Как развить память у взрослого человека
Многие из нас, кто много и упорно работает, однажды замечают – память уже не готова быстро находить ответ на вопросы или в нужный момент отказывается быстро «вспомнить» нужную информацию. Вам все чаще приходится записывать все, даже самые незначительные дела, а ведь раньше вы ежедневником не пользовались – всё держали в голове. Фраза «Я забыл (забыла)» стала повторяться в вашей речи все чаще. Что делать в такой ситуации? Развивать память!
Тренируйте голову
Как утверждают ученые, до 25 лет активно развивается наша память. Во взрослом состоянии наша способность запоминать и вспоминать в нужный момент информацию стабильно приходит нам на помощь. А вот после 50 лет мы постепенно начинаем утрачивать функцию запоминания. Наша память с возрастом теряет примерно от 20 до 40 процентов своей работоспособности. Но спасение от этого есть – регулярные тренировки «для головы».
Доказано: хорошо сохраняется память у артистов и ученых, потому что представители именно этих профессий активно тренируют свою память – артисты постоянно заучивают тексты, ученые беспрестанно «работают головой», в результате чего задействованы все отделы мозга.
Еще одно доказательство – память можно развивать и тренировать даже во взрослом состоянии. Но не только от регулярных умственных занятий зависит наша память.
Отдыхайте и бегайте
Перебои с памятью могут быть обусловлены усталостью, перенапряжением, стрессами, неправильным рационом и нехваткой витаминов. В этом случае стоит только отправиться в отпуск, выспаться, побыть на природе, наладить питание, и отдохнувшая память сама к вам вернется.
Не стоит пренебрегать физическими нагрузками – умеренные занятия спортом улучшают кровообращение, повышают тонус всего организма, способствуют насыщению тканей (в том числе мозга) кислородом. В итоге мозговая деятельность улучшается, а с ней и память. Не зря многие известные ученые занимались спортом. В Европе не удивительно встретить на лыжном марафоне профессора, который после изнурительных соревнований совершает открытия.
Упражнения на запоминание
Если даже после отдыха память к вам не возвращается, необходимо приступить к ее тренировкам. Существует масса способов, как развивать память у взрослых.
Вспомните, каким нагрузкам подвергалась наша память в школьные годы и в студенчестве. Какие объемы информации поглощал наш мозг в сессию, и в нужный момент память практически никогда не подводила. Так может, вернуться к этой практике? Учите стихи, запоминайте телефоны знакомых, а не спасайтесь гаджетами. Разгадывайте ребусы, головоломки и кроссворды, собирайте паззлы. Все это можно делать вместе с ребенком – допустим, задали ему выучить письмо Татьяны из «Евгения Онегина». Почему бы и вам не освежить память? Или как здорово вместе с малышом собрать мозаику вечером. Все это пойдет на пользу и молодому организму, и вашей памяти. Читайте больше книг, а затем обсуждайте с чадом. Классика школьной программы для этого прекрасно подойдет.
Пора учиться!
А может, вспомнить молодость и снова пойти учиться? Можно закончить автошколу, выучить иностранный язык или получить второе высшее. Новые навыки никогда не помешают, могут помочь не только в обычной жизни, но и в карьере. А для вашей памяти этот опыт будет прекрасной зарядкой, эффект от которой сохранится на длительное время.
Не отвлекайтесь!
Часто проблемы с запоминанием возникают из-за того, что человек рассеян и не может сконцентрироваться. Учитесь быть внимательным. Если нужно выполнить важное дело или запомнить информацию, не пытайтесь одновременно делать несколько дел, отвлекитесь от гаджетов и компьютера. Сосредоточьтесь на конкретном деле. Куда проще быть внимательным, когда предмет вам интересен. Хотите эффективнее запоминать – заинтересуйте себя тем, что вам нужно усвоить.
Играйте в ассоциации
Для развития памяти и улучшения способности быстро и надолго запомнить какой-то факт полезно тренировать ассоциативное мышление. Если связать факт или ситуацию с каким-либо другим фактом и запомнить всю цепочку, тогда она всплывет в памяти быстрее. Главное – для ассоциаций использовать близкие и знакомые вам предметы, вещи, факты. Кто-то в качестве ассоциаций использует воспоминания из детства. Особенно хорошо работают позитивные ассоциации, основанные на приятных воспоминаниях.
Средство для мозга
Питать ваш мозг могут не только витамины и разнообразные продукты, но и различные препараты, которые сейчас предлагают медицинские компании. Но только стоит отличать лекарства, которые врачи выписывают по рецепту в случае серьезных нарушений памяти, и препараты, которые могут принимать все без исключения для улучшения работоспособности мозга, концентрации и более быстрой реакции. К таким препаратам, улучшающим нашу работоспособность, относится Биотредин, в основе которого лежит аминокислота L-треонин. Во-первых, он выполняет классическую функцию лекарства – ноотропа – улучшает память. Во-вторых, он улучшает работу мозга, умственную деятельность.
При приеме Биотредина человек более сконцентрирован, собран и быстрее соображает. В-третьих, он призван снимать психоэмоциональное напряжение, незаменим в стрессовых ситуациях и при бессоннице, что также немаловажно для нашей памяти. Эффект от его действия повышается при совместном приеме с Глицином. Его назначают как взрослым, так и детям.
Источник
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Опубликовано сб, 03/10/2020 — 18:31
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
Источник