Способ взаимодействия с реальностью лиц с зависимым поведением

Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения

В основе оценки девиантного поведения человека — анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы — адаптивность— исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить не­сколькими способами (рис. 1).

Борьба (противодействие)
РЕАЛЬНОСТЬ => РЕАЛЬНОСТЬ

Рис. 1. Взаимодействие индивида с реальностью

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавист­ную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственный способ достижения целей — это борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведе­нии. Например, употребление наркотических средств может быть обусловлено желани-

Деьиантнсн: павеленме. стру кгу ра. ммяпммама* «ммютмемм»^1^ммм

ем подростка продемонстрировать собственную независимость от окружающих (взрос­лость) или даже назло родным.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, когда окружающий мир предстает враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симп­томы психического заболевания нарушают возможность человека адекватно оценить мотивы поступков окружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоро­вый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезнен­ном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия — единственный и вынужденный.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознан­но или неосознанно выбирают люди, расценивающие реальность негативно и оппозици­онно, считающие себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориенти­роваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, еди­нообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной де­ятельности. Уход в мир наркотического дурмана — одна из разновидностей ухода от реальности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Гармоничный человек, как было показано выше, выбирает приспособление к ре­альности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, использующих, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реаль­ность, так же, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Напри­мер, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как признаки гармоничности человека.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей.

С нашей точки зрения, девиантным поведением следует считать любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), мо­ральным и нравственно-этическим предписаниям (т. н. общечеловеческим ценностям), этикету и стилю. Одни нормы имеют абсолютные и однозначные критерии, расписан­ные в законах и указах, другие — относительные, передающиеся из уст в уста, трансли­рующиеся в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и обществен­ных регламентации.

Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения 33

Источник

3.2. Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения

В основе оценки девиантного поведения человека — анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы — адаптивность— исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить не­сколькими способами (рис. 1).

Читайте также:  Период феодального способа производства

Борьба (противодействие) РЕАЛЬНОСТЬ => РЕАЛЬНОСТЬ

Рис. 1. Взаимодействие индивида с реальностью

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавист­ную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственный способ достижения целей — это борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведе­нии. Например, употребление наркотических средств может быть обусловлено желани-

Деьиантнсн: павеленме. стру кгу ра. ммяпммама* «ммютмемм»^1^ммм

ем подростка продемонстрировать собственную независимость от окружающих (взрос­лость) или даже назло родным.

Болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, когда окружающий мир предстает враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симп­томы психического заболевания нарушают возможность человека адекватно оценить мотивы поступков окружающих, и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоро­вый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезнен­ном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия — единственный и вынужденный.

Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознан­но или неосознанно выбирают люди, расценивающие реальность негативно и оппозици­онно, считающие себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориенти­роваться на нежелание приспосабливаться к действительности, «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались» по причине несовершенства, консервативности, еди­нообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной де­ятельности. Уход в мир наркотического дурмана — одна из разновидностей ухода от реальности.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Гармоничный человек, как было показано выше, выбирает приспособление к ре­альности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, использующих, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реаль­ность, так же, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Напри­мер, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как признаки гармоничности человека.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей.

С нашей точки зрения, девиантным поведением следует считать любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), мо­ральным и нравственно-этическим предписаниям (т. н. общечеловеческим ценностям), этикету и стилю. Одни нормы имеют абсолютные и однозначные критерии, расписан­ные в законах и указах, другие — относительные, передающиеся из уст в уста, трансли­рующиеся в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и обществен­ных регламентации.

Взаимодействие индивида с реальностью и типы девиантного поведения 33

Источник

Статья Типы взаимодействия с реальностью.

Типы взаимодействия с реальностью

Существуют различные типы взаимодействия между субъектом девиантного поведения и окружающей реальностью. Так, традиционно принято считать, что наиболее проблемными и массовыми формами девиантного поведения являются его аддиктивные формы. Для поведения аддиктивной личности характерен ряд признаков. Так, причиной чаще всего становится стремление человека к уходу от реальности, страх перед повседневной жизнью, бытом, реальностью.

Также у многих людей с подобным поведением появляется страх перед скукой, обычной бытовой жизнью. У людей отмечается тенденция к избеганию скуки повседневной жизни, а также отмечается тенденция к поиску запредельных эмоциональных переживаний. Этого человек стремится достичь любым способом, в том числе и социально опасным, и даже опасным для собственной жизни.

Читайте также:  Вычислить наиболее простым способом пример

В научной литературе принято выделять четыре основных вида взаимодействия человека, склонного к девиантному поведению с окружающей средой:

— бегство в работу;

— бегство в контакты или одиночество;

— бегство в фантазии [4, 6].

При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит замещение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, изменение иерархии ценностей обыденной жизни, переориентация на деятельность, нацеленную лишь на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (так называемая паранойя здоровья), сексуальными взаимодействиями (поиск и ловля оргазма), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления.

«Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком.

Изменение ценности коммуникаций формируется в случае выбора поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором либо общение становится единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму.

Склонность к размышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную активность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от действительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Требуют отдельного анализа и такие нехимические формы аддикции, как азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, интернет-зависимость и др. [1]

Сегодня все больше людей прибегают к виртуальному общению, как альтернативе живого, естественного общения. Они чувствуют себя более комфортно вы виртуальной среде, их привлекают ресурсы и возможности сети Интернет. Наиболее опасны такие формы взаимодействия с окружающей средой для детей. С самого раннего детства у таких детей трансформируется мышление, видоизменяется образ мыслей, видение мира. Они перестают видеть красоту в реальном окружении, но умеют ценить возможности компьютерной графики, анимационных фильмов, видеозаписей.

