15. Каков порядок защиты прав и интересов заказчиков и участников закупки?
15. КАКОВ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКОВ
И УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ?
Данный материал НЕАКТУАЛЕН! Его обновление прекращено с 24.08.2021. Для просмотра актуальных материалов по этому вопросу перейдите по ссылке.
За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность согласно законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).
Участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки могут быть обжалованы в антимонопольном органе. К таким основаниям относится:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки (осуществления) закупки, который содержится в положении о закупке, утвержденном и размещенном в ЕИС;
2) неразмещение в ЕИС (нарушение сроков размещения):
— положения о закупке (изменений, внесенных в него);
— информации о закупке;
— информации и документов о договорах, заключенных по результатам закупки;
— иной информации, которую в соответствии с Законом N 223-ФЗ необходимо размещать в ЕИС;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиком закупки товаров (работ, услуг) в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ, предусмотренных ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в ЕИС информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, или размещение недостоверной информации об этом;
6) нарушение оператором электронной площадки требований Закона N 223-ФЗ (в частности, технические неполадки на его электронной площадке). По мнению ФАС России, наличие либо отсутствие таких неполадок не может подтверждаться скриншотами (Письмо от 25.02.2019 N МЕ/13989/19). Чтобы подтвердить их наличие, рекомендуем установить плагин ГИС «Независимый регистратор», которая осуществляет видеофиксацию всех действий участников закупок на электронных площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Плагин можно загрузить с официального сайта ЕИС http://zakupki.gov.ru/.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки обжалуются в порядке, предусмотренном в ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (бездействием). Учтите, что жалобу на положения документации о закупке может направить любое лицо до окончания срока подачи заявок, установленного в ней. Если проводится закупка у единственного поставщика, ее можно направить до даты заключения договора. Жалобу на действия (бездействие), которые совершены после окончания срока подачи заявок может направить только участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19).
В случаях, определенных п. п. 1, 4 — 6 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, обратиться в антимонопольный орган с жалобой могут и другие лица, если действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы СМСП (ч. 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Учтите, что положения Закона N 223-ФЗ, касающиеся участия СМСП в закупках товаров, работ, услуги, применяются и в отношении самозанятых (за исключением ИП) (ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). За разъяснениями по вопросу о том, могут ли иные лица в соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ подать жалобу в антимонопольный орган, если действия (бездействие) заказчика нарушают права и законные интересы самозанятых (за исключением ИП), рекомендуем обратиться в Минфин России.
При подаче жалобы необходимо учитывать подведомственность. Центральный аппарат ФАС России рассматривает только жалобы на действия (бездействия) (Письмо ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19):
— заказчиков, операторов электронных площадок при закупках стоимостью свыше 1 млрд руб.;
— заказчиков, указанных в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19, при закупках стоимостью свыше 100 млн руб.;
— операторов электронных площадок при проведении закупок стоимостью свыше 100 млн руб. заказчиками, указанными в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19;
— операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р (независимо от стоимости закупки).
Остальные жалобы рассматривает территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.
Принять участия в заседаниях ЦА ФАС России, ее территориального органа можно дистанционно посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. При этом ФАС России указывает: такое участие является приоритетным. Инструкция для дистанционного участия размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо от 03.04.2020 N ИА/27895/20).
Чтобы присутствовать на заседании очно, нужно подать заявление для оформления пропуска. Оно подается на сайте ФАС России по адресу https://fas.gov.ru/spheres/5 не позднее 16:00 (по местному времени для ФАС России, ее территориального органа) рабочего дня, предшествующего дню заседания (Письмо ФАС России от 29.05.2020 N МЕ/45732/20).
Отметим, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 указанного Закона). ФАС России разъясняет, что в соответствии с ч. 17, 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ комиссия антимонопольного органа принимает решение (в том числе о выдаче предписания) с учетом всех выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 N ИА/3655/18). В то же время Верховный Суд РФ считает, что полномочия антимонопольного органа ограничены доводами жалобы, поэтому ФАС России не может выходить за их пределы и устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика. Он также указывает, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона N 135-ФЗ (п. п. 17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Если жалоба признается обоснованной, ФАС России вправе выдать заказчику обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений (ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ), в том числе:
— об отмене протоколов, составленных в ходе закупки;
— внесении изменений в документацию и извещение о закупке;
За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания контрольного органа предусмотрена административная ответственность. Подробнее об этом см. разд. 16 настоящего материала.
Заказчики вправе предусматривать в положениях о закупках и документации о закупке требование об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). В указанный реестр, ведение которого предусмотрено ст. 5 Закона N 223-ФЗ, включаются сведения об участниках, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением их условий (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков. Таким органом является ФАС России (п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Обратите внимание, что заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков по результатам закупок стоимостью свыше 1 млрд руб. либо закупок свыше 100 млн руб., проводимых заказчиками, которые указаны в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19, рассматривает центральный аппарат ФАС России (Письмо ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19).
За непредставление или несвоевременное представление в ФАС России информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях) предусмотрена административная ответственность. Подробнее об этом см. разд. 16 настоящего материала.
Источник
Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов
В.В.Ефимов, заместитель начальника Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России
С момента выхода Постановления Правительства от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», в соответствии с которым Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, прошло около 3 месяцев. За это время сотрудники ФАС не только активно включились в работу по обеспечению защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, но и занялись разъяснением для заказчиков положений нового закона о размещении заказов, одним из основных разработчиков которого являлась именно Федеральная антимонопольная служба.
Вместе с тем, поскольку до настоящего времени не решен вопрос по изменению штатной численности, основной упор делается на рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчиков. Однако в ближайшее время ФАС России планирует начать осуществление плановых и внеплановых проверок и активно применять меры административного наказания к недобросовестным заказчикам.
Реализаций новых полномочий означает для Федеральной антимонопольной службы необходимость контролировать примерно около двух миллионов закупок в стране в год. При этом даже если представить, что только в 10% случаев будут нарушения (хотя на самом деле обычно больше 10%), нам придется рассматривать более 200 тысяч дел в год. Кроме того, закон установил обязанность вынести решение по каждому делу в течении пяти календарных дней. пятидневный срок.
В данной статье мы рассмотрим несколько примеров рассмотрения дел по жалобам, поступившим на действия государственных заказчиков. Напомним, что согласно ч. 5 статьи 57, участник размещения заказа вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии), в ФАС России. При этом срок подачи такой жалобы не должен превышать десяти дней с момента подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участия в торгах.
При этом, если Федеральной антимонопольной службой и уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления рассматриваются жалобы на одни и те же действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, выполняется решение, принятое Федеральной антимонопольной службой. По сути это означает, что решение ФАС России имеет приоритет над решениям контрольных органов субъектов и муниципалитетов.
Накопленная к настоящему времени практика показывает, что участники размещения заказа чаще обращаются с жалобой сразу в ФАС, а не в уполномоченные на осущест-вление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
В нашем обзоре мы рассмотрим жалобы, на действия заказчиков при размещении заказов на:
— клиническую лабораторную диагностику;
— текущее содержание железнодорожных путей;
— поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
— поставку низкотемпературного морозильника;
— выполнение работ по техническому обслуживанию внутренних систем отопления, водопровода и канализации;
По всем указанным делам в действиях заказчиков были выявлены нарушения закона о размщении заказов.
Рассмотрим более подробно нарушения, допущенные при проведении открытых конкурсов каждым упомянутым заказчиком (См. Приложение).
Анализ данных, приведенных в таблице (Приложение) позволяет выявить наиболее часто нарушаемые статьи закона о размещении заказов заказчиками:
— статью 21 «Извещение о проведении открытого конкурса» (всего 10 раз);
— устанавливали требования к участникам торгов, не предусмотренные статьей 11 (6 раз);
— нарушали порядок подачи заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (статьи 25 и 28) (по 5 раз.)
Все остальные статьи (35 различных статей), указанных в таблице нарушались заказчиками по 1 — 2 раза.
(см. таблицу в «Файлах для скачивания»)
На основании рассмотренных жалоб, заказчикам были вынесены предписания — устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следующим образом:
— при размещении заказов на поставку клинической лабораторной диагностики и текущее содержание железнодорожных путей — отменить результаты проведенного конкурса;
— при размещении заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения — внести изменения в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию в течение 10 дней с момента вынесения предписания, продлить срок подачи заявок на 10 календарных дней с момента внесения изменений в извещение и конкурсную документацию;
— при размещении заказа на поставку низкотемпературного морозильника — внести изменения в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию в течение 20 рабочих дней с момента вынесения предписания; продлить срок подачи заявок на 30 календарных дней с момента внесения изменений в извещение и конкурсную документацию;
— при размещении заказа на Выполнение работ по техническому обслуживанию внутренних систем отопления, водопровода и канализации — провести оценку и со-поставление заявок на участие в конкурсе согласно требованиям статьи 28 94-ФЗ.
В заключение, обращаясь ко всем государственным и муниципальным заказчикам, отметим, что тщательное соблюдение правильности проведения процедур размещения заказа, в том числе ответственный подход к содержанию извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, является залогом успешного проведения торгов в намеченный срок и не приведет к необходимости вносить изменения в документацию либо вообще проводить торги заново.
А участникам размещения заказа напомним, что должна содержать жалоба для того, чтобы она была принята к рассмотрению органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказа.
1. Наименование заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, действия (бездействие) которых обжалуется; фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуется;
2. Наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, факса;
3. Указание на размещаемый заказ;
4. Указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии; доводы жалобы;
5. Приложение — документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;
6. Приложение — полный перечень прилагаемых к жалобе документов;
7. Приложение — доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы, если ее подписывает представитель участника размещения заказа.
Кроме того, необходимо всем помнить о сроках, когда можно подать жалобу в органы, уполномоченные на осуществление контроля. Этот срок, как уже говорилось, не может превысить 10 дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, со дня проведения аукциона, со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок. После истечения данного срока обжаловать процедуру размещения заказа возможно только в судебном порядке.
Источник