- Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения
- Тема 12. Экологическое право
- Цели и задачи:
- Оглавление
- 12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права
- 12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права
- 12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм
- Версия для печати
- Хрестоматия
Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения
Закон «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами возможность различными способами защищать своё право на здоровую окружающую среду (ст. 11). Они имеют право создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; могут обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями, принимать участие в собраниях, митингах и т. д. по охране окружающей среды. Более того, граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Право граждан на судебный иск – это наиболее мощное, универсальное средство защиты. Причём если граждане не удовлетворены решением суда общей юрисдикции, они могут подать жалобу в суд более высокой инстанции. Исчерпав все законные средства защиты прав в России, её граждане имеют право обращаться в Европейских суд по правам человека.
Благодаря активности граждан за последние годы создан целый ряд важных прецедентов. Вот яркий пример. В 1998 г. Верховный Суд РФ рассмотрел и удовлетворил коллективный иск граждан и общественных объединений многих регионов России о признании недействительными ряда распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы (т. е. лучших). Следует отметить, что главным фактором защиты экологического права стали воля, решимость и мужество конкретных граждан. Они в данном случае победили. Но борьба за русский лес далеко не закончена (как тут не вспомнить ставшую классической фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова: «Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих»).
Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением, относится к наиболее важным способам защиты права на благоприятную окружающую среду. Порядок возмещения ущерба, причинённого экологическими правонарушениями регулируется прежде всего Законом «Об охране окружающей среды». В отношении здоровья и имущества человека в этом документе применяется понятие «вред». Под вредом понимается любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья. Ключевым принципом нашего законодательства можно считать положение о том, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в полном объёме.
Вполне очевидно, что без определённых экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права. Конституция РФ (ст. 58) и весь комплекс нашего экологического законодательства обязывают каждого гражданина охранять природу, бережно использовать природные богатства.
Если смотреть широко, эту обязанность можно определить и как правовую, и как моральную. Для цивилизованного человека забота о природе – это проявление общей культуры. И вместе с тем – моральный долг перед живущими и будущими поколениями. Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечёт применение мер юридической ответственности.
Экологические правонарушения являются одной из главных причин деградации окружающей среды. Количество таких правонарушений в нашей стране (как, впрочем, и по всему миру) настолько велико, что многими оценивается как угроза национальной безопасности. В ходе проверок ежегодно выявляется 10-12 тыс. нарушений водного законодательства (в основном незаконный сброс сточных вод в реки, озёра, моря); около 400 тыс. нарушений правил охраны недр и т. д. Только органами прокуратуры в 2000 г. было выявлено около 57 тыс. правонарушений, а в 2005 г. уже более 130 тыс. Тем не менее качество среды постоянно снижается. Достаточно указать, что большая часть населения России сегодня употребляет воду, не отвечающую стандартам. Морская вода загрязнена радиоактивными веществами и отходами в результате незаконного сброса контейнеров, аварийных или отработанных реакторов, слива нефтепродуктов и т. д. Всё это в первую очередь результат техногенных правонарушений.
Не отстают и рядовые граждане. Так, число ежегодных лесных пожаров, возникающих по вине человека, доходит до 40 тысяч. Представьте себе хотя бы на минуту, что испытывает живая природа, животные, птицы, тысячами погибающие в огне пожаров, учинённых людьми. Число нарушений правил охоты, охраны животного мира измеряется десятками тысяч, а правил рыболовства – сотнями тысяч. И это только случаи, выявленные органами прокуратуры. На самом же деле, по мнению специалистов, экологических правонарушений значительно больше.
Что же такое экологическое правонарушение? Сущность правонарушения, как и его признаки, вам уже известны. Экологическое правонарушение является разновидностью противоправного поведения, т. е. всегда представляет собой нарушение экологического законодательства. Это и есть его основной признак.
Любое экологическое правонарушение – это виновное действие (скажем, незаконная порубка леса, запрещённая ловля рыбы и т. д.) или бездействие (невыполнение, например, правил охраны недр и т. д.). Оно обязательно приносит вред окружающей среде или здоровью человека и поэтому является общественно опасным. Таким образом, экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающее нормы законодательства об охране окружающей среды. Есть и другие определения, но суть здесь отражена достаточно точно.
Законодательство, предусматривающее меры эколого-правовой ответственности, весьма обширно. Назовём лишь некоторые нормативные акты. Прежде всего, это Закон «Об охране окружающей среды». В статье 75 он устанавливает несколько видов ответственности: имущественную (гражданско-правовую), дисциплинарную, административную и уголовную.
