- Способ защиты смежных прав
- Способы защиты авторских и смежных прав
- Что можно требовать
- Какие способы защиты используются
- Предварительные
- Внесудебные
- Обращение в суд
- Смежные права и их правовая охрана
- Понятие смежных прав, объекты и субъекты
- Смежные права и интеллектуальная собственность
- Права на фонограммы
- Права на исполнение
- Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние
- Право изготовителя базы данных
- Право организаций эфирного и кабельного вещания
- Знак охраны смежных прав
Способ защиты смежных прав
Статья 49. Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.
Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.
3. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.
4. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
5. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.
Источник
Способы защиты авторских и смежных прав
Для того чтобы возникли авторские или смежные с ними права, согласно российским законам, не требуется соблюдать формальности (то есть как-то их регистрировать). Достаточно создать произведение или, соответственно, исполнить его. Защищать права понадобится, если кто-то присвоит их или начнет использовать в своих целях — личных или коммерческих. Можно заранее (до обнародования) обозначить свои права, предъявить досудебную претензию нарушителю и обратиться в суд.
Способы защиты интеллектуальной собственности описаны в 4-й части Гражданского кодекса (ГК) достаточно подробно, но для успеха выбирать конкретный метод нужно в зависимости от того, какое именно право нарушено. Если вы хотите защитить что-то поважнее дизайна интернет-страницы или поста в соцсети, то лучше довериться юристу. Он представит ваши интересы и поможет:
- задепонировать авторство, заверить его у нотариуса (или подсказать иной, более подходящий вариант);
- составить авторский договор на опубликование;
- определить, какое именно нарушение произошло в вашем случае (и было ли оно вообще, ведь есть множество вариантов законного использования чужих произведений);
- заказать экспертизу;
- составить претензионное письмо или заявление в суд;
- рассчитать сумму пошлины и ущерба.
Разумеется, в этом случае нужен юрист именно по авторскому и смежному праву, а не общей практики. Специалистов такого профиля удобнее и быстрее искать через интернет-сервисы — вместо утомительного обзвона множества юридических компаний. На нашем портале вы без труда найдете подходящего специалиста, способного решить проблему — мы работаем только с проверенными компаниями, здесь нет частников.
Вы можете оставить заявку прямо в тот момент, когда обнаружили нарушение, ведь сервис круглосуточный. У нас есть возможность прикрепить к тексту разные документы. Такое обращение, кстати, тоже может быть косвенным подтверждением авторских прав, что немаловажно.
Что можно требовать
В России действуют две презумпции: авторства и вины того, кто нарушил его право или смежное с ним. При этом не важна степень значимости творения — все равно, литературный шедевр вы создали или дизайнерскую табуретку. И не имеет значения, обнародовали вы свое произведение или наслаждаетесь им в одиночку. Подробнее об авторском праве и случаях, на которые оно не распространяются, можно почитать в отдельной статье.
Защита правообладателей предполагает целый комплекс мер. По закону можно требовать:
- Указать авторство либо признать/восстановить его. С этим часто обращаются не только авторы, но и соавторы.
- Прекратить нарушение (в том числе устранить угрозу того, что право может быть нарушено). Это может быть, например, запрет распространять контрафакт. В случае с интернетом можно заблокировать страницу или полностью сайт.
- Изъять контрафакт и даже оборудование для его производства.
- Восстановить положение, которое было до нарушения — например, удалить изменения в произведении, сделанные без ведома автора.
- Опубликовать опровержение или решение суда, которым установлено ваше авторское право.
- Возместить убытки, если чьи-то действия без согласования с вами нанесли вам ущерб или вы в результате них упустили выгоду. В последнее время более популярно требование о компенсации морального вреда. Ее размер, в отличие от убытков, не требуется рассчитывать и подтверждать документами, здесь работает принцип разумности.
Конечно, большинство методов получится реализовать только в суде, но многое для защиты авторских прав можно сделать и вне его. У смежных похожая природа, и защитить их можно сходными методами.
Какие способы защиты используются
В зависимости от того, чего вы хотите добиться, надо выбирать и способ, которым будете защищаться. Надо сказать, что первые задачи автора чего бы то ни было: сохранить всевозможные исходные рабочие материалы и закрепить за собой приоритет.
Поэтому начинать защиту прав надо еще до того, как вы начнете использовать свое творение.
Предварительные
Есть несколько вариантов фиксации авторства и иного правообладания:
- Отправить самому себе произведение почтой (обычной или электронной). В первом случае нельзя вскрывать конверт до возможного судебного разбирательства. Во втором рекомендуется отправлять письмо непосредственно из браузера.
