- Способы отбора поставщика
- Запрос предложений
- Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Неконкурентные способы закупок
- Закупка у единственного поставщика (источника)
- Конкурентные способы закупок
- Аукцион
- Конкурс (открытый конкурс)
- Запрос котировок
- Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
- Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения
- Как проходят конкурентные закупки
- Аукцион и запрос цен
- Конкурс
- Как проводится конкурс?
- Что такое конкурс с ограниченным участием?
- Когда можно провести двухэтапный конкурс?
- Запрос предложений
- Как проходят неконкурентные закупки
- Способы закупок
- Особенности сроков проведения способов закупок
Способы отбора поставщика
Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).
Запрос предложений
Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.
Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.
Благодаря отдельному фильтру в сервисе, пользователи, которые ищут уже активные закупки, смогут пропускать запросы цен, и наоборот. Запросы цен не всегда реальные закупки, в которых договор заключают с тем, кто отправил лучшее предложение; с их помощью заказчик может просто собирать информацию для анализа рынка.
Зачем запросы цен заказчикам
Когда заказчик хочет разместить закупку, ему нужно знать начальную максимальную цену контракта (НМЦ). НМЦ он может получить несколькими способами. Один из них — это запросить цены у потенциальных поставщиков.
Заказчик размещает в ЕИС информацию о том, какие товары, работы или услуги ему требуются, какие требования у него есть к поставщику, и ждет, пока не наберет достаточное количество предложений. На основе полученных предложений заказчик рассчитывает НМЦ будущей закупки.
Подробнее про НМЦ и ее формирование можно почитать в статье в Справочной.
Зачем запросы цен поставщикам
Поставщикам запросы цен помогают заранее узнать, какие товары, работы, услуги планирует купить заказчик, их характеристики, и поучаствовать в формировании стартовой цены.
Поставщику может быть интересно участие в запросах цен, потому что:
- можно повлиять на НМЦ будущей закупки,
- можно уточнить параметры ТРУ для заказчика, возможно, подстроить под свой товар,
- заранее понять, стоит ли идти в будущую закупку,
- заявить о себе и своем товаре заказчику, направив свое предложение.
Неконкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.
Закупка у единственного поставщика (источника)
Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.
Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.
Конкурентные способы закупок
Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).
Аукцион
Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Лучшая цена зависит от типа аукциона:
- Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
- Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.
Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.
Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.
Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
Конкурс (открытый конкурс)
Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.
- цена,
- потребительские свойства, качество,
- квалификация участника конкурса,
- сроки,
- гарантия.
- Поставщики подают заявки
- Заказчик вскрывает конверты
- Заказчик оценивает заявки по критериям.
Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.
Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.
Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.
Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.
Источник
Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения
Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок.
В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.
В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.
Как проходят конкурентные закупки
- Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
- Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
- Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
- Определяется победитель закупки.
В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:
- поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
- поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).
Аукцион и запрос цен
Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.
Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.
Условия проведения запроса цен:
- НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.
Конкурс
Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Параметры оценки конкурсных предложений:
- цена;
- сроки;
- квалификация исполнителя;
- качество, потребительские характеристики;
- расходы на эксплуатацию и ремонт;
- гарантия и т.д.
Как проводится конкурс?
- Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
- Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
- Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.
В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.
Что такое конкурс с ограниченным участием?
Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:
- иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
- располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
- обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.
Когда можно провести двухэтапный конкурс?
Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:
- цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
- заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.
Запрос предложений
Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.
Как проходят неконкурентные закупки
Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:
- НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
- годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.
Источник
Способы закупок
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
- путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
- посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным выше. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Особенности сроков проведения способов закупок
Сроки | Конкурс | Аукцион | Запрос котировок | Запрос предложений |
Размещение в ЕИС извещения, документации о закупке | 1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок | 1) не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок | 1) не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок | 1) не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса |
Сроки размещения в ЕИС изменений в извещение, документацию | не позднее 3 дней со дня приятия решения о внесении указанных изменений | |||
Перенос срока подачи заявок при внесении изменений в извещение, документацию о закупке | срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки | |||
8 дней | 8 дней | 3 рабочих дня | 4 рабочих дня | |
Сроки размещений в ЕИС ответа на запрос о разъяснении документации | в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации о конкурентной закупке с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке | |||
Сроки размещений в ЕИС протоколов, составленных в ходе конкурентной закупки, итогового | не позднее чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов |
Иные способы, установленные Положением о закупке:
Законодателем предусмотрена возможность использования Заказчиками иных способов закупок, которые необходимо отразить в Положении. Заказчик самостоятельно, исходя из собственных интересов, специфики деятельности, объема потребностей определяет тот или иной способ закупки, а также порядок его проведения.
