- Способ защиты избирательных прав
- Основные гарантии избирательных прав и способы их защиты
- Способы защиты избирательных прав граждан
- Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области
- Прокурор разъясняет
- Прокуратура Челябинской области
- Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Способ защиты избирательных прав
nbsp; Божедаров, В. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ / В. Божедаров, И. Соколова // Законность. — N 11. – 2004. – С. 16-20. – (О/П)
Борисов, И.Б. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ: ОТ ОБЫЧАЕВ К МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ / И.Б. Борисов // Конституционное и муниципальное право. – 2006. — N 12. – С. 13-18. – (О/П)
Вдовин, Д.Н. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Д.Н. Вдовин // Юридический мир. – 2006. — N 6. – (К+)
Доронина, О.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / О.Н. Доронина, А.Р. Акчурин // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — N 4. – С. 15-19. – (О/П).
Киселева, Л. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРА-ТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / Л. Киселева // Российская юстиция. – 1998. — № 9. — (О/П)
Матейкович, М.С. Актуальные проблемы судебной защиты избиратель-ных прав граждан в Российской Федерации // Государство и право. – 2003. — № 4. – С. 39. – (О/П).
Матейкович, М. НЕОБХОДИМО УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХА-НИЗМ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / М. Ма-тейкович // Российская юстиция. – 2003. — N 3. – С. 20-22. – (О/П)
Матейкович, М.С. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / М.С. Матейкович // Право и власть. – 2001. — № 1. – (К+)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН / А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева // Комментарий судебной практики. Выпуск 9 / под ред. К.Б. Ярошенко. — Юридическая литература, 2004. – (К+)
Семин, А.В. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖ-ДАН / А.В. Семин // Российский судья. – 2005. — N 6. – С. 41-44. – (О/П)
Степанов, И. ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ / И. Степанов // Законность. – 2007. — N 7. – С. 46-48. – (О/П)
Треушников, М.К. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / М.К. Треушников // Журнал российского права. – 2000. — № 3. – (О/П)
Тупиков, В. О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖ-ДАН / В. Тупиков // Российская юстиция. – 1998. — № 4. – (О/П)
Филатова, М. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГЛАВА 26 ГПК РФ // М. Филатова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2006. — NN 3, 4. – (О/П)
Для анализа посещения и улучшения работы сайта используются файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку cookie-файлов. СОГЛАСЕН
Источник
Основные гарантии избирательных прав и способы их защиты
Согласно Конституции Российской Федерации, выборы характеризуются как:
— высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);
— форма осуществления местного самоуправления (ст. 134);
— форма реализации конституционного права.
Таким образом, выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях формирования органов публичной власти и наделения полномочиями должностных лиц.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Среди руководящих, основополагающих положений, регламентирующих избирательные права граждан, обозначены следующие:
Исходные принципы, среди которых — народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство избирательной системы, признание местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.
Принципы организации выборов, среди которых – территориальные (выборы проходят в рамках избирательных округов, участков), принцип состязательности (обеспечения конкуренции, ведение агитационной компании), обязательности, периодичности, принцип свободных и честных выборов и др.
Принципы правового положения граждан и их гарантии.
1. Всеобщее избирательное право — участие совершеннолетних граждан, независимо от пола, расы, вероисповедания и др. признаков.
— внесение избирателей в список по избирательным участкам;
— возможность досрочного голосования;
— образование избирательных участков в больницах, санаториях и тп.
2. Принцип равного избирательного права — каждый избиратель имеет только один голос, т.е. включен только в один список.
— наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов;
— право получения нового избирательного бюллетеня;
— признание недействительными бюллетеней;
— предоставление кандидатам бесплатного времени в СМИ и бесплатной газетной площади;
— невозможность изменения избирательной компании после её старта и др.
3. Прямое избирательное право-непосредственное голосование на выборах.
— личное голосование избирателей;
-получение документа только при предъявлении документа, удостоверяющего личность;
— отметка в списке избирателей при получении бюллетеня;
— тайное голосование (недопущение контроля за волеизъявлением избирателей).
Наиболее востребованными способами защиты нарушенных прав на сегодняшний день являются судебная защита или обращение с заявлениями, жалобами в органы прокуратуры Российской Федерации.
Полномочия прокурора в общем виде определены Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1), однако некоторые полномочия изложены в Федеральном законе № 67 — ФЗ. К ним можно отнести право прокурора на обращение в суд с заявлением о назначении даты выборов или с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае выявления нарушения требований законодательства, выражение согласия на применение к члену избирательной комиссии, обладающего правом решающего голоса, мер административной ответственности.
Кроме того, к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями, обеспечивающими соблюдение вышеуказанных гарантий: ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ.
Помощник прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила
Источник
Способы защиты избирательных прав граждан
Избирательные права граждан — конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в установленном порядке. Избирательные права граждан могут быть защищены во внесудебном и судебном порядке.
Внесудебный порядок защиты избирательных прав
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу.
В отношении выборов, назначенных после 30.04.2021, жалобу можно подать также через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется.
С жалобами вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения. Так, избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах.
