- Технологии защиты информации в компании
- Базовые элементы информационной безопасности
- Разновидности угроз информационной безопасности
- Угрозы доступности
- Угрозы целостности
- Базовые угрозы конфиденциальности
- Методы защиты информации
- Инструменты организационно-правовой защиты
- Инструменты инженерно-технической защиты
- Криптографические инструменты защиты
- Программно-аппаратные инструменты для защиты сведений
- Журнал «ПАРТНЕР»
- ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- Советы психолога
- Проф. В. Левицкий (Магдебург)
- ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Технологии защиты информации в компании
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Информационная безопасность (ИБ) – это защищенность данных от негативных воздействий, которые могут нанести урон. Для обеспечения ИБ применяются методы защиты информации.
Вопрос: Как отразить в учете организации (пользователя) приобретение неисключительных прав на использование программы для ЭВМ (средств криптографической защиты информации) на условиях простой (неисключительной) лицензии? Лицензионный договор с лицензиаром (правообладателем) заключен в виде договора присоединения.
Посмотреть ответ
Базовые элементы информационной безопасности
Рассмотрим основные составляющие информационной безопасности:
- Доступность. Предполагает доступ субъектов к необходимой информации. Под субъектами понимаются компании, которые имеют право на доступ к соответствующим данным.
- Целостность. Сведения должны быть защищены от незаконного видоизменения, порчи.
- Конфиденциальность. Предполагает защищенность от несанкционированного доступа к данным.
Категории относятся как к самой информации, так и к инфраструктуре, с помощью которой хранятся сведения.
Разновидности угроз информационной безопасности
Угроза – это то, что может нанести урон ИБ. Ситуация, предполагающая угрозу, называется атакой. Лицо, которое наносит атаку ИБ, – это злоумышленник. Также существуют потенциальные злоумышленники. Это лица, от которых может исходить угроза.
Угрозы доступности
Частая угроза доступности – это непредумышленные ошибки лиц, работающих с информационной системой. К примеру, это может быть введение неверных данных, системные ошибки. Случайные действия сотрудников могут привести к потенциальной угрозе. То есть из-за них формируются уязвимые места, привлекательные для злоумышленников. Это наиболее распространенная угроза информационной безопасности. Методами защиты являются автоматизация и административный контроль.
Рассмотрим подробнее источники угроз доступности:
- Нежелание обучаться работе с информационными системами.
- Отсутствие у сотрудника необходимой подготовки.
- Отсутствие техподдержки, что приводит к сложностям с работой.
- Умышленное или неумышленное нарушение правил работы.
- Выход поддерживающей инфраструктуры из обычного режима (к этому может привести, к примеру, превышение числа запросов).
- Ошибки при переконфигурировании.
- Отказ ПО.
- Нанесение вреда различным частям инфраструктуры (к примеру, проводам, ПК).
Большая часть угроз относится к самим сведениям. Однако вред может быть также нанесен инфраструктуре. К примеру, это могут быть сбои в работе связи, систем кондиционирования, нанесение вреда помещениям.
Угрозы целостности
Центральная угроза целостности – это воровство и подлоги. Возникают они вследствие действий сотрудников компании. Согласно данным издания USA Today, в 1992 году вследствие рассматриваемых причин был нанесен совокупный ущерб в размере 882 000 000 долларов. Рассмотрим примеры источников угроз:
- Ввод неправильных данных.
- Изменение сведений.
- Подделка заголовка.
- Подделка всего текста письма.
- Отказ от исполненных действий.
- Дублирование информации.
- Внесение дополнительных сведений.
Внимание! Угроза нарушения целостности касается и данных, и самих программ.
Базовые угрозы конфиденциальности
Базовая угроза конфиденциальности – это использование паролей злоумышленниками. Благодаря знанию паролей заинтересованные лица могут получить доступ к конфиденциальным сведениям. Источники угрозы конфиденциальности:
- Использование многоразовых паролей с сохранением их на источниках, к которым могут получить доступ злоумышленники.
- Использование одних и тех же паролей в различных системах.
- Размещение информации в среде, которая не обеспечивает конфиденциальность.
- Использование злоумышленниками технических средств. К примеру, прослушивающие устройства, специальные программы, фиксирующие введенный пароль.
