- Закупки у единственного поставщика: популярные основания
- Суть закупки у единственного поставщика
- Основания для проведения неконкурентной закупки
- Закупки малого объема
- Несостоявшаяся неконкурентная процедура
- Чрезвычайные ситуации
- Конец года
- Профилактика чрезвычайной ситуации
- Контракт спустя время после форс-мажора
- Как проверяются контракты
- Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году
- Что такое закупка у единственного поставщика
- В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
- Малые электронные закупки
- Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:
- Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок
- Преимущества закупки у единственного поставщика
- Недостатки закупки у единственного поставщика
- Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
- Выводы
- Шпаргалка
Закупки у единственного поставщика: популярные основания
Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.
Суть закупки у единственного поставщика
Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.
Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
- процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
- закупку можно провести в сжатые сроки;
- не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.
Основания для проведения неконкурентной закупки
Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:
- Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
- Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
- Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
- Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
- Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.
Рассмотрим некоторые основания более подробно.
Закупки малого объема
Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:
- 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
- 50 млн рублей.
Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.
Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.
Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.
Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:
- отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
- публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
- размещать в системе сведения о заключенном контракте.
Несостоявшаяся неконкурентная процедура
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
- раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
- сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Чрезвычайные ситуации
Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.
Конец года
Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?
Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.
Профилактика чрезвычайной ситуации
Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?
Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.
Контракт спустя время после форс-мажора
Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?
Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.
Как проверяются контракты
В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.
Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:
- Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
- Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
- Составляется докладная записка.
- Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
- Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.
Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Источник
Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать в 2021 году
эксперт Контур.Школы по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим особенности проведения этой процедуры и обратим внимание на изменения в законодательстве
Что такое закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).
В конце статьи вы найдете Алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и Шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС!
В конце статьи есть шпаргалка
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:
- закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- закупка для государственных нужд у единственного, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных его поручениями, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
Например, изготовление памятных медалей «XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи» было поручено акционерному обществу «Гознак» Распоряжением Президента РФ от 06.12.2017 №421-рп «Об учреждении памятной медали «XIX всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи»;
- выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93);
- закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93);
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
- случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93).
Отдельно хотелось бы выделить малые электронные закупки, которые могут проводиться заказчиком для приобретения товаров в соответствии с п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года на сумму 3 млн руб.
Малые электронные закупки
Электронная малая закупка — это разновидность закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая проводится в электронной форме.
Она проводится на тех же электронных площадках, что и другие электронные закупки по Закону № 44-ФЗ, применяется исключительно для закупки товаров. Минимальная цена контракта может быть любой.
Максимальное значение — не более 3 млн руб. (ч. 12
ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Объем электронных малых закупок учитывается в предельных годовых объемах закупок по пп. 4, 5 ч. 1
ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Рассмотрим алгоритм проведения такой процедуры:
Этап 1. Участники формируют на электронной площадке, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью и размещают предварительное предложение о поставке товаров, которое содержит информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе наименование товара, его характеристики, товарный знак, наименование страны происхождения, количество и т.д.
Обратите внимание, что размещение таких предложений означает согласие участника на направление оператором электронной площадки предложений о поставке заказчику.
Такое предложение можно отозвать в любой момент, но только до того, как оператор электронной площадки направит его заказчику (пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Также важным моментом является то, что оператор не будет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока регистрации в ЕИС такого участника остается три месяца.
Этап 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, содержащее информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, наименование товара, адрес площадки, требования к участникам и т.д.).
Этап 3. В течение одного часа с момента размещения извещения оператор определяет из всех предварительных предложений (заявок) не более 5 заявок, соответствующих его требованиям.
Этап 4. Оператор присваивает каждой заявке номера в порядке возрастания цены. Если несколько заявок подано с одинаковой ценой, первый номер присваивается той заявке, которая была направлена раньше.
Этап 5. Оператор направляет заявки заказчику.
Этап 6. Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения заявок, принимает решение по каждой из заявок и присваивает номера.
Этап 7. Заказчик формирует протокол подведения итогов, который размещается в ЕИС и на электронной площадке в течение часа.
Этап 8. Далее заключается контракт по правилам, предусмотренным для электронных процедур ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом особенностей, указанных в ч. 13 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ, а именно:
- контракт должен содержать обоснование цены;
- контракт размещается в ЕИС и на электронной площадке заказчиком не позднее 3 часов с момента опубликования протокола;
- информация о заключенном контракте вносится в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с момента его заключения;
- при заключении контракта по итогам малой электронной закупки протокол разногласий не формируется и не размещается.
Согласование контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) по согласованию с контрольным органом.
В 2020 году был утвержден единообразный порядок согласования несостоявшихся конкурентных закупок.
Если закупка признана несостоявшейся, то контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Критерий для определения необходимости согласования — только превышение начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) превышает следующие предельные размеры (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961), то согласие контрольного органа должно быть получено обязательно при следующих условиях:
- 500 млн руб. — при закупке для федеральных нужд (за исключением запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика);
- 250 млн руб. — при закупке для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ соответственно или путем проведения закрытого способа определения поставщика);
- 1 тыс. руб. — при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.
