Способ защиты товарных знаков

Действенные способы защиты прав на товарный знак

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Защита прав на товарный знак нужна для предупреждения подделок, посягательств на нематериальную собственность. Наличие защиты позволяет получить полное право на выпуск продукции, которое нельзя нарушить. Если право фирмы будет нарушено, она может обратиться в суд.

Почему так важна защита

Определение товарного знака содержится в статье 1477 ГК РФ. Это обозначение, необходимое для индивидуализации фирмы и ее товаров. Товарный знак может быть самым разным: слова, изображения, комбинирование двух инструментов, объемные элементы, звук. Звуковой товарный знак обычно используют радиокомпании. В некоторых государствах можно в качестве товарного знака регистрировать даже ароматы. Подходит это парфюмерным фирмам.

Действительная необходимость в регистрации знака есть у межнациональных корпораций. Именно продукцию этих корпораций чаще всего подделывают. Но задуматься о регистрации следует и небольшим стартапам. Небольшая фирма может быстро набрать обороты в своей деятельности, и ее товар будут подделывать. Конкурирующая фирма будет зарабатывать на репутации, не вкладывая в рекламу ничего.

Что дает регистрация

Регистрация товарного знака дает следующие возможности:

  • Использование знака практически на всех носителях: производимые товары, сайты, имя домена, документы.
  • Возможность передачи права на использование товарного знака другому ЮЛ или ФЛ.
  • Использование в качестве залога при кредитовании.
  • Защита своего знака от посягательств конкурентов.

Если представители фирмы увидят, что знак используется другой компанией, они могут обратиться в суд.

Способы защиты товарного знака

Для защиты товарный знак нужно его зарегистрировать. Сделать это можно в ФГБУ «ФИПС» (это отделение Роспатента). Регистрировать знак нужно в той местности, где он будет эксплуатироваться. Длительность оформления занимает 12-15 месяцев. Срок действия знака – 10 лет. Его можно продлевать неограниченное число раз. Если фирма будет работать, в том числе за рубежом, нужно пройти международную регистрацию. Она нужна для защиты на территории других государств.

ВАЖНО! Если фирма оформила знак в России, это не станет автоматически гарантом защиты в других государствах. Право обладания действует только в той стране, в которой оно появилось.

Перед направлением заявки в Роспатент нужно проверить, не используется ли выбранный знак еще кем-то. Совпадения можно найти при помощи базы Роспатента. Эта база состоит из 500 000 знаков. Если права на знак принадлежат другой фирме, то регистрировать его нельзя. Проверка на совпадения выполняется патентным бюро. Его представители сравнивают логотип/название с базой данных. Это позволяет исключить все совпадения.

Правообладатель имеет полномочия для контроля применения знака третьими лицами при этих обстоятельствах:

  • Нанесение маркировки на продукцию, упаковку, рекламные носители.
  • Использование товарного знака в качестве знака обслуживания.
  • Указание в документах, сопровождающих отпуск продукции в оборот.
  • Использование товарного знака в продвижении продукции или услуг.
  • Использование в социальных сетях, домене, электронной почте.

Лицо, имеющее права на знак, не может ограничивать использование знака, если это использование в личных целях ФЛ, которые не преследуют целей по извлечению прибыли. Наказание не может накладываться на лиц, которые используют знаки по согласованию с их обладателем.

К СВЕДЕНИЮ! Регистрация знака – не гарант того, что конкуренты не будут его использовать. Но если использование товарного знака обнаружено, предприниматель может оперативно отреагировать на правонарушение. Для этого имеет смысл сначала отправить письмо с претензией, а затем, если компания-правонарушитель никак не реагирует, отправиться в суд.

Читайте также:  Способы чтобы развивать память

Методы защиты знака

Защита прав предполагает действия в том случае, если обнаружен факт использования зарегистрированного знака. Они могут лежать в различных плоскостях.

Гражданский метод

Для инициирования дела о защите товарного знака нужно обращаться в арбитражные суды. Если дело хотят начать обе стороны, можно идти в третейский суд. Для обращения в орган нужно составить заявление. В нем должны содержаться требования. К примеру, это следующие требования:

  • Прекращение неправомерного использования товарного знака.
  • Возмещение убытка, возникшего вследствие незаконного использования знака.

