Способ закупки при проектных работах
Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 314-ФЗ)
1. Контракт, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения работ по указанному контракту исключительные права на результаты таких работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
6. Объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
7. Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Источник
Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ
Закупка строительных работ по 44-ФЗ — это процесс определения исполнителя для выполнения ремонтных, восстановительных, реконструкторских и прочих задач для нужд госзаказчика.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Способ определения подрядчика
Когда выбирается способ закупки, госзаказчики применяют РП № 471-р от 21.03.2016. Этот нормативно-правовой акт закрепляет аукционный список, то есть перечень товаров, работ, услуг, которые закупают в любой форме, кроме конкурсных. С 01.09.2020 строительные работы убрали из этого перечня (ПП № 921 от 25.06.2020), а закупки на разработку проектно-сметной документации в него не входят.
Размещать госзаказ в строительстве разрешено такими способами:
- Электронные запросы котировок. Важное условие: НМЦК в заказе — не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Электронные конкурсы с ограниченным участием. Их применяют, когда закупаются особо опасные, уникальные и технически сложные объекты капстроительства (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
- У единственного поставщика (п. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки строительных работ без ошибок.
Как подготовить документацию по госзакупке
По нормам контрактной системы, документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать извещение, техническое задание, в которое входят сметы, проектная документация и проект контракта.
Сроки размещения извещения по строительству по 44-ФЗ и всех документов в ЕИС (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):
- при запросе котировок в ЭФ — за 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок;
- при ЭА с ценой тендера менее 300 млн руб. — за 7 дней;
- вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей — за 7 дней;
- при проведении ЭА по остальным заказам — за 15 дней;
- если проводится конкурс с ограниченным участием в ЭФ — за 15 рабочих дней.
Требования для запроса котировок в ЭФ и конкурса с ограниченным участием установлены положениями федеральной контрактной системы. Типовая документация для электронных закупок установлена постановлением правительства № 1401 от 05.11.2019.
В документации учитывают все нюансы закупок в строительстве. Документацию готовят в несколько этапов.
Шаг 1. Формируют требования к участникам.
Вот какие требования к участнику аукциона на выполнение строительных работ устанавливает заказчик: действия потенциальных поставщиков подпадают под единые требования. В некоторых ситуациях применяют и дополнительные (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ), которые установлены постановлением правительства № 99 от 04.02.2015. Объектами таких закупок выступают работы:
- по сохранению объектов культурного наследия;
- строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
- строительству, реконструкции линейного объекта;
- благоустройству территории, возведению некапитальных строений;
- содержанию и ремонту автодорог;
- реставрационные работы.
Основное требование — наличие опыта аналогичных работ со стоимостью контракта, который прописан в постановлении.
09.07.2020 доптребования изменили (ПП № 921 от 25.06.2020):
- снизили стоимость тендеров, для которых применяют эти условия;
- увеличили период, в который входят контракты, подтверждающие опыт;
- работы на линейных объектах вынесли в отдельный раздел;
- добавили в перечень работы, для которых действуют доптребования к участникам тендеров на проектную документацию и инженерные изыскания.
Шаг 2. Утверждают проект.
Проектные бумаги готовят практически для любых видов строительства, за исключением тех, когда они не нужны и когда госзаказ регулируется положениями ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Госзакупка в строительстве не сильно отличается от госзаказов других видов работ и услуг. Существует одно важное требование: любые строительные работы производятся по проектной документации. Подготовленный проект включается в документы госзаказа, заявки подрядчиков оценивают по предоставленным проектам. Готовить техническое задание и расписывать качественные, функциональные и технологические особенности объекта отдельно не нужно. В проекте закрепляют не только объем, но и детальное содержание действий по стройке (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).
При госзаказах, финансируемых из бюджетных средств, закупщики вправе ограничиваться одной сметой. А участники дают свое согласие на выполнение работ в первых частях предложений.
Когда покупается объект недвижимости, планируемый к возведению, это не является строительными работами. Проводить процедуры по нормам, действующим для строительства, в этом случае запрещено. Бывает, что недопустима и покупка ранее построенной недвижимости у единственного поставщика. Это утверждает письмо ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019. Читайте об этом в материале «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Устанавливают требования к содержанию заявки.
