Способ выражения грамматического значения числа

Значение категории числа и способы выражения

Категория числа — это словоизменительная грамматическая категория, выражающая в противопоставлении соотносительных форм единственного/множественного числа значение единичности/множественности предметов. Формы единственного числа указывают на один предмет, формы множественного числа — на два и более предметов.

Основным средством выражения значения числа является флексия, причем одновременно она выражает значение рода (в ед. числе) и падежа, город — города, дуб — дубы, береза — березы, озеро — озера.

Совместно с окончанием в выражении грамматического значения числа могут участвовать:

— суффиксы (при этом происходит их чередование, усечение или наращение): котенок — котята (чередование) крестьянин — крестьяне (усечение) сын — сыновья (наращение);

— чередования фонем в основе: ухо — уши;

— ударение: оʹзеро — озёʹра, ногаʹ — ноʹги.

При образовании форм числа может иметь место супплетивизм: ребенок — дети, человек — люди.

Все названные средства относятся к синтетическим, используются также и аналитические способы — формы согласования, которые актуальны, прежде всего, для несклоняемых существительных, старинное трюмо — старинные трюмо, огромное фойе — огромные фойе.

По отношению к категории числа все существительные могут быть разделены на следующие группы:

1) слова, имеющие формы обоих чисел (изменяющиеся по числам): гора — горы, окно — окна;

2) слова, имеющие форму только ед. числа (singularia tantum), но значения числа у них нет, так как обозначаются несчитаемые предметы: воздух, сахар;

3) слова, имеющие форму только мн. числа (pluralia tantum); количество предметов при этом может быть либо неопределенным (один или несколько): ножницы, грабли,либо значения числа нет вообще, так как обозначаются несчитаемые предметы: отруби, макароны;

4) слова не имеют показателей числа, значение числа неопределенно и может быть выражено в тексте только синтаксически: красивоебра —красивыебра,при отсутствии таких показателей число существительного установить нельзя: купилибра.

Значение грамматической категории числа обусловлено, с одной стороны, действительностью, с другой — структурными возможностями языка. Слова, имеющие формы обоих чисел и представляющие наиболее многочисленную группу лексем, в формах ед./мн. числа обычно отражают реально существующее количество предметов и явлений. Существительные, имеющие формы только ед. числа, обнаруживают тенденцию к тому, чтобы использовать предоставляемые структурой языка возможности образования форм мн. числа, но при этом возникают различные семантические и функционально-стилистические сдвиги, так, формы вещественных существительных соли, сахара, кислоты, горохи, пески, снегаи др. указывают или на различные сорта вещества и используются в профессиональной сфере, или на большие пространства, занятые веществом.

Формы мн. числа отвлеченных существительных в целом характеризуются конкретизацией значения, используются также в профессиональном и в газетно-публицистическом стиле: инициативы, заготовки, сложности, поставкии др.

Источник

Основные способы выражения грамматических значений

Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству способов выражения грамматических значений. Основными среди них являются: аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы, интонация, служебные слова, порядок слов.

Аффиксация

Главным средством выражения грамматических значений для многих языков мира (русский, белорусский, английский, французский, немецкий, турецкий, узбекский и др.) является аффиксация. Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений. (Аффиксы, как известно, используются также для словообразования, выражая в этом случае словообразовательное значение). Так, многие грамматические значения русского глагола (лицо, род, число, время) выражаются окончаниями и суффиксом -л-: работа-ю, работа-ешъ, работа-em, работа-ем, работа-ете, работа-ют, работа-л, работа-л-а, работа-л-о, работа-л-и.

Значения совершенного и несовершенного видов глагола в русском языке может выражаться приставками, например: писать — написать, делать — сделать, читать — прочитать, строить — построить. Окончания, суффиксы и префиксы используются в русском языке для выражения грамматических значений прилагательных: красный, красн-ая, красн-ое — выражается соответствующий род и именительный падеж, красив, красив-а, красив-о, красив-ы — род и число, красив-ее, добр-ее, умн-ее — сравнительная степень, кра-сив-ейш-ий, добр-ейш-ий, умн-ейш-ий, наи-красивейший, наидобрейший, наи-умнейший — превосходная степень. Широко употребляется аффиксация и при выражении грамматических значений у других частей речи. Она выступает одним из главных способов выражения грамматических значений в русском языке.

Читайте также:  Гумат 9 микроэлементов способ применения для помидор

В ряду аффиксов конечная флексия оказывается очень важным средством выражения грамматических значений для большого количества языков. Например, окончаниями выражаются грамматические значения глагола в английском, немецком, французском, испанском и многих других языках. Широкое распространение конечной флексии в языках дает основание делить языки мира на флективные и нефлективные.

Грамматическое значение в слове может быть выражено и нулевым аффиксом, например, нулевым окончанием в словах дом, город, лес, сад, ученик и т.д. Нулевой показатель в грамматике имеет такую же формальную силу, как и положительные показатели. В системе грамматических форм он противопоставляется наличию формальных показателей, обретая тем самым в грамматических оппозициях свое грамматическое значение. В приведенных примерах нулевая флексия выражает значения именительного падежа, единственного числа и мужского рода у существительных, то есть нуль выражает сразу три грамматических значения. Нулевой грамматический показатель присутствует и в синтаксических конструкциях. Например, в выражениях типа Столмебель, Розы — цветы присутствует нулевая глагольная связка, которой в материальном выражении соответствуют формы есть и суть: Стол есть мебель; Розы суть цветы.