Необходимо отметить, что сроки подачи жалобы в соответствующую вышестоящую комиссию зависят от предмета жалобы и стадии избирательной кампании.
Жалоба на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения (в отношении выборов, назначенных после 30.04.2021).
Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании — в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения.
Жалоба на решение вышестоящей избирательной комиссии, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на решение и действие (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, может быть подана в период избирательной кампании в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании — в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе избирательную комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ, не является обязательным условием для обращения в суд.
Судебный порядок защиты избирательных прав
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
По выборам, назначенным после 30.04.2021, решение избирательной комиссии, принятое по жалобе на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, может быть обжаловано только в суд.
С заявлением вправе обратиться, в частности, избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, общественные объединения. В защиту избирательных прав граждан РФ в суд также вправе обратиться прокурор.
Для защиты избирательных прав заявителю необходимо лично или через представителя подать в суд административное исковое заявление с приложением необходимых документов.
Административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в суд в электронной форме. При этом копии заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством его официального сайта в сети Интернет.
По общему правилу в зависимости от фактических обстоятельств заявление может быть подано в суд, в частности:
· по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — организация). Если заявление предъявляется к должностному лицу, то оно подлежит подаче в суд по месту нахождения соответствующего органа, в котором должностное лицо исполняет свои обязанности;
· по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
При этом заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается исключительно в суд по месту нахождения комиссии.
Заявление подлежит рассмотрению судом соответствующего уровня в зависимости от характера заявленных требований.
За подачу заявления потребуется оплатить госпошлину, размер госпошлины за подачу заявления о защите избирательных прав граждан составляет 300 руб.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрении.
По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав, если иное не установлено законодательством
Так, в зависимости от предмета спора и стадии избирательной кампании установлены специальные сроки обращения в суд. Установлены, в частности, следующие специальные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ с заявлением:
· об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования — в течение 10 дней со дня принятия решения об итогах голосования;
· об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов — в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов выборов;
· об отмене регистрации кандидата или их списка — не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Помощник Нижнетагильского межрайонного
природоохранного прокурора советник юстиции Касьянов В.Г.
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колотушкин А.В.
В силу ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме закреплено ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Действенным способом защиты нарушенного конституционного права является обращение в суд.
В этой связи, законодателем предусмотрена отдельная глава в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая особенности производства по делам данной категории (глава 24 КАС РФ).
Право на обращение с административным исковым заявлением дифференцировано по субъектам и требованиям.
Исходя из содержания ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде:
— решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме;
— решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в соответствующих выборах, референдуме.
Граждане могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме.
Кандидаты вправе обраться в суд с заявлением:
— об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы;
— об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;
— об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;
— об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
Подсудность административных дел о защите избирательных прав определена главой 2 КАС РФ. В соответствии со ст. 19 КАС РФ такие дела подсудны районному суду за исключением дел, которые определены в п. п. 7-12 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. Данная категория дел подсудна Челябинскому областному суду.
Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав определены ст. 240 КАС РФ. Их продолжительность зависит от стадии избирательной кампании и от характера предъявленных требований.
Общий срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о защите нарушенного прав — три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах. Этот срок, в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Однако, например, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав установлены ст. 241 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.
Согласно ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В соответствии с ст. 1 ст. 298 КАС РФ в случае несогласия принятым судом первой инстанции постановлением апелляционная жалоба может быть подана в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 298 КАС РФ установлены сокращенные сроки обжалования решений и определений суда по административным делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации – в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Прокуратура
Челябинской области
Прокуратура Челябинской области
28 августа 2020, 17:23
Особенности производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колотушкин А.В.
В силу ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме закреплено ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Действенным способом защиты нарушенного конституционного права является обращение в суд.
В этой связи, законодателем предусмотрена отдельная глава в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующая особенности производства по делам данной категории (глава 24 КАС РФ).
Право на обращение с административным исковым заявлением дифференцировано по субъектам и требованиям.
Исходя из содержания ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде:
— решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме;
— решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в соответствующих выборах, референдуме.
Граждане могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме.
Кандидаты вправе обраться в суд с заявлением:
— об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы;
— об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов;
— об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;
— об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
Подсудность административных дел о защите избирательных прав определена главой 2 КАС РФ. В соответствии со ст. 19 КАС РФ такие дела подсудны районному суду за исключением дел, которые определены в п. п. 7-12 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. Данная категория дел подсудна Челябинскому областному суду.
Сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав определены ст. 240 КАС РФ. Их продолжительность зависит от стадии избирательной кампании и от характера предъявленных требований.
Общий срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о защите нарушенного прав — три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах. Этот срок, в случае его пропуска по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Однако, например, административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав установлены ст. 241 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в суд в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанном административном исковом заявлении, требуют дополнительной проверки, оно должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней после дня его подачи.
Согласно ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В соответствии с ст. 1 ст. 298 КАС РФ в случае несогласия принятым судом первой инстанции постановлением апелляционная жалоба может быть подана в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 298 КАС РФ установлены сокращенные сроки обжалования решений и определений суда по административным делам об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации – в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Источник