- Как изучать английскую грамматику БЕЗ упражнений. Творческий подход — внедрение юнитов в главы своей книги
- Грамматика английского языка для начинающих, часть 1
- Личные местоимения в английском языке
- Множественное число в английском языке
- Артикли в английском языке
- Глагол to be
- Present Continuous Tense — настоящее длительное время
Как изучать английскую грамматику БЕЗ упражнений. Творческий подход — внедрение юнитов в главы своей книги
То, что грамматические упражнения скучны — это ещё четверть беды. Главная проблема состоит в том, что, выполняя их, вы не научитесь использовать конструкции в ваших текстах. Но если сразу их использовать, зачем тогда вообще нужны эти искусственные тесты? Может быть, следует выработать подход к обучению, в котором вы запоминаете всю теорию через практику и используете свой творческий потенциал?
Я провёл эксперимент — взял одну из самых сложных групп юнитов (Prepositions) в знаменитом учебнике «English Grammar in Use». На протяжении двух недель, я не решил НИ ОДНОГО упражнения, но написал небольшую книгу (6000 слов), в которую загнал всю теорию полностью из 16 юнитов и связал её с придуманными сценами. Также, по мере написания новых глав я повторял старые и ту теорию, которая в них встроена.
Результаты эксперимента оказались просто фантастическими! Помимо громадного роста навыка письма и увеличения активного запаса, я наблюдал, как некоторые конструкции входят в привычку и хочется их использовать потом ещё и ещё. После прохождения юнитов я решил всё-таки прогнать тесты для проверки и получил 94%. Т.е. письмо учит вас проходить тесты, но не наоборот!
Знаменитый учебник English Grammar in Use считается самым лучшим для изучения грамматики среднего уровня, однако с ним связаны два популярных заблуждения. Во-первых, он не учит вас письму. Он и не должен это делать. Главная его задача — изложить теорию, и с ней он нормально справляется. А как мы уже будем её использовать — это наша проблема. Надо также заметить, что Мерфи — это справочник. Если вы присмотритесь, то многие конструкции или даже правила отрабатываются всего одним или двумя упражнениями, причём это упражнения вида «вставь набор слов в набор предложений».
Второе заблуждение — куда более глубокое, и я прорешал всего Красного Мерфи и 30% Синего, перед тем как понял его. Тесты, по своей природе, предназначены для ПРОВЕРКИ знаний, а не для их укрепления и использования. Если вы используете теорию только во время решения тестов, то вы её забудете, как только перестанете решать их. Вы же не будете постоянно проходить тесты?
Да, вы можете попробовать заниматься письмом параллельно с решением тестов и использовать те конструкции, которые хорошо легли в голову во время выполнения упражнений. Но это же не эффективно! Пускай лучше вы их запомните во время применения в реальном тексте.
В тестах вы НЕ используете ваш творческий потенциал, который может приносить много удовольствия от обучения. Только задумайтесь, насколько же уродливы и ограничены эти грамматические упражнения! Вы можете и должны их выбросить.
Я потратил около 100 часов и провел около 10 различных экспериментов на разных юнитах. Не вдаваясь в подробности процесса, скажу, что была выработана окончательная методика FPR (Full Practice + Review). Суть её в том, что вам нужно использовать 100% теории на практике в некотором творческом проекте (книга), и каждый последующий день перечитывать ваш вчерашний текст и повторять теорию с отслеживанием связей.
Например, вы повторяете написанное вами предложение и увидели там конструкцию «pay by credit card». Следует вспомнить, что с ней связаны похожие конструкции «pay by cheque» и «pay in cash», и последняя является исключением. Вы читаете ваш текст дальше, видите конструкцию «pay in cash» и вспоминаете конструкцию «pay by credit card», которую вы использовали в начале текста. Если у вас хорошая память, вы можете потом закрыть абзац и постараться вспомнить, какие там конструкции были.
Достаточно ли однократного повторения для усвоения теории? Стоит ли перечитывать вашу учебную книгу ещё раз (через неделю-другую)? Я хотел, но забил. Итак всё отлично запомнилось. Когда я читаю художественную литературу, на каждой странице встречаю 1-2 конструкции, которые недавно проходил, и повторяю связанную с ними теорию.
О чём писать книгу? Самый лучший вариант — это вымысел на основе реального мира. Например, я написал историю про то, как российский военный вернулся в Санкт-Петербург после службы в 90-е годы, в тот же район, где я живу, посетил мою школу и известные мне места. И на всё это было насажено много-много-много грамматических конструкций и правил.