Административная ответственность за нарушения законодательства об охране окружающей среды предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в главе 8 указано, что нарушение правил охраны рыбных запасов влечёт наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (ст. 8.38). Меры дисциплинарной ответственности установлены в Трудовом кодексе РФ (так, в гл. 39 предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причинённый имуществу работодателя). Меры уголовной ответственности – в Уголовном кодексе РФ (УК РФ). Здесь экологическим преступлениям полностью посвящена глава 26; указаны виды преступлений и виды наказаний. Например, за незаконную добычу рыбы (ст. 256) в определённых случаях предусмотрены штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо аресты (от 4 до 6 месяцев). В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) сформулированы положения о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица (ст. 15 и гл. 59). Здесь же (гл. 59, ст. 1074) указывается, что несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут ответственность за причинённый вред «на общих основаниях».
Общие нормы о возмещении вреда, установленные в ГК РФ, конкретизируются в Законе «Об охране окружающей среды». Так, в статье 77 закреплён принцип полного возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением (загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов и т. д.).
Экологические правонарушения по виду (форме) юридической ответственности, как и все правонарушения, подразделяются на проступки и преступления. Разница, как вы хорошо понимаете, определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью людей.
И вот тут повторим мысль, которая уже высказывалась в предыдущих обществоведческих курсах: между двумя видами правонарушения проходит тончайшая, порой трудноуловимая граница. Экологические правонарушения – не исключение. Насколько порой трудно увидеть эту границу, можно заключить из простого сравнения составов правонарушения. Так, согласно КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой уничтожения животных (ст. 8.35) относится к числу административных правонарушений, т. е. проступков. А за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, согласно статье 258 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. (Поразмышляйте, в чём тут существенное различие составов правонарушения.)
Существует, конечно, возможность достаточно точно определить искомую границу – через суд. Но зачем же доводить дело до суда?
Источник
Тема 12. Экологическое право
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Знать о развитии и источниках экологического законодательства.
- Разбираться в системе и классификации экологических правовых норм.
Оглавление
12.1. Понятие и метод экологического права. Объекты экологического права
Главное назначение экологического права – обеспечить конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. 2. ст. 42 Конституции РФ).
Экологическое право – система правых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей природной среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности. Экологическое право как развивающаяся отрасль права включает в себя:
- природно-ресурсное право, которое регламентирует отношения по рациональному использованию природных объектов, ресурсов, комплексов в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и различных природопользователей;
- природоохранительное право, регулирующее отношения по сохранению, воспроизводству и улучшению (оздоровлению) окружающей человека природной среды, включая защиту ее от вредных последствий хозяйственной деятельности человека.
Объектами экологического права являются:
- естественно-экологические системы;
- земля, ее недра;
- животный и растительный мир;
- генетический фонд;
- озоновый слой атмосферы;
- воды;
- микроорганизмы;
- заповедники, заказники;
- находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания.
Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду- проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов. Оценка воздействия на окружающую среду и т. д.
Особое значение имеют методы правового регулирования как способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В данной отрасли права применяется своеобразное сочетание императивного и экономического, гражданско-правового методов регулирования.
Отраслевые экологические отношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха; водоемов, животного мира, недр, а также хранения, обработки и утилизации радиоактивных веществ и других опасных отходов. Комплексные экологические отношения касаются прав природопользования и охраны природных ресурсов в целом – т. е. и заповедников, лечебно-оздоровительных, санитарных, рекреационных и иных зон. Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права. Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Субъектами экологического права являются физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.
Совокупность различных мер и методов, способов защиты и использования объектов экологического права является формой правовой охраны природной среды обитания. По характеру осуществления формы правовой охраны можно разделить:
- на формы охраны природы среды государством
- формы охраны негосударственными объединениями
Например, законодательством предусмотрена система государственных органов управления в сфере охраны окружающей среды:
1) органы общей компетенции;
2) специально уполномоченные органы: федеральные органы комплексного управления; функциональные органы; координационные органы.
12.2. Развитие экологического законодательства. Источники экологического права
Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.
На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:
- обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;
- выделение принципов экологического законодательства;
- ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;
- создание единого понятийного аппарата экологического права;
- разработка круга субъектов экологических правоотношений;
- уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.
Выделяют следующие виды источников экологического права:
Основой экологического базиса являются конституционные акты
Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ
Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты 1
Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы;
общепризнанные принципы и нормы международного права
Законы: федеральные и субъектов РФ
Специальный (полностью экологизированный)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
федеральные законы (природоохранительные и поресурсные);
законы субъектов РФ;
другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)
Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты
Указы и распоряжения Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ)
и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.
12.3. Система экологического права и классификация экологических правовых норм
Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.
Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения 2 .
Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.
Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются соответственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность. Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.05) «Об охране окружающей среды» 3 . Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.
Версия для печати
Хрестоматия
Ознакомление с данными статьями КоАП РФ необходимо для выполнения практических заданий по теме.
Источник