СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ
Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впоследствии, в следующих ролях.
При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчины учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же в конце концов он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению но взрослой роли, которая органично соединяет его долговременный детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении своих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их задачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии кажутся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества.
Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется возможность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое «Я» защищено ото многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.
Рационализация ролей — один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники- это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация определяется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.
Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут «расслабиться» (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Источник
Как определиться «кто ты по жизни» и прекратить ролевой конфликт?
Ролевой конфликт тесно связан с социальной ролью, которая в свою очередь подразумевает наличие определенных требований и обязательств. В процессе жизнедеятельности люди участвуют в процессе социализации, что подразумевает наличие социальной роли. Человек может иметь несколько социальных ролей, которые зачастую противоречат друг другу. Конфликт формируется в результате того, что человек, наделенный социальной ролью, не может выполнять ее, не оправдывает ожидания общества или только начал процесс освоения новой роли. Так что же такое ролевой конфликт, можно ли его решить или избежать полностью?
Что такое ролевой конфликт?
Ролевой конфликт формируется в результате того, что человек в силу каких-либо причин не может соблюдать требования своей социальной роли или ролей. Причиной возникновения ролевого конфликта является взаимодействие людей или оценивания собственного результата.
Согласно мнению ведущих психологов, ролевой конфликт проявляется в результате переживания негативных эмоций, которые оказывают влияние на процесс жизнедеятельности. Чаще всего он возникает при наличии проблем с социализацией и взаимодействием человека с окружающими. Понимание сущности ролевого конфликта позволяет оказывать противодействие негативным проявлениям. Одним из проявлений является выполнение социальной роли, которая противоречит интересам конкретного человека. Установление сущности поможет достичь жизненных ценностей быстрее, а Система Дизайн Человека обеспечит информацией о том, какие ценности являются вашими на глубинном уровне. Система Дизайн Человека не только выявит ваши истинные ценности, но и укажет на то, какие качества помогут достичь желаемого результата.
Ролевой конфликт провоцирует, как положительные, так и негативные изменения. К положительным изменениям относят то, что в процессе конфликта у человека формируется стремление к совершенству. Что в таком случае является причиной стремления? Причиной может выступать социальная роль, которую человек возложил на себя самостоятельно или социальная роль, которую на человека возложило общество. К отрицательным изменениям относят негативные эмоции, которые возникают в результате конфликта. При этом у участника конфликта может сформироваться нежелание выполнять обязанности и нежелание делать усилия на пути к желанию.
Ролевой конфликт формируется в результате того, что одна личность не может справляться со всеми своими ролями. При этом каждый человек имеет несколько ролей, которые так или иначе определяют его место в обществе. Важно отметить, что конфликт возникает только тогда, когда выполнение одного из требований приводит к невозможности выполнения другого. Сущность конфликта заключается в том, что необходимо преодолеть несовместимые и противоречивые требования, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Независимо от места в обществе, человек приобретает социальную роль, которой присущи определенные обязательства. Если участники ролевого конфликта входят в положение других участников и идут на уступки, то эффективность взаимодействия существенно увеличивается. Каждая из социальных ролей имеет свою функцию, какими они бывают?
Виды ролевого конфликта
Разделяя виды ролевых конфликтов отмечают три категории:
- Внутриролевой конфликт формируется в результате того, что социальная роль предполагает наличие множества сложных и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
- Межролевой конфликт возникает при условии существования нескольких социальных ролей, которые имеют несовместимые требования.
- Личностно-ролевой конфликт появляется в ситуациях, когда человек стремится к ложным ценностям. Они могут быть навязаны родственниками, друзьями, коллегами, а также, могут возникать в процессе поиска себя и своего предназначения.
- Отдельным видом является ситуационный конфликт. До сих пор психологи не сходятся во мнении подходит ли этот вид к другим или его следует обозначить отдельно. Ситуационный конфликт формируется в результате того, что человек берет на себя обязательства, которые в силу тех или иных причин не может выполнить. Чаще всего невозможность выполнения обязательств новой социальной роли, обусловлена длительным процессом отвыкания от старой роли.
Существует отдельная классификация ролевых конфликтов, которая раскрывает конфликты с другой позиции:
- Статусно-ролевой. Конфликт формируется на основании межличностных отношений, которые определяют статусность при общении. Наиболее ярким примером подобного конфликта являются взаимоотношения в паре, когда партнеры пытаются установить свою социальную роль в ней.
