- Защита от психологического воздействия
- Я расскажу вам о простом, но эффективным, методе защиты от психологического воздействия. Это — переход в мета-позицию. Если говорить просто, это получение возможности смотреть на ситуацию, в которой вы находитесь, со стороны. Как только вы сделаете это, вы уйдёте из области эмоций, и начнёте мыслить логически и рационально.
- 5.9. Способы защиты от воздействий
- Читайте также
- 5.3. Императивные прямые формы воздействий
- ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
- 17.6. Виды воздействий учителя на учащихся
- 13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
- ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты
- 3.2.1. Оптимизация ФС с помощью цветовых и световых воздействий
- 5.1. Критерии оценки оптимизационных воздействий
- Методика самоконтроля педагогических воздействий
- Способы психологической защиты
- Гносеологические основы психологических воздействий
- Избирательность идеологических и психологических воздействий
Защита от психологического воздействия
В социуме существует огромное количество видов и методов манипуляций. Кратко мы уже говорили о них .
Сейчас давайте разберем ситуацию, когда ваш оппонент пытается отнять у вас то, что вам принадлежит, либо то, что вы рассчитываете получить, то, что вы уже практически считаете своим. Это может быть что-либо материальное или духовное. Этим может быть такая ценность, как ваше личное время.
Строго говоря, то, о чём пойдёт речь, не есть манипулирование в общепринятом значении, поскольку под манипулированием принято понимать скрытый психологический прием, имеющий целью заставить человека выполнять нужные действия вопреки его интересам, и главным фактором манипулирования является то, чтобы человек сам хотел этого.
То, о чем пойдет речь, является, скорее, психологическим воздействием, то есть воздействием, осуществляемым с целью изменения структуры сознания, эмоционального состояния, стимулирования определенного поведения и выполнения объектом запланированных оппонентом действий.
Для начала, давайте посмотрим великолепную экранизацию рассказа Антона Павловича Чехова «Размазня».
Герой Вячеслава Тихонова морально просто-таки «раздавил» учительницу своих детей и вынудил ее признать, что должен ей денег меньше, чем на самом деле. Можно сказать, — классика психологического воздействия на человека. К счастью для учительницы, это был лишь урок.
Можно выделить три этапа психологического воздействия:
- осуществление манипулятором психологического воздействия;
- приятие или неприятие объектом манипулирования воздействия манипулятора;
- ответная реакция, как следствие перестройки психики и эмоционального состояния объекта манипулирования;
Чтобы все вышесказанное не выглядела слишком теоретизированным, приведу примеры способов психологического воздействия:
Допустим, Вы запланировали провести выходные с семьей на даче, и уже предвкушаете это. Неожиданно появляется не очень близкий знакомый, и просит Вас помочь ему в эти выходные в строительстве гаража. Вы объясните ему, что не можете, потому, что уже пообещали семье. Тогда этот не близкий знакомый начинает убеждать вас, оперируя такими понятиями, как долг дружбы, взаимопомощь, порядочность и т.д. Он будет давить на жалость, говорить о том, что если вы откажите ему, то о вас у окружающих сложится негативное мнение и так далее и так далее. В общем, все будет настолько серьезным, насколько искусен в вопросах манипулирования ваш оппонент. Прочтите определения психотипов, и вы сами поймете, на кого и как это будет работать.
Результат этой атаки будет зависеть от того, какой у вас психотип, от вашего умения противостоять психологическим воздействиям, от вашей воли и решительности.
Есть люди, которые никому и ни в чём не могут отказать. Они очень страдают от этого, но ничего не могут поделать с собой. И напротив, есть люди, пытаться воздействовать на которых, — пустая трата времени. Но большинство из нас находится между этими полюсами.
Ещё пример психологическое воздействие на личность :
Два друга, лет десять тому назад, организовали фирму по продаже недвижимости. Они много работали, им сопутствовала удача, фирма стала процветающим предприятием.
