Понятие культуры речи
Культура речи — часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.
Что же подразумевает понятие «культура речи»?
Словосочетание «культура речи» применяется в трех основных значениях: Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М., 1988.
1. Культура речи — это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении — это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
2. Культура речи — это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.
3. Культура речи — это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Первое значение словосочетания «культура речи» определяет предмет изучения определенной отрасли филологии. Второе и третье значение определяют культуру речи как совокупность и систему ее нормативных коммуникативных качеств, знание и овладение которыми является целью изучения этой дисциплины студентами. В этом смысле «культура речи» тождественно понятию «культурная речь», «хорошая речь».
Исследователи выделяют три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Первый, важнейший аспект — нормативный. Языковая норма — это центральное понятие культуры речи. Культура речи, прежде всего, предполагает соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями, говорящими или пишущими, в качестве «идеала», образца. Норма является главным регулятором речевого поведения людей. Однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т. е. удовлетворяла все потребности коммуникации. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения литературных норм, но не достигающих цели. Обеспечивается это тем, что норма регулирует в большей мере чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Поэтому вторым важным качеством культуры речи является коммуникативная целесообразность — это умение находить, в языковой системе для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму. Выбор необходимых для данной цели и в данной ситуации языковых средств — основа коммуникативного аспекта речи.
С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий — этический аспект культуры речи. Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект куль туры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу. Речевой этикет включает речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т. д. Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей. Все вышеизложенное позволяет принять предложенное Е. Н. Ширяевым определение культуры речи: «Культура речи — это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».
Студентка второго курса Института Русистики ТГУ
Горгадзе Мариам
Источник
Функции языка в культуре.
Функции языка в культуре.
Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты» , в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. «Текст» здесь — не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт важную для людей информацию. Им может быть вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.
Важнейшей из используемых людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или современных естественных языков — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу культуры говорящего на нём народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.
Язык — это способ выражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.
Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяснения. Так вошли в язык многие научные термины, например «кванты» , «гены» , «волны вероятности» и др.
Изобретение знаковых систем записи информации — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который фиксировался в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность же позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Тексты, документы сберегаются в архивах, библиотеках, делающих накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное время.
По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека — это его «визитная карточка» .
Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать собственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непосредственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник должен догадаться. Этому помогают определённые формы поведения, близкие к ритуалу.
Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочения опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.
Источник
функция языка в культуре
Функции языка в культуре.
Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты» , в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. «Текст» здесь — не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт важную для людей информацию. Им может быть вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.
Важнейшей из используемых людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или современных естественных языков — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу культуры говорящего на нём народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.
Язык — это способ выражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.
Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяснения. Так вошли в язык многие научные термины, например «кванты» , «гены» , «волны вероятности» и др.
Изобретение знаковых систем записи информации — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который фиксировался в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность же позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Тексты, документы сберегаются в архивах, библиотеках, делающих накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное время.
По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека — это его «визитная карточка» .
Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать собственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непосредственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник должен догадаться. Этому помогают определённые формы поведения, близкие к ритуалу.
Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочения опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.
Источник
Исследовательская работа » Речь — показатель культуры человека «
Речь — показатель культуры человека
Автор: Епанчинцева Алеся
ученица 6 б класса
БОУ г. Омска «Гимназия 9»
Грушевская Антонина Григорьевна
учитель русского языка и литературы
БОУ г.Омска «Гимназия № 9»
Часть I . Основные сведения о речи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1.1 Значение речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Часть II . Речь -показатель культуры человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 19
Современный человек имеет большой круг общения, он стремится привлечь внимание к своей личности, произвести впечатление, утвердиться в глазах окружающих. Человек, имеющий языковое чутье, безупречно выстраивающий свою речь, обладающий знаниями в области коммуникации, однозначно вызовет интерес к своей личности. Тема работы «Речь -показатель культуры человека» актуальна. По тому, как человек разговаривает, можно определить степень его культуры. А культура неразрывно связана с историей страны, литературой, искусством, таким образом , речь нужна во всех областях жизни человека — чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, в транспорте, в магазине, в кругу сверстников. Данная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование. Безусловно, для осуществления главной цели работы необходимо опираться на живую человеческую речь, которая и является объектом данного исследования .
Предмет : значение речи современного человека , её роль в
формировании речевой культуры человека .
Таким образом, цель состоит в том, чтобы на основании изучения научной литературы, собственных наблюдений за речью окружающих, выявить уровень культуры современных людей .
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач :
1) изучить литературу по данной проблеме;
2)познакомиться с различными источниками современной речи;
3)выявить положительные и отрицательные стороны современной речи .
Гипотеза : чаще речь современного человека находится в прямой зависимости от его окружения.
В работе применялись следующие методы:
метод количественного подсчета.
Часть I . Основные сведения о речи.