Чередования звуков в корне

Грамматические значения могут выражаться также чередованием звуков в корне, которые иногда называют внутренней флексией. Такие чередования звуков не обусловлены их фонетической позицией. Вместе с тем не всякое чередование звуков в корне, не обусловленное их фонетической позицией, является грамматически значимым. В русском языке имеется масса так называемых исторических, или традиционных, чередований, не обусловленных в современном языке фонетической позицией. Их называют историческими потому, что они происходили в тот или иной исторический период развития языка и не объясняются его современным состоянием.

Эти чередования не выражают сами по себе грамматических значений, например, пеньпня, деньдня, сон — сна, бегу — бежишь, пекупечешь, сухой — суше и т.д., а лишь сопровождают образование тех или иных грамматических форм, выступая в качестве обязательных по традиции. Подобные чередования образуют особую область языкознания — морфонологию, которая изучает все явления нефонетических чередований звуков. В качестве грамматически значимого способа чередования звуков в русском языке используются редко, например, при выражении видов глагола: заморозитьзамораживать, упросить — упрашивать, выкормитьвыкармливать, назвать — называть, избежать — избегать, собиратьсобрать и т.д.

Заметнее роль звуковых чередований в передаче грамматических значений в таких языках, как английский, немецкий, арабский, в некоторых африканских языках, в языках североамериканских индейцев. Например, в немецком языке перегласовка гласного в корне (умлаут) используется для образования формы множественного числа многих существительных: Mutter — мать, Mütter — матери, Bruderбрат, Brüder — братья, Tochter — дочь, Töchte r- дочери, Ofen — печь, Öfen — печи и т.д.; в английском языке перегласовка гласных также иногда оказывается показателем множественного числа, например, tooth — зуб, teeth — зубы, mouse — мышь, mice — мыши и т.д.

Ударение

Одним из способов выражения грамматических значений является ударение. В русском языке такой способ можно наблюдать при выражении грамматического значения совершенного и несовершенного видов в глаголах: срéзать — срезáть, ссыпать — ссыпáть, выноситъвыносúть, нарéзать — нарезáть, высыпать — высыпáть и т.д. Важным в русском языке является этот способ при различении падежа и числа в некоторых именах существительных: землú- зéмли, стены— стéны, рукú- рýки, ногú- нóги, трубы— трýбы, дóма- домá, гóрода- городá, пáруса — парусá, хýтора — хуторá и т.д. В английском языке глагол и существительное могут различаться только местом ударения в слове, например: progréssпрогрессировать, prógress -прогресс, impórt — импортировать, ímport — импорт и т.д. В разных языках грамматический способ ударения играет различную роль, что зависит от вида и типа ударения в языке. В языках с фиксированным одноместным ударением невозможны противопоставления типа отмеченных выше русских пар слов. Музыкальное ударение всегда может служить средством выражения грамматических значений.

Читайте также:  Пошаговый способ приготовления лагмана

Супплетивизм

В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней. Подобное выражение грамматических значений с помощью других корней называется супплетивизмом (от лат. suppleo, suppletum — пополнять, дополнять), а сами формы носят название супплетивных. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений считается непродуктивным. Супплетивным способом, например, выражается грамматическое значение косвенных падежей личных местоимений (я — меня, ты — тебе, оним, мынас), значение множественного числа некоторых существительных <ребенок - дети, человек - люди), грамматическое значение совершенного вида ряда глаголов (брать — взять, говорить — сказать, искать — найти), значение сравнительной степени отдельных прилагательных (хороший — лучше, плохой — хуже).

Иногда серьезную проблему представляет отграничение супплетивизма от внутренней флексии, так как и в том, и в другом случае грамматическое значение выражается изменением фонемного состава корневой морфемы. И хотя считается, что при супплетивизме изменение охватывает весь корень целиком, а при внутренней флексии — лишь часть корня, на практике существует много промежуточных случаев, требующих определения какого-то минимума корня, остающегося неизменным. А.А. Реформатский рассматривал, например, в качестве супплетивных такие формы, как поросенок — поросята, козленоккозлята, армянин -армяне, дворянин — дворяне, хозяин — хозяева, другдрузья, брат — братья, звенозвенья и т.д., где не весь корень подвергается изменениям. Супплетивизм часто рассматривают как явление исключительное и архаичное, так как выражение грамматических значений при помощи отдельного корня слишком усложняет систему языка.

Повторы

Повторы, или редупликации (от лат. reduplica-tio — удвоение), состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова, что связано с выражением грамматического значения. Повторы могут осуществляться без изменения звукового состава слова или с частичным изменением его. В ряде языков повтор применяется для выражения множественного числа, например, в китайском, малайском, корейском, армянском и других языках: китайское жень — человек, жень-женъ — люди, син — звезда, син-син — звезды; малайское orang — человек, orang-orangлюди; корейское saramчеловек, saram-saram — каждый из людей; армянское gund — полк, gund-gund — много полков.