Некоторое время назад возникла реальная перспектива очень выгодной сделки, о которой знал только один из друзей, и он решил стать единоличным хозяином фирмы. Чтобы осуществить свой замысел этот “друг”, назовём его “агрессором”, стал устраивать постоянные «разборы», которые неизменно заканчивались ссорами и взаимными оскорблениями. При каждом удобном случае он обвинял своего бывшего друга в некомпетентности, непродуктивности, в отсутствии видения перспективы и прочих грехах, и, разумеется, получал адекватный ответ. Однако у него было то преимущество, что он понимал происходящее. У него был четко структурированный план, и он методично его выполнял.
Наконец, обстановка накалилась до предела. Дело дошло до драки, и совместное существование стало невозможным. Оппонент «агрессора» со словами “Да пошёл ты…” хлопнул дверью. Через неделю, несколько успокоившись, они поделили активы и расстались. Фирма осталось за “агрессором”.
Примеров такого меркантильного психологического воздействия можно привести великое множество. Вы и сами знаете огромное количество их и, возможно, стали жертвою.
Метод психологического воздействия прост: подвергая моральному воздействию, агрессор уводит жертву в эмотивную плоскость восприятия и подталкивает на нужную ему модель поведения.
Когда человек находится под воздействием эмоций, его логика прекращает работать. Как говаривал, если мне не изменила память, Фридрих Ницше: «Эмоции всегда правы не потому, что они верно судят, а потому, что они не судят вообще». Поэтому, когда человек находится в эмотивной плоскости восприятия окружающего, решение о его действиях принимает не логика, а эмоции.
Нужно сказать, что тема психологического влияния очень обширна. Существует большое количество его видов и направлений. Поэтому, просто договоримся, что мы рассматриваем маленький конкретный сегмент этой темы.
Я не стану делать обзор найденных мною в литературе и интернете методов защиты от психологического влияния. В проекции этих методов на наш конкретный сегмент мы запутаемся окончательно.
Я расскажу вам о простом, но эффективным, методе защиты от психологического воздействия. Это — переход в мета-позицию. Если говорить просто, это получение возможности смотреть на ситуацию, в которой вы находитесь, со стороны. Как только вы сделаете это, вы уйдёте из области эмоций, и начнёте мыслить логически и рационально.
Пауль Вацлавик, австрийский психотерапевт и психолог, трактовал понятие мета-позицию, как понимание понимания.
Например, если кого-либо спросить, знает ли он психологию, человек скромно ответит: «Разумеется!». Психологию у нас знают все. Поднявшись в мета-позицию человек осознаёт, что его знания в области психологии ограничены. Что множество теорий и отраслей этой науки ему неизвестны, и что о подавляющем массиве информации он имеет лишь поверхностное представление. Это и есть понимание о своем знании. Это — мета-позиция.
Пауль Вацлавик рассматривал также следующий уровень: мета-мета-позиция, но мы с вами пожалеем свои головы и не станем ломать их без насущной необходимости.
Вернёмся к нашей теме. По большому счёту, чтобы понять, не манипулируют ли вами, нужно задать себе три вопроса:
- Что я буду с этого иметь?
- Что он с этого получит?
- Оно мне нужно?
Думаю, вам сразу все станет ясно. Самое главное — осознание самого акта манипуляции. Ведь пока мы не осознаём, что на нас пытаются оказать психологическое давление, мы не начинаем обороняться. Когда вы осознали это, скажите себе: “Конечно же, я поступлю, как считаю нужным, и как мне хочется”. Но посмотрим, как он станет меня разводить.
Сто процентов людей, которые обучались этой методе, в случаях, когда на них пытались произвести психологическое воздействие, перестали погружаться в неуправляемые эмоции (это как раз то, чего добивается агрессор), но воспринимали происходящие, как биолог, смотрящий в микроскоп, воспринимает движения микроорганизмов – с интересом, но без эмоций.