- Я — концепция. Ролевой конфликт развивается за счет ожиданий, здесь играют роль личные ожидания и ожидания общества от конкретного человека. Конфликт происходит после того, как человек начинает осознавать собственную беспомощность в конкретной ситуации.
- Неоднозначные условия. Появляется в результате того, что у социальной роли нет строго установленных требований и обязанностей. Когда в процессе следования социальной роли человек не может верно ранжировать свои обязанности, в результате чего приходит в тупиковую ситуацию.
- На основе недостаточности ресурсов. Возникает в результате того, что человек не имеет возможности проявить себя и развиваться. Обусловлена тем, что социальная роль может отнимать много времени или противоречить личным ценностям. В таком случае человек вынужден выбирать что-то одно.
Каждый вид ролевого конфликта основывается на существовании противоречий и ожиданий. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют выбирать социальную роль на основании личных предрасположенностей. Рейв-карта обеспечит вас информацией о том, какие предрасположенности у вас есть на генетическом уровне. Это позволит правильно оценить собственные силы в том или ином направлении, выявить свои таланты.
Также карта показывает качества, которые способствуют или наоборот мешают вам двигаться в верном направлении. Личный бодиограф поможет сконцентрироваться на главной цели и определиться со своей ролью в обществе.
Как избежать ролевого конфликта?
Избежать ролевого конфликта бывает не просто, а порой и вовсе не возможно. Однако, психологи выделяют всего 7 принципов, которые помогут избежать конфликта:
- Рассказывать близким людям о своих переживаниях. Обсуждение позволит проанализировать ситуацию еще раз, вы сможете получить уникальные советы, которые помогут предотвратить возникновение эмоционального напряжения и выгорания.
- Научиться слушать и слышать. Немаловажный совет, особенно для тех, кто зачастую забывает удостовериться в полноте имеющихся требований. Не бойтесь говорить о своих желаниях, ведь кроме вас никто о них не знает. В ситуациях, когда ролевого конфликта не удается избежать никакими способами, умение выстраивать диалоги окажет существенное воздействие.
- Рассмотрите каждую роль и постарайтесь полюбить их все. Если вам приносит удовольствие конкретным занятием, н обязательства слишком сложны для вас — вас поддержит только любовь к выполняемым функциям.
- При освоении новых мест и областей следует самостоятельно браться за освоение новой социальной роли. Даже если что-то не получается в силу обстоятельств, которые не зависят от вас, продолжайте относиться к неудаче, как к новому жизненному опыту.
- Рационализация происходящего. Научитесь грамотно оценивать то, что происходит с вами в настоящий период. Если требование является объективно недостижимым, то признайте это, но не ругайте себя за то, что не выполните его.
- Ранжирование ролей. В случаях, если социальных ролей слишком много и вы просто не в силу справляться со всеми, то попытайтесь передать одну из них другому человеку. Необязательно передавать роль навсегда, вернуть ее обратно вы сможете в любое время.
- Временное или постоянное отстранение от одной из ролей с целью предотвращения сильных эмоциональных потрясений.
Кроме того, рекомендуется проведение профилактических мер по борьбе с эмоциональными переживаниями и волнением. Снижение волнений и страха позволит быть спокойнее, рассудительнее и сдержаннее. Если конфликт развивается, рекомендуется обращение к специалисту, который подскажет план действий. Самым главным является то, что человек не должен отпускать назревающий конфликт, наиболее благоприятной является ситуация, когда человек боится обратиться за помощью близких.
Как решить ролевой конфликт?
Ролевые конфликты не оставляют в стороне никого им подвержены, как взрослые, так и дети. Разрешить ролевой конфликт можно только в том случае, если приложить немалые усилия.
Рассмотрим примеры ролевых конфликтов и методы их решения:
- Карьеристы. Люди, имеющие успех в профессиональной деятельности, зачастую не справляются с родительскими или домашними обязанностями. Таким людям эмоционально тяжело выполнять дополнительные требования, которые не входят в круг их прямых обязанностей. Для решения проблемы можно прибегнуть к разделению обязанностей по дому и воспитанию ребенка с партнером. В случае, если такой возможности не имеется обратитесь за помощью к близкому родственнику или пожертвуйте средства на наем обслуживающего персонала. Кроме того, препятствовать выполнению ролей может низкий уровень заинтересованности, поэтому необходимо рассмотреть социальную роль с положительной стороны.
Источник