Из каких частей состоит заявка, зависит от присутствия проекта в документации — это особенности проведения закупок в сфере капитального строительства и ремонтных работ. Если проект есть, то подрядчики в первой части фиксируют свое согласие на выполнение строительства. Оно формируется функционалом площадки. Если бумаг по проекту нет, участники подтверждают согласие и расписывают информацию о продукции (указывают сведения о товарном знаке и стране-изготовителе).
На содержание второй части наличие проекта не влияет. Если есть дополнительные требования, то подрядчик (в случае ЭА) предоставляет их оператору электронной площадки.
Когда проводят электронный конкурс, применяются типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).
Шаг 4. Определяют дату окончания разбора первых частей заявок. Основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- для электронного конкурса с ограниченным участием — 5 рабочих дней с даты завершения срока подачи заявок;
- для ЭА — 3 рабочих дня;
- для ЭА с НМЦК до 300 млн руб. — 1 рабочий день;
- для ЭА с НМЦК до 2 млрд руб. при закупке строительства, капремонта, реконструкции, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- для электронного конкурса с ограниченным участием с НМЦК до 1 млн руб. — 1 рабочий день.
Если электронный аукцион на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства предусматривает проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, и когда есть согласие подрядчика на строительство, первые части рассматривать не требуется (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяют дату проведения процедуры.
Этим днем считают следующий рабочий день сразу после разбора первых частей заявок для ЭА. Либо день подачи финальных ценовых предложений для подрядчиков в электронном ограниченном конкурсе.
Когда в аукционе есть проектная документация, торги начинают через 4 часа после завершения приема первых частей предложений. Если проводится конкурс, окончательные предложения подают в рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
Как оформить проект контракта
После разработки закупочных бумаг формируют проект контракта, при подготовке которого применяют типовые контракты или типовые условия, которые утверждены приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020. В документе уточнено, какие условия должен содержать контракт, предметом которого являются строительство или реконструкция объектов капитального строительства, и приложена информационная карта типовых условий.
Если приобретаются строительные услуги, отсутствующие в действующей информационной карте, готовят собственный проект госконтракта, опираясь на нормы законодательства и потребности заказчика. К проекту госконтракта на закупку строительства прилагают:
- график выполнения и оплаты строительных работ;
- условия об этапах оплаты, исходя из выполняемых объемов и стоимости работ;
- проектную и техническую документацию, регламентирующую объемы и содержание предмета контракта.
Подготовка извещения
Когда готова закупочная документация и проект контракта, составляют и публикуют извещение с помощью функционала ЕИС. При подготовке извещения учитывают нормы ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассмотрение заявок
Как конкретно будут рассматриваться предложения участников, зависит от наличия проекта в составе закупочных бумаг. Когда проект есть, первые части заявок в процедуре не рассматривают, а сама закупка стартует через 4 часа после окончания подачи заявок. По завершении торгов оператор ЭП направляет закупщику обе части заявок, чтобы их проанализировали и оценили (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектные документы отсутствуют, правила рассмотрения другие. Первые части анализируют до начала торгов. Комиссия изучает заявки, решает, допускать или не допускать участников, формирует и размещает протокол рассмотрения. Последний выкладывается не только в ЕИС, но и на торговых площадках (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).
Когда торги завершаются, комиссия начинает проверку вторых частей заявок подрядчиков, попавших в отбор на предыдущем этапе.
Заключение контракта
Итоговый протокол публикуется на портале ЕИС, а госконтракт с победившим участником подписывается не ранее чем через 10 дней после этого (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ).
При запросе котировок в электронной форме подписание допускается через 7 дней после опубликования протокола.
Как найти тендеры на стройку
Инструкция, как получить строительную закупку у администрации и заключить контракт:
Шаг 1. Найти подходящий тендер в ЕИС.
Шаг 2. Изучить подробно требования заказчика.
Шаг 3. Подать заявку на участие в тендере на реконструкцию или стройку.
Источник