Речевое поведение – это своеобразная визитная карточка каждого из нас. Л.Н.Толстой говорил: «Слово есть поступок», а значит, продолжим мысль классика: какие слова мы произносим – такие поступки и совершаем. Итак, речь – это непременное качество любого человека. Поэтому очень важно развивать в себе привычку говорить правильно, чтобы не вызывать в глазах собеседников недоумение. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека.
1.Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
2.Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
3.Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
4.Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Глава 1.1 Значение речи
Изучая литературу, историю, мы знаем о речевом этикете человека Древней Руси. Тогда сын не говорил отцу небрежное: «Привет». Он заходил в дом, снимал шапку, вставал на одно колено и только потом обращался с речью: «Изволь, отец…». И мы понимаем, что в ней не могло быть грубости, пошлости …Только почитание и уважение. Сейчас мир сильно изменился.
Никто не рождается с готовой речью . Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека, -результат опыта, жизни, воспитания.
Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.
Речь человека неразрывно связана с его духовным развитием и внутренней культурой.
Мы провели анкетирование среди жителей микроучастка ,расположенного рядом с гимназией (Приложение 1)
В нашем исследовании было установлено процентное соотношение речи человека с его духовным развитием и внутренней культурой .
43% считают речь современного человека- частью общей культуры . По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре ; 35% считают речь современного человека его портретом ;
22 % считают речь непременным качеством любого человек
Рисунок1. Соотношение речи человека с его духовным развитием и внутренней культурой
Часть II . Речь — показатель культуры человека
Грамотная речь современного человека – фундамент языковой культуры; без нее не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Для эпохи дохристианской Руси характерны были термины из старославянского языка: ведать (знать), волхвовать (колдовать) . Затем после становления христианства в разговорной речи русских людей появились в изобилии церковные термины: Богоматерь, богослов, благовещение, Воздвиженье, благочестие, крещённый, креста на тебе нет. Отделение церкви от государства, разрушение храмов, отмена преподавания закона божьего в учебных заведениях привела к исчезновению указанных выше слов из речи. Появились слова: урядник, трактирщик, истопник, трапезная. Интонация речи – специфическая черта разговорного стиля для каждой эпохи. В 17-19 веках с развитием театрального искусства интонацию стали рассматривать как важный элемент сценической речи [1].
Эпохи миновали, однако все наиболее типичные стили разговорной речи остались в книгах. Для нашего 21 века существуют свои особенности разговорной речи.
Необходимо отметить, что лексикон современного молодого человека, а зачастую и в преклонном возрасте претерпел существенные изменения в связи с некоторым засорением и обогащением речи. Приложение 2.
Закономерное развитие языка, его творческое обогащение надо отличать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет его все то, что искажает и огрубляет нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, и речевую практику средств массовой информации – прессы, радио и телевидения. Это канцеляризмы и штампы речи, ненужные заимствования из других языков, неуместные профессионализмы и, конечно же, случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.
Например , шмон, наехать, отмазать, закосить, наколоть… Эти отдельные словечки, бездумно используемые нашими современниками для выразительности речи, несут в себе заряд психологии и мировоззрения уголовного мира – «паханов» (хозяев) и «шпаны» (их рабов, подчиненных), Стилистически неразборчивое и подверженное вульгаризации речевое употребление разрушает выразительную структуру языка и показывает отсутствие культуры . Многие культурные люди осознают, насколько опасна эта угроза родному языку, может быть, она остановит нас всех, заставит задуматься, научит чему-то писателей, журналистов, ученых, педагогов, общественных деятелей? Высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании – важная часть общей культуры каждого из нас, одно из условий повышения культуры народа. В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся языке, происходит интенсивное сближение традиционно – книжных средств выражения с обиходно – разговорной стихией. Однако известное «раскрепощение» и обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к её огрублению и вульгаризации.
В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают особое и актуальное значение. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
Высокая культура языка и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего – является действенным инструментом культурного и духовного обустройства всей жизни. Безусловно, каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.
Характерные особенности разговорной речи отражены на всех уровнях языковой системы: её звучание отличается неполнотой произношения (када, вместо когда,щас, вместо сейчас, драсть (здравствуйте); дай чем вытереться (подай полотенце), маршрутка, зачётка, страховка (вместо маршрутное такси, зачётная книжка, страховое свидетельство) [6].
По-настоящему культурный человек должен усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой деятельности, овладеть нормами литературного языка, его богатством.
«Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)» [3].
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.