Министерство финансов в своем Письме от 25.08.2020 г. № 24-06-05/74463 (п. 3 Письма) поясняет, что при проведении совместного конкурса или совместного аукциона каждый заказчик самостоятельно согласовывает заключение контракта. Согласование требуется, если начальная (максимальная) цена заключаемого им контракта превышает предельный размер, установленный Постановлением Правительства № 961.
Чтобы пройти процедуру согласования, нужно направить обращение в контрольный орган не позднее чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не публикуется в ЕИС в соответствии с 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93).
Далее следует заполнить форму обращения, прилагаемую к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства № 961 от 30.06.2020 г. № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта…» (далее — Правила) и включить в обращение сведения, предусмотренные пп. 3-6 Правил, установленных Постановлением № 961, а также приложить документы, предусмотренные п. 7 Правил.
Обращение необходимо направить на бумажном носителе. Документ подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Если есть возможность, направьте также электронную версию обращения. Она не должна отличаться от бумажного варианта (п. 3 и п. 4 Постановления № 961, пп. «а» п. 10 Правил).
Если обращение содержит сведения, составляющие государственную тайну, то необходимо направить его, соблюдая правила законодательства о защите государственной тайны (пп. «б» п. 10 Правил).
Обратите внимание, что обращение направляется в один из следующих органов в зависимости от уровня проводимой закупки (ч. 7 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Правил):
- ФАС России — при закупках для федеральных нужд и закупках, проводимых закрытыми способами;
- контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ — при закупках для региональных нужд;
- муниципальный контрольный орган в сфере закупок либо контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий, — при закупках для муниципальных нужд.
Если обращение составлено корректно и направлено в надлежащий контрольный орган, то он не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, осуществит следующие действия (ч. 8, 10 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, п. 3 и п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, п. 10 и п.11 Правил):
- рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку;
- примет решение: согласует заключение контракта либо откажет в согласовании.
В последнем случае при необходимости внесите изменения в план-график и проведите новую закупку;
- направит решение и предписание (при необходимости) на бумажном носителе.
Полезные Шпаргалки для согласования закупки с единственным поставщиком в конце статьи!
В конце статьи есть шпаргалка
Контрольный орган откажет в согласовании заключения контракта в следующих случаях (п. 13 Правил):
- неправильно выбран способ закупки;
- закупка закрытым способом проведена без согласования с ФАС России;
- описание объекта закупки ограничивает количество участников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе;
- требования к участникам установлены с нарушением законодательства о контрактной системе;
- сокращен установленный в 44-ФЗ срок подачи заявок;
- заявка неправомерно отклонена либо признана не соответствующей установленным требованиям;
- участнику неправомерно отказано в допуске к участию в закупке;
- заявка, поданная единственным поставщиком, либо информация, предусмотренная пп. «е» и «ж» п. 7 Правил, не соответствует установленным требованиям;
- единственный поставщик не соответствует установленным требованиям.
Если нарушения будут выявлены в условиях контракта, контрольный орган согласует его заключение, но выдаст предписание. В нем он укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта (п. 12 Правил).
При заключении контракта по итогам согласования необходимо соблюдать следующие требования, установленные ч. 9 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:
- срок подписания проекта контракта исчислять со дня, следующего за днем получения решения о согласовании;
- не заключать контракт, пока не исполнено предписание, выданное по итогам внеплановой проверки. Если этого требует предписание, следует внести изменения в проект контракта. Далее нужно направить его участнику закупки в порядке, установленном для соответствующего способа определения поставщика;
- заключить контракт не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся (подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС) и не позднее чем через 20 дней с даты получения решения о согласовании. До получения решения заключать контракт нельзя.
По итогам либо будет заключен контракт, либо нужно будет внести изменения в план-график и провести новую закупку (в случае отказа со стороны ФАС).
Что касается защиты прав поставщика в случае отказа со стороны ФАС, то п. 7 ч. 8 ст. 44 Закона № 44-ФЗ гарантирует возврат обеспечения заявки участнику, а банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения заявки, в этом случае участнику не возвращается, но по ней не производится взыскание (ч. 9 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Если поставщик считает, что его права были нарушены, он также может попробовать обжаловать решение ФАС в Арбитражном суде на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ). Заявление в Арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как было вынесено решение ФАС об отказе в согласовании контракта (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
Преимущества закупки у единственного поставщика
- Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
- Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки закупки у единственного поставщика
- Заказчик не сможет заключить контракт по наиболее низкой выгодной цене, как, например, на электронном аукционе.
- Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
- ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.
Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 4 и 5 (при закупке товара в форме малой электронной закупки на сумму до 3 млн руб.), 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Порядок такого расчета и обоснования цены предусмотрен ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом документ, содержащий обоснование цены, включается в текст контракта.
Выводы
- Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
- Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
- Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
- И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.
- В случаях превышения НМЦК требуется согласование в контролирующем органе контрактов, заключаемых по итогам несостоявшихся конкурентных закупок.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Алгоритм согласования закупки у ЕП 67.3 КБ
Шаблон обращения для согласования контракта с ЕП в ФАС 61 КБ
Источник