Способ закупки отт это

Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)

Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.

И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.

Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.

В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.

И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?

Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

5 типов процедур

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.

К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.

Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.

Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.

Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.

Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.

Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.

Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.

Читайте также:  Какие способы уборки сахарной свеклы существуют

Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.

Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.

Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.

Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:

Источник

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок.

В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.

В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки.

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Аукцион и запрос цен

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

Конкурс

Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.

Параметры оценки конкурсных предложений:

  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.
Читайте также:  Способы переработки отходов нефтепродуктов

Как проводится конкурс?

  1. Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
  2. Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
  3. Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.

В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда можно провести двухэтапный конкурс?

Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:

  1. цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
  2. заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.

Запрос предложений

Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.

Как проходят неконкурентные закупки

Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:

  • НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.

Источник

Способы закупок на ОТС-tender

В таблице приведено описание способов закупки, предусмотренных на OTC-tender, а также этапы, доступные в конкретном способе закупки.

Полужирным выделены этапы, являющиеся обязательными.

Для просмотра описания способа закупки нажмите на его наименование в первом столбце.

Способ закупки

Этапы

Способ закупки без проведения торгов, при котором заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в товарах, работах, услугах, устанавливает все требования к ним и заключает договор с участником, предложение которого имеет минимальную цену.

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Оценка заявок
Переторжка
Повторное рассмотрение заявок
Постквалификация
Подведение итогов

Заключение договора

• С подачей ценового предложения в заявке
• С подачей заявки в двух частях
• Простой

Представляет собой способ закупки для оценки предложений участников в соответствии с документацией (по различным критериям). Запрос предложений бывает двух типов:
• с подачей ценового предложения в заявке;
• с подачей заявки в двух частях.

В простом запросе предложений заказчик имеет возможность редактировать параметр «Конкурентный способ закупки» (да/нет). Отсутствует параметр «Возможность вносить изменения в даты и сроки после окончания подачи заявок» .

2.1. Запрос предложений
Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Оценка заявок
Переторжка
Повторное рассмотрение заявок
Постквалификация
Подведение итогов

Заключение договора

2.2. Запрос предложений — простой

Подача заявок

Рассмотрение заявок
Оценка заявок
Подведение итогов

Заключение договора

• Состав заявки в одной части
• Многоэтапный с составом заявки в одной части

• Состав заявки в двух частях

Проводится в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Должно быть установлено минимум два критерия оценки. Основной отличительной особенностью конкурса является этап оценки и сопоставления заявок, на котором закупочная комиссия ранжирует заявки участников в соответствии с указанным в документации порядком.

Особенности многоэтапного конкурса описаны здесь.

Особенности конкурса с составом заявки в двух частях описаны здесь.

3.1. При составе заявки в одной части:
Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Оценка заявок
Переторжка
Повторное рассмотрение заявок
Постквалификация
Подведение итогов

Заключение договора

3.2. При составе заявки в двух частях:

Подача заявок
Рассмотрение первых частей заявок

Переторжка
Рассмотрение вторых частей заявок
Подведение итогов

Заключение договора 4. Аукцион

• Двухэтапный на понижение (рассмотрение заявок в двух частях)
• Одноэтапный на понижение
• Одноэтапный на повышение

Является способом закупки, при котором назначенная организатором аукционная комиссия рассматривает поданные заявки и допускает их к дальнейшему участию либо отклоняет несоответствующие требованиям аукционной документации. Организатор проводит этап торга, во время которого допущенные участники подают свои ценовые предложения относительно конкретного лота. Организатор признает победителем закупки участника, который предложил лучшую цену договора.

В случае проведения двухэтапного аукциона этап торгов проходит между рассмотрением первых и вторых частей заявок участников.

4.1. Двухэтапный аукцион:
Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение первых частей заявок
Ожидает аукциона
Идет аукцион
Аукцион завершен
Рассмотрение вторых частей заявок
Подведение итогов
Заключение договора
Читайте также:  Вода донат магний способ употребления

4.2. Одноэтапный аукцион:
Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Ожидает аукциона
Идет аукцион
Аукцион завершен
Постквалификация
Подведение итогов
Заключение договора 5. Редукцион
• Двухэтапный на понижение (рассмотрение заявок в двух частях)
• Одноэтапный на понижение

Способ закупки идентичен аукциону. Отличие состоит в том, что торг предусмотрен только на понижение.