- Выставки, на которых презентуется оборудование с конфиденциальными сведениями.
- Хранение сведений на резервных носителях.
- Распространение информации по множеству источников, что приводит к перехвату сведений.
- Оставление ноутбуков без присмотра.
- Злоупотребление полномочиями (возможно при обслуживании инфраструктуры системным администратором).
Суть угрозы конфиденциальности кроется в том, что злоумышленник получает доступ к данным в момент наибольшей их неуязвимости.
Методы защиты информации
Методы защиты, как правило, используются в совокупности.
Инструменты организационно-правовой защиты
Основным инструментом организационно-правовой защиты являются различные организационные мероприятия, осуществляемые в процессе формирования инфраструктуры, с помощью которой хранится информация. Данные инструменты применяются на этапе возведения зданий, их ремонта, проектирования систем. К инструментам организационно-правовой защиты относятся международные договоры, различные официальные стандарты.
Инструменты инженерно-технической защиты
Инженерно-технические средства – это различные объекты, обеспечивающие безопасность. Их наличие обязательно нужно предусмотреть при строительстве здания, аренде помещения. Инженерно-технические инструменты обеспечивают такие преимущества, как:
- Защита помещения компании от действий злоумышленников.
- Защита хранилищ информации от действий заинтересованных лиц.
- Защита от удаленного видеонаблюдения, прослушивания.
- Предотвращение перехвата сведений.
- Создание доступа сотрудников в помещение компании.
- Контроль над деятельностью сотрудников.
- Контроль над перемещением работников на территории компании.
- Защита от пожаров.
- Превентивные меры против последствий стихийных бедствий, катаклизмов.
Все это – базовые меры безопасности. Они не обеспечат полную конфиденциальность, однако без них невозможна полноценная защита.
Криптографические инструменты защиты
Шифрование – базовый метод защиты. При хранении сведений в компьютере используется шифрование. Если данные передаются на другое устройство, применяются шифрованные каналы. Криптография – это направление, в рамках которого используется шифрование. Криптография используется в следующих целях:
- Защита конфиденциальности сведений, которые передаются по открытым каналам.
- Возможность подтверждения подлинности сведений, которые передаются по различным каналам.
- Обеспечение конфиденциальности сведений в том случае, если они размещены на открытых носителях.
- Сохранение целостности данных при их передаче и хранении.
- Подтверждение отправки сообщения с информацией.
- Защита ПО от несанкционированного применения и копирования.
КСТАТИ! Криптография – это более продвинутый метод обеспечения защиты сведений.
Программно-аппаратные инструменты для защиты сведений
Программно-аппаратные инструменты включены в состав технических средств. К примеру, это могут быть:
- Инструменты для ввода сведений, нужных для идентификации (идентификация по отпечаткам пальцев, магнитные и пластиковые карты доступа).
- Инструменты для шифрования данных.
- Оборудование, предупреждающее несанкционированное использование систем (к примеру, электронные звонки, блокираторы).
- Инструменты для уничтожения сведений на носителях.
- Сигнализация, срабатывающая при попытках несанкционированных манипуляций.
В качестве этих инструментов могут выбираться разные программы. Предназначаются они для идентификации пользователей, ограничения доступа, шифрования. Для полноценной защиты применяются и аппаратные, и программные инструменты. Комплекс мер обеспечивает наивысшую степень защиты. Однако руководитель должен помнить, что добиться стопроцентной защиты невозможно. Всегда остаются слабые места, которые нужно выявлять.
Источник
Журнал «ПАРТНЕР»
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Советы психолога
Проф. В. Левицкий (Магдебург)
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
По данным Всемирной организации здравоохранения, количество людей, нуждающихся в психологической или психиатрической помощи, сейчас растет быстрее, чем число страдающих сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
Во время психологических консультаций наших бывших соотечественников, обратившихся за помощью в связи с различными проявлениями душевного неблагополучия (неврозы, депрессии, страхи, фобии и пр.), выясняется, что их причиной часто является. информация.
Средства массовой информации — телевидение, радио, Интернет, многочисленные печатные издания — ежедневно обрушивают на нас лавину самой различной информации, интересной, познавательной и. негативной, внушающей порой страх за нашу жизнь и жизнь наших близких. Не каждый человек может с этим справиться.