Вымышленные сцены очень сильно помогают запоминать грамматические конструкции. Например, я очень хорошо запомнил разницу между on/at/in the corner из выдуманной сцены. Тут и пополнение активного словарного запаса словом dishwasher, и грамматическая конструкция новая, и её реальное применение.
Главный герой сидит в столовой со своей знакомой, она показывает ему на посудомойку в углу (in). Потом он вспоминает, как он сам мыл посуду у себя на даче, где дом находится на углу улицы (at). А на другом углу улицы (on) — дом его лучшего друга.
Вам может показаться, что обилие однотипных конструкций в одном абзаце будет некрасиво, но на практике вы можете изловчиться и сделать запоминающееся переплетение этих конструкций. И при перечитывании текста вы сможете вспомнить что к чему, не заглядывая в учебник.
Надо добавить, что навык «прогибания» некоторой конструкции под контекст книги требует некоторое время на отработку (примерно неделя). Но он того стоит, поверьте. Грамматика настолько гибкая, что вы можете изловчиться и вставлять в каждое последующее предложение каждую новую конструкцию (или даже несколько), лишь изредка вставляя промежуточные предложения. Текст должен быть последователен, грамотен и логичен для вас. Слишком сильно прорабатывать его не стоит.
Я вам настоятельно рекомендую писать вашу книгу внутри Grammarly — это лучший веб-сервис для проверки и улучшения письменной речи! Он исправил тонны моих ошибок и сделал письмо значительно лучше.
Теперь по поводу времени. На 16 юнитов я потратил 21 час и большая часть времени уходила на то, что я исправлял ошибки (на которые указала Grammarly) и переводил слова с русского на английский, ведь мой навык письма и активный запас были позорно низкими (при общей начитанности в 6 книг и пассивном запасе 10 000). Но если поначалу я тратил 1,5 часа на юнит, то в конце всё очень сильно ускорилось, и на последние юниты ушло всего около 30 мин на каждый! Это просто потрясающе! Время, которое я трачу на письмо с отработкой 1 юнита, практически эквивалентно времени, потраченному на решение задачек и упражнений. При этом оно существенно приятнее и параллельно развивает другие аспекты письма, да и запоминание во много раз лучше.
Золотое преимущество методики FPR — это вхождение конструкций в привычку. Примерно 25% конструкций мне захотелось использовать ещё раз в той же книге (и я это сделал). В шапке статьи конструкция «on the whole» выделена зелёным не просто так. Ещё 25% связанных конструкций ждут своего часа.
Далее, мне стало интересно, насколько тестопригодны полученные по новой методике знания. У учебника «English Grammar in Use» есть приложение, которое позволяет нарезать тесты по группам юнитов. Я взял 70 вопросов по 4 на юнит и проверил себя. И это был успех. Для некоторых конструкций я даже помнил, как применял их в моей книге!
В общем, тесты должны знать свое место. Будьте творческой личностью, получайте удовольствие от обучения — и знания сами потекут внутрь вас.
Мне было бы очень интересно узнать ваше мнение об этой методике, ваши предположения об её улучшении и так далее, так что комментарии приветствуются.
Источник
Грамматика английского языка для начинающих, часть 1
Представляем вам первую статью из серии «Грамматика английского языка для начинающих». В этом цикле материалов мы решили изложить все правила кратко и простыми словами, чтобы начинающие «с нуля» или те, кто плохо помнит основы английского, смогли самостоятельно разобраться в грамматике, понять ее и применять на практике.
Не забудьте изучить следующие статьи из этой серии:
Также рассмотрите занятия по английскому языку в онлайн-школе «Инглекс». Это эффективно и удобно.
Личные местоимения в английском языке
Местоимение — слово, которое заменяет существительное. Местоимение не называет предмет или лицо, а лишь обозначает его. Есть несколько особенностей английских местоимений:
- I (я) в английском языке всегда пишется с большой буквы.
- He (он) и she (она) используются для обозначения лиц мужского и женского пола соответственно. Также они используются, когда вы говорите о своих домашних питомцах и вам нужно обозначить их пол.
- It (оно, это) используется для обозначения неодушевленных предметов, а также животных.
- We (мы) обозначает говорящего вместе с группой лиц.
- You (ты, вы, Вы) обозначает обращение «ты», обращение к группе людей «вы» и вежливое обращение к одному человеку «Вы».
