- Связь подлежащего и сказуемого. Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры
- Что такое подлежащее и сказуемое
- Связь подлежащего и сказуемого
- Типичная ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры
- Как проверить, есть ли ошибка согласования подлежащего со сказуемым?
- В каком роде? Сложные случаи согласования подлежащего со сказуемым
- В каком числе? Сложные случаи согласование подлежащего со сказуемым
- Согласование подлежащего со словами ряд, большинство, меньшинство, несколько
- Разновидности грамматических ошибок
Связь подлежащего и сказуемого. Нарушение связи подлежащего и сказуемого. Примеры
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — грамматическая ошибка, при которой используется неправильная форма сказуемого: не тот род, число или лицо.
Пример ошибки: Любой, кто сдает ЕГЭ, должны помнить о согласовании. Подлежащее — любой, единственное число. Сказуемое — глагол в форме множественного числа должны.
Правильный вариант: Любой, кто сдает ЕГЭ, должен помнить о согласовании. Теперь и подлежащее, и сказуемое даны в единственном числе — любой должен.
При решении ЕГЭ по русскому языку эту ошибку нужно уметь найти, чтобы успешно выполнить задание номер 7.
Что такое подлежащее и сказуемое
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу.
Подлежащее обозначает предмет или лицо, о котором говорится. Отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое обозначает действие или состояние этого лица или предмета. Отвечает на вопросы что сделал? что делает? что будет делать? каков он? что о нем говорится?
Летящей походкой ты вышла из мая.
Кто? Ты. Это подлежащее.
Что сделала? Вышла. Это сказуемое
При синтаксическом разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой, сказуемое — двумя чертами.
Связь подлежащего и сказуемого
Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица.
Согласование подлежащего и сказуемого. Пример
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мы видимо четкое согласование подлежащих со сказуемыми. Мчатся тучи. Луна освещает. Небо мутно. Ночь мутна. В каждом из случаев используется одно и то же число, лицо, род.
Но соответствие грамматических форм не всегда обязательно:
Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (А.С. Пушкин). Здесь есть соответствие форм числа, но разные формы рода.
Наш удел — вечные хлопоты. Здесь неизбежно несоответствие форм числа.
Типичная ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — грубая грамматическая ошибка.
Ошибка в том, что не совпадает число подлежащего и сказуемого, не совпадает род подлежащего и сказуемого или не совпадает род подлежащего и сказуемого.
Пример нарушения связи между подлежащим и сказуемым
Ошибка: Повествование в романе ведутся от имени трех рассказчиков.
Подлежащее — повествование. Единственное число.
Но сказуемое ошибочно дано во множественном числе — ведутся.
Правильный вариант — и подлежащее, и сказуемое использованы в единственном числе:
Повествование в романе (что делает?) ведется от имени трех рассказчиков.
Ошибка: Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.
Подлежащее дано в единственном числе — каждый. Сказуемое дано во множественном числе — увидели. Налицо рассогласование подлежащего со сказуемым.
Правильный вариант: Каждый, кто бывал в Москве, (что делал?) видел Кремль.
Как проверить, есть ли ошибка согласования подлежащего со сказуемым?
Проверьте, согласовано ли сказуемое с подлежащим, а не с второстепенным членом предложения. Сказуемое нужно согласовывать именно с подлежащим, а не с другими словами.
Род, число и лицо сказуемого должны совпадать с родом, числом и лицом подлежащего.
В каком роде? Сложные случаи согласования подлежащего со сказуемым
Если подлежащее — существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, или существительное общего рода, род сказуемого определяется из контекста.
К нам приехала профессор из Америки.
Вася, ты ужасный плакса!
Если подлежащее — сокращение и аббревиатура, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
СССР распался в 1991 году. (СССР — союз, мужской род)
Местоимения кто, никто, кое-кто употребляются с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Никто нам этого не говорил.
В каком числе? Сложные случаи согласование подлежащего со сказуемым
Единственное число, если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
К нам приехал двадцать один студент.
Единственное число, если подлежащее имеет только единственное число: молодежь, крестьянство, народ, студенчество.
Народ проголосовал за принятие новой конституции.
Единственное число, если подлежащее имеет в своем составе слова много, немного, мало.
Много веков прошло с тех пор.
Единственное число, если перед подлежащим есть частицы только, лишь.
Лишь небольшая часть граждан участвовала в выборах.
Согласование подлежащего со словами ряд, большинство, меньшинство, несколько
В каком числе должно быть сказуемое, если подлежащее содержит слова большинство, меньшинство, несколько, ряд? Например: большинство избирателей, несколько человек, ряд организаций.
В единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов
Большинство одобряет политику президента.
На заседании присутствовало меньшинство.
В единственном числе, если речь идет о неодушевленных предметах
Большинство поправок не вызывает возражений.
Меньшинство школ перешло на новую систему.
Во множественном числе во всех остальных случаях.
Ряд министров выступили за продолжение реформы. (Подлежащее — одушевленное существительное).
Часть собранных средств пойдут на благотворительность. (При подлежащем есть причастие или придаточное со словом который).
Источник
Разновидности грамматических ошибок
Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
- Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
- Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Вид ошибки
Словообразовательные
Искажение слов
разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.
Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи
Ошибочное образование формы прилагательного
Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;
По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;
Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.
он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;
особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;
Ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым,
Нарушение границы предложения
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.
Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.
Обычно молодежь является носителями передовых идей.
Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);
Порфирий был любимцем с детства матери.
Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):
В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица “всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.
Разрушение ряда однородных членов
Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.
Пропуски необходимых слов.
Владик прибил доску и побежал в волейбол.
Ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной и подчинительной связи.
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.
Источник