Способ взаимосвязи территориальных образований государства называется входящим

ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.2. Государство. Формы государственно — территориального устройства

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Читайте также:  Лучший способ общаться с друзьями

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Формы государственного устройства. Форма гос устройства -способ взаимосвязи территориальных образований государства

Форма гос устройстваспособ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образова­ний, имеющих общие центральные органы.

Унитарное государство это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Конфедерация– это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.

Унитарное Федерация Конфедерация
Сущность формы гос. устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое гос. устройство Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство Объединение абсолютно независимых субъектов
Конститутивные решения Принимаются высшими органами власти Принимаются высшими союзными органами, в сфере совместного ведения, с участием субъектов федерации Принимаются высшими органами власти государств-участников
Территория Единая граница единиц устанавливается и изменяется центром Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются с согласия субъектов в установленном конституцией порядке Отсутствие единой территории
Полит. самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены полит самостоятельностью Субъекты обладают определенной полит. самостоятельностью Государства участники сохраняют полную полит. самостоятельность
Конституция Единая Союза и субъектов, верховенство конституции союза Государств-участников
Гражданство Единое Союзное и субъектов Государств-участников
Правовая и судебная системы Единые Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты Отсутствие единой системы
Право расторжения договора ___ Лишены возможности выйти из федерации Может быть расторгнут
Дания, Испания, Швеция, Великобритания Австралия, Бразилия, Мексика, США, Россия СНГ, ЕС

Субъекты федерации.

4. Автономные округа

5. Города федерального значения

Право в системе социальных норм

Право — система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и охраняемых государством, опирающихся на идеи человеческой справедливости, выражающие волю граждан и выступающие гос регулятором общественных отношений.

Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы: носят общий характер, должны исполняться всеми, носят волевой характер, обеспечиваются сознательным поведением.

Читайте также:  Дедуктивный способ расположения материала

Социальные нормы.

1. По сферам действия:

· Религиозные(правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни)

· Корпоративные(правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах)

2. По механизму регулирования:

· Обычаи (одобренные обществом образцы массовых действий)

· Мораль(правила поведения, в которых выражаются представления о хорошем и плохом)

· Традиции(ценности, образцы поведения, унаследованные от предшественников)

· Политические нормы ( правила поведения, регулирующие полит деятельность, отношения между гражданином игосударством)

· Нормы права(формально-определенные, общеобязательные нормы поведения, установленные и санкционированные государством)

Писанные/неписанные

Функция социальных норм.

1. Ориентирующая – обусловливает предстоящий поступок человека

2. Программная– позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные

3. Прогностическая – ставит в известность о предполагаемых последствиях действий человека и возможной ответственности

Система права

Право — система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и охраняемых государством, опирающихся на идеи человеческой справедливости, выражающие волю граждан и выступающие гос регулятором общественных отношений.

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Основные структурные элементы системы права:

б) институты права,

в) отрасли права.

г) подотрасль права

Нормы права — исходный компонент, те «кирпичики», из которых и складывается в конечном счете все «здание» системы права, является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права— это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право — институты гражданского права).

Отрасль права — это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

  • предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений. (Те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации.Каждая отрасль права «контролирует» свой участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений, своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль от другой);
  • метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
  • способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня.

Подот­расль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида (подотрасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

Читайте также:  Дельцид от блох способ применения

Источник права

Источники права — это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Источники права:

· нормативный правовой акт;

1. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

2. Правовой обычай — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.

3. Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

4. Нормативно-правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, иных социальных структур или путём референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

· ЗАКОН — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека и гражданина.

· Подзаконный правовой акт – акт, который принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. (В качестве примера можно привести отсылки к подзаконным нормативным актам в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ:
— ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» устанавливает, что форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам).

Источник

Способ взаимосвязи территориальных образований государства называется входящим

Формы государственного территориального устройства

Понятие формы государств

Формы государственного устройства

М. Монтень

Унитарное государство

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

Конфедерация

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Источник

Оцените статью
Разные способы