Дальше — просто наблюдайте, как он будет это делать. Это очень интересно и поучительно. Очень полезно походу задавать вопросы, вскрывающие истинную причину воздействия, или делать что-либо, сбивающее агрессора с толку.
Например, одному человеку зависимого типа, который совершенно не умел отказывать, я посоветовал просто смотреть агрессору на кадык, и молчать. Потом он мне рассказывал, что люди, просящие его о чем-то, через некоторое время просто “выходили из себя” и отставали от него. Он лишился многих “друзей”, но жить ему стало легче.
Еще лучше работают вопросы, вскрывающие истинные намерения агрессора.
Пример, когда Вы запланировали провести выходные с семьей на даче, но вдруг появляется не очень близкий знакомый, и просит помочь ему в строительстве гаража:
Агрессор: Ты можешь помочь мне в эту субботу достроить гараж. Работы очень много, и мне одному не справиться. Буду твоим большим должником.
Жертва: Нет, я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.
А: Брось старик, Еще успеешь сходить на рыбалку, все лето впереди. А мне очень нужно. Помоги.
Ж: Поверь, я бы с удовольствием помог тебе, но я не хочу обидеть жену и сына.
А: А как же дружба? Разве друзьям не нужно помогать?
Ж: Разумеется, нужно. Кстати что ты понимаешь под словом дружба?
А: Под дружбой я понимаю постоянную готовность прийти на помощь.
Ж: Ты полагаешь, что помогаешь мне, пытаясь рассорить меня с женой и сыном? И, потом, почему ты считаешь, что мы с тобой такие большие друзья, что я готов обидеть самых близких людей для твоего гаража. Кстати, этот гараж тоже мой друг?
И так далее, и всё в этом ключе. Я полагаю, агрессора надолго не хватит.
Так же хорошо работают следующие методы:
- не реагируйте на слова агрессора, будто не слышали или не заметили.
- сделайте вид, что вы не понимаете, о чем речь, “включите дурака”;
- переведите разговор в другое русло и на другую тему;
- согласитесь с агрессором, но обязательно оговорите, что окончательное решение примете позднее;
Еще мне очень нравится приём, который я прочитал в книге Дж. Смита «Тренинг уверенности в себе». Называется он: «Метод заиграй пластинки». Прокатим его на том же примере с гаражом:
Агрессор: Ты можешь помочь мне в эту субботу достроить гараж. Работы очень много, и мне одному не справиться. Буду твоим большим должником.
Жертва: Я бы с удовольствием помог тебе, но я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.
А: Брось старик, Еще успеешь сходить на рыбалку, все лето впереди. А мне очень нужно. Помоги.
Ж: Хорошо, согласен, но только в другой раз. А в эти выходные я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.
А: А как же дружба? Разве друзьям не нужно помогать?
Ж: Разумеется, нужно. И я рад буду тебе помочь, но только в другой раз, потому что в эти выходные я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.
А: Я очень прошу тебя помочь. Ведь тебе тоже когда-то что-то понадобится, и тогда я помогу тебе.
Ж: Да, я понимаю, взаимовыручка вещ великая. И я с удовольствием помогу тебе, но только в следующий раз. Потому что в эти выходные я уже обещал жене помочь ей в саду, а с сыном мы договорились сходить на рыбалку.
И так далее. Мало кто выдержит это достаточно долго.
И в заключение пара советов:
Научитесь говорить «нет», потому, что каждый из нас имеет на это право. Как говаривала моя бабушка “На всех не угодишь”. Умейте дать понять манипулятору, что он ничего не добьётся.
Соблюдайте дистанцию от людей склонных к психологическому воздействию, будьте с ними непредсказуемыми. Трудно одержать победу, если правила игры постоянно меняются.