Собственный способ закупки при этом может отражать не только особенности самой процедуры размещения информации в ЕИС, особенности содержания документации, может заключаться не только в иных сроках, чем предусмотрены ФЗ-223. Такой способ может быть выражен в особенности заключения договора.
Эта особенность в свою очередь может быть определена как для отдельных способов закупочных процедур, так и для всех способов, закрепленных в Положении о закупках. Речь идет о возможности проведения консолидированных (совместных) закупок, зонтичных закупок и предквалификационных отборов.
Зонтичная закупка является для многих Заказчиков новеллой в их практике по проведению закупок, но в самом законодательстве, регулирующем сферу закупок в рамках действия ФЗ-223 — то не новшество, и проведение таких закупок пусть и в латентном режиме уже не редкость.
В п. 28 ст. 3.2. ФЗ-223 прямо указано: «по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке». Именно эта норма делает зонтичные закупки легитимными, а их результаты не подлежащими оспариванию.
Любое новое в той или иной степени явление может насторожить даже опытного организатора закупок. Поэтому следует уделить внимание сложным моментам, и использовать все имеющиеся преимущества зонтичных закупок.
Изученная практика разбирательств в ФАС России и в Арбитражных судах за прошлые периоды дает четкую картину наличия проблем в определенной области зонтичных закупок. Первая и самая распространенная ошибка, которая ложится в основу возникновения проблем – это нечеткое, а часто неверное или же несоразмерное распределение долей. Именно этому условию закупки следует уделить особое внимание при разработке документации. Возможно учесть различные варианты распределения долей, каждый из которых дает четкую и ясную схему участия всех Победителей закупки в исполнении договора.
Наиболее простым распределением долей будет деление закупки на лоты, и выделение каждого лота в долю каждого отдельного Победителя. Но это не всегда отвечает интересам Заказчика. В таком случае следует предусмотреть распределение долей в процентах от общего объема договорных обязательств. Например: 50% — Победителю, занявшему первое место, 30% — второе место и 20% — соответственно занявшему третье. Или же предусмотреть, что 2,3 или 4 Победителя получают возможность заключения договора в равных долях. Распределение долей может быть также быть привязано к распределению баллов в конкурсе или запросе предложений и быть пропорционально, полученным баллам.
Систему распределения долей, одну или более следует закрепить в Положении, а также отразить в документации по зонтичной закупке. Тогда это не станет проблемой, хорошо отлаженная схема будет гарантом четкого и последовательного исполнения договорных обязательств.
Другой проблемой как следует из практики применения зонтичных закупок может стать расторжение договора с одним из Исполнителем. Данная проблема предупреждается внесением условия распределения доли выбывшего Исполнителя, с указанием алгоритма не только в договоре, но и в документации по закупке, делая все условия прозрачными с первого дня размещения информации.
Лучшим решением будет сделать этот острый угол преимуществом – страховкой производственного процесса. При проведении зонтичных закупок Заказчик имеет более высокие шансы на то, что его договор будет исполнен. При недобросовестности одного из Поставщиков или при форс-мажорных, иных непредвиденных обстоятельствах, в связи с которыми часть договорных обязательств, возложенная на одного из Победителей процедуры не может быть исполнена, передается по заранее спланированной и раскрытой в документации схеме другому Победителю.
Там, где при проведении обычной закупочной процедуры пришлось бы расторгать или досрочно завершать с уменьшением объемов договор, а затем проводить новую закупочную процедуру с тратой огромного количества времени, в результате зонтичной закупки необходимо лишь заключить предусмотренное в договоре дополнительное соглашение о перераспределении долей, и продолжить производственный процесс без отклонения от графика.
Это спасет Заказчика от многих штрафов, убережет от невыполнения контрактов в качестве поставщика, позволит предоставить наиболее качественные товары, работы, услуги своим клиентам, подопечным, контрагентам.