- They (они) употребляется для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов во множественном числе.
У личных местоимений есть три основные формы:
Именительный падеж (Кто?, Что?) | Объектный падеж (Кому?, Кого?, Кем?) | Притяжательный падеж (Чей?) |
---|---|---|
I — я | me — мне, меня | my — мой |
he — он | him — ему, его | his — его |
she — она | her — ей, ее | her — ее |
it — оно (это) | it — ему/ей, его/ее | its — его/ее |
we — мы | us — нам, нас | our — наш |
you — вы, ты | you — вам, вас, тебя, тебе | your — ваш, твой |
they — они | them — им, их | their — их |
- Именительный падеж: местоимение обозначает предмет или человека, который совершает действие. При этом местоимение выступает в роли подлежащего.
I am a manager. — Я менеджер.
It (radio) is working. — Оно (радио) работает.
They are relatives. — Они родственники.
They (shoes) are dirty. — Они (туфли) грязные.
Объектный падеж: на местоимение направлено действие. Здесь местоимение выступает в роли дополнения и отвечает на вопросы «Кому?», «Кого?», «Кем?», а для неодушевленных предметов — «Что?».
Jim is writing a letter to me. — Джим пишет письмо (кому?) мне.
She is cooking for him. — Она готовит для (кого?) него.
I am looking at it (picture). — Я смотрю на (что?) это (картину).
Притяжательный падеж: местоимение показывает принадлежность предмета и отвечает на вопрос «Чей?».
Nick is my friend. — Ник (чей?) мой друг.
It’s your cup. — Это (чья?) твоя кружка.
He is washing her dishes now. — Он моет (чью?) ее посуду сейчас.
Советуем посмотреть это видео, чтобы лучше разобраться с формами местоимений:
Попробуйте пройти тест на употребление личных местоимений в английском языке, а после этого приступайте к следующему разделу.
Множественное число в английском языке
В английском языке, как и в русском, все слова делятся на исчисляемые и неисчисляемые. Это важно понимать при образовании множественного числа того или иного слова. Исчисляемые существительные обозначают те предметы, которые можно посчитать, например: table (стол), book (книга), apple (яблоко). Неисчисляемые существительные — это абстрактные понятия, жидкости, продукты и т. д., то есть то, что нельзя посчитать. Например: знания (knowledge), вода (water), мясо (meat), мука (flour). У этих слов нет множественного или единственного числа.
Исчисляемые существительные могут употребляться в единственном и множественном числе. Существительное в единственном числе обозначает один предмет, это та форма слова, которая указывается в словаре: apple — яблоко. Существительное во множественном числе обозначает несколько предметов: apples — яблоки.
Как образуется множественное число существительных:
Обычно множественное число имен существительных образуется путем добавления к слову окончания -s: book – books (книга – книги). Однако есть несколько особенностей правописания:
- Если слово заканчивается на -o, -s, -ss, -sh, -ch, -x, то добавляем окончание -es: hero – heroes (герой – герои), bus – buses (автобус – автобусы).
Исключения: photo – photos (фотография – фотографии), video – videos (видеозапись – видеозаписи), radio – radios (радио – несколько радио), rhino – rhinos (носорог – носороги), piano – pianos (фортепиано – несколько фортепиано), hippo – hippos (бегемот – бегемоты).
Если слово заканчивается на -f, -fe, то меняем окончание на -ves: knife – knives (нож – ножи), leaf – leaves (лист – листья), wife – wives (жена – жены).
Исключения: roof – roofs (крыша – крыши), giraffe – giraffes (жираф – жирафы), cliff – cliffs (утес – утесы).
В английском языке есть и слова-исключения, которые образуют множественное число не по правилам. Такие слова надо просто выучить наизусть, к счастью, их не очень много.
Единственное число | Множественное число |
---|---|
man — мужчина | men — мужчины |
woman — женщина | women — женщины |
child — ребенок | children — дети |
person — человек | people — люди |
foot — ступня | feet — ступни |
mouse — мышь | mice — мыши |
tooth — зуб | teeth — зубы |
sheep — овца | sheep — овцы |
Попробуйте пройти наш тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал.
Артикли в английском языке
В английском языке есть два типа артикля: определенный и неопределенный. Они не переводятся на русский язык. Перед существительным в единственном числе в подавляющем большинстве случаев надо ставить какой-то из этих артиклей.
