Способ взаимодействия людей социальных общностей

Способ взаимодействия людей социальных общностей

Человек как биосоциальное существо неотделим от общества. В соответствии с этим он должен уметь налаживать связи с различными общественными группами.

Социальные отношения — совокупность общественных связей между людьми и группами людей, которые протекают согласно существующим в социуме законам.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку социальные отношения действуют по установленным в обществе порядкам, их внутреннее содержание неизменно. Сохранение стабильности социальных отношений регулируется социальным контролем (лишение свободы за нарушение порядка).

  • Субъект ⇒ Кто осуществляет отношения
  • Объект ⇒ Предмет возникновения отношений
  • Потребность ⇒ Необходимость субъекта обладать объектом
  • Интерес ⇒ Взаимно значительные и занимательные отношения между субъектом и субъектом
  • Ценности ⇒ Важные значительные идеалы взаимодействующих субъектов

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

Исходя из того, что социальные отношения осуществляются при участии непосредственно человека или групп людей, возникло определение «социальная общность».

Социальная общность — реальная группа людей, которая обладает определёнными признаками:

  • схожие жизненные условия;
  • единые потребности;
  • реальная совместная деятельность;
  • наличие собственной культуры;
  • система управления и самоуправления действиями группы;
  • осознание принадлежности к социальной группе.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку существуют различные социальные общности, социальные отношения также могут различными способами взаимодействовать друг с другом.

Контакт — вид отношений между двумя объектами или субъектами, без установления глубокой связи между людьми. Каждый индивид может быть легко заменён другим. Контакты бывают:

  • единичными (очередь в поликлинике);
  • регулярными (одни и те же люди в спортивном зале).

Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность.

Немецким социологом Максом Вебером были выделены четыре типа социального действия:

  • целерациональное — ориентировано на достижение конкретной цели без ограничений;
  • ценностно-рациональное — ориентировано на ценности человека, учитывается возможное причинение вреда людям при совершении действия (у разных людей могут не совпадать ценности);
  • традиционное — соответствие устоявшимся моделям поведения, которые не подвергаются критике;
  • аффективное — действие, совершаемое и зависящее от эмоционального состояния человека.

Согласно теории Макса Вебера, действие получает статус социального только в том случае, когда оно:

  • осмысленно (человек сам понимает цель своих действий);
  • мотивировано (у человека имеется важная и чёткая причина для совершения действия);
  • совершается с целью взаимодействия с другими людьми.

Взаимодействия — регулярно повторяющиеся действия людей по отношению друг к другу. Глубокая взаимосвязь между участниками. Взаимодействие бывает:

  • физическое (пожатие руки);
  • вербальное (пожелание доброго утра);
  • невербальное (кивок головой).
Читайте также:  Способы повышения кадрового потенциала организации

СФЕРЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Социальное взаимодействие осуществляется во всех наиболее важных сферах человеческой жизни:

  • семейной;
  • территориальной;
  • экономической;
  • демографической;
  • профессиональной.

Люди и группы людей могут взаимодействовать друг с другом посредством четырёх способов:

  • Сотрудничество. Взаимовыгодное взаимодействие, достижение совместной цели, налаживание дальнейших связей.
  • Соперничество. Стремление обогнать и ущемить второго участника, совместной цели нет, но каждый хочет овладеть тем же, что и соперник.
  • Конкуренция. Стремление обладать конкретными дефицитными благами, опередив соперника.
  • Конфликт. Столкновение различных интересов, позиций и взглядов индивидов, групп и социальных общностей.

Только после налаживания регулярного взаимодействия между субъектами можно говорить о возникновении социальных отношений.

Вы смотрели конспект «Социальные отношения (характеристика)».

Источник

Социальные группы и социальные общности

Содержание:

↑ Социальная общность

Социальные общности – это некие большие социальные образования, объединяющие своих членов на основании одного какого-либо значимого признака (территория проживания – территориальные общности; этнос – этнические общности; возраст – возрастные общности, такие как дети, молодёжь, люди среднего или зрелого возраста, «старики» и пр.) и способные разделяться на малые социальные сущности (малые общности и группы).

