- «Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников как важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы» материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Формирование доверительных взаимоот-ношений между классным руководителем и учащимися учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формирование доверительных взаимоотношений между
- классным руководителем (педагогом) и учащимися
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников как важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
материал по теме
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете. | 81.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
«Взаимодействие классного руководителя с
условие повышения качества учебно-
8 класса, Попович О.Г.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками – важнейшее условие повышения качества учебно-воспитательной работы»
Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, который является основным звеном связи “дети – родители – учителя”.
Проблему взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками нельзя назвать новой, хотя ошибки, допущенные в межличностных отношениях той или иной стороной, осложняли учебно-воспитательный процесс.
Эта проблема актуальна, так как все классные руководители являются и учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.
Функции классного руководителя:
• Обеспечение жизни и здоровья обучающихся
• Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями
• Содействие освоению школьниками образовательных программ
• Воспитание у обучающихся патриотических чувств
• Формирование у школьников опыта гражданско-правового поведения
• Развитие социальной компетентности учащихся
• Программирование воспитательной работы с классом
Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников входят такие вопросы как:
— экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и проч. специфические черты коллектива и личности),
– организованность (обеспечение дисциплины и самодисциплины, самоорганизации класса),
— дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников, адресность педагогических вмешательств),
— последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.
В основе взаимодействия классного руководителя и учителей класса лежат:
- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса ;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместная работа по реализации намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
В ряде случаев необходимо организовывать и ндивидуальную консультацию учителя со специалистами , если у него возникают проблемы с ребенком.
Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т. к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
Оно необходимо для:
· Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
· Содействия при контакте с родителями учащихся;
· Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
Наиболее распространенными формами взаимодействия классных руководителей с учителями предметниками являются:
- знакомство с требованиями к учебному и предмету, изучение отношения учащихся к предмету, контроль за успеваемостью по предмету;
- изучение стиля, методов и приемов работы своих коллег с учащимися, выявление успехов, проблем, достижений, эффективных способов работы учителей со школьниками и родителями.
В то же время кл.рук-ль заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
- посещение классным руководителем уроков, с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.
- мини — совещание классного руководителя с учителями — предметниками, работающими в классе, Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, должны получать информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.
- приглашение учителей – предметников на родительские собрания, групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями — предметниками,
- индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками.
Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
Каждый классный руководитель должен самостоятельно определять периодичность, с которой он встречается с учителями и получает информацию о классе. А учителя вовремя информируют классного руководителя о возникновении проблемной ситуации.
- подготовка и проведение предметных недель и внеклассных мероприятий.
Кл. рук-ль привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности,
- обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем, проведение дней открытых дверей для родителей.
Многие наши ученики активно и результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях различного уровня, поэтому классный руководитель и учителя-предметники совместно осуществляют поиск средств и способов, обеспечивающих успешность в самореализации обучающихся.
Запомните , что классный руководитель – это не работа это образ жизни.
Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками»
В презентации показаны цели и задачи взаимодействия классного руководителя и учителей- предметников, основные направления их совместной деятельности. Эта проблема актуальна для любой школыЭ.
Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками
Приложение к презентации «Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками » (печатный вариант). Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выпо.
Проблемы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников
Вступление на педсовете по данной теме. Заранее был проведен опрос классных руководителей и учителей-предметников для выявления особенностей их взаимоотношений и взаимных ожиданий.Успешность достижени.
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и п.
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Данный материал поможет учителям в подготовке к педсовету.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями предметниками»
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном резуль.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками в школах пенитенциарной системы»
Важнейшей особенностью вечерних школ при ИУ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Это отвечает и современн.
Источник
Формирование доверительных взаимоот-ношений между классным руководителем и учащимися
учебно-методический материал
выступление на ШМО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на ШМО | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ШМО классных руководителей ноябрь 2017 выступление – Дёмкиной Л.Г.
Формирование доверительных взаимоотношений между
классным руководителем (педагогом) и учащимися
Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного.
Подросток формировался в достаточно стабильной системе так называемого «безоблачного детства». Благополучные факторы роста (ускорительное физиологическое взросление, значительная информированность, достаточно высокая материальная обеспеченность родителей, высокий образовательный уровень родителей) на жизнь подростков сказываются во многом отрицательно, так как у большинства части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием, для них характерны потребительское отношение к жизни, прагматизм. Не учитывать этого учителю в общении просто нельзя.
Нередко возникают ситуации, когда привычные для учителей и классных руководителей авторитарные, силовые приемы воздействия не только перестают действовать, но и вызывают сопротивление. Необходимо быть предельно внимательным и крайне осторожно относиться к сумятице мыслей ученика. Это требует от нас коллеги в общении со своими питомцами высокой педагогической культуры, выдержки, такта, а главное – понимания того, что и почему происходит с его подопечными.