Неопределенный артикль a/an используется только с исчисляемыми существительными в единственном числе: a girl (девочка), a pen (ручка). Если слово начинается с согласного звука, мы пишем артикль a (a girl), а если слово начинается с гласного звука, ставим артикль an (an apple).
Неопределенный артикль a/an употребляется в следующих случаях:
- Мы называем любой, какой-то неопределенный предмет, причем он у нас один, поэтому мы и используем артикль a, который произошел от слова one (один):
It is a book. — Это книга.
Мы впервые упоминаем предмет в речи:
I see a shop. — Я вижу (какой-то, один из множества) магазин.
Мы говорим о профессии человека или указываем на его принадлежность к какой-то группе:
He is a teacher. — Он учитель.
She is a student. — Она студентка.
Определенный артикль the мы ставим, когда речь идет о конкретном знакомом нам предмете. Этот артикль может стоять перед существительным в единственном или множественном числе.
Определенный артикль the употребляется в следующих случаях:
- Мы уже упомянули предмет ранее в своей речи:
I see a shop. The shop is big. — Я вижу магазин. (Этот) Магазин большой.
Считается, что определенный артикль произошел от слова that (тот), поэтому он и призван указывать на какой-то определенный, знакомый собеседникам предмет.
Мы говорим о предмете, который в данном контексте является единственным в своем роде, его невозможно спутать с чем-то другим:
Honey, I’m washing the car. — Дорогая, я мою машину. (в семье одна машина, поэтому мы говорим о конкретном предмете)
Look at the girl in the red dress. — Посмотри на девушку в красном платье. (мы указываем на конкретную девушку в определенном платье)
Мы говорим о единственном в своем роде предмете, другого такого не существует: солнце, луна, мир, президент Франции и т. д.:
The earth is our home. — Земля — наш дом.
В учебниках по английской грамматике вы можете встретить третий вид артикля — нулевой. Нулевой артикль — это отсутствие артикля как такового.
Мы не используем никаких артиклей, когда:
- Мы говорим о чем-то в общем:
Life is wonderful. — Жизнь удивительна. (мы говорим о жизни в общем как о явлении, а не о жизни какого-то человека)
Dogs are clever. — Собаки умные. (мы не говорим о конкретных собаках, а хотим отметить, что собаки — умные животные)
Мы говорим о времени года, месяце или дне недели в общем, не указывая на конкретный день недели / месяц / время года:
Summer is the hottest season. — Лето — самый жаркий сезон. (речь идет не о конкретном лете, а в целом об этом сезоне года)
Мы составили для вас пошаговую схему, согласно которой вы сможете выбрать нужный артикль. Ниже мы приведем пример того, как ей пользоваться.
Примеры:
- I need (a/the/-) pen. — Мне нужна ручка.
- Pen — ручка, исчисляемое существительное, ведь мы можем легко посчитать ручки.
- Слово pen в единственном числе, мы говорим об одной ручке.
- Мы говорим об определенном предмете? Если вам нужно что-то записать, вы просите любую ручку, а не какую-то определенную, значит, берем неопределенный артикль: I need a pen.
- (A/The/-) water in this cup is cold. — Вода в этой чашке холодная.
- Water — вода, неисчисляемое существительное, ведь мы не можем посчитать ее.
- Мы говорим о конкретной воде или воде в общем? Мы говорим о той воде, которая налита в чашку и стоит перед нами, то есть мы указываем своему собеседнику, что именно эта конкретная вода в чашке — холодная. Значит, берем определенный артикль: The water in this cup is cold.
А теперь предлагаем закрепить материал с помощью видеоролика и пройти тест по этой теме.
Если вы хотите узнать больше, читайте статью «Артикли в английском языке».
Глагол to be
В английском предложении всегда есть глагол. И если по-русски мы можем сказать «Я доктор», «Мэри красивая», «Мы в госпитале», то в английском языке это недопустимо: во всех этих случаях после подлежащего должен стоять глагол to be. Поэтому вы можете запомнить простое правило: если в предложении нет обычных глаголов, значит, нужен глагол to be.
У глагола to be есть три формы:
- Am добавляем к местоимению I, когда мы говорим о себе:
I am beautiful. — Я красивый.
Is ставим после местоимений he, she, it:
She is beautiful. — Она красивая.
Are употребляем после you, we, they:
You are beautiful. — Ты красивый.
Глагол to be в английском языке чаще всего употребляется в следующих случаях:
- Сообщаем, кем является человек (имя, профессия и т. п.):
I am a doctor. — Я доктор.
