие переходу от сельского хозяйства к работе в других, более высокооплачиваемых отраслях в целом. Другие организации содействуют тому, чтобы помочь фермерам достичь более высокой производительности за счет внедрения новых методов.

Не позволять срезанной растительности полностью сгореть и вспахивать образовавшийся древесный уголь в почву ( Slash-and-char ) было предложено как способ повышения урожайности.

Организаторы проекта начала 2000-х годов утверждали, что подсечно-огневую культивацию можно было бы сократить, если бы фермеры выращивали посевы черного перца между деревьями Инга , которые они назвали « выращиванием на аллее Инга ».

Был предложен метод повышения урожайности при традиционном способе выращивания фасоли в Центральной Америке, называемом «подсечно-огнеупорный», путем дополнительной посадки бобовых кустарников в качестве паровых культур после истощения почвы. и один готов расчистить новый участок леса.

Источник

634,Подсечно-огневое земледелие у первобытных племен (видео)

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие, по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога такой способ земледелия характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории. Однако из-за того, что при этом в каждый данный момент бо́льшая часть территории оказывается под перелогом, общая продуктивность земли для этого типа земледелия крайне низка.

Энциклопедичный YouTube

✪ «Подсечно-огневое земледелие» (видео 10) | Хронология эволюции человека | Всемирная История

Подсечное земледелие

Сельское хозяйство в домонгольский период

На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX— X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. В некоторых наиболее глухих и окраинных местах крепостнической России — у удмуртов, коми, в Карелии, в Белорусском Полесье — подсечное земледелие вместе с некоторыми другими чертами культуры, восходящими к глубочайшей древности, просуществовало вплоть до начала XIX в. Благодаря этому обстоятельству эта древняя форма земледелия нам хорошо известна.

Подсечное земледелие — это земледелие лесных областей, лесное земледелие. Чтобы подготовить участок для посева, сначала нужно было вырубить лес,— дать ему высохнуть на месте, а затем сжечь его. Отсюда — подсечное земледелие нередко называли огневым, или паловым. Интересно отметить, что сжигание срубленного леса не являлось средством расчистки будущего поля, как это может показаться с первого взгляда. Подсечное земледелие по своим техническим особенностям резко отличалось от всех других видов земледелия. Огонь являлся здесь своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесного материала, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись прежде всего железный топор и железная мотыга, служившая для выкорчевывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела. Такие мотыги в начале прошлого столетия были известны у коми, удмуртов, в Карелии и в Белорусском Полесье. Такие же мотыги имелись и у северных восточнославянских племен в дофеодальное время, о чем уже упоминалось выше.

Орудие для «заделывания» посева при подсечном земледелии, деревянная борона известна лишь нам по этнографическим данным, так как древние деревянные орудия не могли, понятно, сохраниться до наших дней. На севере почти повсеместно это орудие представляло собой ствол ели с отрубленными до половины длины сучьями—«суковатку». Наряду с суковаткой употреблялись примитивные грабли. Анализ этнографических данных показывает, что в древности бороной-суковаткой работали без помощи рабочего скота — вручную.

Читайте также:  Сварные конструкции классифицируют по способу получения заготовок

Приготовленный в лесу участок (новина) служил всего лишь год или два, максимум три года. В первый год эксплуатации новина, давала сравнительно высокий урожай, так как огонь уничтожал на месте посева всю сорную растительность, а зола обогащала почву. По-видимому, особенно обильные урожаи давало на новинах просо, поэтому оно и являлось одним из самых распространенных культурных растений в дофеодальный период. Об этом ярко свидетельствуют общеизвестные материалы русского фольклора. В сочинениях арабского писателя X столетия Йбн-Русте имеется одно место, как будто бы говорящее о подсечном земледелии: «Земля славян есть равнина лесистая, в лесах они и живут. Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен…». И далее: «хлеб, наиболее ими возделываемый — просо». Наличие посевов проса, при отсутствии обычных пашен, указывает, видимо, на подсечное хозяйство. Но уже па второй год урожай падал, зола выщелачивалась, пережженная почва «спекалась», не пропускала воздуха и не впитывала воду. Нужно было подготовлять новый участок на другом месте. Старый же участок мог вновь поступать в эксплуатацию не раньше, чем на нем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40—60 лет. Вследствие этого при подсечном земледелии требовалось огромное количество земли, вернее, леса. В этих условиях селиться большими поселениями, как на юге, было невозможно. Поэтому-то обитатели лесных пространств, как уже сказано выше, селились в одном месте лишь по нескольку десятков человек.

Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, выкорчевывание кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил. И на основании многочисленных этнографических данных устанавливается, что подсечное земледелие всегда выступало как коллективное, общинное производство. В тех местах, где до начала XIX в. сохранялось подсечное земледелие, одновременно с ним продолжали существовать большие патриархальные семьи, состоящие из представителей двух-трех поколений. Таким образом, подсечное земледелие следует рассматривать, как отрасль производства, тесно связанную с первобытно-общинным строем.

Вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры подсечное земледелие в той или иной форме было известно на всем европейском Севере: в прибалтийских странах, на севере Германии, в Скандинавии и на Британских островах.

Технология

В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.

Применение

Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.

Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.

Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.

Источник

Оцените статью
Разные способы