Источник
5.9. Способы защиты от воздействий
5.9. Способы защиты от воздействий
Каждому человеку часто не по душе то, что на него оказывается то или иное вербальное воздействие. Требуется защита от этого воздействия или проявление контрсуггестии (противовнушения). Как пишет Е. В. Сидоренко (1998), «для большинства [людей] актуальной проблемой является не столько то, как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию. Объективно гораздо большее психологическое страдание вызывает ощущение безнадежности собственных попыток преодолеть чужое влияние или отстраниться от него психологически оправданным способом. Собственная неспособность влиять на других людей переживается гораздо менее остро. Иными словами, большинству людей кажется, что методами влияния они владеют в достаточной для них степени, а вот методами противостояния чужому влиянию — явно не в достаточной» (с. 123).
Б. Ф. Поршнев (1979) выделил такие способы контрсуггестии, как избегание и отрицание авторитетности источника воздействия.
Избегание. Это наиболее кардинальный способ контрсуггестии, состоящий в уклонении от контакта с партнером, который рассматривается как «чужой», «враг», «недоброжелатель». Естественно, при этом общение становится невозможным. Если уклониться все же не удается, то человек прилагает все усилия, чтобы не воспринять сообщение: невнимателен, не слушает («пропускает мимо ушей»), не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.
Отрицание авторитетности источника воздействия. Если человеку отказать в авторитетности, то все, что он говорит, можно подвергать сомнению или игнорировать его сообщение по принципу «Яйца курицу не учат». Бывает, что у человека есть только один кумир, мнению которого он безусловно доверяет, в этом случае все остальные лишаются авторитетности. Естественно, их мнение, внушение, советы не воспринимаются. Например, один известный спортсмен отрицательно относился к тем способам тренировки, которые ему предлагали тренеры и товарищи по команде, пока он не узнал, что этот же способ использует и его кумир.
К этим способам контрсуггестии можно добавить еще один — игнорирование сообщения, основываясь на установке «Меня это не касается». Например, когда алкоголика уговаривают пройти курс лечения, он отвечает: «Я не алкоголик. Мне это не надо».
Усиление личной позиции. Этого можно достичь, если сделать свою позицию достоянием гласности раньше, чем человек столкнется с мнением других людей. Защищая ее, человек становится менее восприимчивым («открытым») к тому, что станут говорить другие. Так, Ч. Кайслер (Kiesler, 1971) обнаружил, что когда люди, заявившие свою позицию, сталкиваются с не очень сильными контраргументами, не способными выбить у них почву из под ног, они лишь укрепляются в собственном мнении. Этому способствует и то, что когда кто-либо нападает на установки, которыми человек дорожит, он обычно раздражается и обдумывает контраргументы. Такое похожее на прививку против инфекционных болезней воздействие называется инокуляция установки.
Группа ученых во главе с Альфредом Макалистером сделала «прививки» семиклассникам против втягивания в курение сверстниками (McAlister et al., 1980). Подростков научили следующим образом реагировать на рекламный слоган «Курящая женщина — свободная женщина»: «Какая же она свободная, если „подсела“ на табак?» Они также участвовали в ролевых играх, в ходе которых — после того, как их называли «несмышленышами» за отказ от сигареты, — они отвечали примерно следующее: «Если бы я согласился закурить ради того, чтобы произвести на тебя впечатление, вот тогда я точно был бы несмышленышем!» После нескольких подобных занятий во время обучения в седьмом и восьмом классах среди «привитых» учеников было в два раза меньше склонных к тому, чтобы начать курить, чем среди ровесников в другой школе, среди родителей которых было примерно столько же курильщиков.
Майерс Д., 2004, с. 328–329.
Е. В. Сидоренко (1998) приводит более расширенный список видов психологического противостояния влиянию (воздействию) — табл. 5.1.
Е. В. Сидоренко отмечает, что каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния.
Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.
