Способ взаимосвязанной деятельности учащихся обеспечивающий усвоение содержания образования

Методы обучения

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое «Методы обучения» в других словарях:

Методы обучения — Метод обучения (от др. греч. μέθοδος путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий… … Википедия

Методы обучения — приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности. Наиболее распространенные методы… … Пограничный словарь

методы обучения — mokymo metodai statusas T sritis švietimas apibrėžtis Veiksmų, būdų visuma mokymo tikslui pasiekti. Skiriami žinių perteikimo, įtvirtinimo ir tikrinimo (teikiamieji), atgaminamieji (reproduktyvieji), mokėjimų ir įgūdžių formavimo (operaciniai),… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — способы взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие в процессе обучения. Преподаватель выступает в роли … Профессиональное образование. Словарь

Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель … Педагогический словарь

Методы обучения — см. в ст. Обучение … Большая советская энциклопедия

Методы обучения — приёмы и способы, с помощью которых достигаются передача и усвоение военных знаний, формирование навыков н умений, выработка высоких идейно политических и морально боевых качеств у личного состава, обеспечивается боевое слаживаине подразделений,… … Словарь военных терминов

Методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский) … Словарь-справочник по педагогической психологии

Методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский) … Словарь по педагогической психологии

Источник

Методы обучения

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Читайте также:  Человек которому вы нужны всегда найдет способ быть рядом откуда цитата

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Содержание

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Читайте также:  Геометрическое нивелирование способом середины его схема

Источник

Метод как педагогическая категория. Классификация методов

Термин «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо и определяется как «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» 1 . Большая Советская Энцик­лопедия определяет метод как «совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, под­чиненных решению конкретной задачи» 2 . В педагогике «Метод — система исследовательских взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования» 3 . В методиках обучения школьников естественнонаучным учебным предметам нет единого подхода к определению понятия «метод обучения». Приведем в подтверждение некоторые из определений.

Б. П. Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знания­ми, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядо­ченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения.

П. И. Боровицкий определяет методы как способы работы учи­теля и учащихся, при которых обеспечивается активное и созна­тельное усвоение знаний учащимися, выработка у них правильных взглядов и убеждений, развитие их умственных сил и способностей, привитие им умений и навыков.

Н. М. Верзилин, признавая логическое единство в процессе обу­чения деятельности учителя и деятельности учащихся, дает следую-

1 Большая Советская Энциклопедия. — М, 1974. — Т.16. — С. 162.

3 Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 566.

щее определение метода: «Учебный метод — способ передачи зна­ний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися» 1 .

Однако все эти определения в недостаточной степени учитывают современные приоритеты школьного образования, прежде всего — развивающий характер обучения. Поэтому определение учебного метода может быть и таким: это система взаимосвязанных способов деятельности учителя и учащихся, обеспечивающая достижение це­лей развития личности школьника, его информационной (знания) и практической (умения и навыки, в том числе и навыки учебного тру­да) эрудиции, познавательных и творческих способностей, речи, нравственной и этической культуры, в том числе и экологической.

В теории и практике обучения накоплен богатый арсенал мето­дов, что требует приведения их в определенную систему, прежде всего путем классификации. Как и в случае с определением мето­да обучения, к настоящему времени нет и единой классификации методов. Это во многом объясняется тем, что разные авторы стро­ят свои классификации на разных основаниях. Так, И. Я. Лернер строит классификацию методов, ориентируясь на уровень познава­тельной активности учащихся, и выделяет следующие методы: ин­формационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, или частично поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Такая классификация является общедидактической, достаточно удобной имеет довольно широкое применение.

Читайте также:  Дюфастон при эндометриозе способ применения

С. Г. Шаповаленко выделяет четыре группы методов: логико-со­держательные, источниковые, процессуальные и организационно-управленческие.

Довольно разнообразна классификация методов, которую пред­ставляют методисты-естественники. П. И. Боровицкий и В. А. Те-тюрев учитывают, что учебный процесс является двусторонним: учитель учит, а учащиеся учатся. На этой основе они выделяют две группы методов: методы изложения предмета преподавателем. Это рассказ, лекция, беседа. Методы самостоятельной работы учащихся. Это наблюдения, опыты, трудовые операции, работа с учебником.

Б. Е. Райков составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака: характер восприятия учебного материала и направление логического процесса. На основании это­го он выделил три группы методов: словесные, наглядные, моторные. Каждая из этих групп имеет по два выхода в учебном процессе — иллюстративный и исследовательский. Поэтому имеет место шесть комбинаций методов: словесный иллюстративный и словесный ис­следовательский, наглядный иллюстративный и наглядный иссле-

1 Верзилин Н. М. и др. Общая методика преподавания биологии. — М., 1983. — С. 116.

довательский, моторный иллюстративный и моторный исследова­тельский.

Но наиболее общепризнанной среди методистов-естественников и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и на­чального образования является классификация методов, предло­женная Н. М. Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер дея­тельности ученика. Как и в случае определения метода, здесь учи­тываются обе стороны учебного процесса: деятельность и учителя, и ученика, а источники знаний находятся в тесной взаимосвязи с деятельностью того и другого. На основании этого Н. М. Верзилин выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практиче­ские. Взаимосвязь групп методов и оснований их классификации может быть представлена в следующей таблице.

Таким образом, в подходах к трактовке понятия «метод» и в постро­ении классификации методов нет единого мнения. Это свидетельству­ет о недостаточно полном исследовании проблемы методов обучения.

Методы обучения реализуются через приемы, в определенных формах и с помощью определенных средств. Между этими тремя категориями существует тесная связь, которая при недостаточно глубоком понимании сущности каждой из них приводит к их сме­шению и разным толкованиям. Так, экскурсию, игру, практические, лабораторные, самостоятельные работы, работу с учебником одни ученые считают «формой» другие — «методом». Нередко отдельные приемы — сравнение, аналогия, классификация и др. отождествля­ются с методами обучения. Эти противоречия также свидетельству­ют о недостаточной разработке проблемы методов обучения.

Содержание метода Методы
Словесные Наглядные Практические
Источник знания Учитель передает знания Слово Словом Наглядный объект Показом Практические действия Инструктажем
Учащийся усваивает знания Слушая Наблюдая Работая

Каждая группа методов включает родственные виды методов. Ви­дами словесных методов являются: лекция, рассказ, беседа, объясне­ние; видами наглядных — изучение природы с помощью а) натураль­ных объектов, б) изображений объектов, явлений, в) демонстрации опытов; практических — наблюдение, распознавание и определе­ние признаков, эксперимент. С нашей точки зрения, предложенная Н. М. Верзилиным классификация требует небольшого дополнения: в группе практических методов следует вьщелить еще один вид — мо­делирование. В окончательном виде классификация методов может быть представлена в следующей таблице:

Источник

Оцените статью
Разные способы