Сообщаем, каким качеством обладает человек или предмет:
Mary is beautiful. — Мэри красивая.
Сообщаем, где находится человек или предмет:
We are at the hospital. — Мы в госпитале.
Предложения с глаголом to be в настоящем времени строятся следующим образом:
Утвердительные предложения | Отрицательные предложения | Вопросительные предложения |
---|---|---|
Принцип образования | ||
I + am | I + am not (’m not) | Am + I |
He/She/It + is | He/She/It + is not (isn’t) | Is + he/she/it |
We/You/They + are | We/You/They + are not (aren’t) | Are + we/you/they |
Примеры | ||
I am a manager. — Я менеджер. | I am not a manager. — Я не менеджер. | Am I a manager? — Я менеджер? |
He is awesome. — Он великолепен. | He is not awesome. — Он не великолепен. | Is he awesome? — Он великолепен? |
She is a doctor. — Она врач. | She isn’t a doctor. — Она не врач. | Is she a doctor? — Она врач? |
It (ball) is red. — Он (мяч) красный. | It (ball) isn’t red. — Он (мяч) не красный. | Is it (ball) red? — Он (мяч) красный? |
We are the champions. — Мы чемпионы. | We aren’t the champions. — Мы не чемпионы. | Are we the champions? — Мы чемпионы? |
You are ill. — Ты болен. | You are not ill. — Ты не болен. | Are you ill? — Ты болен? |
They are at home. — Они дома. | They aren’t at home. — Они не дома. | Are they at home? — Они дома? |
Думаем, теперь вы готовы пройти тест и проверить свои знания.
Present Continuous Tense — настоящее длительное время
Present Continuous Tense чаще всего показывает, что действие происходит в данный момент.
В любом английском предложении есть подлежащее и сказуемое. В Present Continuous сказуемое состоит из вспомогательного глагола to be в нужной форме (am, is, are) и основного глагола без частицы to, к которому добавляем окончание -ing (playing, reading).
She is playing tennis now. — Она сейчас играет в теннис.
I am reading a novel at the moment. — Я в данный момент читаю роман.
Глагол to be в этом времени — вспомогательный глагол, то есть это слово, которое стоит перед основным глаголом (playing, reading) и помогает образовывать время. Вы встретите вспомогательные глаголы и в других временах, к этому виду глаголов относятся to be (am, is, are), do/does, have/has, will.
Обратите внимание на следующие слова-указатели времени Present Continuous: now (сейчас), at the moment (в данный момент), today (сегодня), tonight (сегодня вечером), these days (в эти дни), nowadays (в наши дни), at present (в настоящее время), still (до сих пор).
Утвердительные предложения во времени Present Continuous образуются следующим образом:
I + am + глагол-ing | He/She/It + is + глагол-ing | We/You/They + are + глагол-ing |
---|---|---|
I am playing. — Я играю. | He is dancing. — Он танцует. She is running. — Она бегает. It’s working. — Оно работает. | We are writing. — Мы пишем. You’re planning. — Ты планируешь. They’re reading. — Они читают. |
Обычно в этом времени к основному глаголу нужно просто дописать окончание -ing: walk – walking (гулять), look – looking (смотреть). Но некоторые глаголы меняются таким образом:
- Если глагол заканчивается на -e, мы убираем -e и добавляем -ing: write – writing (писать), dance – dancing (танцевать).
Исключение: see – seeing (видеть).
В отрицательных предложениях в Present Continuous вам нужно просто вставить частицу not между to be и основным глаголом.
She isn’t cooking at the moment. — В данный момент она не готовит.
You are not listening to me now. — Ты не слушаешь меня сейчас.
В вопросительных предложениях в Present Continuous вам нужно вынести глагол to be на первое место, а после него поставить подлежащее и основной глагол.
Is she cooking at the moment? — Она готовит в данный момент?
Are you listening to me now? — Ты меня сейчас слушаешь?
А теперь предлагаем пройти тест на употребление времени Present Continuous.
Мы представили вам 5 первых базовых тем английского языка. Сейчас ваша задача — хорошенько разобраться в них и максимально продуктивно проработать при помощи упражнений. Чтобы не нагружать вас сразу большим объемом грамматики, следующую статью из этого цикла мы выпустим через несколько недель. Подпишитесь на нашу рассылку, тогда вы точно не пропустите важную информацию. Желаем успехов в изучении английского!
Источник