Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Источник
Способ закупки зцэф как расшифровывается
Регистрация на площадке
Присоединитесь к более чем 500 000 пользователей. Это бесплатно.
Вы хотите зарегистрироваться на площадке как
Регистрация в качестве поставщика
- Участники закупок в рамках 44-ФЗ — etp.roseltorg.ru
- Участники торгов по капремонту ПП РФ № 615 — fkr2.roseltorg.ru
- Участники закупок по 223-ФЗ с ограничением только для субъектов МСП — msp.roseltorg.ru
- Секция для корпоративных закупок и закупок субъектов 223-ФЗ − com.roseltorg.ru
- Секция ВТБ – vtb.roseltorg.ru
- Секция Росгеология − rosgeo.roseltorg.ru
- Секция Русгидро — rushydro.roseltorg.ru
- Секция Ростелеком − rt.roseltorg.ru
- Секция Россети – rosseti.roseltorg.ru
- Секция для торгов по приватизации и аренде имущества (178-ФЗ) — 178fz.roseltorg.ru
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в торгах по покупке имущества.
Данный тип регистрации позволяет принимать участие исключительно в процедурах по родовому захоронению и реализации машино-мест без использования электронной подписи.
Этот тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Росатом», а также (при наличии соответствующей аккредитации) размещать заказы для нужд компании и подведомственных организаций (atom2.roseltorg.ru).
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Ростех».
Данный тип регистрации позволяет принимать участие в торговой платформе для закупок частного бизнеса «Росэлторг.Бизнес».
Регистрация в качестве заказчика
Вход в ГК «Ростех»
В рамках широкомасштабной технологической модернизации, проводимой АО «ЕЭТП», секция ГК «Ростех» подключена к Единому личному кабинету (ЕЛК) — новому сервису ЭТП, созданному для единого центра управления услугами и доступа к торгам через одну учетную запись.
Начиная с 28 октября 2019 г. публикация закупочных процедур будет осуществлена в новой версии секции ГК «Ростех», подключенной к Единому личному кабинету — https://rostec.roseltorg.ru (изменения не распространяются на закупки среди субъектов МСП, проводимые в торговой секции — https://msp.roseltorg.ru).
Старая версия секции останется доступной для участия в закупочных процедурах, опубликованных до 28 октября 2019 г. в секции https://opk.roseltorg.ru (изменения не распространяются на закупки среди субъектов МСП, проводимые в торговой секции — https://msp.roseltorg.ru).
Для осуществления первого входа в новую версию секции необходимо перенести действующую учетную запись в ЕЛК, следуя инструкции (это займет не более 5 минут).
Перенести учетную запись в ЕЛК
Если у Вас уже есть учетная запись в старой версии секции ГК «Ростех». После переноса данных Вы сможете войти в Единый личный кабинет и новую версию секции ГК «Ростех».
Войти через ЕЛК
Если Вы уже перенесли свою учетную запись или хотите аккредитоваться в секции впервые. Подать заявку на аккредитацию и отслеживать ее статус можно в Едином личном кабинете.
Войти в старую версию секции ГК «Ростех»
Если Вы являетесь организатором или участником процедур, опубликованных до 28 октября 2019 г. (или хотите управлять лицевым счетом, открытым в старой версии секции).
Источник
Аббревиатуры и сокращения в госзакупках
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Эта небольшая статья посвящена аббревиатурам и сокращениям, которые чаще всего встречаются в теме госзакупок.
Данная статья предназначена исключительно для новичков, которые впервые столкнулись с данной темой и только начинают свое «плавание» с изучения азов. Думаю, эта статья будет Вам полезна. Ниже приведен список основных аббревиатур.
АД — Аукционная документация;
АРМ — Автоматизированное рабочее место;
БГ — Банковская гарантия;
БУ — Бюджетное учреждение;
ГЗ — Государственный заказчик;
ГК — Государственный контракт;
ГРБС — Главный распорядитель бюджетных средств;
ЕИС — Единая информационная система;
ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц;
ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
ЕИО — Единоличный исполнительный орган;
ЗА — Закрытый аукцион;
ЗК — Закрытый конкурс;
ЗК — Запрос котировок;
КД — Конкурсная документация;
КС — Контрактная служба;
КУ — Контрактный управляющий;
КИО — Коллегиальный исполнительный орган;
КОАП — Кодекс об административных правонарушениях;
КБК — Коды бюджетной классификации;
ЛБО — Лимиты бюджетных обязательств;
МЗ — Муниципальный заказчик;
МК — Муниципальный контракт;
МО — Муниципальное образование;
НИОКР — Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
НИР — Научно-исследовательские работы, разработки;
НМЦК — Начальная максимальная цена контракта;
ОК — Открытый конкурс;
ООС — Общероссийский Официальный Сайт (www.zakupki.gov.ru);
ОМСУ — Органы местного самоуправления;
ОГВ — Органы государственной власти;
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической
ОКПО — Общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОКДП — Общероссийский классификатор видов деятельности и продукции;
ОГРН — Основной государственный регистрационный номер;
ПБС — Получатель бюджетных средств;
РГиМК — Реестр государственных или муниципальных контрактов;
РНП — Реестр недобросовестных поставщиков;
РК — Реестр контрактов;
РБГ — Реестр банковских гарантий;
СМП — Субъект малого предпринимательства;
СОНО — Социально ориентированная некоммерческая организация;
СКИЗИ — Средство криптографической защиты информации;
СО — Специализированная организация (посредник при организации торгов);
ТЗ — Техническое задание;
ТРУ — Товары, работы, услуги;
УРЗ — Участник размещения заказа (поставщик);
УЗ — Участник закупки (поставщик);
УЦ — Удостоверяющий центр;
УИС — Учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;
УО — Уполномоченный орган;
УФАС — Управление Федеральной Антимонопольной Службы;
УЭП — Усиленная электронная подпись;
ФАС — Федеральный Арбитражный Суд (Федеральная Антимонопольная Служба);
ФОИВ — Федеральные органы исполнительной власти;
ЭА — Электронный аукцион;
ЭТП — Электронная торговая площадка;
ЭП — Электронная площадка (электронная подпись);
ЭЦП — Электронно-цифровая подпись.
Источник
Список общепринятых сокращений и аббревиатур в госзакупках
Здесь мы будем собирать список сокращений и аббревиатур, которые используются при обсуждении государственных закупок, тендеров, аукционов итд. Также данные сокращения могут использоваться в аукционной документации.
ЭЦП (ЭП) — электронная цифровая подпись
ЕРУЗ — единый реестр участников закупок
УЦ — удостоверяющий центра
ЭТП — электронная торговая площадка
УРЗ — участник размещения заказа (поставщик)
СКИЗИ — средство криптографической защиты информации
НМЦК — начальная максимальная цена контракта
БГ — банковская гарантия
РНП — реестр недобросовестных поставщиков
КС — контрактная служба, КУ — контрактный управляющий
СМП (МСП) — субъекты малого предпринимательства / малые субъекты предпринимательства
СОНКО — социально ориентированные / некоммерческие организации
ТРУ — товары, работы, услуги
РК – реестр контрактов
РБГ – реестр банковских гарантий
УЭП — усиленная электронная подпись
УЦ — удостоверяющие центры
ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти
ЕИО — единоличный исполнительный орган, КИО — коллегиальный исполнительный орган
ЕИС — единая информационная система
ООЗ — описание объекта закупки
ФАС — федеральная антимонопольная служба
ПФХД — план финансово-хозяйственной деятельности
ИГК — идентификатор государственного контракта
Источник