Понятие и виды форм (источников) права. Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
— правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
— юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
│ Правовой обычай │ │ │ │ Юридический прецедент │
│ Нормативный акт │ │ Нормативный договор │
Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт — это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
│ Виды нормативных актов │
│ (по юридической силе) │
│ Законы ├──┴──┤ Подзаконные акты │
│ Конституция │ │ Указы и распоряжения │
│ конституционный закон │ │Постановления и │
Источник
uristinfo.net
Глава 14. Формы права
1. Понятие и виды форм (источников) права
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Одни авторы отождествляют данные категории, другие считают, что второе понятие шире первого. И, действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности; людей и: т, п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т. д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основных формы права:
нормативно-правовой акт — документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.);
правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора);
юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т. д.); нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). В отличие от договоров-сделок данные соглашения не носят персонифицированного, индивидуально-разового характера, их содержание составляют общие правила поведения (нормы). В отличие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами, данные договоры — результат соглашения равноправных субъектов по поводу деятельности, представляющем их общий интерес.
2. Понятие и виды нормативных актов
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,
учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
3) федеральные законы — акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;
4) законы субъектов федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов:
1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
2) постановления и распоряжения Правительства РФ акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
6) локальные нормативные акты — предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от правового положения субъекта правотворчества различают нормативные акты:
иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
акты субъектов Российской Федерации;
акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия существуют нормативные акты:
Источник
Виды форм (источников) права.
Тема: Форма (источник) права
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”.
Виды форм (источников) права.
Нормативно – правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.
Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов.
Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”
Некоторые ученые предлагают четко различать форму и источник права. При этом под источником права понимается установление государством правовых норм, а акты, в которых эти нормы содержатся, называют формами права. Многие авторы, рассматривая внешние формы права, определяют их как источники права[1].
Формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения(Малько А.В., Матузов Н.И.)[2].
Форма права – это способ внешнего выражения норм права, благодаря которому право становится доступным для восприятия. Форма права соотносится только с содержанием права. Ее назначение – упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
Теория права оперирует также понятиемисточник права, с помощью которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обуславливают правовые нормы.
Под источником права следует понимать:
1. источник в материальном смысле(материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей, общественные отношения и т.п.);
2. источник в идеологическом смысле(совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, то есть различные правовые учения и доктрины, правосознание, правовая идеология и т.д.);
3. источник в формально-юридическом смысле –это и есть форма права.
“Под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли” (Баранов В.М., Русинов Р.К., Сальников В.П., Семитко А.П.)[3].
Источники права— официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права[4] (Петров А.В.).
Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм[5].
Виды форм (источников) права.
1. Правовой обычай – это правило поведения, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством[6] (Цыганов В.И.).
Правовой обычай — санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы[7] (Петров А.В.)
Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев составляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, с помощью которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества. Сфера применения правового обычая сужается в современном мире. Правовой обычай – это основной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой (системой обычного права – страны Центральной Африки, Мадагаскар). Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления в законе. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Правовые обычаи применяются в Кодексе Торгового Мореплавания, банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования.
2. Правовой прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы (Цыганов В.И.)[8].
Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятия по нему решения не на основе конкретных норм права, а по усмотрению правоприменителя с соблюдением установленных процедур, при этом оставаясь на почве права, его принципов. Исторически прецедентное право возникло в Древнем Риме. Правовые прецеденты делятся на судебные и административные.
Судебный прецедент (от лат. praecedens — предшествующий).
Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которому придается нормативный характер[9] (Цыганов В.И.).
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел (Петров А.В.).
Прецедентом становится не все решение, а его суть, правовая позиция судьи. Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской правовой системой (в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии и др.). В этих странах судебный прецедент признается господствующим источником права и лежит в основе всей правовой системы. Во многих других государствах судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе. На основе судебных прецедентов вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.
3. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ особой формы, принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентным) органом государства и содержащий нормы права.
4. Договор нормативного содержания –соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.
Договор нормативного содержания – соглашение между двумя и более правотворческими субъектами, содержащее нормы права (Цыганов В.И.).
Он является основным источником международного права. В ряде случаев договор нормативного содержания используется во внутригосударственном праве (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор о создании Российской Федерации 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т.д.)
5. Религиозные источники– это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха), Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда), Иджма (конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульман), Кияс (рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).
6. Правовая доктрина – это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана, Папиниана, Гая, Модестина и др.) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Правовая система России не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.
7. Общие принципы права –руководящие положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств: при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.
Источник