Нужно учесть, что обычно установить размер ущерба, нанесенного вследствие неправомерного использования знака, очень сложно. А потому истец может обратиться к альтернативному способу защиты – требованию компенсации. Размер компенсации может варьироваться от 10 000 до 5 000 000 рублей. Соответствующее положение содержится в подпункте 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ. Если истец будет добиваться именно выплаты компенсации, определять размер убытков не требуется.

Еще один метод защиты – публикация решения суда в СМИ. Нужно это для восстановления деловой репутации фирмы.

Судов есть полномочия по решению этих вопросов:

  • Защита исключительного права на товарный знак.
  • Исполнение договора по передаче прав на использование товарного знака.

В арбитражный суд можно обращаться тогда, когда соглашениями, связанными с использованием товарного знака, предусмотрен именно такой порядок.

Административный метод

Существуют такие административные способы:

  • Отправка возражения в Палату по патентным срокам.
  • Направление заявления о нарушении норм конкуренции в Антимонопольный орган.
  • Направление жалобы в структуру, которая управляет работой правонарушителя.

Административные методы достаточно продолжительны в реализации. К заявлению о нарушениях нужно приложить бумаги, подтверждающие права истца на знак.

Защита через таможенные органы

За помощью таможенных органов следует обращаться тогда, когда неправомерное использование знака связано с ввозом или вывозом продукции из РФ. Процедура в данном случае будет регламентироваться Положением о защите прав, установленным Приказом ГТК №1199 от 27 октября 2003 года.

Уголовное преследование

На нарушителя прав на чужой товарный знак может накладываться уголовная ответственность. Привлекают к ней на основании статьи 180 УК РФ. В пункте 1 предусмотрены эти наказания за неправомерное использование чужих товарных знаков:

  • Штраф 100 000-300 000 рублей или исправительные работы до 2 лет.
  • Лишение свободы до 24 месяцев с наложением штрафов до 80 000 рублей.

Если преступление совершалось группой лиц или организованной группой, ответственность будет серьезней.

Уголовная ответственность накладывается в том случае, если вследствие правонарушения образовался крупный ущерб. Размер его, согласно статье 169 УК РФ, составляет 1 500 000 рублей. Такой ущерб может быть причинен в следующих обстоятельствах:

  • Реализация оптовых партий контрафакта.
  • Компания, которой принадлежит товарный знак, утратила свое влияние на рынок сбыта.
  • Упущенная выгода.

К СВЕДЕНИЮ! За использование товарного знака уголовная ответственность накладывается крайне редко. Отсутствует соответствующая судебная практика, сложно доказать величину ущерба.

Другие методы

Владелец знака имеет право на самостоятельную защиту. Однако инструменты для этой защиты должны быть соразмерны правонарушениям. К примеру, в качестве самозащиты могут использовать максимальное усложнение незаконного использования знака. Для этого используются голограммы, фигурные элементы и прочее.

Источник

Как защитить товарный знак в 2021 году?

Часть четвертая ГК РФ относит товарные знаки к средствам индивидуализации предприятий. Глава 76 ГК РФ позволяет установить режим правовой защиты товарного знака, для этого проводится процедура регистрации в ФИПС с выдачей охранного свидетельства. При наличии указанного свидетельства, предприятие может осуществлять защиту права на товарный знак способами, установленными ст. 1252 ГК РФ.

Нюансы регистрации товарного знака

Каждая компания, планирующая добиться успеха на рынке, должна использовать все законные способы повышения конкурентоспособности. Для индивидуализации фирмы, а также ее продукции, применяется торговый знак, который выражается в следующих видах:

  • обозначения текстового характера, выраженные с помощью шрифтовых комбинаций (словоформы, аббревиатуры и т.д.);
  • средства изобразительного характера — графические объекты без применения текстовых форм;
  • обозначения комбинированного характера — комплекс текста и графики в едином объекте.

На товарный знак юрлицо может получить свидетельство о регистрации. Для этого необходимо подтвердить, что представленный знак обладает уникальными характеристиками.

