Способ защиты ответов теста от искажения относится шкала

Способ защиты ответов теста от искажения относится шкала

Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Источник

Контроль достоверности тестирования

Существует несколько способов контроля достоверности результатов тестирования испытуемого.

1) Использование в тесте контрольной шкалы (шкалы достоверности) – вспомо­гательного диагностического средства, по­зволяющего оценить достоверность инфор­мации, получаемой с помощью психодиагностической методики. Такая шкала используется прежде всего в тест-опросниках. Например, шкала «лжи» в личностном опроснике Айзенка и многомерном профессионально-психологическом личностном тесте, построенная по принципу шкалы мотивации одобрения.

Контрольные шкалы направлены на выявление осознанных или неосознанных стремлений испытуемого:

§ представить себя перед другим (например, психологом) в более выгодном свете с точки зрения декларируемых в обществе моральных и правовых норм, психического или физического состояния;

§ представить себя с негативной стороны (например, в плане ориентации на неодобряемые в обществе нормы или относительно состояния здоровья);

§ сохранить сформировавшийся позитивный образ Я.

В некоторых тестах одновременно включено несколько контрольных шкал. В качестве примера можно привести Миннесотский многоаспектный личностный оп­росник, в котором содержится четыре таких шкалы:

Шкала «?» учитывает количество пунктов опросника, оставленных испыту­емым без ответа. Превышение определен­ного критического числа таких незаполненных пунктов является основанием для суждения о недостаточной мотивиро­ванности испытуемого на обследование, возможном низком культурном уровне и недостаточном понимании содержания формулировок пунктов опросника.

Шкала «L» («лжи») направле­на на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам. В со­держание пунктов шкалы включены во­просы, предусматривающие однозначный ответ в ситуации, отражающей житейски реальное поведение, которое внешне мо­жет показаться осуждаемым строгой мо­ралью. Например, «Иногда я опаздываю на работу или учебу» (значимый вариант ответа «нет»), «Я иногда сплетничаю» («нет»), «Я не всегда говорю правду» («нет»). Испытуемый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, мо­жет отвечать на вопросы не в соответ­ствии с истинными поведенческими про­явлениями или качествами, а отражать свое представление о «нужных» (с точки зрения принятых в обществе норм) реакциях, качествах, уста­новках и т.д.

Читайте также:  Простой способ заплести волосы девочке для папы

Шкала валидности(«F») на­правлена на анализ тенденции к намерен­ному или неопознанному ухудшению ре­зультата обследования (симуляция). В состав пунктов шкалы включе­ны утверждения, касающиеся проявлений психической и физической сферы, кото­рые весьма редко встречаются в клини­ческой практике, однако внешне соответ­ствуют житейским представлениям о яв­лениях, которые могут возникнуть при психических расстройствах, стрессе и т.д. Например, «Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы» («да»), «Иногда я чувствую, что должен нанести повреждение или самому себе или кому-нибудь другому» («да»). В том случае, если испытуемый отме­чает у себя большое количество таких «симптомов», есть основания предпола­гать упомянутую выше тенденцию или на­личие выраженной мнительности, внуша­емости, ипохондричности.

Шкала коррекции («К») направ­лена на изучение противоположной пре­дыдущей установки испытуемого к наме­ренному или неосознанному улучшению результата обследования (диссимуляция). В шкалу включены утверждения, ка­сающиеся часто встречающихся в жизни проявлений, которые могут восприни­маться испытуемым как признаки болез­ни, какого-либо личностного недостатка. Например, «Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие» («нет»), «Я против того, чтобы подавать милостыню» («нет»). Индивид, желающий показаться макси­мально «здоровым» или «благополучным» в личностном или жизненном плане, мо­жет часто отрицать наличие у себя таких симптомов, привычек, реакций на окру­жающие обстоятельства. В зави­симости от степени выраженности иссле­дуемой тенденции делается поправка к результату ряда основных клинических шкал MMPI. Высокий показатель по шкале может означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку казаться хорошим. Низкий показатель может указывать на чрезмерную честность или самокритичность либо на нарочитую попытку показаться плохим.

Если в тесте имеется контрольная шкала, то обработка результатов начинается с неё. В том случае, когда показатель испытуемого, например, по шкале «лжи» превышает установленный норматив (в личностном опроснике Айзенка – пять и более баллов), то результаты по основной (основным) шкале (шкалам) либо не обрабатываются и испытуемого просят пройти дополнительное обследование по данной методике, либо обрабатываются и принимаются во внимание, но с высокой долей осторожности. Особенно это касается методик, предназначенных для диагностики социально-психологических характеристик, таких как «ответственность – безответственность», «альтруизм – эгоизм» и др.

2) Контроль соответствия предназначен для оценки случайности ответов испытуемых, которые фактически отвечают случайным или иным, искажающим результаты тестирования образом.

Этот вид контроля заключается в сопоставлении результатов, полученных по схожим шкалам одной и той же ПДМ, или по разным, но похожим по содержанию ПДМ. Например, в многомерном профессионально-психологическом личностном тесте этот вид контроля осуществляется на основе сопоставления тестовых результатов испытуемого по двум шкалам: «альтруизм — эгоизм» и «просоциальная — асоциальная нормативность».

Если показатель испытуемого превышает установленный норматив, то испытуемый явно искажает ответы, и результаты по основной (основным) шкале (шкалам) далее не обрабатываются.