- Внести запись в реестр, соответствующий характеру вашего творения. Их много, все они негосударственные, кроме того, где записывают данные создателей программ для ЭВМ. Но и тот не обязательный, а факультативный.
- Зафиксировать существование произведения и имя автора нотариально. Нотариусы неохотно берутся это делать, поскольку единого реестра в стране нет, а за удостоверение они отвечают своим именем. Опытные люди советуют говорить, что такое заверение требуется, например, по договору с издательством, а не для фиксации прав автора. Если уговорите — железобетонное доказательство для суда вам обеспечено.
В интернете самое элементарное — поставить предусмотренные ГК значки охраны © (авторам) и ℗ («смежникам») с именем и датой обнародования. Они, конечно, не защитят от воровства ваши записи, фото и прочие материалы. Но вот если этот значок при копировании сознательно удалят, то это усугубит вину того, кто так поступит.
Закон (статьи 1299 и 1309 ГК) разрешает также использовать любые технические средства, защищающие доступ к произведениям. Это могут быть технологии или устройства, которые контролируют или ограничивают действия, запрещенные правообладателем. Подробнее о том, как предварительно защитить права на интеллектуальную собственность, можно почитать в этой статье.
Внесудебные
Будем откровенны: обращение к нарушителю, будь то человек или организация, сознательно использовавшие ваше произведение — малоэффективно. Этот метод сработает, только если нарушитель не знал, что берет чужое, и готов исправиться.
Можно написать претензионное письмо, оно составляется по типу искового заявления. Адресатом будет либо частное лицо, либо творческое объединение или организация.
Основное предназначение такого письма — уведомить нарушителя, что вы в курсе содеянного и готовы отстаивать свои интересы.
Вряд ли оно испугает массового распространителя контрафакта, но может помочь решить локальные проблемы. Скажем, прекратить исполнять музыку или использовать текст без согласия автора.
Иногда суды требуют, чтобы вы попытались уладить дело миром, но это ваше право, а не обязанность. Вам решать, писать такую петицию или сразу судиться с обидчиком.
Обращение в суд
Если кто-то присвоил результат вашего творчества и обнародовал его раньше вас, то, по закону, автором считается он — до тех пор, пока вы не докажете обратное. Поэтому в суде пригодится все: черновики, эскизы, негативы и те предварительные меры, которые вы приняли, чтобы защитить свои интеллектуальные права.
- административным (при незначительных нарушениях типа ошибки в имени автора);
- общегражданским (в большинстве ситуаций);
- уголовным (в случае явного плагиата, при большом размере ущерба или в рамках уголовного дела).
Общегражданские иски рассматриваются в районных судах. Или в арбитраже, когда нарушитель, правообладатель или оба сразу — ИП или юрлица, либо если спор имеет коммерческий характер. Если дело не ограничится первой инстанцией, то им займется специальный суд по интеллектуальным правам.
Пошлина за неимущественные иски (признать/восстановить авторство и т. п.) для граждан — 300 рублей. А если у вас материальные претензии к нарушителю, то расчет ведется в зависимости от их размера: минимум 400 рублей, максимум 60 000 рублей.
Заявление рассматривается около месяца, а потом начнется процесс. Его результат очень зависит от обоснованности претензий, правильности расчета ущерба или адекватности требуемой компенсации, а также от убедительности доказательств.
Определиться со способом защиты и грамотно написать заявление поможет найденный в нашем маркетплейсе специалист по авторским и смежным правам. В сравнении с другими подобными сервисами у нашего есть преимущества:
- в заявке вы сами указываете цену за услугу, и вам ответят лишь те, кто на нее согласен;
- после согласования окончательной цены с выбранным юристом она уже не изменится;
- ваши деньги отправятся к исполнителю только по окончании работы, а до этого будут зарезервированы.
Создать заявку у нас несложно — форма удобная, и в ней есть подсказки. Мы всегда на связи и поддержим вас на всех этапах.
Источники:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Источник
Смежные права и их правовая охрана
Автор, создавший произведение, вправе распоряжаться своей работой любым способом, например, размещать фотографии на сайте, продавать статьи рекламному агентству, отправлять песню музыкальной студии. Иногда результаты интеллектуального творчества могут попасть к потребителю только благодаря творческой деятельности других людей или целой команды, например, запись фонограммы позволяет слушать музыкальную композицию целиком, а после постановки танцевального номера и трансляции его в эфир можно смотреть готовый номер на экране. Именно таким образом возникают смежные права, благодаря которым все, кто причастен к распространению созданного ими произведения, могут получать вознаграждение за его использование. В статье разбираемся, что такое смежные права, как обеспечивается защита смежных прав и как они реализуются в разных сферах деятельности.
