Постановка целей и задач современного урока
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Постановка целей и задач современного урока. | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Автор Данилова Е. Е.
МБОУ СОШ № 22 города Ковров.
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли:
учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Теперь позиция ученика — познание мира в специально организованных условиях, а позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.
Системно-деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Рассмотрим на примере Технологии деятельностного метода (ТДМ) автор Людмила Георгиевна Петерсон.
Типология уроков ТДМ:
- Урок открытия нового знания.
- Урок рефлексии
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок развивающего контроля.
Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель : расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель : систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Что же такое цель современного урока и когда, какие цели урока ставит учитель?
Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Цель современного урока : создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения) .
Учебные задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
- Формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- Формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
- Формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Освоение знаний по теме
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Цели обучения должны быть:
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
— обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей . ;
— обобщить и систематизировать знания о .
— отработать навыки (указать какие);
— устранить пробелы в знаниях;
— добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цели обучения условно разделяют на три группы:
- образовательные (обучающие).
- развивающие,
- воспитательные.
Все эти группы целей взаимосвязаны.
Обучающие цели урока (дидактические):
передача учащимся определённой системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
- «выбрать»,
- «назвать»,
- «дать определение»,
- «проиллюстрировать»,
- «написать»,
- «перечислить»,
- «выполнить»,
- «систематизировать».
Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящён данный урок.
Развивающие цели урока содействуют формированию:
- общеучебных и специальных умений;
- совершенствованию мыслительных операций;
- развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры;
- осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Воспитательные цели предполагают формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Но можем ли мы с вами за один урок решить воспитательную цель?
Можем ли проверить, что к концу урока мы воспитатели или сформировали те или иные личностные качества ребенка?
Наверное нет. Поэтому цель воспитания желательно формулировать следующим образом: «Создать (или обеспечить) условия для . «. Вот тогда при подведении итогов мы сможем определить, достигнута ли поставленная цель или нет.
Воспитательные цели способствуют :
- воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
- формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности;
- приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
- вызвать интерес,
- пробудить любознательность,
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
- побудить учащихся к активности,
- выразить свое отношение…
- прививать, укреплять. навыки.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Все приемы целеполагания классифицирую на:
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Поясню некоторые приемы целеполагания:
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводят к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: Урок математики по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети высказывают свое мнение, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Что представляют собой задачи урока?
Задачи — это шаги по достижению поставленной цели.
К задачам урока относятся:
- организация взаимодействия;
- усвоение знаний, умений, навыков;
- развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Образовательные задачи урока состоят:
- в приобретении учащимися определённого круга научных знаний, умений и навыков;
- в формировании тех способов и приёмов мышления, при помощи которых учащиеся будут успешно овладевать знаниями.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
- способствовать становлению умения оценивать…
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.
Выстраивая развивающие задачи , учитель опирается на перечень обязательных умений, определённых программой и одновременно учитывает, какими умениями реально владеют ученики данного класса и какие возможности даёт материал урока для их развития, формирования того или иного умения на определённом уровне сложности.
Воспитательные задачи включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы творчества, развитие организаторских качеств и тд.
Любая деятельность характеризуется, прежде всего, наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Точно так же учебная деятельность может возникнуть лишь там и тогда, когда цель обучения личностно значима для учащегося, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.
Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
Источник
Способы задания целей обучения
Содержание и технологии обучения зависят от целей, поставленных перед школой. Содержание образования определяется как дидактическая модель социального заказа, обращенного к школе.
Выделяют три уровня его формирования: уровень общего теоретического представления, который реализуется в виде учебного плана школы; уровень учебного предмета, который реализуется в виде учебной программы по предмету; и уровень учебного материала, зафиксированный в учебных пособиях, задачниках и других дидактических материалах.
На каждом уровне содержание образования регламентируется целями, при этом цели обучения на каждом уровне взаимосвязаны: цели обучения физике вытекают из целей общего образования и конкретизируют последние на своем уровне; цели изучения конкретного материала следуют из целей обучения физике и конкретизируют их.
Цели общего образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его развития и следуют из социального заказа общества школе. В качестве глобальной цели часто выделяют цель всестороннего и гармонического развития личности. При этом под гармонически развитой личностью понимается человек, обладающий глубокими и прочными знаниями, умениями самостоятельно пополнять их и применять па практике, научным мировоззрением, готовый к труду и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.
Цели общего образования не остаются неизменными, их изменение связано с социально-экономическим развитием общества и соответственно с изменением социального заказа. В связи с этим меняются цели обучения физике, их значимость и иерархия.Так, если до недавнего времени основной целью школьного физического образования считалось формирование у учащихся глубоких и прочных знаний основ физики, то сейчас на первое место выдвигается задача развития учащихся, их воспитания в процессе обучения. Расширяется и состав целей обучения физике: такие цели, как формирование знаний о методах исследования в физике, подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развитие творческих способностей учащихся, формирование мотивов учения, поставлены перед физическим образованием лишь в последнее время.
Существует несколько способов задания целей обучения физике: описательно без использования какой-либо классификации: описательно с применением классификации и через конечные результаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональными.
Пример описательного задания целей обучения приведен выше. В таком виде целесообразно задавать цели образования на уровне общего представления.
При проектировании содержания образования на уровне учебного предмета (физики) цели следует задавать описательно в соответствии с той или иной классификацией.
На уровне учебного материала цели должны формулироваться операционально так же, как и при определении конечных результатов обучения.
Возникает вопрос: какую классификацию целесообразно использовать при определении целей обучения физике? Одной из таких классификаций является принятая в практической дидактике классификация, в соответствии с которой цели делятся на образовательные, воспитательные и развития.
К образовательным целям в этом случае относят формирование знаний основ физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умении, умений применять знания к решению задач и т.п.
К воспитательным — формирование научного мировоззрения, политехническое образование, эстетическое, нравственное воспитание и т.п.
К целям развития относят развитие мышления, самостоятельности и пр.
Эта классификация, как впрочем и любая другая, не свободна от недостатков, поскольку, во-первых, она не позволяет учесть все цели, стоящие перед обучением физике, и, во-вторых, сложна для использования учителем в качестве инструментария. В частности, непросто, используя данный подход, определить цели конкретного урока, цели изучения того или иного параграфа учебника.
Другую классификацию целей обучения физике дает достаточно распространенный в дидактике социально-личностный подход к их заданию.
Источник