Источники опасности. В современном мире на первом месте среди источников информации находится телевидение, которое обладает неограниченными возможностями информационного воздействия. Зрительный (визуальный) канал является ведущим каналом получения информации из внешнего мира, более 90% информации получаем мы с его помощью. Десятки европейских, в том числе и русскоязычных, телевизионных каналов и радиостанций в своих выпусках новостей в первую очередь извещают нас о новых человеческих трагедиях и гибели десятков, сотен, а то и тысяч людей, связанных с природными катаклизмами, терактами, техногенными катастрофами и авариями. В многочисленных сериалах и кинофильмах нам показывают ужасные сцены убийства, насилия и жестокости. Политические комментаторы постоянно делают мрачные прогнозы на будущее. Журналисты смакуют жуткие сенсационные подробности различных преступлений.
Никто не спорит, что появление компьютера – одно из важнейших достижений ХХ века. Современные компьютерные технологии позволяют знакомиться с мировыми культурными ценностями, пользоваться электронной почтой, получать разнообразные интересующие человека сведения. Компьютер стал в нашей жизни необходимым инструментом получения информации. Но надо научиться правильно пользоваться этим инструментом, чтобы он приносил благо, а не вред.
Возникла серьезная проблема влияния компьютеризации на психику человека, на его душевную организацию. Психологи отмечают серьезные изменения в познавательной и коммуникативной сферах личности человека, чья деятельность связана с использованием компьютера. Человек часто не в состоянии проверить достоверность получаемой информации, увлекаясь «знаковой информацией», он теряет т.н. «смысловую чувствительность», у него появляется безучастность к происходящему в мире. Психологи и психиатры всерьез обеспокоены появлением интернет-зависимости, уводящей личность в виртуальный мир, когда человек страдает маниакальным стремлением часами бродить по киберпространству, забывая о сне и еде. Особенно их волнует чрезмерное увлечение компьютерными играми — компьютерная игромания, увлечение общением через Интернет – чатомания, от которых нередко трудно избавиться.
Негативную информацию человек получает не только через телевидение или Интернет. На концертах беснующихся поп-звезд и на дискотеках на молодежную, как правило, публику обрушиваются сверхдопустимые для слухового восприятия децибелы, в которых зачастую, кроме ритма и грохота, нет вообще никакой информации.
Общаясь с другими людьми, человек получает также не всегда приятную для него информацию. По каналу ОБС — «одна баба сказала» часто распространяются различные сплетни и слухи, волнующие получателя информации. Наши встречи со знакомыми не всегда обходятся без рассказов о болезнях и других неприятностях, произошедших с их родными и знакомыми. Бесконечны потоки негативной информации, от которых многие не знают, как защититься.
Современные информационные технологии, широко используемые СМИ, оказывают на человека воздействие, имеющее цель изменить его потребности, взгляды, социальную ориентацию в интересах тех, кто оплачивает эти средства массовой информации, власть, политические силы, коммерческие структуры и пр. При таком информационном воздействии происходит деформация психики человека, затрагивающая не только сферу его сознания, но и область бессознательного. Личность постепенно теряет свою индивидуальность, происходит ее зомбирование, она становится легко управляемой. Изменяются критерии добра и зла. Жестокость и насилие становятся привычными атрибутами жизни. Исчезают такие присущие человеку качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание, терпимость. В конечном счете, всё это приводит к тому, что возникает бездуховность, появляется стремление обеспечивать только свое биологическое существование, жить по принципу — «моя хата с краю», пассивность становится нормой жизни. Поэтому неслучайно перед человечеством встала острая проблема обеспечения его информационно-психологической безопасности.
Информационно-психологическая безопасность личности – это определенная защищенность сознания и бессознательной сферы психики от вредных информационных воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психологические характеристики и поведение. Как и какими средствами ее можно обеспечить?
Люди подвержены информационному воздействию по-разному. Это зависит от возраста, индивидуально-психологических особенностей личности, жизненного опыта. Часто СМИ при информационно-психологическом воздействии на человека используют не метод убеждения личности, при котором происходит активное осмысливание получаемой информации и ее принятие или неприятие в зависимости от приводимых аргументов, а метод внушения, при котором информация воспринимается человеком пассивно, при этом она не осмысливается, не перерабатывается.