Понятие смежных прав, объекты и субъекты
Под смежными принято понимать права исполнителя произведения, создателя фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов, разработчиков баз данных на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Уже из названия «смежные права» понятен их производный характер от первичных прав автора — то есть это права, смежные с авторскими.
Смежные права появляются, например, при исполнении песни, которая сама по себе будет являться объектом авторских прав. Используются авторские текст и мелодия, но исполняется произведение другим человеком — появляется новая форма объекта интеллектуальной собственности, позволяющая его воспринять.
Смежные права появляются сразу при создании объекта интеллектуальной собственности, в момент, когда объект становится доступным для восприятия. Закон не требует регистрации или соблюдения иных формальностей для возникновения и защиты смежных прав. Кроме того, для возникновения смежных прав необходимо получить согласие автора на использование объекта его творчества, например, заключив лицензионный договор. В случае неполучения предварительного согласия нарушаются авторские права правообладателя, чей объект был использован, а использовать объект, созданный с нарушением авторских прав, законом запрещено.
К объектам смежных прав принято относить исполнение музыкальной композиции и театральной постановки, сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания, фонограмму, базу данных или публикации, которые были впервые обнародованы после того, как перешли в общественное достояние. К субъектам относятся исполнители и режиссеры-постановщики, различные вещательные и эфирные организации, изготовители фонограмм, публикаторы и изготовители баз данных.
Сроки охраны объектов смежных прав могут быть различными. Если возникновение смежных прав совпадает с моментом создания произведения, то срок его действия будет определяться конкретным объектом. Например, срок действия таких прав на исполнение песни будет отличаться от аналогичного срока для фонограмм или баз данных. Подробнее расскажем, когда будем рассматривать конкретные виды прав по объектам защиты.
Смежные права бывают разные, от чего будет меняться и форма и способ защиты смежных прав. Исключительное смежное право позволяет пользоваться объектом на свое усмотрение, а также не разрешать подобное использование другим. Исключительное право — имущественное, оно возникает на все объекты смежных прав и принадлежит правообладателю.
Помимо исключительных (имущественных) смежных прав существуют также и неимущественные смежные права, которые могут принадлежать физическим или юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Эти права являются неотчуждаемыми и дают правообладателям возможность указывать фирменное наименование организации на пластинках, упаковках, требовать защиты от искажений и т.д. Состав таких прав может меняться в зависимости от конкретного объекта.
Личные неимущественные авторские права принадлежат только физическим лицам — это право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения. При нарушении личных неимущественных прав пострадавшая сторона вправе потребовать компенсацию морального вреда, публикацию о нарушении его прав и заявить ряд других нематериальных требований.
Смежные права и интеллектуальная собственность
Объекты интеллектуальной собственности делятся на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания и др.) и на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Частично РИД охраняются смежным правом, частично авторским. Таким образом, объекты смежных прав тоже являются объектами интеллектуальной собственности.
С точки зрения оборота разницы между авторскими и смежными правами нет. Однако, иногда результаты интеллектуальной деятельности одного человека могут быть донесены до потребителя только благодаря творческой деятельности других людей. Именно он будет обладать смежными правами на исполнение данного произведения.
То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). И когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав. Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. За исключением фольклорных произведений и произведений, перешедших в общественное достояние.
Формы и способы защиты смежных прав практически такие же, как у авторских. Разница лишь в том, что, как мы упоминали выше, объектов смежных прав стало очень много — это и песня, звучащая в вашем плейлисте или на радио, и спектакль, и концерт с музыкальной группой. При этом с каждым новым выступлением в новом городе во время тура будет возникать новый объект смежного права.
Охрана смежных прав осуществляется с момента записи исполнения или постановки, которые были исполнены или переданы в эфир. Однако, права режиссера-постановщика театрально-зрелищного представления возникают вне зависимости от того, осуществлялась запись или нет.
Права на фонограммы
К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.
Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.
По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.
Права на исполнение
К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.
Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.
Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).
Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.
Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние
Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.
Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы. В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.
Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.
Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.
Право изготовителя базы данных
Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.
Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.
Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.
Право организаций эфирного и кабельного вещания
Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам. Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.
Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.
Знак охраны смежных прав
Любой обладатель исключительного права на объект смежных прав может разместить на каждый экземпляр знак правовой охраны смежных прав. Он состоит из трех элементов:
- Латинской буквы «Р», размещенной в круге
- Имени или названия правообладателя (например, студия звукозаписи)
- Года опубликования.
Международная охрана смежных прав осуществляется, опираясь на принципы нескольких Конвенций: Римской (1961 г.), Женевской (1971 г.) и Брюссельской (1974 г.). По международным нормам минимальный срок охраны смежного права составляет 20 лет с начиная с года, когда произведение было опубликовано, исполнено или вышло в эфир.
Источник