При не высоких рисках данный вид закупок имеет обширный ряд преимуществ. Как видите — это и возможность обеспечить непрерывность производственного процесса, оградить Заказчика от недобросовестного Поставщика, который взял на себя обязательств больше, чем мог бы выполнить, обеспечение высокого уровня конкуренции, что должно всегда положительно сказываться на качестве продукта. Обеспечивается подстраховка одного Исполнителя другим, благодаря чему и достигается цель профилактики срыва производственного плана.
Среди явных плюсов также будет и отсутствие жалоб в ФАС от Участников, которые «почти» победили. В том числе это профилактика жалоб от «постоянных жалобщиков», которые если не выигрывают процедуру всегда идут в антимонопольную службу, даже не будучи уверенными в своей правоте. Как бы Заказчик не отвечал аргументированно, как бы его не поддерживали добросовестно выигравший процедуру поставщики – сроки рассмотрения заявлений в ФАС отнимают от одной до трех недель драгоценного времени, которое выражается в трате средств сторон и снижении производственных объемов.
Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку с заключением зонтичных договоров. Наша электронная площадка сможет обеспечить размещение и итогового протокола со всеми особенностями зонтичной закупки, и отправку договоров по результатам закупки сразу нескольким Победителям.
Консолидированные (совместные) закупки – это закупки, направленные на экономию средств Заказчиков. Их главная отличительная черта – это возможность увеличить привлекательность закупки для поставщиков, увеличив объем поставки, и как следствие снижение цены единичного предмета закупки
- Совместные закупки позволят рационально использовать денежные средства Заказчиков, воспользовавшись оптовыми ценами и скидками.
- Это также возможность привлечь наиболее крупных поставщиков, в чьей надежности выше уверенность.
- Это возможность использовать типовую документацию для нескольких заказчиков одновременно.
- Упрощается процедура рассмотрения заявок.
Совместные закупки становятся более гибким средством в достижении цели удовлетворения потребностей, имеющих индивидуальные особенности у каждого Заказчика, при использовании квалификационного отбора.
Для проведения консолидированных – совместных закупок с квалификационным отбором Электронная торговая площадка РЕГИОН имеет все необходимые инструменты профессиональные и технические.
Предквалификационный отбор – процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков товаров работ и услуг для дальнейшего их участия в последующих закупках.
Это мощнейший инструмент управления закупками, позволяющий составить четкое представление о качестве продукции и квалификации поставщиков.
Отбор участников по квалификации может быть, как отдельной процедурой, так и первым этапом любого из способов отбора поставщиков по ФЗ-223.
Наилучшим решением для оптимизации закупочной деятельности будет включение в Положение о закупках предквалиффикационного отбора как отдельной процедуры. Это обеспечит более гибкие рамки по закупочным процедурам.
Возможность отбора квалифицированных поставщиков перед любой процедурой повысит шанс на получение более качественного конечного продукта Заказчику.
Отбор как отдельная процедура также дает возможность сориентироваться по его итогам Заказчику с выбором дальнейшего способа закупки.
Если в предквалификационном отборе обозначились явные фавориты с высокой квалификацией, то по тем предметам договора, по которым позволяет законодательство, Заказчики могут позволить себе провести аукцион или запрос котировок в соответствии с условиями своего Положения о закупках.
В то же время если законодатель требует проведения конкурса или этого требуют обстоятельства, то после предквалификационного отбора Заказчик имеет возможность провести еще один конкурс.
При этом каждый критерий, использованный в первоначальном отборе может быть разделен на подкритерии, которые помогут выявить преимущества и недостатки участников, прошедших первичный отбор. Также есть возможность сделать акцент на стоимостном критерии в конечном конкурсе, или даже предусмотреть переторжку как итог процедуры.
Сам же предквалификационный отбор может включать не только требованиям к участникам, но и требования к продукции, предоставляемой в ходе исполнения услуг. Если рассматривать услуги по предоставлению питания, то речь может идти о возможности дегустации образцов готовых блюд согласно предлагаемому меню.
Предквалификационный отбор – это конкурентная неторговая процедура, по итогам которой в соответствии с гражданским законодательством не возникает обязанности заключения договора с победителем. Эта особенность процедуры дает возможность принять решение о наличии или отсутствии необходимости заключения договора с победителем.
Техническая оснащенность ЭТП «Регион» позволит Вам без проблем провести закупку со всеми особенностями предквалификационного отбора.
Источник