- Приёмы эффективного взаимодействия с обучающимися.
- Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками
- Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников
- Важные качества начинающего педагога
- Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?
- Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?
Приёмы эффективного взаимодействия с обучающимися.
Приёмы эффективного взаимодействия с обучающимися.
Подготовила: Конова Е.Ю.
Образование — процесс и высокий уровень владения человеческой культурой, которая представлена системой знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений и т.д. Благодаря образованию становится возможным формирование человека, обладающего знаниями, которые являются не только результатом его интеллектуальной деятельности, но и определяют его отношение к действительности.
Самообразование — целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний и умений, взглядов, убеждений, прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под влиянием личных и общественных интересов.
На современном этапе развития общества, образование ставит большие цели как перед учащимися так и перед учителем. Для достижения этих целей в ходе обучения целесообразно всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом. Такой вид взаимодействия условно можно разграничить по двум направлениям: воспитательное и обучающее.
Поговорим более подробно о первом направлении.
В процессе воспитания в школе можно выделить следующие группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:
проявление доброты, внимания, заботы;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
любое поощрение должно вызывать у ребенка положительные эмоции;
форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
всегда учитывайте состояние ребенка;
не унижайте ребенка;
соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
«авансирование личности» – предоставление ученику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
Обходное движение (прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко);
Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное — трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у учащегося правильного поведения.
Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
Вовлеченность в интересную деятельность.
Пробуждение гуманных чувств.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение ребенка. В этом суть флангового подхода.
Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Взаимодействие участников учебного процесса при обучающем направлении.
Информационное поле в области обучающих исследований поистине бесконечно и насыщено как информацией об исторических событиях, так и о новых открытиях, разработке различных устройств и технологий, поэтому выбор тем для проектной работы весьма широк. Учитывая этот факт, участникам образовательного процесса важно делать акцент на вовлечении их в совместную деятельность по подготовке и проектированию занятия, стимулировании творческой и поисковой активности учащихся, созданию и разработке различных проектных работ.
Учащиеся могут сыграть решающую роль при подготовке урока: выбрать интересующие их формы работы, принять участие в разработке учебного содержания, скорректировать тему урока в рамках предложенного ими направления.
В ходе учебного процесса очень важно существование доброжелательной атмосферы и вовлечение участников в активное взаимодействие: обсуждение, высказывание своего мнения и учёт мнения других; подготовка и защита проектов; проведение научных дебатов и конференций.
Источник
Рекомендации для начинающих педагогов: как выстроить отношения с учениками
Любой начинающий специалист сталкивается с трудностями. А учителя особенно, ведь им нужно не только разобраться в стандартах, программах, планах, учебниках, но и выстроить отношения с учениками, что без опыта выполнить непросто. Поговорим о том, как это сделать.
Педагогическое общение – основа эффективного взаимодействия учителя и учеников
Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстраивает отношения с учениками, с другой – управляет общением в детском коллективе.
Педагогическое общение охватывает и учебно-дисциплинарную, и личностно-ориентированную сферы. В первую очередь, для выстраивания взаимоотношений с классом молодой педагог использует речь. Именно словесные методы воздействия на детей позволяют учителю приобщить учеников к своим способам мышления.
► Эффективное взаимодействие учителя с учениками не должно характеризоваться как односторонние отношения. Это диалог, сотрудничество, в котором придерживаются следующих правил:
- прислушиваются к мнению друг друга;
- совместно принимают решения;
- несут ответственность за свои поступки и за работу всей группы.
Программа по теме:
620 часов (5 мес.)
Важные качества начинающего педагога
Какие отношения будут у учителя с учениками, во многом зависит от особенностей его личности. Чтобы выстроить деловое, но в то же время доверительное взаимодействие с классом, педагог должен обладать определенным набором качеств:
- личностными: открытостью, доброжелательностью, эмоциональной стабильностью и уравновешенностью, ответственностью, способностью к самоконтролю;
- организационными: справедливостью, последовательностью, честностью, уважением к чужому мнению;
- деловыми: демократичностью, умением заинтересовать окружающих своими мыслями и идеями;
- визуальными: гармоничным и аккуратным внешним видом, приятным голосом, сдержанными, но выразительными жестами и мимикой, общей привлекательностью.
► Стоит сказать и о профессионализме специалиста, ведь дети часто не идут на контакт именно из-за недоверия к знаниям молодого учителя. Любую дисциплину можно сделать интересной для учеников. Для этого нужно не только искренне любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Чтобы добиться этой цели, важно уделять большое внимание методике преподавания, подготовке к занятиям.
Какие ошибки допускают начинающие учителя в отношениях с детьми? Как их избежать?
Молодые специалисты часто жалуются на то, что дети их не слушают, не уважают, не соблюдают дисциплину на уроках, забывают о поручениях, грубят. Практически всегда причина кроется в неправильной модели педагогического поведения. Учитель отстраняет себя от учеников вместо того, чтобы выстраивать с ними партнерские отношения.