На современном этапе классный руководитель является и воспитателем, и психологом, и частично тьютором. Как если не классный руководитель (конечно после родителей) знает своих подопечных, тесто связан с их родителями, знает все личные качества отдельно взятого воспитанника. Организуя работу с учащимися совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе, классный руководитель обеспечивает физическое и нравственное развитие каждого ученика, создает условия для его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации. Классный руководитель должен учитывать особенности учащихся своего класса, когда распределяет функциональные обязанности, когда происходит организация коллективных творческих дел. Не менее важной заботой классного руководителя – создание психологического микроклимата. Класс должен стать для школьника центром положительных эмоций. Оптимальная психологическая ситуация, когда учитель или классный руководитель не ощущает разницы в годах, настроен на ту же волну событий.
Социально-психологический микроклимат в классе, в котором я была назначена классным руководителем в 2013 году, менялся на протяжении всего года. В начале года 7 класса отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
С чего же я начала свою работу?
Были поставлены следующие задачи:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями.
- Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании.
- Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
- Продолжить работу по реализации программы здоровье сбережения обучающихся.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию, самообучению и самоанализу.
- Формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
- Создавать условия для формирования сознательного отношения к учению, развития познавательных интересов учащихся.
Для реализации этих задач, прежде всего, нужно было добиться доверительных отношений детей. Индивидуальное общение классного руководителя с учениками может быть осуществлено по любому поводу и в разных формах. Я проводила беседы после уроков, задушевный разговор в неофициальной обстановке о самом сокровенном, отдельно с девочками, с мальчиками, краткий обмен мнениями после какого-либо мероприятия. Постепенно дети ко мне стали привыкать, доверять, обращаться с просьбой.
После уроков, мы проводили вместе время: катались на коньках в Ледовом Дворце, играли в казаки-разбойники на свежем воздухе, играли в пейнтбол. Я проводила нравственные и тематические классные часы: «Урок нравственности «Жить с достоинством – что это значит?», « Милосердие – лучшее из качеств», «Разговор о воспитании. Когда какое слово молвить», открытое мероприятие «Традиции и обычаи русской семьи», классный час «Саморазвитие, самосознание, самовоспитание», «О вкусах не спорят, о манерах надо знать», классный час «Цель моей жизни» и другие, связанные с планом общешкольной воспитательной работы. При проведении мероприятий, чаепитий я оставалась как бы в тени, предоставляя возможность детям самим организовать общение и выбрать его форму, не глушить инициативу. И если я видела, что у ребят не получается общение, после мероприятия с инициативной группой мы решали как можно было бы избежать возникшую проблему.
В профессиональной деятельности, особенно педагогической, лучше исключить зримое проявление симпатий и антипатий, если хотите сохранить уважение и доверие своих воспитанников. Нужно относится ровно ко всем и вместе с тем удовлетворить желание каждого ребенка, чтобы его любили отдельно. Видеть индивидуальные особенности своих учеников, не «причесывать» всех под одну гребенку.
Беседа с учениками в присутствии родителей возможна и порой даже необходима, но при этом учитель должен быть особо осмотрительным:
— не должно быть никакого повышения голоса;
— наказание, если его необходимо применить, должно быть конкретным и не может быть растянуто во времени. Следует избегать обобщений типа: «Какой ты плохой, не делаешь уроков, плохо себя ведешь» или «Какая ты бестолковая, не можешь решить простой задачи». Вряд ли ребенок будет испытывать расположение к человеку, который его унизил, оскорбил;
— необходимо помнить о ранжировании наказания.
Для этого необходимо знать ребенка, родителей, домашнюю ситуацию, потребности, интересы, увлечения.
В индивидуальном общении с учащимися перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать этого ученика, открыть его таланты, обнаружить ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и всё наносное, что мешает проявить себя. Для этого нужен индивидуализированный стиль общения, способствующий формированию доверительных межличностных отношений.
— информация, полученная от ребенка, должна быть сохранена в тайне;
— не прибегайте к услугам словоохотливых детей, которые любят посудачить за спиной своих товарищей.
Важным психологическим условием оптимизации общения с любым учеником являются внимательность, проникновенность, неторопливость. Если ребенок тянется к вам, а ему в ответ: «Погоди, некогда, потом», то позже не удивляйтесь отчуждению и потери любознательности. Если уж действительно некогда, нужна реабилитация вашего поведения.
Индивидуальная беседа не должна строится по принципу: вопрос — ответ. Это разговор, в котором надо:
— уметь слушать и слышать;
— не бояться признания своей неправоты;
— уметь выразить удивление и благодарность собеседнику за приобретение новой ценной информации;
— не навязывать свою позицию, лучше убедить, подсказать, предложить решение в нескольких вариантах «Выбирай свой..».