Следующим свойством речи является выразительность. Главное условие выразительности — наличие у человека своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Под выразительностью, как правило, подразумевается оригинальность, неповторимость, неожиданность. Именно в этом плане выразительное слово способно вызвать интерес и одобрение тех, кому предназначается вся речь. Степень точности и выразительности слова зависит от нескольких факторов: индивидуальности автора речи, особенностей адресата, от ситуации, в которой используется то или иное слово. Точность и выразительность слова находит свое выражение в коммуникативном аспекте речи. Эти качества слов призваны не только лишь просто помочь адресату понять речь, смысл слова, но и понять это как можно более полно, более адекватно выраженному смыслу. Точным слово становится лишь тогда, когда человек, его употребляющий, знает точно, что именно он хочет сказать, выразить, объяснить, чего хочет добиться. Это же относится и к выразительности слова. Если все слова в нашей речи будут точными и выразительными, то речь в целом будет удачной, понятной, правильной, культурной и эффективной. Выразительность и точность употребляемых слов характеризует культуру и образованность человека, который использует эти слова в своей речи. Степень точности и выразительности определяет и оценивает тот человек, который читает или слушает. От выразительности и точности каждого отдельного слова зависит качество всей речи в целом. Правильность и культура речи каждого образованного человека зависит и от этих факторов. Лексически правильная речь всегда точная и выразительная. Это необходимо знать и помнить каждому человеку.
Современная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения. Огромную роль в речи современного человека играет интонация. В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. Говорят: «вопросительная интонация», «утвердительная интонация» и др. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм. Повышающаяся интонация , характерная главным образом для английской речи. Русский язык всегда отличался понижающейся интонацией в повествовательных предложениях. Теперь же все, переняв чужую манеру, заканчивают каждую фразу на повышении. В речи современного человека появилось огромное количество иностранных слов. Существует такое понятие, как
«заимствованные слова» — это те слова, которые пришли в русский язык вместе с предметом или явлением, которое они обозначают (например, «сейф», «бренд», «принтер»). Но когда есть благозвучные русское слово, точно отражающее суть, использование «заграничного» названия выглядит крайне странно:—«креативность « вместо « творчество« и т.д. Мы считаем заимствования обогащают лексическую базу, и независимо от желания ученых ограничить влияние других языков заимствование неизбежно. Разносчиками «иностранщины» становятся носители языка, а бороться с такой стихией можно только академическим нормированием языка и постепенной осторожной заменой их неологизмами. А так,мы , конечно, противник использования иностранной лексики в тех случаях, когда в языке уже есть подобные слова.
Исследуя речь современного человека , мы пришли к выводу: языковая культура как человеческая ценность — понятие вневременное, она имеет очень большое значение в профессиональной деятельности человека. Добрые, тактичные, вежливые люди всегда были, есть и будут. Их много, значительно больше, чем невоспитанных и грубых. Подходя к кассе и рассчитываясь за товар, практически в любом торговом зале мы слышим от оператора: «Здравствуйте. Спасибо за покупку». Приятно! Не правда ли? В салоне сотовой связи работают консультанты, молодые парни и девушки, которые встречают клиентов с улыбкой, обладают неплохой дикцией, готовы дать любую информацию о товаре . Правда, очень часто в некоторых магазинах можно наблюдать нарушение орфоэпической нормы, например: «Возьмите наш катАлог». Если приходишь на приём к врачу, то видишь добрый взгляд, слышишь заботливое: «Что вас беспокоит?». Всегда выслушают, дадут рекомендации. Порой тёплая, ласковая речь является лучшим лекарством. Любому из нас приятно обратившись к юристу, услышать грамотный исчерпывающий ответ.Несомненно, речевая культура имеет очень большое значение в жизни человека, в его профессиональной деятельности. Если он умеет разговаривать с людьми, вести диалог, идти на компромисс — с ним интересно, его уважают, у него много друзей. Такой человек всегда востребован в обществе. Нами были проведены наблюдения за устной речью учащихся с 5-11 классы. Результат нашего исследования показывает , что говорящих без ошибок — 35%; с небольшим количеством ошибок 55% и 10% допустили огромное количество ошибок.
В заключение необходимо подчеркнуть, что речь современного человека должна не только содержать лексикон сокращённых терминов, но соответствовать языковым нормам, не засоряться словами-паразитами (короче, я говорю, именно, вот так вот и др.), обладать выразительностью, содержать интонации и термины из самых разных эпох. Это несомненно украсит, обогатит её и придаст утраченную поэтичность.
Речь современного человека должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение . Ни для кого не секрет, что грамотная речь украшает человека. Но чаще всего в повседневной жизни, на Новый год или другой праздник можно встретить довольно ограниченный лексикон, изобилующий различными сленговыми или даже нецензурными выражениями. Литературный язык постепенно становиться редкостью. Таким образом , в результате проведенного исследования гипотеза научной работы подтвердилась – чаще речь современного человека находится в прямой зависимости от его окружения.
Словарь ненормативной лексики
Базар – разговор, обсуждение какой – либо темы;
Бухой – человек в невменяемом состоянии;
Блин – (слово – паразит) имеет междометную функцию;
Все в шоколаде – все хорошо;
Выеживаться – выпендриваться, привлекать к себе внимание;
Источник