Существуют различные приемы и техники внушения, позволяющие нужной информации проникать в глубины психики (в область бессознательного), минуя защитные барьеры сознания (известный «эффект 25-го кадра», например). Внушению в большей или меньшей мере поддаются все люди, но если человеку присущи такие личностные качества как безответственность, робость, доверчивость, тревожность, мечтательность, суеверность, религиозность, склонность к подражанию, подверженность влиянию мнения группы, толпы и т.п., он становится более внушаемым. Кроме того, физическое напряжение, недосыпание, утомление, сильное эмоциональное возбуждение, ощущение невостребованности, ненужности, оторванности, скука усиливают вероятность внушения. Восприимчивость к внушению со стороны СМИ снижается по мере приобретения жизненного опыта и научных знаний.
Для обеспечения информационно-психологической безопасности личности можно рекомендовать различные способы психологической защиты. Они позволяют предотвратить или нейтрализовать негативное воздействие информации в различных ситуациях, например, масс-коммуникационных (получение информации через средства массовой коммуникации — СМК или СМИ), контакт-коммуникационных (получение информации во время массовых зрелищных мероприятий, на митингах, собраниях и пр.) и межличностных (получение информации при общении с людьми, во время бесед, встреч и пр.).
Способ защиты 1-й: «Уход» — увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости информационного воздействия. Действия в различных информационных ситуациях могут быть такими:
- отключение определенных каналов СМИ (раздражающего канала телевидения, выход из Интернета и пр.), отказ от просмотра (прослушивания) конкретных теле-радиопрограмм;
- отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и пр.;
- уход, под различными предлогомами, с массовых зрелищных мероприятий: театра, концертного зала, кинотеатра и пр., митингов, собраний и др.;
- смена неприятной темы беседы, стремление не обострять межличностные отношения во время беседы (обход «скользких тем», «острых углов» и пр.), уклонение от встреч с теми, кто является источником неприятных переживаний, прерывание под различными предлогами встреч, бесед.
В некоторых случаях защита может выразиться в более резких формах – «изгнании» или «игнорировании».
При использовании способа «изгнание» средство или источник негативного информационного воздействия изгоняется (или вытесняется) из информационной среды (отказ от пользования телевизором или компьютером, отказ посещать театральные постановки или концерты и пр.).
«Игнорирование»предполагает невосприятие информации, которая затрудняет или препятствует определенной деятельности человека, может спровоцировать конфликт, вызвать негативные эмоции.
Способ защиты 2-й: «Блокировка» — контроль информационного воздействия, выставление психологических барьеров, ограждение психики от внешнего негативного информационного воздействия.
Действия, выполняемые при «блокировке»:
- критическое восприятие информации;
- эмоциональное отчуждение (восприятие негативной информации «без эмоций»);
- увеличение межличностного пространства – «зоны общения» во время беседы;
- использование «психологических барьеров» (принижение источника информации, внутреннее осмеяние, развенчание авторитета, несерьезное восприятие информации, недоверие, настороженность, невнимательность, отвлечение и переключение внимания на другие объекты, не связанные с содержанием информационного воздействия и пр.).
Способ защиты 3-й: «Управление» — контроль процесса информационного воздействия, влияние на его характеристики и источник. Выполняемые действия:
- использование обратной связи (участие в опросах рейтинга популярности определенных каналов или программ телевидения, популярности периодических изданий и пр.);
- выражение в зрелищных мероприятиях своего отношения к происходящему (неодобрения, недовольства выступающими);
- использование при беседе принципа «своих не обижают», для чего продемонстрировать желание стать другом, членом одной общности; ослабить или дестабилизировать активность собеседника неожиданным отвлечением (например, сделать комплимент, высказать сочувствие) и др.
Способ защиты 4-й: «Затаивание» — контроль своей реакции на внешнее информационное воздействие. Выполняемые действия:
- отсрочка своих реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (например, при нахождении в толпе, чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению и не совершить поступков, о которых потом можно будет сожалеть);
- маскировка, сокрытие чувств, проявлений эмоций и др.
Умение человека в зависимости от ситуации воспользоваться тем или иным способом психологической защиты от негативного воздействия информации способствует формированию его информационной культуры, которая, в конечном счете, и обеспечит информационно-психологическую безопасность личности.
Источник