В русском языке повторы употребляются как средство усиления интенсивности действия или признака, а также длительности, многократности действия: да-да, нет-нет, еле-еле, чуть-чуть, добрый-добрый, большое-большое, думал-думал, высоко-высоко, ходишь-ходишь, просишь-просишь. Б.Н. Головин предполагает, что в русском языке существует особое грамматическое значение усилительности, которое и выражается повторением слова, обозначающего усиливаемый признак. В русском языке имеется множество звукоподражательных повторов типа ку-ку, мяу-мяу, кап-кап, хрю-хрю и эмоционально-насыщенных образований типа тяп-ляп, тары-бары, шуры-муры, фигли-мигли, гоголь-моголь, шурум-бурум, которые А.А. Реформатский называл «чудными» словами со значением ‘неопределенной совокупности’. Возможно, что образования последнего типа представляют собой подражания тюркским повторам, выражающим значения собирательных существительных. Например, в казахском языке жылкы значит лошадь, а жылкы-мылкы — лошади и другой скот (лошадьё), кулак — кулак, а кулак-мулаккулачьё и т.д.

Интонация

Средством выражения грамматических значений может служить интонация. В некоторых языках, например, китайском, вьетнамском, интонация используется для различения как лексических значений слова, так и грамматических. В русском языке интонация также является в отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений в слове. Например, глагол в форме инфинитива может выступать в повелительном наклонении, будучи произнесенным с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию: встать! сесть! лечь! стоять! молчать! бежать! закрыть! и т.д.

В русском языке интонация как средство выражения грамматических значений широко используется в предложении. Типом интонации отличаются между собой повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, с помощью пауз внутри предложения показывают группировку членов предложения, выделяют вводные слова и выражения, могут различать простые и сложные предложения.

Читайте также:  Кровавая мэри способ вызова

Служебные слова

Грамматические значения могут выражаться как внутри слова — это аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы и интонация, так и вне его — это интонация, способы служебных слов и порядка слов. Первый ряд способов называют синтетическим (от греч. syn-thetikos — основанный на синтезе, объединяющий; synthesis — соединение, сочетание, составление), второй — аналитическим (от греч. analytikos — основанный на анализе, разъединяющий; analysis — разложение, расчленение).

При синтетическом типе лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова. Так, в слове рука лексическое значение выражено основой рук-, а грамматические значения именительного падежа, единственного числа, женского рода — флексией -а. При аналитическом типе лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение. Лексическое значение выражается словом, а функции выражения грамматических значений берут на себя вспомогательные языковые средства — служебные слова: вспомогательные глаголы, предлоги, союзы, частицы, артикли. Например, в русском языке значение будущего времени у глаголов несовершенного вида выражается аналитически: лексическое значение глаголов выражается формой инфинитива, а грамматические значения числа, лица и времени спрягаемой формой глагола быть.

Смешанный, или гибридный, тип выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического типов. Так, в русском языке грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически — падежной флексией и аналитически — предлогом <на машине, в доме, в лесу, о земле, об аварии и т.д.).

Многие языки объединяют оба типа выражения грамматических значений — синтетический и аналитический, но при этом один из типов всегда оказывается преобладающим. К языкам преимущественно синтетического строя относятся латинский, санскрит, русский, литовский, немецкий и другие языки. В языках преимущественно аналитического строя — английском, французском, испанском, датском, новогреческом, болгарском и других — преобладает аналитический тип выражения грамматических значений, основным способом которого являются служебные слова.

В ряду служебных слов функцию выражения грамматических значений в индоевропейских языках часто выполняет артикль. В английском языке артикль the является показателем имени существительного, он отличает его от глагола и других частей речи, например: the act- дело, to act- действовать, the copyкопия, to copy — копировать и т.д. В немецком языке артикль указывает на род и число имен существительных.

Порядок слов

В языках, в которых нет форм словоизменения (или они используются редко) и слово обычно сохраняет одну и ту же форму, порядок слов выступает очень важным способом выражения грамматических значений. Например, в английском языке предложение имеет очень твердый порядок слов, в котором на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение, на четвертом — обстоятельство, то есть место, на котором стоит слово в высказывании, оказывается фактором, выражающим его грамматическое значение. Предложения the man killed a tigerчеловек убил тигра и the tiger killed the manтигр убил человека получают противоположный смысл переменой мест подлежащего и дополнения. Важную грамматическую роль порядок слов играет также в таких языках, как китайский, французский, болгарский.

Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматических значений. Так, в предложениях Мать любит дочь и Дочь любит мать, Бытие определяет сознание и Сознание определяет бытие, Трамвай задел автомобиль и Автомобиль задел трамвай значение именительного падежа создается постановкой существительного на первое место; на первом месте существительное играет роль подлежащего, на последнем — дополнения.

В каждом языке и на каждом этапе его развития количество используемых грамматических способов и их регулярность различны: одни являются преимущественными, используются чаще, чем другие, иные могут вовсе отсутствовать.

Источник

Оцените статью
Разные способы