Модели ошибочного поведения начинающих педагогов могут быть разными. Вот самые распространенные из них:
- «Начальник». Такой педагог ставит себя выше детей, требует от них идеального послушания. Он постоянно подчеркивает свою силу и власть, правильность собственной точки зрения. Эта модель взаимодействия учителя с учениками характеризуется стремлением наставника давить на страхи и возможные ошибки детей. В итоге отношения между педагогом и детьми неискренние, в классе постоянно возникают бунты, конфликты и обиды.
- «Компьютер». Это закрытый, холодный педагог, который считает, что его главная цель – давать детям знания. Он не стремится выстроить с детьми близкие отношения, вникнуть в их проблемы, не раскрывается сам. Учитель-компьютер не дает оценки событиям, не высказывает свое мнение и не интересуется мнением учеников. В результате у детей снижается самооценка, из-за отсутствия положительных эмоций пропадает интерес к учебе, падают дисциплина и успеваемость.
- «Мученик». Такая модель взаимодействия учителя и учеников характеризуется стремлением избежать любых конфликтов. Ее выбирают педагоги, которые больше всего боятся душевного напряжения при разрешении спорных ситуаций. Учитель всегда выступает в качестве миротворца, взваливает на себя чужую работу и все равно испытывает постоянное чувство вины. Дети же реагируют на такое поведение педагога по-разному, но всегда деструктивно. Одни начинают манипулировать им, а другие, наоборот, скрывают свои проблемы, чтобы не расстроить учителя.
- «Приятель». Выбравший эту модель специалист хочет, чтобы дети относились к нему хорошо. Поэтому он всегда снисходителен, прощает любые проступки, противопоставляет себя другим взрослым, которые требуют, контролируют и наказывают. В результате у учеников не развивает чувство ответственности, они не хотят и не умеют планировать свою деятельность, отвечать за ошибки.
Сегодня оптимальным считается демократический стиль педагогического общения, и именно к нему нужно стремиться начинающему учителю. Такой подход формирует у детей положительное отношение к личности педагога и к школе в целом, развивает их самостоятельность, активизирует учебно-познавательную и творческую деятельность. Учитель-демократ доброжелателен, терпелив, на его уроках царит деловая, но теплая и дружественная атмосфера. Дети точно знают, чего от них хотят, но не боятся ошибиться, проявить инициативу, ведь контроль учителя ненавязчив, а вместо наказаний практикуются разъяснительные беседы. Учитель-демократ выстраивает отношения с детьми по типу «субъект-субъект», но при этом выступает не приятелем, а наставником, старшим товарищем, образцом для подражания.
Конфликты начинающего учителя с учениками. Почему возникают и как избежать?
Ошибки молодых педагогов часто приводят к открытому противостоянию с детьми. Нередко конфликты становятся затяжными, что сказывается на общей атмосфере в классе и на эффективности учебно-воспитательного процесса.
Чаще всего причинами конфликтов между начинающим педагогом и детьми становится:
- нежелание или неумение проанализировать поступок ученика, выяснить его мотивы, сделать правильные выводы;
- неспособность взглянуть на ту или иную ситуацию глазами ученика;
- неумелое разрешение конфликтной ситуации в классе;
- недостаточная ответственность учителя за принятые им решения.
Молодому специалисту нужно понимать, что у него и у детей разный статус и, соответственно, разный уровень ответственности за разрешение конфликтов. В отношениях учителя и ученика именно педагог должен брать на себя инициативу по устранению возникших разногласий. Для этого нужно:
- Сохранять спокойствие. Даже негативно настроенный к учителю ученик бессознательно копирует его поведение. Поэтому не нужно ругаться, повышать голос, а тем более применять физическую силу. Если вести себя сдержанно, доброжелательно, показывать свое желание решить конфликт, ученик «заразится» спокойствием педагога и быстрее пойдет на контакт.
- Выслушать ребенка. Детям, а особенно подросткам, очень важно, чтобы взрослые понимали их мысли и чувства. Иногда ученику нужно просто дать выговориться, чтобы он успокоился и сам пошел на примирение.
- Перевести конфликт в конструктивное русло. Например, если ученику не нравится позиция учителя по какому-то вопросу, можно предложить ему провести на ближайшем классном часу дискуссию по этой теме.
В любом конфликте педагог должен помнить, что его цель – не доказать свою правоту и не успокоить ребенка как можно быстрее, а сохранить доверительные отношения с учеником и показать ему, как грамотно решать спорные ситуации.
► Чтобы свести риск конфликтов к минимуму, нужно не только правильно выбирать модель педагогического поведения, но и стремиться к постоянному развитию своих личностных качеств и профессиональных компетенций. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов.
Источник