Также у детей довольно быстро развивается зависимость, в особенности зависимость от общения. Это обусловлено тем, что у детей общение является базовым инстинктом и естественной потребностью организма, а личностные качества и мыслительные процессы находятся на стадии становления. У ребенка быстро формируются привычки, формируется устойчивое отношение к чему-либо, дети сильно подвержены воздействию. Поэтому ребенок быстро увлекается.

Существенно искажаются и довольно быстро закрепляются ложные идеалы, трансформируются ценности и жизненные ориентиры. Усиливается все это наложением на процессы созревания личности. Тяжелым потрясением для человека может стать удаление виртуального друга, тем не менее, становлению и развитию реальной дружбы, анне сети Интернет, дети уделяют мало внимания. Со временем реальное общение привлекает их все меньше, а по мере взросления, и вовсе пугает. Так развивается социофобия.

Как утверждают психологи, у детей развивается патологическое стремление узнать как можно больше подробностей из чужой жизни, а также маниакальное стремление к раскрытию всех аспектов собственной жизни, желание выставить напоказ все нюансы повседневности. Дети вставляют большое количество фотографий. Пишут большое количество постов и новостных лент, при этом значимость и ценность предоставляемой информации снижается, а в речи наблюдается все больше аграмматизмов [20].

Социальные сети в связи с этим выступают в качестве факторов, которые ограничивают возможности дальнейшего прогрессивного развития ребенка, препятствуют его всестороннему развитию и расширению кругозора, угрожают нормальному психическому, а вместе с тем и физического развития ребенка. Особенно негативно отражается отсутствие реального общения и его подмена виртуальным на восприятии и процессах социализации личности ребенка в подростковом возрасте. Общение со сверстниками и самоутверждение в коллективе выступает в роли ведущего мотива дальнейшего развития подростка.

Ограничение подростка в общении влечет за собой искажение идеалов и ценностей, разрушает моральные и нравственные качества. Особенно негативно это отражается на еще несформированной психике подростка и его незрелой личности. Исследователи установили, что зависимость от социальных сетей наступает в подростковом возрасте намного быстрее, чем от компьютерных игр, поскольку имеет место нацеленность на удовлетворение естественных интересов и потребностей молодого поколения. Самыми посещаемыми сайтами среди подростков являются «Вконтакте» и «Одноклассники».

Посещение этих сайтов сопровождается обязательным выкладыванием собственной информации, личных фото, проверкой новостей друзей, поиском информации, музыки, другого контента, которые осуществляются зачастую бесцельно. Это, как правило, снижает нацеленность, целеполагание и рефлексию и снижает способность к планированию, анализу и организации собственной деятельности, снижает чувство ответственности, пунктуальности. Переписка зачастую направлена на передачу минимального набора эмоций и информации, правила орфографии, грамматики, лексики зачастую не только не соблюдаются, но и преднамеренно игнорируются.

Читайте также:  Способ применения отбеливающих полосок ino pro

Результаты исследования людей с девиантным поведением, показывают, что практически у всех испытуемых отмечается высокий уровень выраженности интроверсии, вне зависимости от возраста, пола, социального статуса человека [21].

Так, типичный человек с девиантным поведением — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Такие люди сдержанны, зачастую скрытны и отдалены от всех, кроме членов семьи. Они избегают новых знакомств в реальности, отличаются недоверчивостью к людям, в особенности малознакомым. Все свои действия и поступки продумывают заранее до каждой мелочи, скрупулезны. Внезапность и незапланированность – это не для них. Они практически ничего не делают спонтанно, привыкли подавлять свои желания.

У них все строго по местам и соответствует установленному порядку, который они сами же зачастую и устанавливают. Все их чувства всегда под контролем, вывести из себя их практически невозможно. Также как невозможно и порадовать. В характере преобладает пессимизм, нравственные нормы и мораль находятся на высоком уровне.

В основе таких показателей лежит высокая лабильность нервной системы. Проявлениями нейротизма служит чрезмерная неровность, неустойчивость, низкая способность к адаптации, склонность к быстрой смене настроения. Также преобладающими качествами в характере является повышенная чувствительность, чувство беспокойства. Вины, неустойчивость в стрессовых ситуациях, подверженность панике. Внимание рассеяно и неустойчиво, человеку трудно сосредоточиться на одном деле, требующего внимания. Все это влечет за собой депрессивные реакции, изменчивость настроения, прогрессирование неуверенности. Такие люди склонны к раздражительности, неадекватным и чрезмерным по силе и интенсивности реакциям, часто проявляют черты агрессивного поведения, чрезмерной тревожности, озабоченности, что влечет за собой нарушение взаимоотношений в обществе, способствует развитию и прогрессированию социофобии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — M. 1978.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.

3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М.: Медицина, 1964.

4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – С.-Пб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

5. Гшинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.

6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. — М., 1995.

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. — М., 1997.

9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988.

10. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.

11. Кудрявцев В.Н., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. – М.: Юрид. лит., 1984.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983.

14. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. — М., 1979.

15. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. — № 1-2.

16. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1990.

17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М., 1994.

18. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. — М., 1999.

19. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989.

20. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

21. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.

22. Шлычков В.Р. Методические рекомендации по психопрофилактике делинквентных отклонений у военнослужащих. – Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.

23. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. — М., 1996.

24. Юнг К. Психологические типы. — М., 1996.

25. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы