статья Особенности психологической защиты подростков
Особенности психологической защиты подростков
Подростковый возраст является особым, критическим периодом. В этот период идет активное формирование личности, ее усложнение, изменение. В данный период идет решение задач самоопределения. Искажение образа «Я» у ребенка негативно влияет на отношение личности к себе. Высокое самоуважение у подростка означает, что он «принимает» себя, уважает и положительно относится к себе. Подросток с низким самоуважением испытывает острую неудовлетворенность собой, дает отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением меньше поддаются внушению со стороны, самостоятельны и их поведение более интегрировано. Пониженное самоуважение влияет на поведенческие особенности подростка. Подросток становится зависимым, чувствительным ко всему, что затрагивает его личность. Они болезненно реагируют на любую критику, их беспокоит плохое мнение о них окружающих. В подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности.
Психологическая защита – это способ эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. Психологическая защита регулирует поведение личности в тех ситуациях, когда интенсивности потребности возрастает, а условий для ее удовлетворения нет. Защитные механизмы нужны человеку, когда его непосредственный опыт расходится с его представлениями о себе, включаются механизмы искажающие этот опыт в сознании. Таким образом, механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности, самооценки личности и образа мира. Например, это достигается устранением из сознания источников конфликтных переживаний, чтобы предупредить возникновение конфликта.
Парадокс психологической защиты состоит в противоречии между желанием человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение. С одной стороны, защита снижает накапливающуюся в центральной нервной системе человека напряженность путем искажения исходной информации или соответствующего изменения поведения. С другой стороны, их избыточное включение не позволяет личности осознавать объективную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Любое нарушение системы психологических защит в виде перенапряжения, ригидности, излишней избирательности, фиксация на защитах нижнего уровня (регрессия, подавление) приводят к нарушениям не только в психологической сфере личности (неврозу), но и соматической, что проявляется симптомами психосоматических заболеваний.
Психологическая защита является механизмом функционирования нормальной психики и предупреждает возникновение у индивида разного рода расстройств. Это особая форма психологической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации для сохранения целостности ЭГО. Благодаря механизмам психологической защиты происходит искажение реальности с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются вначале в межгрупповом отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. определенными защитными формами поведения.
В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты.
Отрицание — защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие Я-концепции и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного.
Вытеснение — это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях — усталости, апатии.
Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она проявляется в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание желаемых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически слабый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значимость в определенном виде деятельности, такие подростки часто делают это в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.
Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в законе, наркоман, крутой бизнесмен и пр.).
Рационализация — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение рационально и оправданно и потому социально одобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью псевдо логических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т.е. рационализация, направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения.
Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Или убежден в чужой непорядочности, а сам втайне склонен к ней. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завышенная самооценка или заниженная самооценка здоровья.
Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. Такт у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез (недержание мочи), обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать формированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение.
“Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства, эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?” (К.Д. Ушинский)
Источник
Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте
Дата публикации: 16.01.2017 2017-01-16
Статья просмотрена: 2433 раза
Библиографическое описание:
Болотин, Ю. Е. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте / Ю. Е. Болотин, К. А. Чугунова, Е. В. Якунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 688-690. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38284/ (дата обращения: 19.11.2021).
В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.
Ключевые слова: психологическая защита, механизмы, личность, психологический барьер
В виду нестабильности современного общества, высоких темпов развития процессов, происходящих в стране, человеку необходимо постоянно приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям жизни. Поэтому исследование психологических механизмов защиты, адаптации человека набирает все большую популярность. Феномен психологической защиты имеет высокую практическую и теоретическую значимость, о чем говорит заинтересованность данным явлением большинства направлений психологии и психотерапии [1].
Впервые термин психологической защиты был освещен З.Фрейдом в его работе «Защитные нейропсихозы». В своей практике лечения истерии гипнозом ученый столкнулся с сопротивлением, оказываемым пациентами на попытки врача привести бессознательные воспоминания в сознание больного. Это сопротивление и мешало вывести пациента из болезненного состояния. Данный феномен Фрейд обозначил как вытеснение, первый и тогда единственный механизм защиты, о котором говорил «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления». В последующей работе ученого «Крайний и бескрайний анализ» появились обозначения других механизмов, а защита представляла собой совокупность всех этих механизмов, контролирующих поведение человека [3].
Продолжила исследования З.Фрейда и расширила его представления о данном понятии его дочь. Она представила механизмы защиты не только врожденными особенностями, но и индивидуальными свойствами, полученными человеком в процессе онтогенеза. Э.Фромм с позиции гуманистической теории описывал понятие психологической защиты как следствие проявления человеческой агрессии. К.Хорни, представляющая социокультурную теорию, отмечала, что желание человека обезопасить себя порождается чувством «коренной тревоги», обеспокоенности, неуверенности.
В отечественной психологии данная проблема нашла отражение в трудах Грановской Р. М., Роттенберга В. С., Романовой Е. С., Ф. В. Бассина, В. Г. Каменской, Г. В. Грачева и других. Одни авторы считают, что психологическая защита вполне обиходный положительный механизм психики человека, уберегающий его от негативного влияния окружающей действительности. Другие ученые описывают отрицательные последствия использования защитных механизмов. Постоянное использование психологической защиты приводит к повторению прошлого опыта и ослаблению контакта с окружающим миром, а не к реальному решению конфликтной ситуации.