Таблица 5.1. Виды психологического противостояния влиянию
В. Шпеер, министр фашистской Германии, пишет в своих мемуарах: «Еще в декабре 1944 г. нечего было и думать о том, что он (Гитлер. — Е. И.) когда-нибудь выразит желание выслушать мое мнение о бесперспективности дальнейшего продолжения военных действий. Невозможно было представить себе, что он согласится пойти на уступки и пересмотреть свой приказ о применении тактики выжженной земли… В последние недели жизни Гитлер… вышел из состояния оцепенения… Он вновь начал прислушиваться к аргументам, которые прежде безоговорочно отвергал. Но это вовсе не означало, что он снова почувствовал себя внутренне свободным. Гитлер скорее производил впечатление человека, осознавшего, что дело его жизни окончательно погибло; благодаря еще не до конца растраченной энергии он по инерции двигался по накатанной колее, но на самом деле уже махнул на все рукой и покорился судьбе» (с. 619).
Человек склонен воспринимать… только то, что соответствует доминирующей эмоции. Возникает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что воспринимается и вспоминается, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Человек, которого глубоко задело пережитое унижение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие унижения, испытанные в прошлом, сосредоточивает свое внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в будущем, и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые поводы для тревоги; в состоянии обиды — все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным; влюбленный — все новые проявления достоинств обожаемого лица; человек, охваченный чувством вины, — все больше подтверждений своей греховности.
Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, запоминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, как правило, безуспешны и лишь вызывают ощущение непонимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, т. е. создать такие условия, при которых наиболее полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, после чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупредить ее повторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга — образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 216–217.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
5.3. Императивные прямые формы воздействий
5.3. Императивные прямые формы воздействий К императивным прямым формам воздействия относятся приказы, требования, запрещения и принуждение.Приказ, требование, запретПриказ — официальное распоряжение того, кто облечен властью.Требование — это выраженная в решительной,
ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
ГЛАВА 7 Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздействуют на человека, но и тем, как оно осуществляется (вежливо или грубо обращаются друг к другу субъекты общения), а также
17.6. Виды воздействий учителя на учащихся
17.6. Виды воздействий учителя на учащихся Виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства
13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ В структуре нашей личности существует множество несообразностей и противоречий. Например, какая-то часть нас может нуждаться в постоянном внимании, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, в то время как другую часть это внимание беспокоит и ей
ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты
ЛЕКЦИЯ 33. Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин [25] определяет психологическую защиту как
3.2.1. Оптимизация ФС с помощью цветовых и световых воздействий
3.2.1. Оптимизация ФС с помощью цветовых и световых воздействий В научной и методической литературе достаточно подробно представлено обсуждение вопросов, связанных с исследованием цветовых воздействий на состояние человека. Традиция анализа психологических и даже
5.1. Критерии оценки оптимизационных воздействий
5.1. Критерии оценки оптимизационных воздействий Оценка эффективности оптимизационных мероприятий имеет многоплановый характер. Так, важно определить, оказывает ли внедрение комплекса психопрофилактических средств позитивное влияние на разные аспекты
Методика самоконтроля педагогических воздействий
Методика самоконтроля педагогических воздействий Модифицированный Л.М. Митиной методический прием контроля и самоконтроля воздействий учителя на уроке, разработанный С.Н. Литвиным, представляет собой карту-схему, в которой фиксируется количество разного вида и типа
Способы психологической защиты
Способы психологической защиты В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин [29] определяет психологическую защиту как нормальный
Гносеологические основы психологических воздействий
Гносеологические основы психологических воздействий Профессионалы психологической войны не могут не учитывать, что эффективность их воздействий решающим образом зависит от того, насколько они смогут антиистину сделать убеждениями людей. Это, в свою очередь,
Избирательность идеологических и психологических воздействий
Избирательность идеологических и психологических воздействий Противоборство капитализма против социализма в идеологической области осуществляется весьма дифференцированно, избирательно. Для воздействия на сознание людей точно определяется адресат влияния.
Источник