3) Контроль времени тестирования (КВТ)осуществляется на основе сопоставления скорости работы испытуемого с эталоном минимально возможного времени тестирования (ЭМВВТ). КВТрассчитан на тот случай, когда Испытуемый саботирует тестирование и отвечает на тестовые задания случайным образом, быстро работая с заданиями. Такой вид контроля представлен в многомерном профессионально-психологическом личностном тесте и реализуется в компьютерной форме тестирования.

Если показатель испытуемого превышает установленный норматив, то испытуемый явно саботировал обследование, а потому бессмысленно принимать во внимание результаты по основной (основным) шкале (шкалам).

Читайте также:  Способы маскировки фортификационных сооружений

4) Тест-ретест. Повторное тестирование по одним и тем же ПДМ, что позволяет контролировать систематические погрешности, которые возникают при применении ПДМ, а также случайные погрешности (прежде всего, стратегию случайного выбора ответов испытуемым).

Понятие и виды валидности

Понятии валидности

Валидность ПДМ – соответствие методики в целом и отдельных ее частей тому аспекту психики, который, по замыслу экспериментатора, должен исследоваться. Валидная ПДМ – это такая методика, которая диагностирует заранее заданные параметры психики и индифферентна, безразлична ко всем другим.

Необходимо отметить, что требование валидности применяется в основном для ПДМ и практически не применяется для диагностики в технике и в точных науках: физике, химии, астрономии и т.д. Это определяется двумя основными причинами. Во-первых, в психологии невозможно однозначно определить предмет исследования. Поясним это на примере. Предположим, что мы хотим исследовать такое свойство психики как тревожность. В психодиагностике разработано большое количество ПДМ для того, чтобы диагностировать это свойство. Связано ли чувство тревожности с беспокойством, страхом, неуверенностью, волнением? Можно привести довольно много психических явлений, которые связаны с чувством тревожности, но не совпадают с ним полностью. Почему же для создания ПДМ выбиралось именно свойство тревожности, а не какое-то другое? Как отделить в нашем понимании это свойство от других, похожих на него? Для этого как раз и требуется четкая теоретическая концепция данного свойства. Большое количество психологов-практиков и психологов-теоретиков анализирует различные теоретические концепции различных свойств психики и постепенно приходят к общему мнению относительно того, что наиболее важным качеством, характеризующим психику человека в этом аспекте, является именно тревожность. Постепенно психологи приходят к более или менее единому мнению и устанавливают, какими именно отличительными особенностями обладает тревожность. Однако при создании ПДМ, направленной на диагностику данного свойства, могут быть некоторые отклонения от общей концепции. В связи с этим закономерно возникает вопрос, а то ли свойство будет исследовать методика, для которого она разрабатывалась? Или она разрабатывалась для исследования одного свойства, а диагностирует совсем другое? Иными словами, возникает проблема валидности методики.

Во-вторых, ПДМ обладают невысокой избирательной способностью, т.е. по техническим причинам они не могут полностью отделить диагностируемое психическое свойство от других психических свойств. Например, как бы тщательно разработчик не пытался сформулировать пункты тест-опросника, содержание некоторых из них будет неоднозначными для испытуемых. То есть разные испытуемые будут вкладывать в них разные смыслы, а значит, у них будут диагностироваться разные психические свойства.

При диагностике технических устройств или в точных науках таких проблем, как правило, не возникает. Предмет исследования выделен, а метод чаще всего обладает высокой избирательностью. В этой ситуации специалисты уверены, что исследуют именно то свойство, которое хотят изучить.

Часто возникает вопрос о соотношении между валидностью и надежностью ПДМ. На него нет однозначного ответа. Однако часто указывается на то, что понятие надежности шире понятия валидности, хотя в некоторых случаях валидность и надежность равны (надежность > валидность), например, надежность-согласованность тестовых заданий и конвергентная валидность стимульного материала фактически эквиваленты по содержанию.

Очевидно, что надежность и валидность ПДМ представляют собой разные понятия. Объясним это на примере. Представим себе, что в выходной день у человека появилась возможность пойти на охоту или на рыбалку. Если, собираясь на охоту, он берет с собой удочку, то выбранный им метод проведения выходного дня будет не валиден первоначальной цели. Если же он, собираясь на охоту, взял с собой ружье, то выбрал валидный способ достижения цели. Теперь на этом примере объясним понятие надежности. Если ружье или удочка поломается в самый неподходящий момент, это значит, что выбранный человеком метод ненадежен. Надежное ружье стреляет всегда, когда нужно.

Читайте также:  Установка windows с флешки способы

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Достоверность

Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению.

Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Особенно остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках шкал лжи. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы).

Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы:

  1. Факторы знания.
  2. Фактор социальной желательности.
  3. Факторы индивидуальной тактики.

Фактор социальной желательности.

Обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность, так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тестирования. Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность теста-опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом социальной желательности. Таким образом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано действием факторов знания. Однако при диагностике личностных свойств, тесно связанных с психической «нормальностью» или «социальной успешностью», фактор социальной желательности ответа обусловливает очень серьезные искажения.

Внутренняя согласованность.

Здесь подразумевается действие «Я-концепции» («Я» для себя) и «Я-образа» («Я» для других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования. Выполняя тест, испытуемый всегда находится в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить «Я-концепцию» или фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска «Я-образ» полностью доминирует: например, преступник при экспертизе стремится прежде всего предстать больным или неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно так же склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу или психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о самом себе.

Источник

Оцените статью
Разные способы