Читайте также:  Потолочная плитка чем клеить разные способы

Правообладателю предоставляется полный комплекс мер по защите товарного знака, однако для этого нужно пройти регистрацию через службу Роспатента. Процедура состоит из следующих этапов:

  • проведение предварительной проверки товарного знака на предмет уникальности;
  • направление регистрационной заявки в ФИПС;
  • публикация информации о заявке в информационном вестнике Роспатента;
  • формальная экспертиза, проводимая на предмет соответствия заявки законодательным актам;
  • вынесение уведомления о положительном прохождении формальной экспертизы;
  • экспертиза регистрируемого обозначения по существу;
  • вынесение решения о регистрации знака в госреестре;
  • регистрация товарного знака в госреестре, официальная публикация данных в вестнике Роспатента;
  • выдача правообладателю свидетельства на товарный знак, прошедший регистрацию.

С этого момента владелец исключительного права на товарный знак может использовать весь комплекс действий по защите объекта индивидуализации.

Способы защиты прав на товарные знаки

В ст. 1252 ГК РФ перечислен перечень основных мер по защите товарного знака:

  • заявление о признании права — при возникновении спора с участием третьих лиц, отрицающих или не признающих указанное право;
  • направление требований о прекращении нарушений подтвержденных прав;
  • судебная защита — направление иска о возмещении убытков или выплаты компенсации с лица, противоправно использующего чужие товарные знаки;
  • требование о принудительном изъятии носителей, на которых нанесены знаки;
  • направление требования о публикации акта судебного учреждения с указанием настоящего правообладателя.

Каждый правообладатель может реализовать все перечисленные варианты отстаивания своих интересов. Наиболее эффективным вариантом является судебная защита прав на товарные знаки, в ходе которой можно не только пресечь противоправные действия третьих лиц, но и добиться возмещения убытков или компенсационных выплат за использование чужого объекта интеллектуальной собственности.

На практике, до передачи документов в судебные инстанции, предъявляется требование о прекращении противоправного использования товарного знака с изъятием продукции из гражданского оборота.

Если этот вариант не приносит положительного результата, предстоит урегулирование спора в судебных учреждениях.

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Условия наступления ответственности за противозаконные действия регламентированы ст. 1515 ГК РФ. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • под незаконным использованием чужого товарного знака понимается его размещение на товарах, этикетках, упаковках без разрешения правообладателя (закон допускает передачу исключительных прав на основании лицензионных договоров или иными способами);
  • материальные носители, на которых незаконно размещены чужие товарные знаки, признаются контрафактными, а их использование в гражданском обороте является противоправным действием;
  • право на товарный знак подлежит защите только в пределах территории, на которой он проходил регистрацию (например, при получении свидетельства о регистрации на территории РФ, автоматическая правовая охрана за пределами страны не возникает);
  • исключительные права на товарный знак защищаются только в отношении группы товаров или услуг, которые были включены в заявку при регистрации.

Рассмотрим, как происходит защита зарегистрированного обозначения в судебном порядке.

Варианты судебной защиты товарного знака в 2020 году

Взыскание убытков или компенсации за нарушение прав на товарные знаки возможно только в судебном порядке.

Обращение в суд по защите прав на объекты интеллектуальной собственности может происходить по следующим направлениям:

  • привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности;
  • направление искового заявления в арбитражный суд;
  • рассмотрение спора через Палату по патентным спорам;
  • подача жалобы в ФАС;
  • направление жалобы в органы Федеральной таможенной службы.

Выбор одного из перечисленных вариантов является правом владельца товарного знака. Например, если правоохранительными органами изъята единичная партия контрафактной продукции, целесообразно настаивать на возмещении ее двукратной стоимости, поскольку определить ее рыночную стоимость не составит труда.

Возмещение указанными способами может происходить в рамках уголовного или административного процесса, для этого предъявляется соответствующий гражданский иск. Нужно учитывать, что доказывание размера убытков и подготовка расчета суммы ущерба являются обязанностью правообладателя. По этой причине, наиболее оптимальным вариантом будет заявление требований о выплате компенсации в твердой сумме.

Одновременно с удовлетворением требований о выплате убытков или компенсации, суд обязан принять решение о конфискации контрафактной продукции.

Передача указанных носителей действительному правообладателю не допускается, изъятая продукция подлежит уничтожению за счет нарушителя.

Источник

Как защитить название с помощью товарного знака

Эксперты сервиса «Онлайн Патент»

На первых этапах создания своего бизнеса мало кто задумывается о защите названия своей продукции или компании. Однако, это может привести к тому, что ваш бренд могут попытаться использовать недобросовестные конкуренты.