5.1. Двухэтапный редукцион:
Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение первых частей заявок
Ожидает редукциона
Идет редукцион
Редукцион завершен
Рассмотрение вторых частей заявок
Подведение итогов
Заключение договора

5.2. Одноэтапный редукцион:

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Ожидает редукциона
Идет редукцион
Редукцион завершен
Постквалификация
Подведение итогов
Заключение договора 6. Закупка у единственного поставщика

Является способом проведения закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

При создании процедуры настраивается только проведение этапа заключения договора — на ЭТП/вне ЭТП. Особенности создания процедуры описаны здесь.

6.1. Договор заключается вне ЭТП:
после публикации извещения лот переходит на этап «Завершен», организатор самостоятельно вносит сведения о предложении и договоре.

6.2. Договор заключается на ЭТП:
лот проходит этапы «Получение согласия» и «Заключение договора» стандартным образом. 7. Конкурентные переговоры

Способ закупки аналогичен процедуре «Запрос предложений» за исключением следующих особенностей:
• при формировании протокола рассмотрения заявок организатор закупки определяет место и время проведения переговоров;
• переговоры проводятся с участниками закупки вне ЭТП в порядке, установленном организатором закупки;
• организатор закупки имеет возможность опубликовать протоколы переговоров в системе;
• организатор закупки имеет возможность запросить от участников закупки предоставление заявок, откорректированных в соответствии с результатами проведенных переговоров;
• оценка заявок производится организатором закупки после получения от участников закупки откорректированных заявок в качестве ответа на запрос (в случае направления соответствующего запроса).

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Оценка заявок
Переторжка
Повторное рассмотрение заявок
Подведение итогов

Заключение договора 8. Предварительный отбор

Не является самостоятельной процедурой закупки. Предварительный отбор представляет собой способ определения круга участников процедуры закупки, соответствующих квалификационным требованиям. Процедура проводится организатором торгов в целях формирования перечня участников, которым будут направлены приглашения для участия в закупке.

Участник закупки, не прошедший или не проходивший установленный предварительный отбор, не имеет возможности подать заявку на участие в процедуре закупки, проводимой по результатам предварительного отбора.

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок 9. Сбор коммерческих предложений

Не является самостоятельным способом закупки, позволяет провести сбор коммерческих предложений для уточнения НМЦ перед публикацией самой закупки. Заключение договора по результатам закупки не предусмотрено.

Подача заявок
Рассмотрение заявок 10. Запрос котировок в электронной форме с торгом

Особенности процедуры описаны здесь.

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Ожидает подачи ценовых предложений
Идет подача ценовых предложений
Постквалификация
Подведение итогов
Заключение договора 11. Конкурентный отбор

Является аналогом одноэтапного аукциона на понижение. Особенностью способа закупки является возможность завершить прием ценовых предложений раньше срока при отсутствии ставок без установки автопродления торга.

Особенности процедуры описаны здесь.

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Ожидает подачи ценовых предложений
Идет подача ценовых предложений
Постквалификация
Подведение итогов
Заключение договора 12. Попозиционный торг
• На понижение
• На повышение

В данной процедуре участники имеют возможность подать заявку на одну или несколько позиций лота, а не на весь лот.

Особенности проведения процедуры описаны здесь.

Подача заявок
Открытие доступа
Рассмотрение заявок
Переторжка
Повторное рассмотрение заявок
Подведение итогов

Заключение договора 13. Собственный способ закупки

Функционал площадки позволяет создавать свои способы закупки (шаблоны) на основании имеющихся на площадке. При создании процедуры на основании шаблона будут предзаполнены/скрыты/заблокированы от редактирования поля, настроенные в шаблоне.

Порядок создания шаблонов описан здесь.

Перечень этапов соответствует способу закупки, на основе которого создан свой способ закупки.

Ключевые слова: список этапов, очередность, какие этапы, обязательные этапы, пропустить. пропуск этапов, выбрать способ закупки,виды торгов, тендеров, процедур, способы, закупки, способы закупок, типы процедур, виды процедур

Источник

Оцените статью
Разные способы