Основные виды и способы закупок по 223-ФЗ
Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.
Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.
Обязательные по 223-ФЗ виды закупок
Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.
Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.
223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие
Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.
К числу конкурентных закупок относят:
- конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые, закрытые и др.;
- аукционы — открытые и закрытые;
- запросы котировок;
- запросы предложений;
- конкурентные переговоры.
Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.
Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.
Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.
Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.
Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.
Все закупки по 223 ФЗ — на bicotender.ru
На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:
- правильно и своевременно оформить все документы;
- выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
- составить конкурсную заявку;
- обойти всех своих конкурентов.
Источник
Способ закупки озк расшифровка
Способы закупок по №223-ФЗ
Представляем вашему вниманию долгожданное продолжение статьи о способах определения поставщика в Государственных закупках. В первой части мы разбирались с тем, какие бывают закупки по №44-ФЗ. Пришло время поговорить о №223-ФЗ.
Способы определения поставщика по №223-ФЗ
Как известно, №223-ФЗ является менее «жёстким» законом, чем №44-ФЗ. Вместо установления четкого регламента проведения закупочных процедур, он многое оставляет «на откуп» заказчика. Заказчики в обязательном порядке формируют внутренний документ, называемый «Положение о закупках», в котором могут сами устанавливать порядок осуществления закупок, не противоречащий закону.
Так, согласно №223-ФЗ определение поставщика проводится конкурентными и неконкурентными способами.
Неконкурентные закупки — это, как не сложно догадаться из названия, закупки у единственного поставщика. Случаи, когда заказчик может применять неконкурентные способы закупки, он определяет самостоятельно в своём Положении.
Конкурентные способы закупки у каждого заказчика могут быть разные. Они могут иметь такие же названия как в №44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, но могут встретиться и другие. Закупки могут быть открытыми и закрытыми, могут проводиться в электронной или в бумажной форме. Также отдельное внимание в Законе отведено закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Заказчик в своём Положении должен определить, какие именно конкурентные способы закупок он будет использовать и подробно описать порядок их проведения. Закон предусматривает некоторые единые требования к порядку осуществления конкурентных закупок, которые следует учитывать при установлении конкретных способов в Положении.
Полная информация обо всех открытых процедурах размещается в Единой информационной системе (ЕИС), любой желающий может принять в них участие.
Закрытые процедуры проводятся в случаях:
1) закупок с государственной тайной;
2) закупок в рамках государственного оборонного заказа, связанные с поставками, ремонтом, обслуживанием и утилизацией вооружения, а также военной или космической техники;
3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Доступ к закрытым процедурам имеет только определённый круг участников, способных исполнять такие специфические контракты. Заказчик сам направляет участникам приглашения принять участие в закрытой процедуре с приложением документации о закупке. Закрытые процедуры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме на специализированных электронных площадках.
Закон даёт общие определения четырём основным способам закупок.
Аукцион – это способ определения поставщика, при котором побеждает участник, согласный исполнить договор по цене ниже других. Отличительной особенностью данного вида закупки является наличие непосредственной процедуры торгов. Участники закупки в реальном времени последовательно подают предложения о снижении начальной максимальной цены договора (НМЦД) до тех пор, пока не определится победитель.
Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора по совокупности нескольких критериев. Цена договора победителя такой процедуры может быть не самой низкой среди других участников, если он набрал больше баллов по другим критериям.
Запрос котировок — это способ определения поставщика, при котором победителем является участник, предложивший самую низкую цену контракта, однако в отличие от аукциона не проводится процедура торгов. Заявки подаются с единственным ценовым предложением. Ценовые предложения участников рассматриваются, и определяется победитель.
Запрос предложений. Определение этого вида закупки в №223-ФЗ по сути ничем не отличается от определения конкурса. Отличие состоит в том, что минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 дней, а запрос предложений можно провести за 7 рабочих дней. Часто, устанавливая в Положении порядок проведения запроса предложений, заказчики включают пункт о том, что проведение запроса предложений не обязывает заказчика заключить договор по результатам такой процедуры.
Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).
Для таких закупок №223-ФЗ устанавливает более жёсткие правила проведения и оставляет меньше свободы для заказчика на изобретение собственных особенностей.
Закупки для СМСП проводятся только в электронной форме и только четырьмя основными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений). Такие закупки можно проводить только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, описанными в №44-ФЗ и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.
Для конкурса только для СМСП Законом регламентируются конкретные этапы, которые может содержать такая процедура, и устанавливаются правила, которые должны выполняться при включении таких этапов.
Для аукциона и запроса предложений только для СМСП Законом регламентируются правила проведения квалификационного отбора участников. Для аукциона также установлены ограничения в отношении «шага аукциона».
Для запроса котировок только для СМСП Законом установлены конкретные требования к составу заявки на участие в такой процедуре.
Благодарим за внимание. В этом году планируется много нового интересного и полезного материала. Оставайтесь с нами!
Источник
Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)
Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.
5 типов процедур
Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.
Что в итоге?
Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:
Источник