В разговоре можно использовать факты из своей биографии, своего опыта, мнения друзей, знакомых. Это поднимает интерес к личности учителя, показывает доверительность, но…пользуйтесь этим приёмом очень осторожно. Не старайтесь чрезмерно хвалить себя, вспоминая собственное поведение в подобных ситуациях, не переоценивайте свой опыт. Следует помнить, что новые условия и ситуации выдвигают иные критерии и другие оценки.
Не бойтесь обращаться за помощью к школьному психологу, особенно это касается «трудных» детей. Вильям Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим – все зависит от того, как человек смотрит на ту или иную вещь. Ни в коем случае нельзя подчёркивать недостатки характера или внешних данных (рост, полнота и др.), ибо ребенок и сам их знает и испытывает определенный дискомфорт. Всегда есть за что подростка можно похвалить. Слабо успевая по математике, физике, химии, они прекрасно рисуют, танцуют, поют. Учителю необходимо все знать о своём ученике и не столько его наказывать, сколько противопоставит поступок позитивному, показать, что совершенный поступок не свойственен ему как спортсмену, музыканту, художнику. Оценка поведения не должна быть уничтожающей. Учитель должен быть скорее удивлен тем, что произошло. Этим вы показываете веру в ученика, огромную степень уважения к нему. Если все же появилась необходимость сделать замечание на уроке или внеурочное время, используйте шутку, иронию, сарказм, розыгрыш. На старшеклассников удачно действуют замечания, поданные в виде афоризмов, высказываний, изречений, взятых из литературных произведений, фольклора; учитель не раздражается, и для класса разрядка.
Остроумные замечания не забываются, ценятся, меткое слово вызывает уважение и некоторую «боязнь»- кому хочется попасть на язык остроумному учителю? Однако учитель должен иметь большой запас афоризмов, крылатый фраз, чтобы не повторяться.
И теперь, когда дети вам доверяют, уважают необходимо найти способы мотивации школьников, их стимулирование к активной познавательной деятельности. Разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то –предоставленной свободой. А самый действенный способ мотивировать учеников — использовать такие методики, которые дадут ребятам возможность самостоятельной, успешной деятельности, что поддерживает длительный интерес. Позвольте мне дать несколько советов, возможно, они вам пригодятся и как педагогам:
- Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки.
- Соотнесите успех ученика с его усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе. Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
- Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
- Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации. Наказание – модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Кроме того, наказывающий учитель вызывает неприятные эмоции, ученики начинают ненавидеть и бояться учителя, обманывают и хитрят (особенно если наказание сурово и кажется им несправедливым).
Будьте последовательны в применении наказания.
- Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
- Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
- Не преувеличивайте последствия проступка. Убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
- Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание. Настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
- Избегайте подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников. Наказывайте наедине.
- Наказание должно следовать сразу же за проступком.
Делайте предупреждение в спокойной манере.
- Говорите спокойно, но твёрдо.
- Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы услышите его от учеников.
- Постарайтесь остановить негативное поведение, а не выражайте неприязнь к ученику в целом.
Используйте наказание к конкретному нарушению.
- Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. Останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителю.
- Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
- Если школьник ведёт себя демонстративно, желая привлечь к себе внимание, удалите его на время из класса (при этом дверь должна быть открыта, а ученик находится в поле вашего зрения).
Наиболее действенным будет подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение: «Мне нравится, что вы работаете так спокойно». Он также устанавливает понятные правила и продолжает игнорировать нарушения. Эффект может быть позитивным. Только гибкое использование всех способов воздействия с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты. Важно найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять все их добрые начинания, достигнутые цели и стремление к учебе.
И последнее — задавайте такое домашнее задание, которое ребенок сможет выполнить. Во-первых, он должен понимать, как выполнить домашнее задание, а во-вторых, по времени ему необходимо потратить не более 35 минут на каждый предмет.
Это не более трети от сделанного на уроке.
Сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание:
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
С 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся
Данная презентация говорит не толко о принципах сотрудничества классного руководителя и учащихся, но и о психолого-педагогическом просвещении родителей, о вовлечении родителей в учебно-воспитательный .
план индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, имеющими трудности в развитии (неуспевающими)
План индивидуальной работыс учащимся 5 класса __________________на 2012-2013 учебный годЦель: осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психоф.
«Классный час как основа оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися».
Классный час как основа оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися.
выступление на МО.
Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни.
Работа классного руководителя с учащимися С(К)К по формированию здорового образа жизни. Актуальность работы в этом направлении вижу в том, как трудно современному подростку, девушке, юноше, жить в наш.
Воспитательная работа в старшей школе. Организация школьного мероприятия и разграничение функций между классными руководителями.
Как подготовить школьное мероприятие? Например, «Последний звонок» Какова роль завуча по ВР? Какова роль классных руководителей? Как составить тондем.
Классный час как основа оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися.
Сообщение о классном часе на ШМО классных руководителей.
Источник