Читайте также:  Какие есть способы обеспечения качества

Например, вы создали свой бизнес, начали заниматься его раскруткой, а потом выясняется, что название уже занято и зарегистрировано как товарный знак. В итоге, вы лишаетесь своего бренда и возникает риск, что на вас подадут в суд за нарушение чужих интеллектуальных прав. Либо может быть так, что пока вы продвигаете свой бренд, недобросовестный подражатель зарегистрирует ваше название как товарный знак и потребует вас прекратить его использование. Как результат: ребрендинг, потеря доходов и клиентов.

Давайте разберемся, как обезопасить себя и свой бизнес заранее.

Зачем нужен товарный знак

Товарный знак — гарантированная правовая охрана вашего названия. Получив Свидетельство о регистрации товарного знака, вы будете уверены, что являетесь правообладателем своего бренда, вы получаете инструмент для защиты своих прав.

Угрозы для названия без товарного знака:

  • недобросовестные конкуренты могут использовать ваше название или похожие варианты и тем самым путать и уводить ваших клиентов;
  • могут появиться сайты-клоны, фейковые аккаунты в социальных сетях с названием вашего бренда, которые могут нанести вам репутационный и финансовый ущерб;
  • вы, сами того не подозревая, можете стать нарушителем, начав случайно использовать чужой товарный знак. В результате правообладатель может подать на вас в суд, вам придется выплатить крупную компенсацию и перестать использовать чужой товарный знак.

Название, зарегистрированное как товарный знак — гарантия того, что вы можете спокойно развивать свой бизнес, не опасаясь недобросовестных конкурентов и подделок.

Преимущества регистрации наименования как товарный знак:

  • исключительные права на использование товарного знака — в рекламе, на вывесках, баннерах и т.д.;
  • запрет на незаконное использование вашего названия третьим лицам, в том числе в сети Интернет;
  • возможность подать в суд на недобросовестных конкурентов и получить до 5 млн. рублей компенсации за нарушение ваших интеллектуальных прав (ст.1515 ГК РФ);
  • возможность расширения бизнеса или по лицензии;
  • исключение риска самим стать нарушителем.

Свидетельство регистрации товарного знака действует в течение десяти лет, после чего оно может быть продлено на этот же срок и так неограниченное число раз.

Как товарный знак защитил название. Реальная история

Компания «МДМ» планировала продажу декоративных материалов из полиуретана. На упаковку и товар, который был сделан в Малайзии, нанесли название «GAUDI». Однако подражатели не учли, что название «GAUDI» уже зарегистрировано в качестве товарного знака (№552159) и принадлежит компании «Декор».

Правообладатели обратились в суд, и в итоге компании «МДМ» суд постановил выплатить в пользу «Декор» компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак в размере 5 млн руб., расходы на оплату услуг представителя в 50 420 руб., а также по уплате госпошлины в размере 30 794 руб. (дело № 09АП-64730/17).

Успех «Декора» в суде стал возможным благодаря зарегистрированному товарному знаку. Если бы название «Gaudi» не было зарегистрировано как товарный знак, то доказать нарушение было бы практически невозможно, именно наличие Свидетельства стало железным аргументом в решении суда.

Что еще нужно знать перед регистрацией

Товарные знаки могут быть:

  • словесными (наименование, слоган, словосочетание),
  • изобразительными (логотип),
  • объемными (в 3D графике, например, форма бутылки),
  • комбинированными (логотип со слоганом, названием или графика) и другими.

Обратите внимание, что не стоит пытаться регистрировать в качестве товарного знака слова, которые непосредственно обозначают товар, то есть описательные. Например, «Яблочный сок» для сока не пройдет регистрацию. Также не пройдут проверку нецензурные выражения, названия государств, государственные символы, флаги и термины.

Как зарегистрировать товарный знак

Оформить юридические права на наименование достаточно просто — это можно сделать в маркетплейсе ВТБ. Выберите «Регистрация товарного знака» от сервиса «Онлайн Патент». Для клиентов ВТБ доступны особые условия: скидка 3000 рублей и консультация специалистов. Сама регистрация займет некоторое время, по истечении которого вы получите надежную юридическую защиту вашего бренда и абсолютно легальный инструмент воздействия на недобросовестных конкурентов.

Источник

Оцените статью
Разные способы