Р. М. Грановская называет психологическую защиту барьером, ограждающим личность от полноценного восприятия мира, сужающим и искажающим представления о нем. Человеком воспринимается лишь менее опасная информация, которая впоследствии так же искажается и остается в сознании в наиболее удобном для личности представлении. Наиболее опасная информация не воспринимается и не усваивается вовсе. Но так же она отмечает и положительное влияние психологической защиты на организм человека. Ограждая сознание человека от опасной информации, она предоставляет возможным целенаправленное решение конкретной ситуации [2].
Особо важно изучение этой проблемы в подростковом возрасте, а так же в переходный период от подросткового к юношескому, ведь именно этот момент является основополагающим в становлении личности и формировании мировоззрения. В этот период решаются важнейшие вопросы, такие как дальнейшее самоопределение, выбор профессии и жизненного пути в целом, умение брать на себя ответственность за себя и свой выбор, принятие нового положения в семье и обществе. Отсутствие необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, неспособность подростка справиться с новыми жесткими требованиями, незнание эффективных способов снятия стресса приводит его в состояние сильнейшего эмоционального напряжения. Подобные ситуации вынуждают подростка прибегнуть к различным формам защитного поведения, не редко и к деструктивным. В частности, некоторые из малопродуктивных способов психологической защиты, используемые подростком, могут повлечь за собой развитие отклонений в поведении и привести к девиантным его проявлениям.
В своих работах З.Фрейд выделял следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, проекция, регрессия, замещение, отрицание, рационализация, реактивные образования. Эти механизмы активизируются личностью не осознанно, они позволяют снизить негативные последствия различных переживаний, в то же время искажают реальность [3].
Механизм отрицания заключается в блокировке восприятия информации, которая может как-либо травмировать человека или привести к конфликту. Вытеснение способствует выталкиванию из сознания человека негативной информации. Проекция позволяет перенести на другого человека свои качества, черты, поступки при осознании их неприемлемости обществом и собственном нежелании их принимать. Замещение дает возможность перенести желаемое действие с недоступного объекта на доступный. Регрессия сходна в своем проявлении с инфантильностью. Рационализация заключается в оправдывании своего поведения более приемлемыми для себя объяснениями. Реактивные образования подразумевают демонстрацию противоположных истинным чувств.
Любой механизм психологической защиты однозначно выполняет функцию самосохранения, приводит к эмоциональной устойчивости и целостности самосознания, что говорит о позитивном результате адаптивного процесса. Например, наиболее распространенный механизм, отрицание, являясь психологическим барьером для внутреннего мира человека, позволяет переживать трагедию по частям, тем самым снижая разрушительное влияние подобных ситуаций на организм. При этом подросток не может адекватно воспринимать и осознавать сути проблемы и ее причин, система ценностей и установок деформируется психологической защитой, что может привести к появлению нарушений в поведении.
Ф.Крамер самым популярным у подростков механизмом считал проекцию. С одной стороны этот механизм защиты помогает человеку отвергнуть качества, которые он не желает принимать в себе, приписывая их окружающему миру, тем самым укрепляя позицию личности. В то же время, за счет приписывания окружающим мнимых пороков, к ним вырабатывается враждебность и негативный настрой, что способствует усугублению межличностных взаимоотношений и появлению проблем в их построении.
Е. Н. Андреева в своих исследования обозначила особенности использования подростками защит по половому признаку. Девочкам в большей степени присуще использование компенсации, заключающейся в уходе человека в определенную область деятельности, пытаясь компенсировать свои недостатки и дефекты. Но подобный уход и заинтересованность определенным занятием может проходить в ущерб другой деятельности, либо делать ее совершенно невозможной. Мальчики же чаще всего пользуются вытеснением, пытаясь забыть истинные травмирующие причины событий, заменяя их менее болезненными. Вместе с тем подавленная информация не может исчезнуть безвозвратно, негативная энергия копится длительное время, трансформируется в нечто более губительное и может находить пути выхода, негативно сказывающиеся на психике и организме, например в форме тревожности, гнева, или же, что серьезнее, психосоматики [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что использование любого механизма защиты может привести как к конструктивному, так и к деструктивному эффекту. Механизмы, которые носят конструктивный характер, позволяют адекватно переоценить ситуацию, обнаружить альтернативную цель, подобрать оптимальные средства для ее достижения, что будет способствовать удовлетворению желаний и потребностей. Деструктивный эффект состоит в искажении и отрицании реальности, что со временем может привести к патологическим изменениям личности. Поэтому феномен психологических защит можно характеризовать как нормальный процесс, который предохраняет организм от психотравмирующих переживаний, ситуаций, отрицательной информации, повышает его устойчивость в критических ситуациях. Но, так же, следует отметить, что использование механизмов защиты иногда может привести к тяжелым последствиям, нарушениям становления личности, а следовательно к социальной дезадаптации.
- Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб.: Речь, 2005. — С. 27–37.
- Грановская P. M. Элементы практической психологии. — СПб.: «Свет», 1997. —608 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: «Педагогика Пресс», 1993, — 140 с.
Источник