↑ Признаки социальной общности

  • наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;
  • наличие единых правил, норм;
  • солидарность;

↑ Виды (типы) социальных общностей

Территориальные – совокупности людей, проживающих на одной территории (дальневосточная общность, население города и деревни).
Этнические – совокупности людей, имеющих одни этнические корни, принадлежащие к одному этносу (территориально компактные этнические общности – японцы, французы; территориально разобщённые этнические общности – евреи).
Демографические – совокупности людей, образованные по принципу идентичности демографических характеристик (молодежь, женщины, женатые, бездетные).
Культурные (субкультурные) совокупности людей, объединённых одной культурой или принадлежащих к одной субкультуре (хиппи, панки,
хипстеры, геймеры; представители русской, японской культуры и т. д.).

По времени существования можно разделить общности на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры одного автобуса), длительные (от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения) и долговременные (от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

По степени связи между индивидами можно выделить тесно сплоченные общности (организации) и аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

По уровню солидарности можно разделить на

  • Множества (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы):

К множествам относятся категории — статистические совокупности индивидов, имеющих сходные социальные признаки (студенты, подростки, женщины, «новые русские», «бедные» и т.д.; агрегации — объединения людей, пространственно находящихся в одном месте (пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета, клиенты фитнес-зала и др.); массы — совокупности людей, характеризующиеся сходными (однородными), но не социальными действиями (люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы, сходным действием для них выступает паника; люди, стремящиеся носить одинаковую одежду, действие их объединяющее – следование моде и т. д.).

  • Контактные общности (в них воплощается реальная, но кратковременная солидарность)
Читайте также:  100 способов стать богом

Их формы: аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия коммуникатора (лектора, певца, актера и пр.) и реципиента (слушателя); толпы – общности людей, объединенных сиюминутным
настоящим (разновидности толп: случайная – зеваки на пожаре; обусловленная – очередь за билетами на спортивный матч; действующая – мятежники); социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей в общении, заботе о других, признании, престиже (встреча друзей, конференция
ученых, школьный бал). Социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей.

  • Групповые общности (или социальные группы ), в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность.

↑ Социальная группа

Социальная группа — объединение людей, занятых одной деятельностью, определённым образом взаимодействующих друг с другом, идентифицирующих себя с ней и признающихся её членами другими представителями этой группы.

↑ Признаки социальной группы:

  • внутренняя организация;
  • общая (групповая) цель деятельности;
  • образцы (модели) групповой деятельности;
  • внутригрупповая коммуникация;
  • интенсивные групповые взаимодействия (межличностные отношения);
  • групповые процессы (охватывают все изменения в группе, её развитие);
  • групповые ценности (универсальные и специфические);
  • групповые нормы (универсальные и специфические);
  • групповые формы социального контроля (поощрительные и запретительные санкции).

↑ Виды социальных групп

По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).

Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.

Вторичные социальные группы — разновидности больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования.

Итак, первичные группы ориентированы на установление взаимосвязи между ее членами, вторичные группы — на достижение цели.

По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:

Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.

Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.

Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).

Читайте также:  Самый простой способ погреба

По численности социальные группы делятся на малые (2—30 человек) и большие .

Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.

Отличительные признаки малой социальной группы:
– небольшое число членов;
– непосредственность общения между ее членами;
– общие интересы, цели и совместная деятельность;
– определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
– разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
– внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
– общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
– определенная структура организации и управления;
– групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

По степени открытости социальные группы делятся на открытые и закрытые .

Открытые – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.

Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.

Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

  • социально-классовые;
  • демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
  • этнические (нации, племена);
  • социально-территориальные (город, деревня);
  • профессиональные.

↑ Квазигруппа

↑ Виды квазигрупп

  • Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (передача и прием информации непосредственно или с помощью технических средств)
  • Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок группе или религиозному культу.
  • Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

↑ Различие между социальной группой и социальной общностью

Сегодня принято отделять социальные группы от социальных общностей на основании следующих признаков:

Источник

Оцените статью
Разные способы